Пермский национальный исследовательский
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

Гуманитарный факультет

кафедра Экономика и финансы

 

Методический материал

 «Экономическая оценка инвестиционного проекта в программном продукте Project Expert »

Пермь

201 8
Оглавление

Основные сведения о программном продукте Project Expert 3

Этапы работы с программой. 3

Разделы программы.. 3

Проект «Производство мебели». 5

Исходные данные для построения модели проекта в Project Expert 5

Построение модели проекта. 6

Раздел Проект. 7

Раздел Компания. 8

Раздел Окружение. 9

Раздел Инвестиционный план. 11

Назначение кнопок программы Project Expert 13

Раздел Операционный план. 14

Раздел Результаты.. 18

Раздел Финансирование. 24

Раздел Анализ проекта. 27

Построение графиков. 31

Создание отчета о проекте. 32

«WHAT-IF анализ» - дополнительная программа. 33

Требования к выполнению контрольной работы.. 35

Список использованной литературы.. 35

 




Основные сведения о программном продукте Project Expert

Этапы работы с программой

В условиях ограниченных ресурсов разработка бизнес-планов и оценка экономической эффективности проектов становятся обязательными инструментами при принятии решения о реализации инвестиционных проектов. Программный продукт  Project Expert  компании «Эксперт Системс» позволяет смоделировать будущие решения без потери инвестированных средств.

С помощью Project Expert исходные данные о планируемой операционной деятельности, обеспечивающих ее инвестициях и привлеченных финансовых средствах автоматически преобразуются в итоговые финансовые отчеты (отчет о движении денежных средств, баланс, отчет о прибылях и убытках), таблицы прогнозных финансовых показателей, различные управленческие отчеты и графики.

Разработка бизнес-планов, оценка и реализация инвестиционных проектов с Project Expert проходит в несколько шагов:

Шаг 1. Построение финансовой модели проекта, с получением прогнозных финансовых отчетов.

Шаг 2. Определение на ее основе объемов капитальных вложений и оборотного капитала, необходимых для финансирования проекта. Разработка стратегии финансирования.

Шаг 3. Оценка инвестиционного проекта, включая количественную оценку проектных рисков.

Шаг 4. Создание бизнес плана, подготовка текстовой части документа, включение в нее необходимой прогнозной финансовой отчетности, графиков и диаграмм.

Шаг 5. Отслеживание хода фактического выполнения инвестиционного проекта, внесение корректив в реализацию.

Разделы программы

Для удобства ввода данных и оценки полученных результатов программа состоит из разделов, заполнив которые пользователь проходит все шаги работы с программой, обозначенные выше. При построении модели пользователь вводит исходные данные о проекте и его окружении, а программа автоматически проверяет корректность вводимых данных во время проведения расчета, что позволяет избежать грубых ошибок.

Программный продукт Project Expert состоит из следующих разделов:

· Построение модели проекта;

· Финансирование;

· Анализ проекта и формирование отчетов;

· Отслеживание хода выполнения проекта.

Разделы Project Expert в свою очередь разделены на закладки, каждая их которых предназначена для формирования модели, ее изучения и исследования, а также получения наглядных отчетов о проекте. Рассмотрим подробнее разделы и закладки программы:

Раздел «Построение модели проекта». Закладки этого раздела отражают последовательность создания финансовой модели проекта при вводе в них количественных и стоимостных данных:

· Проект – ввод общей информации о проекте: продукты (услуги), которые собираемся производить, когда начать продавать. Здесь задается способ представления данных в итоговых таблицах и отчетах и некоторые параметры расчетов;

· Компания – отображение учетной политики и структуры компании. Кроме того, для действующей компании необходимо задать имеющиеся на момент начала проекта имущество и источники его формирования;

· Окружение – ввод параметров экономического окружения: ставок налогов, налогооблагаемых баз и периодичность налоговых выплат, инфляционные ожидания, прогнозируемая динамика ставки рефинансирования и темпов роста/падения валютных курсов.

· Инвестиционный план – создание перечня этапов по реализации проекта и соответствующие им затраты и приобретения активов;

· Операционный план – моделирование основной производственной деятельности, через ввод  прогнозов цен и объемов продаж, тенденций их изменений, условий оплаты. Прогнозирование объемов производства и предоставления услуг, ввод прямых издержек на материалы и комплектующие, полуфабрикаты, труд, их ценообразование, сезонность и пр. Обозначение общих (операционные, административные, сбытовые) издержек.

Раздел «Финансирование» предназначен для определения необходимого объема капитала, параметров и сроков привлечения собственного и заемного капитала, условий использования привлеченных средств, учета других поступлений и выплат, включая выплату дивидендов.

Раздел «Анализ проекта и формирование отчетов» предназначен для анализа созданной модели проекта и печати отчетов.

· Результаты – содержит автоматически формируемые на основании модели три основных финансовых отчета: баланс, отчет и прибылях и убытках и, построенный прямым методом отчет о движении денежных средств (Кэш-Фло), инструменты для создания дополнительных форм управленческой отчетности. Раздел позволяет создать структуру отчетов для их печати, который позволяет распечатать бизнес-план, включив в него текст, таблицы и графики.

· Анализ проекта – содержит финансовые показатели и интегральные показатели эффективности инвестиций. Позволяет провести анализ чувствительности, безубыточности, статистический анализ, оценку эффективности вложений в проект для различных участников.

Раздел «Отслеживание хода выполнения проекта» представлен закладкой Актуализация.

Данный раздел предназначен для ввода фактических значений денежных поступлений и выплат, кроме того пользователю предоставляется возможность анализировать отчет о движении денежных средств с учетом фактических данных и сравнивать фактические данные таблицы Кэш-Фло с плановыми.



Исходные данные для построения модели проекта в Project Expert

Описание проекта:

Предлагается создать предприятие по производству мягкой мебели и продавать ее комплектами (диван и кресло). Проведенные маркетинговые исследования подтвердили возможность продажи 30 комплектов мебели в месяц по цене 34 000 руб.

Начало проекта планируется на 01.06.2018.

Требование собственника по окупаемости проекта – не более 3 лет, т.о. период расчетов принят 3 года, по доходности – 20%.

Подготовительный (инвестиционный) период длится 2 месяца.

Срок выход на планируемые объемы продаж – составляет 4 месяца.

Необходимо подтвердить целесообразность открытия данного предприятия, обосновав это с помощью расчетов, выполненных в Project Expert.

Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью

Упрощенная система налогообложения: УСН – 15% (доходы-расходы), страховые взносы – 30,2% (ФОТ).

Курс доллара на начало проекта:  59 руб.

 

Таблица 1. Этапы инвестиционного периода:

Наименование этапа Стоимость, руб. Длитель-ность, дни Начало Окончание
Регистрация ООО 16 000

14

01.06.2018

15.06.2018

Косметический ремонт цеха 195 000

24

01.06.2018

25.06.2018

Приобретение оборудования 650 000

15

15.06.2018

30.06.2018

Наем и обучение сотрудников 25 000

20

25.06.2018

15.07.2018

Приобретение автомобиля 390 000

10

15.06.2018

25.06.2018

Изготовление выставочных образцов 25 000

14

15.07.2018

29.07.2018

 

Начать производство и продажи планируется с 01.08.2018 г. Для оборудования и автомобиля срок полезного использования – 5 лет.

Таблица 2. Объем сбыта, комплекты:

месяц от начала проекта

1

2

3

4

5

6

7

объем, компл.

0

0

6

12

18

24

30…

Таблица 3. Постоянные затраты (ежемесячные)

Наименование Сумма, руб. Периодичность выплат
Юридические и бухгалтерские услуги 9 000 Ежемесячно, весь проект
Транспортные расходы 16 000 Ежемесячно, весь проект
Тепло, вода и эл. эн-я 12 000 Ежемесячно, весь проект
Продвижение (печать визиток, каталогов) 40 000 Ежемесячно, весь проект
Связь (Интернет, телефон) 3 000 Ежемесячно, весь проект
Арендные платежи 50 000 Ежемесячно, со 2 месяца проекта
Ремонт автомобиля 20 000 Ежемесячно, с периода производства

Таблица 4. Заработная плата

Должность Кол-во ЗП сотрудника Периодичность выплат
Директор 1 50 000 Ежемесячно, весь проект
Менеджер по продажам 1 МРОТ[1] + 2 % от выручки Ежемесячно, весь проект
Начальник цеха 1 30 000 Ежемесячно, с периода производства
Рабочий 6 23 000 Ежемесячно, с периода производства
Дизайнер 1 25 000 Ежемесячно, с периода производства

Таблица 5. Переменные затраты

Наименование материала Цена за единицу измерения Расход на 1 комплект Запасы материалов, %
Обивочная ткань 220 руб./м 30 м 15
Материал для каркаса 600 руб./м3 2 м3 15
Сдельная заработная плата рабочих 2000 руб.    

Построение модели проекта

Запустить программу, открыть диалог Новый проект – меню ПроектНовый

Заполнить начальную информацию о проекте (Рисунок 1). Эта информация печатается на титульном листе и колонтитулах отчета, создаваемых программой:

· Название – Данные, определяющие проект (название предприятия, краткая характеристика проекта).

· Вариант – Учебный, Основной, Первый…

· Автор – разработчик (фамилия, группа или организация).

· Дата начала и длительность – от 2 месяцев до 100 лет. Все предусмотренные проектом операции, связанные с производством, сбытом или финансированием, не должны выходить за пределы установленного здесь периода.

 

Рисунок 1. Диалог «Новый проект

Назначить имя файлу проекта – обязательное поле Файл, без этого назначения программа не будет работать. Для назначения файла проекта используйте кнопку Пролистать. В списке справа выбрать Устройства – диск D:. В поле Имя файла вместо знака * указать название создаваемого файла.

Только после того, как вы правильно назначите файл проекта, откроется рабочее окно программы, которое состоит из 9-ти закладок: Проект, Компания, Окружение и т.д. Каждая закладка программы представлена детально в виде блоков (кнопок внутри закладки), открывая которые будем вводить информацию о проекте, согласно шагам, обозначенным выше.

Рисунок 2. Рабочее окно программы

Раздел Проект

Раздел Проект – в разделе осуществляется ввод общей информации о проекте: какие продукты (услуги) собираемся производить, когда необходимо начать их продавать. Кроме того, в разделе задается способ отображения данных в итоговых таблицах и отчетах и некоторые параметры расчетов;

Заголовок - эта информация уже введена в окне Новый проект, в случае необходимости она может корректироваться.

Отображение данных

Масштабнастроить отображение данных в таблицах программы по месяцам до конца проекта.

Использовать разделитель 1000удобно просматривать таблицы в Project с включенной командой, а при копировании таблиц в MS Excel ее необходимо отключать, чтобы в MS Excel появилась возможность проводить операции над цифрами.

Итоговые таблицы – установить количество дробных знаков – 2.

Таблица КЭШ-ФЛО – не дисконтировать строки.

Настройка расчета

Ставка дисконтирования - необходимо ввести значение ставки дисконтирования, рассчитанной для проекта. Для данного проекта принята ставка дисконтирования 20%.

Детализация - отметить кнопкой «Выделить все» все параметры для того, чтобы они в дальнейшем были доступны для детализации. Анализ «Точка безубыточности» также не будет рассчитываться в том случае, если не выделены все объекты.

Список продуктов – перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта. (Наименование, ед.изм., дата начала продаж).

Для учебного проекта ввести данные, как на рисунке.

Рисунок 3. Ввод данных о продуктах (услугах) проекта

Текстовое описание - этот блок есть в разделах Проект, Компания, Окружение, Инвестиционный план и Операционный план. Блок предназначен для построения текстовой части бизнес-плана. Последовательность запрашиваемых программой данных соответствует общепринятой структуре и содержанию бизнес-плана.

Для ввода текста необходимо в поле Раздел обозначить раздел бизнес-плана, в который необходимо будет включить этот текст, затем, выбрав соответствующий заголовок, ниже вводите описание. Обращайте внимание на комментарии и подсказки программы в правой части диалогового окна.

При формировании отчета текст может быть включен в нужный раздел бизнес-плана.

Защита проекта: блок предназначен для управления правами доступа к файлу разных участников проекта, поставив пароли на открытие, чтение или актуализацию файла проекта.

Раздел Компания

Данный раздел предназначен для ввода данных, которые отображают финансовое состояние предприятия на дату начала проекта, в рамках которого осуществляется проект.

 

Стартовый баланс

Построение модели проекта начинается с задания условий реализации проекта. Существуют два варианта этих условий:

1. Реализация данного проекта предполагает создание нового предприятия, которое имеет "нулевой" стартовый баланс, тогда все вновь создаваемые активы предприятия заносятся в модель проекта через закладку Инвестиционный план.

2. Реализация данного проекта планируется на базе существующего предприятия, тогда для построения модели проекта необходимо внести информацию о начальном финансовом состоянии действующего предприятия в блок Стартовый баланс. В нем детально описываются статьи активов и пассивов баланса на дату начала проекта.

В учебном примере рассматривается вновь создаваемое предприятие – блок Стартовый баланс не заполняется.

Банк. Систем учетаосновные правила учета финансовой деятельности.

 

Общепринятый порядок учета определяет начало финансового года в январе.

 

В списке Принцип учета запасов может быть выбран один из трех возможных методов учета запасов сырья, материалов и комплектующих, а также запасов готовой (в том числе, незавершенной) продукции, находящейся на складе предприятия: FIFO, LIFO или "по среднему".

Выбор принципа учета может оказать заметное влияние на финансовые результаты в отдельные периоды деятельности предприятия.

 

Команда Показывать в балансе оборудование, полученное в лизинг позволяет отразить специфику учета лизинговых операций. Так законодательство некоторых стран требует "постановки на баланс" лизингового оборудования. Российские правила учета не обязывают к «постановке на баланс" лизингового оборудования, порядок учета определяется условиями сделки. Имущество, полученное в лизинг, отображается в строке баланса "Имущество в лизинге".

 

Структура компании

Раздел используется в случаях, когда необходимо провести анализ деятельности не только предприятия в целом, но и отдельных подразделений.

По умолчанию в диалоговом окне компания представлена в виде основного элемента.

Чтобы добавить для анализа продукт или подразделение, воспользуйтесь кнопками внизу диалогового окна.

Если продукт включен в подразделение, то все связанные с ним доходы и издержки учитываются при расчете финансовых результатов подразделения. Продукт может быть поделен между несколькими подразделениями. В этом случае при расчетах учитывается доля подразделения в производстве и сбыте продукта.

Продукты можно связать непосредственно с компанией.

В момент включения продукта в список автоматически устанавливается величина 100%. Ее можно изменить и ввести меньшее значение, если в выпуск данного продукта вносят вклад и другие подразделения. Если продукт, частично закреплен за какими либо подразделениями, то его доля автоматически устанавливается максимально возможной так, чтобы сумма всех долей равнялась 100%[2].

Раздел Окружение

Этот раздел предназначен для описания внешней финансово-экономической среды, в которой планируется реализация проекта.

Валюта

Установить курс доллара на начало проекта 30 руб. Темпы роста/падения курса в задаче не используются, однако при необходимости вводятся в % от заданного значения курса, падение курса указывается со знаком «минус».

Рисунок 4. Валюта проекта

Учетная ставка – или ставка рефинансирования устанавливается Центробанком России и регулирует стоимость кредитных ресурсов на финансовом рынке. В программе используется для отнесения части выплат процентов по кредитам на прибыль предприятия.

 

Инфляция

Учет инфляции относится к тонким настройкам проекта, поэтому он выполняется после общей настройки модели.

 

Налоги

Необходимо обратить внимание на следующие элементы: название налога, процентная ставка, налогооблагаемая база, периодичность выплат. Предварительно проведите анализ возможных схем налогообложения:

Горячие клавиши программы

В процессе работы можно пользоваться горячими клавишами. Их назначение:

F5 – открывает Отчет о прибылях и убытках

F6 – открывает Кэш-Фло

F7 – открывает таблицу Баланса

F8 – открывает данные по показателям Эффективность инвестиций

F9 – Пересчитывает проект

F11 – открывает диалог Детализация результатов

Раздел Операционный план

Данный раздел предназначен для ввода исходных данных по сбыту произведенной продукции, особенностях закупки сырья и материалов, постоянным и переменным издержкам, затратам на персонал.

План сбыта

Данный блок формирует выручку в итоговых таблицах модели проекта, поэтому обязательными для заполнения являются поля Цена и Объем продаж.

Введите цену за единицу продукции – 34 000 руб.

Ввод объемов продаж может осуществляться 2-мя способами:

1. Вручную – данные по объемам сбыта вводятся за каждый месяц в отдельности;

2. С помощью команды Быстрый ввод.

Нажмите кнопку Быстрый ввод и заполните данные в соответствии с образцом:

 

Рисунок 12. Ввод объемов сбыта через команду «Быстрый ввод»

На данном графике отображен жизненный цикл продукта.

Буквой V обозначен максимальный запланированный объем сбыта (!не объем производства, а объем сбыта!);

Цифра 1 – количество месяцев, в течение которых планируется рост объемов продаж до плановых объемов. Это типичная ситуация, когда плановый объем продаж достигается постепенно в течение нескольких месяцев;

Цифра 2 – количество месяцев до начала спада объемов продаж;

Цифра 3 – жизненный цикл продукта завершен.

После нажатия кнопки ОК Project сформирует объем сбыта через арифметическую прогрессию.

 

В блоке «План сбыта» галочка Детальное описание включает дополнительные диалоги более точной настройки сбыта продукции внизу окна, в которых можно задать нестандартные условия оплаты, поставок и ценообразования.

План по персоналу

Заполняя План по персоналу, сгруппируйте всех сотрудников по категориям: Управление, Производство, Маркетинг.

 

Таблица 6. Штатное расписание проекта «Производство мыла»

Должность Кол-во ЗП сотрудника Периодичность выплат Категория
Директор 1 50 000 Ежемесячно, весь проект Управление
Менеджер по продажам 1 МРОТ + 2 % от выручки Ежемесячно, весь проект Маркетинг
Начальник цеха 1 30 000 Ежемесячно, с периода производства Производство
Рабочий 6 23 000 Ежемесячно, с периода производства Производство
Дизайнер 1 25 000 Ежемесячно, с периода производства Производство

 

Для каждой штатной единицы укажите:

· Какого рода выплаты:

· Периодические (ежемесячные, ежеквартальные, раз в полгода, раз в год);

· Разовые (необходимо указать дату выплаты);

· Сложная схема выплат (для каждого месяца нужно задать сумму выплаты)

· По формуле (заработная плата зависит от изменения какой-либо суммы)

 

В течение какого периода производятся выплаты:

· В течение всего проекта;

· С периода производства;

· В определенный период (необходимо задать с какого и по какой месяц с начала проекта будет выплачиваться заработная плата).

Рисунок 13. План по персоналу

 

Кроме того, окно позволяет учесть выплату заработной платы только через месяц после начала работы сотрудника (поле Задержка платежей), а так же сезонность в выплате заработной платы.

 

!

Для сотрудника Менеджер по продажам указать расчет заработной платы По формуле и нажать кнопку Формула.

 Рисунок 14. Ввод формулы по расчету заработной платы

 

В открывшемся окне в поле Таблица выберите таблицу, содержащую строку, от которой зависит заработная плата сотрудника. В нашем примере это таблица «Кэш-фло». В окне ниже выделите строку, которую необходимо использовать в расчете (в примере – Поступления от продаж).

В центре окна (на рисунке поле выделено обводкой) задайте долю от выделенной строки, которая будет выплачена сотруднику. В нашем примере это 0,02 (или 2%) от выручки и нажмите кнопку «+».

Формула по расчету заработной платы должна появиться в поле Формула в окне слева. Если необходимо вычесть какую-либо строку, например, Потери, выделите ее и нажмите кнопку «-».

Общие издержки

Блок предназначен для ввода общих издержек, необходимых для производства готовой продукции, не относящихся к затратам материальных ресурсов и возникающих на стадиях производства и сбыта продукции, управления проектом, не зависящих от изменения объемов производства и сбыта.

Ввод общих издержек осуществляется по 3 категориям: Управление, Производство и Маркетинг.

 

К издержкам на управление можно отнести:
Оплату аудиторских услуг, командировочные расходы, канцелярские принадлежности, проектно-конструкторские работы, страхование имущества и др.
К издержкам на производство можно отнести:
Коммунальные платежи, арендная плата, электроэнергия, газ, пар, удаление отходов и др.
К издержкам на маркетинг можно отнести:
Регулярные затраты на рекламу, продвижение продукции, командировочные расходы, презентации, подготовку и печать рекламных материалов.

 

Таблица 7. Общие издержки

Наименование Сумма, руб. Периодичность выплат Категория
Юридические и бухгалтерские услуги 9 000 Ежемесячно, весь проект  
Транспортные расходы 16 000 Ежемесячно, весь проект  
Тепло, вода и эл. эн-я 12 000 Ежемесячно, весь проект  
Продвижение (печать визиток, каталогов) 40 000 Ежемесячно, весь проект  
Связь (Интернет, телефон) 3 000 Ежемесячно, весь проект  
Арендные платежи 50 000 Ежемесячно, со 2 месяца проекта  
Ремонт автомобиля 20 000 Ежемесячно, с периода производства  

 

Самостоятельно заполните столбец категория и введите данные в файл проекта.

Материалы и комплектующие

Блок позволяет ввести список материалов и комплектующих, используемых в производстве, а также условия их закупки и ценообразования.

!

Пока материал не списан в производство и не поставлен его расход на продукт – программа не учитывает затраты на этот материал (Рассмотрим позже в блоке «План производства»).

Введите список материалов, единицы измерения и стоимости за единицу, как на образце.

 

Рисунок 15. Перечень материалов

 

В диалоговом окне «Сырье, материалы и комплектующие» существует возможность описать закупки материалов более подробно, включив галочку «Детальное описание».

Закладка «Общие данные» позволяет задать, за сколько дней необходимо внести предоплату за материал при его покупке, а также необходимый страховой запас на складе этого материала в % от месячной потребности или в днях. Данные команды позволяют учесть «заморозку» денежных средств на складе в виде материалов.

Закладка «Объем закупок» позволяет задать объемы партии и периодичность закупок выделенного материала.

Закладка «Ценообразование» - ввод информации о прогнозах колебания цены, нестандартных налогах на данный материал и инфляции.

 

План производства

Блок предназначен для учета прямых издержек на выпускаемый продукт. Возможны 2 варианта ввода прямых издержек:

1. В диалоговом окне «Производство» на закладке «Материалы» установите переключатель на «Суммарные прямые издержки» и введите их сумму в полях справа.

2.   В диалоговом окне «Производство» на закладке «Материалы» установите переключатель на «Список материалов и комплектующих» и создайте этот список:

В пустом поле ниже щелкните правой клавишей мыши и выберите команду «Добавить». В открывшемся окне выделите материал/материалы, необходимый для производства продукта и нажмите ОК (Список материалов составлялся в блоке «Сырье, материалы и комплектующие»).

Для каждого материала необходимо указать расход на 1 единицу продукта, в примере на 1 комплект.

Кроме того, если необходимо, в верхней части окна задайте количество дней, необходимое для производства готовой продукции.

 

Рисунок 16. План производства

 

Кроме материалов в этом блоке можно описать затраты на сдельную заработную плату, другие прямые издержки, открывая соответствующие закладки.

 

На этом первоначальная модель проекта завершена. Теперь необходимо просмотреть расчетные таблицы, которые рассчитала программа и сделать предварительные оценки эффективности проекта. Две основные таблицы –Кэш-фло и Прибыли убытки.

Задание

Рассчитать в MS Excel заработную плату специалиста по маркетингу за 3-й месяц проекта. Сравнить результат с полученным в программе Project Expert. В какой таблице и каким образом можно проверить эту цифру?

Рассчитать в Excel за 6 месяц проекта следующие строки:

Кэш-Фло – Поступления от продаж; Общие издержки; Затраты на персонал.

Прибыли-убытки – Валовый объем продаж; Суммарные постоянные издержки.

Раздел Результаты

В этом разделе представлены финансовые отчеты, графики, таблицы, детализация информации. Рассмотрим содержание основных таблиц проекта.

Отчет о движении денежных средств или "Кэш-фло" (от англ. Cash Flow)

Кэш-фло показывает денежные поступления и выплаты, связанные с основными статьями доходов и затрат. Те строки в форме отчета, которые в данном проекте не будут использоваться остаются пустыми.

 

Отчет о движении денежных средств состоит из трех разделов:

Кэш-фло от операционной деятельности - денежные поступления и выплаты, связанные со сбытом, производством, расчетами по налогам, операции по размещению временно свободных денежных средств. Производственные затраты объединены в две группы: суммарные прямые издержки и суммарные постоянные издержки.

Кэш-фло от инвестиционной деятельности - денежные потоки, связанные с инвестиционным периодом реализации проекта.

Кэш-фло от финансовой деятельности - денежные потоки по операциям связанным с финансированием проекта.

Две итоговые строки таблицы Кэш-фло отражают наличие/отсутствие денежных средств на счете либо к кассе на начало и конец каждого периода. Баланс наличности позволяет судить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия обязательств. В случае дефицита средств требуется привлечение дополнительных источников финансирования в виде заемного или акционерного капитала.

Отчет о Прибыли и убытках

Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет определить структуру доходов и затрат компании, получить объективную оценку ее производственной и коммерческой деятельности.

Отчет Баланс

Баланс отражает структуру активов, обязательств и собственных средств предприятия на каждом этапе реализации проекта.

Финансовые показатели

Сами по себе в отдельности финансовые коэффициенты не несут достаточной информации, но, анализируя их за какой-то период времени и, сравнивая со значениями аналогичных показателей других компаний, действующих в той же отрасли, можно оценить тенденции развития предприятия.


Таблица 8. Форма отчета о движении денежных средств

Название строки Содержание
1 Поступления от продаж 1. Поступления от реализации готовой продукции, описанные в диалоге "Сбыт". Суммы отображаться на момент поступления денег на счет с НДС. 2. "Другие поступления", отнесенные на сбыт.
2 Затраты на материалы и комплектующие 1. Затраты на закупку материалов и комплектующих, описанные в диалоге "Производство", в разделах "Материалы и комплектующие" и "Другие издержки" и в диалоге "Материалы и комплектующие". Затраты указываются на момент оплаты с НДС. 2. "Другие выплаты", отнесенные на прямые издержки.
3 Затраты на сдельную заработную плату Затраты на сдельную оплату труда. Суммы указываются на момент платежа, без налогов на зарплату (налоги отображаются в строке "Налоги").
4 Суммарные прямые издержки Сумма строк 2 + 3 этой таблицы.
5 Общие издержки Издержки, описанные, в диалоге "Общие издержки". Суммы отображаются на момент фактической оплаты (с учетом задержки платежей), с НДС.
6 Затраты на персонал Издержки, описанные, в диалоге "План персонала". Суммы отображаются на момент фактической оплаты (с учетом задержки платежей), без налогов на зарплату (налоги отображаются в строке "Налоги").
7 Суммарные постоянные издержки Вычисляется по формуле: строка 5 + 6.
8 Вложения в краткосрочные ценные бумаги Сальдо от средств вложенных и изъятых из краткосрочных (<365дн.) ценных бумаг. См. диалоги "Стартовый баланс / Ценные бумаги" и "Инвестиции".
9 Доходы по краткосрочным ценным бумагам Проценты, полученные по краткосрочным ценным бумагам.
10 Другие поступления "Другие поступления" с опцией "Отнести на статью: Другие доходы". С НДС.
11 Другие выплаты "Другие выплаты" с опцией "Выплачивать как: Другие издержки". С НДС.
12 Налоги Все налоговые платежи. Данная строка может иметь отрицательные значения если в настройках налогов указано "Переплаченный НДС: возвращается".
13 Кэш-фло от операционной деятельности Вычисляется по формуле: 1 + 9 + 10 - 4 - 7 - 8 - 11 - 12
14 Затраты на приобретение активов Платежи по этапам инвестиционного плана, относящимся к активам.
15 Другие издержки подготовительного периода Платежи по этапам инвестиционного плана, не относящимся к активам.
16 Поступления от реализации активов Поступления от продажи активов стартового баланса и инвестиционного плана.
17 Приобретение прав собственности (акций) Вложение средств в долгосрочные (> 365 дн.) ценные бумаги. См. диалоги "Стартовый баланс / Ценные бумаги" и "Инвестиции".
18 Продажа прав собственности Средства, изъятые из долгосрочных ценных бумаг.
19 Доходы от инвестиционной деятельности Проценты, полученные по долгосрочным ценным бумагам.
20 Кэш-фло от инвестиционной деятельности Вычисляется по формуле: 16 + 18 + 19 - 14 - 15 – 17.
21 Собственный (акционерный) капитал Платежи, описанные в диалоге "Акционерный капитал" (здесь указываются суммы, описанные в таблице, а не стоимость полученных акций).
22 Займы Поступления от займов (диалог "Займы").
23 Выплаты в погашение займов Выплаты в погашение займов (диалоги "Стартовый баланс / Займы" и "Займы").
24 Выплаты процентов по займам Выплата процентов (диалоги "Стартовый баланс / Займы" и "Займы").
25 Лизинговые платежи Все выплаты по лизинговым займам
26 Выплаты дивидендов Дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям.
27 Кэш-фло от финансовой деятельности Вычисляется по формуле: 21 + 22 – 23 - 24 – 25.
28 Баланс наличности на начало периода Для первого месяца проекта равен сумме средств на счете в стартовом балансе. В дальнейшем - равен балансу наличности на конец периода для предыдущего месяца.
29 Баланс наличности на конец периода Вычисляется по формуле: 27 + 13 + 20 + 26.

Таблица 9. Форма отчета Прибыли-убытки

  Название строки Содержание
1 Валовый объем продаж Суммарный объем продаж по всем продуктам за вычетом НДС.
2 Потери Потери от продаж, указанные в диалоге "Сбыт".
3 Налоги с продаж Налоги, описанные в блоке "Налоги" и имеющие базы "Объем продаж" и "Объем продаж на экспорт".
4 Чистый объем продаж Вычисляется по формуле: 1 - 2 – 3.
5 Материалы и комплектующие Прямые издержки на производство продукции, описанные в диалоге "Производство", в разделах "Материалы и комплектующие" и "Другие издержки". Издержки указываются без НДС, в момент поставки продукта покупателю.
6 Сдельная зарплата Прямые издержки на производство продукции, описанные в диалоге "Производство", в разделе "Сдельная зарплата". Включая налоги на ЗП
7 Суммарные прямые издержки Вычисляется по формуле: 5 + 6
8 Валовая прибыль Вычисляется по формуле: 4 – 7
9 Налог на имущество Налоги, описанные в блоке "Налоги" и имеющие базу "Имущество".
10 Административные издержки Платежи, описанные в разделе "Управление" диалога "Общие издержки". Суммы указываются за вычетом НДС.
11 Производственные издержки Платежи, описанные в разделе "Производство" диалога "Общие издержки".
12 Маркетинговые издержки Платежи, описанные в разделе "Маркетинг" диалога "Общие издержки".
13 Зарплата административного персонала Платежи, описанные в разделе "Управление" диалога "План персонала". Включая налоги на ЗП.
14 Зарплата производственного персонала Платежи, описанные в разделе "Производство" диалога "План персонала". Включая налоги на ЗП.
15 Зарплата маркетингового персонала Платежи, описанные в разделе "Маркетинг" диалога "План персонала". Включая налоги на ЗП.
16 Суммарные постоянные издержки Вычисляется по формуле: 10+11+12+13+14+15
17 Амортизация Суммы амортизации активов стартового баланса и инвестиционного плана (за исключением активов, по которым амортизация отнесена на прямые издержки)
18 Проценты по кредитам 1. Проценты по кредитам (диалоги стартовый баланс/кредиты", "кредиты"  2. "Другие выплаты" с опцией "Выплачивать как: проценты по кредитам"  3. Выплата основного долга по лизинговым кредитам
19 Суммарные непроизводственные издержки Вычисляется по формуле 17+18
20 Другие доходы "Другие поступления" с опцией "Отнести на статью: Другие доходы"
21 Другие издержки 1. Другие выплаты с опцией "выплачивать как: другие издержки"  2. Затраты по этапам инвестиционного плана, не относящиеся к активам  3. Убытки при продаже актива по цене, меньшей, чем его остаточная стоимость.
22 Убытки предыдущих периодов Здесь отображается та часть аккумулированных убытков предыдущих периодов, списание которой проводиться в текущем месяце.
23 Прибыли до выплаты налога Вычисляется по формуле: 8-9-16-19-20-21-22.
24 Суммарные издержки, отнесенные на прибыль 1. Часть процентов по кредитам, превышающая ставку рефинансирования, умноженную на 1,1 (если отнесение процентов установлено "С учетом ставки рефинансирования").  2. "Общие издержки" и "Другие выплаты" для которых в диалоге "Налоги" установлен флаг "Выплачивается из прибыли".
25 Прибыль от курсовой разницы 1. Прибыли/убытки, образующиеся за счет задержек платежей при продаже.  2. Прибыли/убытки, образующиеся за счет изменения курса за время существования ценных бумаг во второй валюте  3. Прибыли/убытки, образующиеся за счет изменения курса за время существования кредитов во второй валюте.
26 Налогооблагаемая прибыль Вычисляется по формуле: 23-24-25.
27 Налог на прибыль Налоги, описанные в блоке "Налоги" и имеющие базу "Прибыль".
28 Чистая прибыль Вычисляется по формуле: 23-25-27.

 


Таблица 10. Форма отчета Баланс

  Название строки Содержание
1 Денежные средства Строка 28 из Отчета о движении денежных средств
2 Счета к получению 1. Счета, выставленные за поставленные товары, деньги по которым еще не получены (описывается задержкой платежей в диалоге Сбыт). 2. Счета к получению, описанные в Стартовом балансе.
3 Сырье, материалы и комплектующие 1. Материалы и комплектующие закупленные, но еще не использованные в производстве (без НДС). 2. Начальные запасы материалов и комплектующих, описанные в Стартовом балансе.
4 Незавершенное производство Материалы и комплектующие, использованные в производстве, которое на конец периода еще не закончено.
5 Запасы готовой продукции 1.Себестоимость произведенной продукции на складе 2. Начальные запасы готовой продукции, описанные в Стартовом балансе
6 Банковские вклады и ценные бумаги Ценные бумаги сроком < 12 месяцев, описанные в диалогах "Инвестиции" и "Стартовый баланс / Ценные бумаги".
7 Краткосрочные предоплаченные расходы 1. Предоплата за материалы и комплектующие, общие издержки и персонал. 2. Переплата по НДС 3. Активы типа "Предоплаченные расходы" со сроком амортизации < 12 мес.
8 Суммарные текущие активы Вычисляется по формуле: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7
9 Основные средства Вычисляется по формуле: 10 + 11
10 Накопленная амортизация Накопленная амортизация по всем активам проекта, включая износ активов стартового баланса.
11 Остаточная стоимость основных средств Вычисляется по формуле: 12 + 13 + 14 + 15 + 16
12 Земля Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Земля" и в диалоге "Стартовый баланс / Земля".
13 Здания и сооружения Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Здания и сооружения" и в диалоге "Стартовый баланс / Здания и сооружения", а также имущества в лизинге, поставленного на баланс, как "Здания и сооружения".
14 Оборудование Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Оборудование" и в диалоге "Стартовый баланс / Оборудование", а также имущества в лизинге, поставленного на баланс, как "Оборудование".
15 Предоплаченные расходы Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Предоплаченные расходы" и в диалоге "Стартовый баланс / Предоплаченные расходы", у которых срок амортизации > 12 мес.
16 Другие активы Остаточная стоимость активов, описанных в инвестиционном плане с типом "Другие активы" и в диалоге "Стартовый баланс / Нематериальные активы", а также имущества в лизинге, поставленного на баланс, как "Другие активы".
17 Инвестиции в основные фонды Незавершенные инвестиции, т.е. аккумулированные платежи по этапам инвестиционного плана, относящимся к незавершенным активам.
18 Инвестиции в ценные бумаги Ценные бумаги сроком > 12 месяцев, описанные в диалогах "Инвестиции" и "Стартовый баланс / Ценные бумаги".
19 Имущество в лизинге Стоимость имущества полученного по лизинговым займам. Сюда включается только имущество, не учитываемое на балансе арендатора стандартным образом (при включении соответствующей опции в диалоге “Банк. Система учета”).
20 Суммарный актив Вычисляется по формуле: 8 + 11 + 17 + 18 + 19
21 Отсроченные налоговые платежи 1.Начисленные, но еще не выплаченные налоги. 2. Налоги к уплате, описанные в Стартовом балансе.
22 Краткосрочные займы Заемные средства, которые должны быть возвращены в течение ближайшего года.
23 Счета к оплате 1.Задолженность поставщикам за материалы и комплектующие. 2.Задолженность по общим издержкам и персоналу. 3. Счета к оплате, описанные в Стартовом балансе.
24 Полученные авансы 1. Авансы от покупателей в счет будущих поставок (диалог "Сбыт"). 2. Авансы, описанные в Стартовом балансе.
25 Суммарные краткосрочные обязательства Вычисляется по формуле: 21 + 22 + 23 + 24
26 Долгосрочные займы Заемные средства, которые должны быть возвращены в течение срока > 12 мес.
27 Обыкновенные акции Номинальная стоимость обыкновенных акций, описанных в диалогах "Акционерный капитал" и "Стартовый баланс / Акционерный капитал".
28 Привилегированные акции Номинальная стоимость привилегированных акций, описанных в диалогах "Акционерный капитал" и "Стартовый баланс / Акционерный капитал".
29 Капитал внесенный сверх номинала Разница между суммами, уплаченными акционерами, и номинальной стоимостью полученных акций.
30 Резервные фонды 1. Аккумулированные суммы прибыли, направляемые на формирование резервов. 2.Начальные резервные фонды, описанные в Стартовом балансе. 3. Из этих сумм вычитаются аккумулированные Другие выплаты, для которых установлено "Выплачивать как: расход резервов"
31 Добавочный капитал Капитал, полученный от переоценки активов (см. диалог "Список активов").
32 Нераспределенная прибыль Аккумулированная прибыль (Отчет о прибылях и убытках, строка 28) минус аккумулированные убытки предыдущих периодов.
33 Суммарный собственный капитал Вычисляется по формуле: 27 + 28 + 29 + 30 + 31 + 32
34 Суммарный пассив Вычисляется по формуле: 25 + 26 + 33



Детализация результатов

Блок Детализация результатов позволяет подробно раскрыть строки итоговых таблиц.

В поле со списком, расположенном в верхней части диалога, содержится перечень таблиц детализации, доступных для просмотра. Данный список составляется в закладке Проект…Настройка расчета. Отмеченные в закладке Детализация названия таблиц, будут предоставляться для просмотра в блоке Детализация результатов.

Задание Просмотреть через детализацию строки: затраты на персонал, выплаты налогов, общие издержки, прямые издержки.


Раздел Финансирование

Реализация любого проекта требует привлечения финансовых ресурсов. Программный продукт Project Expert позволяет определить объем денежных средств для реализации проекта, которые потребуются на различных его этапах.

Модель, построенная в данной программе, уже учитывает собственные источники финансирования проекта (т.е. чистую прибыль и амортизацию). Пользователю необходимо определить потребность в финансировании из внешних источников и структуру этой потребности во времени.

Две итоговые строки таблицы Кэш-фло отражают объем денежных средств на счете (в кассе) предприятия на начало и конец каждого периода. Баланс наличности позволяет судить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия обязательств.

Отрицательное значение означает дефицит денежных средств на счете предприятия, для успешной реализации проекта требуется привлечение дополнительных источников финансирования в виде заемного или акционерного капитала.

Именно поэтому при выяснении требуемых объемов финансирования пользователь должен подобрать объем капитала так, чтобы состояние расчетного счета не приобретало отрицательных значений.

Однако стоит привлекать денежные средства только в необходимом объеме и в период времени, когда денежные средства действительно необходимы. Иначе предприятие будет платить за привлеченные средства, но не использовать их.

Сформировать стратегию финансирования проекта можно с использованием заемного и собственного капитала, лизинга, государственного финансирования. Предусмотрено использование различных комбинаций этих способов. Преимущество Project Expert состоит в том, что потребность в капитале определяется с учетом инфляции и может быть своевременно откорректирована.

!

Для финансирования данного проекта планируется привлечение собственных средств в размере 1 000 000 руб. и 2 кредита в СБ РФ:

1. размер займа  500 000 рублей, ставка 16% годовых с ежемесячным начислением и выплатой процентов, сроком на 24 месяца и возвратом основного долга – ежемесячно;

2. оставшаяся часть будет финансироваться за счет кредитной линии: ставка 18% годовых.

 

Привлеченные денежные средства планируется направить на реализацию этапов календарного плана, а также на пополнение оборотного капитала в первые месяцы работы проекта.

Акционерный капитал

Блок Финансирование… Акционерный капитал… предназначен для ввода данных по привлечению денежных средств для финансирования проекта в виде собственного (акционерного) капитала.

Для определения потребности проекта в финансировании нажмите кнопку «Дефицит». Программа построит таблицу, в которой зеленым цветом обозначены периоды, где не возникает дефицита финансирования, желтым – периоды, в которых возникает дефицит финансирования и красным – максимальная сумма дефицита.

 

Выполните двойной щелчок в первой строке диалогового окна и введите данные о взносе средств собственника как на рисунке.

Рисунок 17. Блок «Акционерный капитал»

 

Если для реализации данного проекта выпускаются акции, то следует отметить, что существуют два вида акционерного капитала: обыкновенный и привилегированный. Владельцы обыкновенных акций имеют право голоса, а также право на получение дивидендов в соответствии с долей своего пакета. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса, но располагают фиксированным уровнем дохода по акциям и первоочередность в получении дивидендов по отношению к владельцам обыкновенных акций.

Заполняя данные по акционерному капиталу, следует учесть, что:

Номинальная стоимость акции у всех акционеров должна быть одинаковой;

Номинальная стоимость каждого пакета акций (рассчитываемая как произведение количества акций на номинальную стоимость одной акции) не должна быть больше той суммы, которую акционер реально заплатит за предлагаемый ему пакет (по закону акции не могут продаваться по цене ниже номинала) [3].

 

Выплаты дивидендов по обыкновенным акциям производятся исходя из доли акционера в общей номинальной стоимости всех акций, умноженной на долю прибыли, идущую на выплату дивидендов (задается в разделе Финансирование…Распределение прибыли).

Выплаты дивидендов по привилегированным акциям являются гарантированными, а величина дивидендов устанавливается в процентах (годовых) от номинала акции.

!

Для проверки того, как рассчитываются дивиденды по обыкновенными и привилегированным акциям откройте раздел Результаты…Отчет об использовании прибыли.

 

Займы

Существует два способа ввода информации о займах проекта:

1. Указать дату получения займа, условия выплаты процентов по обслуживанию займа, условия возврата тела кредита.

Рисунок 18. Ввод информации по займу

 

Работая с этим инструментом необходимо иметь предварительные договоренности с кредитной организаций об условиях привлечения и возврате денежных средств для получения реальной картины.

 

Откройте раздел Результаты…Кэш-Фло. Оцените состояние расчетного счета проекта: в первый же месяц наблюдается дефицит денежных средств. Т.о. кредит необходим уже 01.06.2018 г.

Сумма кредита 500 000 руб.

Срок кредитования – 24 мес.

Ставка – 16 % годовых с ежемесячной выплатой с отнесением на затраты с учетом ставки рефинансирования.

Поступления средств – одной суммой.

Возврат – ежемесячно.

 

2. Подобрать кредит с помощью инструмента Подбор, который предлагает программа.

В блоке Займы нажмите кнопку Подбор и задайте условия, как на образце.

 

Рисунок 19. Инструмент «Подбор»

 

Данный инструмент позволяет автоматически определить необходимый объем денежных средств, без возникновения дефицита финансирования. Используется для составления предложения для кредиторов.

 

Задание

Откройте раздел Результаты…Кэш-Фло и оцените возможности проекта по возврату займов.

Лизинг

Блок Финансирование… Лизинг…

Обязательной составляющей выплат, предусматриваемых договором лизинга, является сумма амортизации лизингового имущества за весь срок договора. В зависимости от условий договора в состав лизинговых платежей могут также включаться:

 

- комиссионное вознаграждение лизингодателя;

- плата за используемые лизингодателем заемные средства;

- плата за дополнительные услуги, если они предусмотрены договором;

- налог на имущество, если оно находится на балансе лизингодателя. 

 

Описание структуры платежей составляется в карточке "Лизинговые платежи".

 

Порядок выплат по договору лизинга описывается в карточке "График выплат".

Условия страхования лизингового имущества описываются в карточке "Страхование"

Условия выкупа лизингового имущества указываются в карточке "Выкуп"[3].

Раздел Анализ проекта

Эффективность инвестиций

Экономическая эффективность проекта оценивается при помощи группы показателей, которые в программе рассчитываются автоматически и находятся в разделе Анализ проекта…Эффективность инвестиций.

Рисунок 20. Эффективность инвестиций

 

Показатели используются для принятия решения о вложении денежных средств в проект, либо когда встает выбор между несколькими альтернативными проектами. Показатели эффективности рассчитываются при следующих условиях: Период расчета и ставка дисконтирования. Рассмотрим показатели, полученные при периоде расчета 36 месяцев и ставке дисконтирования 20%.

 

Период окупаемости ( PB) – период времени, рассчитанный от начала проекта, через который денежный поток, рассчитанный нарастающим итогом, становится неотрицательным и в дальнейшем остается таковым.

Дисконтированный период окупаемости отличается от простого тем, что в его расчете участвуют чистые дисконтированные потоки денежных средств.

Для принятия по проекту необходимо, чтобы данный показатель был меньше периода расчета.

 

Чистый приведенный доход (NPV) - представляет собой разницу между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными по ставке дисконтирования к текущему моменту времени.

 

                                                                                             (1)

I0 – начальные инвестиции;

k – Ставка дисконтирования;

CFn – чистый денежный поток месяца n.

 

Для принятия по проекту необходимо, чтобы данный показатель был больше или равен нулю. Данный показатель зависит от длительности расчетов, поэтому для выбора одного из нескольких альтернативных проектов по данному показателю, их длительности расчетов должны быть одинаковы.

Индекс прибыльности (PI) - показывает относительную прибыльность проекта, или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений.

 

                                                                                                      (2)

 

Внутренняя норма рентабельности (IRR) – это значение ставки дисконтирования, при котором чистый приведенный доход проекта равен нулю.

 

                                                                                              (3)

 

Для принятия по проекту необходимо, чтобы данный показатель был не ниже принятой для проекта ставки дисконтирования.

 

!

Для принятия решения о реализации проекта необходимо оценивать все показатели эффективности, так и данные, содержащиеся в итоговых таблицах.

 

Анализ чувствительности

Данный инструмент показывает, к изменению каких параметров проекта оказываются наиболее чувствительны показатели его эффективности. Проще говоря, что произойдет с показателем эффективности проекта (например, с NPV), если изменится выбранный параметр проекта (например, уменьшится выручка).

 

 

 


Рисунок 21. Анализ чувствительности

 

Откройте блок Анализ чувствительности из раздела Анализ проекта. При помощи кнопки Добавить выберите параметры проекта, вероятность изменения которых в проекте достаточно велика (цифра 1 на рисунке).

Выберите показатель эффективности проекта, который будет пересчитываться при изменении параметра. Как правило выбирают показатель NPV – с ним получается нагляднее (цифра 2 на рисунке).

Определите, насколько % от заданного в модели отклонится выбранный параметр (цифра 3 на рисунке).

Нажмите в диалоговом окне кнопку Пересчитать.

Выделите строки таблицы и нажмите кнопу График.

 

Рисунок 22. График чувствительности NPV к изменению объемов сбыта и инвестиций

 

Анализируя данный график, стоит отметить, что NPV проекта особенно чувствителен к изменению объемов сбыта – при снижении объемов сбыта на 10% NPV проекта становится равным нулю.

Что касается объема инвестиций, то при увеличении данного параметра даже на 20% NPV проекта значительно не изменяется.


Анализ безубыточности

Точка безубыточности – минимальный объем производства продукции, при котором объем выручки покрывает суммарные издержки данного периода, а при производстве каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

 

Точка безубыточности зависит от соотношения переменных (зависящих от объема производства) и постоянных (не зависящих от объема производства) затрат.

В том случае, когда постоянные издержки относятся к нескольким видам продукции, можно их распределить между этими видами продукции пропорционально выручке за каждый продукт, маржинальной прибыли, заработной плате основных производственных рабочих и т.д.

                                                                                                         (4)

 

, где Qб – точка безубыточности;

FC – постоянные затраты;

P – цена единицы продукции;

AVC – переменные затраты на единицу продукции.

 

Диалог «Анализ безубыточности» доступен только в том случае, если установлена галочка «Разнесение издержек» в блоке «Настройка расчета» раздела «Проект» в закладке Детализация. Перед проведением анализа безубыточности следует ввести данные об отнесении постоянных издержек на продукты в блоке «Разнесение издержек» (раздел «Анализ результатов»).

 

Точка безубыточности в разные периоды проекта может быть разной.

 

Рисунок 23. Точка безубыточности

 

Задание

Определите точку безубыточности для 7-го месяца проекта.

 

Анализ «Монте-Карло»

Цель статистического анализа Монте-Карло состоит в определении степени воздействия случайных факторов на показатели эффективности. В качестве случайных факторов можно рассматривать объем сбыта, цену продукции, суммы издержек, величину налогов и др.

Для проведения данного анализа в диалоговом окне слева выберите неопределенные данные с помощью кнопки Добавить. В правой части окна задайте диапазон значений, в пределах которого выбранные параметры могут изменяться случайным образом.

Слева вверху окна задай количество расчетов – 100 и нажмите кнопку Пересчитать.

Перейдите в закладку Результаты в этом же окне.

Если показатель Устойчивость проекта близок к 90-100%, велика вероятность того, что проект может быть доведен до завершения. В противном случае, возрастает риск возникновения дефицита средств.

Кроме того, следует рассмотреть средние значения показателей эффективности. Удовлетворительные средние значения говорят о том, что большинство расчетов дает приемлемые результаты. Но для окончательных выводов необходимо учитывать также "разброс" результатов расчета, то есть параметр неопределенности. Если хорошее среднее получено в широком диапазоне значений, то каждый отдельный показатель может быть очень далек от оптимального значения. Другими словами, чем больше неопределенность, тем больше риск. Практически, приемлемым отклонением можно считать величины в пределах 20% от среднего значения[4].

 

Построение графиков

В программном продукте Project Expert имеется возможность строить графики на основании выбранных в итоговых таблицах строк. Построенные графики в дальнейшем можно распечатывать или добавлять в отчет.

Откройте закладку Результаты…Графики.

В закладке Описание графика настраивается тип графика, тип данных и период построения графика.

Закладка Описание линий предназначена для выбора данных, по которым и будет строиться графическое представление.

Сначала следует выбрать таблицу, из которой берутся данные для построения. Это может быть Кэш-фло, Прибыли-убытки или Баланс.

Если необходимо увидеть график по одной строке таблицы, то эта строка выбирается, нажимается кнопка +, и нужная строка появляется в окне Формула.

Если одна линия графика должна быть суммой нескольких строк таблиц, то аналогичным образом накопить в окне Формула все необходимые строки.

На одном графике можно увидеть несколько линий, последовательно настроив их во вкладыше Описание линий.

Чтобы увидеть график - нажмите кнопку показать.

 

Задание 1. Построить графики, которые могли бы характеризовать Ваш проект (например: сумма налоговых выплат; суммарные прямые и общие издержки; сумма Кэш-Фло операционной и финансовой деятельности и т.д.)  

 

Пример настройки нижней строки графика (каждая строка настраивается отдельно)

 

Создание отчета о проекте

На завершающем этапе работы над проектом выполняется подготовка отчета, в который включаются исходные данные, подготовленные в различных разделах программы, результаты расчетов и текстовая информация.

Раздел РезультатыОтчетДобавитьСтандартный…В открывшемся окне выделить все пункты отчета – кнопка Выделить все.

В дальнейшем отчет можно распечатать на принтере, но лучше экспортировать его в программу Word и там доработать перед распечаткой (для настройки в окне Принтер выбрать Microsoft Word).

Уже готовый отчет можно просмотреть кнопкой Просмотр на стандартной панели инструментов программы.

Если необходимо можно добавить объекты в отчет, используя правую кнопку мыши. Это могут быть графики, анализ чувствительности, анализ безубыточности, текстовые данные и др.

 

Добавить объект

Команда «Данные…» открывает диалог для выбора объектов, содержащих исходные данные, введенные в различных разделах программы.

Команда «Результаты…» открывает диалог для выбора объектов, получаемых в результате расчета проекта.

Команда «Таблица…» открывает диалог для выбора таблицы, сформированной в блоке «Таблица пользователя».

Команда «График…» открывает диалог для выбора графиков, подготовленных в блоке «Графики».

Команда «Разделитель…» устанавливает разделитель «конец страницы» после объекта выделенного в рабочем окне. При выводе отчета на печать следующий объект печатается с новой страницы.

Команда «Текст…» обеспечивает переход в режим ввода текста, вставляемого после выделенного объекта.

Команда «Текст из файла…» открывает диалог «добавить текст из файла», с помощью которого можно выбрать текстовой файл, содержимое которого необходимо поместить в формируемый отчет.

Задание 1. Создать отчет по проекту, из отчета удалить все пустые таблицы, вставить анализ чувствительности и 2 графика.

 


«WHAT-IF анализ» - дополнительная программа

«What-If анализ» - предназначен для сравнительного анализа различных вариантов проектов и для выбора подходящей структуры проекта для реализации.

 

Порядок проведения «What-If анализ»

· С помощью системы Project Expert создается проект предприятия;

· Запускается «What-If анализ» - Пуск…Программы…Project Expert… What-If анализ.

· В системе «What-If анализ» создается новый файл аналогично созданию модели в Project Expert;

· В списке проектов добавляется созданный проект и создаются его варианты (их может быть более100). Для каждого варианта задаются отклонения от базового варианта (отклонение может быть положительное или отрицательное);

· После расчета созданных вариантов можно просмотреть результирующие графики, на которых отражается NPV, PBP, IRR каждого варианта, а также создать другие графики, характеризующие каждый из вариантов. Описание формулы графика производится так же, как и в программе Project Expert.

 

После создания вариантов и просмотра графиков каждого из вариантов можно сделать выводы - как сильно влияет изменение какого либо из показателей на NPV, PBP, IRR и, с учетом этого, корректировать созданный проект.

Задание 1. Провести What-if анализ, составить 2 варианта исходного проекта. Оптимистический вариант: объем сбыта увеличился на 15%, прямые издержки уменьшились на 5%, общие издержки уменьшились на 8%, Пессимистический вариант: объем сбыта уменьшился на 3%, прямые издержки увеличились на 5%, общие издержки увеличились на 10%, 2. Просмотреть результирующие графики

 


Пример для самостоятельной работы

Производство минеральной воды

Начало проекта 1 июня 2015 года. Длительность - 5 лет.

Продукты - Бутылка с минеральной водой, цена 20 руб.

На 1 января курс доллара 50 рублей, ставка рефинансирования – 8,25%

Налоги – упрощенная система налогообложения с базой доходы минус расходы.

Подготовительный период длится 2 месяца.

Этапы подготовительного периода:

· Регистрация предприятия - 10 000 руб. (с 1 июня 2018г) – 14 дней;

· Подбор персонала и помещения - 16000 руб. (с 1 июня до конца месяца)

· Покупка и монтаж оборудования для линий выдува и розлива – $50000 (второй месяц проекта)



Сбыт

Плановая мощность выпуска – 50000 бутылок в месяц

Планируемый помесячный сбыт

1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц 6 месяц Далее до конца проекта
0 0 10000 20000 30000 40000 50000

Ежемесячные траты:

Канцтовары …………….. 1000 (с начала проекта)

Аренда + коммун.усл……. 20000 (с начала производства)

Реклама (радио)…………… 20000 (с начала производства, раз в квартал)

Реклама (тв)………………. 25000 (с начала производства, раз в полгода)

 

Материалы (закупка и расход): Полиэтилен (гранулы)………… Концентрат мин. воды………… Чистая вода……………………..   Цена – 2,3$ за 1 кг, на бутылку идет 50г Цена – 6,15 руб. за 1 кг, на бутылку идет 12г  Цена - 22 коп. за 1 л., на бутылку идет 1 л.
Штатное расписание: Директор с начала проекта…… Бухгалтер с начала проекта…. Рабочие 3 чел с периода производства Специалист по маркетингу……   30000 руб. 20000 руб. 15000 руб. 3% от валового объема продаж без НДС


Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из разделов:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы

 

Основная часть состоит из 3 глав:

1) Описание сути проекта. Для написания этой главы необходимо осуществить выбор проекта, который будет вами проанализирован в трех главах работы. С этой целью изучите франчайзинговые предложения и выберите на ваш взгляд наиболее интересное. Опишите суть предложения и условия франшизы.

2) Исходные данные по проекту и их ОБОСНОВАНИЕ. Для написания этой главы требуется собрать и обосновать следующие данные, которые будут использоваться для расчетов: Инвестиционные затраты, цена на продукты или услуги, прогнозируемый объем продаж, текущие затраты (переменные и постоянные).

3) Обосновать условия для расчета: период расчета и ставка дисконтирования. В программном продукте Excel выполнить расчет показателей экономической эффективности и требуемого объема финансирования.

 

Список использованной литературы

1. Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2007.

2. Журнал «Экономика и управление» №3, июнь 2008г.

3. Методическое пособие компании PRO-INVEST CONSULTING Project_expert_trial пример работы в демо версии.pdf. Электронный источник www.expert-systems.com

  1. Сайт консультационной фирмы Инвест-ЛТД http://www.biz-plan.ru/forum/read.php?FID=7&TID=374
  2. Сайт информационного бизнес-портала Market-Pages.ru http://market-pages.ru/bplan/28.html

[1] На 1 янвая 2014 года МРОТ составляет 5 554 руб.

[2] По данным справочной системы программного продукта Project Expert компании PRO-INVEST CONSULTING

 

[3] По данным справочной системы программы Project Expert компании PRO-INVEST CONSULTING

[4] По данным справочной системы программного продукта Project Expert компании PRO-INVEST CONSULTING


Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

Гуманитарный факультет

кафедра Экономика и финансы

 

Методический материал

 «Экономическая оценка инвестиционного проекта в программном продукте Project Expert »

Пермь

201 8
Оглавление

Основные сведения о программном продукте Project Expert 3

Этапы работы с программой. 3

Разделы программы.. 3

Проект «Производство мебели». 5

Исходные данные для построения модели проекта в Project Expert 5

Построение модели проекта. 6

Раздел Проект. 7

Раздел Компания. 8

Раздел Окружение. 9

Раздел Инвестиционный план. 11

Назначение кнопок программы Project Expert 13

Раздел Операционный план. 14

Раздел Результаты.. 18

Раздел Финансирование. 24

Раздел Анализ проекта. 27

Построение графиков. 31

Создание отчета о проекте. 32

«WHAT-IF анализ» - дополнительная программа. 33

Требования к выполнению контрольной работы.. 35

Список использованной литературы.. 35

 




Дата: 2018-11-18, просмотров: 447.