При поведении СОУТ возникают спорные ситуации поскольку СОУТ затрагивает интересы и работников и работодателей. Предметом спорных ситуаций являются: правильность и объективность оценки условий труда; правильность предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда.
Основные условия и причины возникновения спорных ситуаций и конфликтов:
· пробелы и противоречия в законодательстве и нормативной правовой базе;
· низкое качество проведения СОУТ;
· плохая организация работ по СОУТ;
· недостаточная компетентность и информированность участников СОУТ;
· отсутствие условий для реализации прав работников.
Основные рекомендации по предотвращению спорных и конфликтных ситуаций заключаются в следующем:
· строгое соблюдение законодательства и требований нормативных правовых актов;
· инициация профсоюзами создания согласительных органов (комиссий) различного уровня с участием государственных органов управления, научных, экспертных и образовательных организаций и представителей оценивающих организаций по выработке общих подходов в разрешении проблемных вопросов СОУТ;
· выбор оценивающей организации для выполнения работ по СОУТ с учетом соответствия ее правового статуса, кадровых и материально-технических ресурсов, практического опыта и репутации объему и специфики работ по СОУТ;
· обучение и подготовка членов комиссии по СОУТ, в том числе представителей профсоюзов, и должностных лиц организации по вопросам СОУТ;
· организация и проведение информационной и просветительской работы с персоналом по вопросам трудового и пенсионного права, гарантий и компенсаций за вредные условия труда, СОУТ;
· создание условий для участия в процессе СОУТ для всех работников и реализации их прав.
Все разногласия и конфликты между участниками СОУТ (работником, работодателем, оценивающей организацией) необходимо разрешать в процессе СОУТ, а не после окончания работ и утверждения отчета о СОУТ.
Важнейшая задача - обеспечение прав и полноценное участие работников в проведении СОУТ. Работники лучше каго-либо другого знают условия труда на своих рабочих местах и они, что очень важно, заинтересованы в результатах СОУТ. Поэтому, если они знают свои права и имеют возможность их реализовать – то это главная и самая серьезная гарантия, что результаты СОУТ не будут сфальсифицированы.
Задача профсоюзов оказать в этом помощь работникам, в частности – путем проведения просветительской работы.
В случае сомнений в достоверности и объективности результатов СОУТ профсоюзы должны в полной мере реализовать те права, которые предоставлены им законодательством, а именно:
- в соответствии с частью 2 ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ, требовать от оценивающей организации обоснования результатов проведения СОУТ, а также разъяснений работникам по вопросам СОУТ на их рабочих местах (в письменной документальной форме);
- в соответствии с частью 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, давать работодателю мотивированные предложения о проведении внеплановой СОУТ. Ключевым моментом является обоснованность таких предложений. По этому вопросу возможно и полезно взаимодействие профсоюзов с оценивающими организациями в форме консультаций;
- в соответствии с частью 2 ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ, профсоюзы могут обращаться в госэкспертизу условий труда за проведением экспертизы качества СОУТ;
- обращаться в Рострудинспекцию по вопросам нарушения порядка проведения СОУТ;
- в соответствии с частью 2 ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ, профсоюзы могут обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке;
- и конечно, необходимо оказывать помощь работникам в защите их прав и интересов по вопросам проведения СОУТ, в частности в обжаловании ими результатов СОУТ.
Технические инспекторы труда должны оказывать помощь членам профсоюзов в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту их прав и интересов по вопросам проведения специальной оценки условий труда, а также в установленном законодательством порядке представлять их интересы в судебных инстанциях.
Приложение 1
Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.