ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

ВНИМАНИЕ!

Предложенные образцы форм различных документов носят рекомендательный характер.

Исключение составляют те образцы форм документов, которые приведены в Приказе Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению».

 

Г.


 

Рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), приказа Минтруда России от 24.01.2014г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее - Методика) и Постановления Исполкома ФНПР от 31.05.2017 № 4-4 « О работе Технической инспекции труда профсоюзов за 2016 год ».

«Методические рекомендации по организации работы представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии по специальной оценке условий труда» содержат общие сведения о СОУТ, терминологию по СОУТ, права и обязанности сторон, участвующих в проведении СОУТ, разъяснения по наиболее актуальным вопросам, возникающим при проведении работ по специальной оценке условий труда. Методические рекомендации предназначены в качестве информационной поддержки для членов комиссий по СОУТ.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

В В Е Д Е Н И Е. 2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2

1.1. Термины и определения. 2

1.2. Базовые принципы проведения СОУТ. 2

1.3. Цели и задачи СОУТ. 2

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, УЧАСТВУЮЩИХ В СУОТ 2

2.1. Права и обязанности работодателя при проведении СОУТ……… ….….. 13

2.2. Права и обязанности работников при проведении СОУТ. 2

2.3. Права и обязанности организации, проводящей СОУТ ……… ………… 15

2.4. Роль профсоюзных органов при проведении СОУТ. 2

2.5. Подготовка представителей профсоюзов в комиссиях по специальной оценке условий труда ……………………………………………………… ……...............18

3. ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА И ДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПАХ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ.. 20

3.1. Формирование комиссии по проведению СОУТ……………………………………………………………………… ………..20

3.2. Разработка и утверждение графика проведения СОУТ …………… ……..21

3.3. Утверждение перечня рабочих мест . 2

3.4. Выбор организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ. 2

3.5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов …………………………………………………… …… …………… 26

3.5.1. Составление списков рабочих мест, подлежащих и не подлежащих процедуре идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов 26

3.5.2. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. 2

3.5.3. Формирование перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям. 2

3.6. Составление и отправка в Государственную инспекцию труда (ГИТ) декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда …………………………………………………………………………………29

3.7. Проведение работниками лаборатории исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды 29

3.8. Классификация условий труда на рабочих местах ……… ……………….. 31

3.9. Утверждение отчета о результатах проведения СОУТ. 32

3.10. Разработка плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с классами 3.1. и выше ………………………………… ……………… 32

3.11. Установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда ………………………………………… ……………… 32

3.12. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда …………………………………………… ……………………….33

3.13. Отправка результатов СОУТ в ГИТ (Федеральный банк условий труда с 01.01.2016г.) ………………………………… …………………………………….34

3.14. Размещение информации о результатах СОУТ на сайте работодателя ……………………………….…………………… ………………………………….34

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА………………………………………………………………………………..35

4.1. Профсоюзный контроль…………….. 35

4.2. Профилактика и разрешение спорных ситуаций и конфликтов. 26

Приложение 1………………………………………………………………………..38

Приложение 2……………………………………………………………………..…39

Приложение 3……………………………………………………………………..…42

Приложение 4………………………………………………………………………..45

Приложение 5……………………………………………………………………..…46

Приложение 6……………………………………………………………………..…47

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...….48

 

 





В В Е Д Е Н И Е

 

Специальная оценка рабочих мест по условиям труда (СОУТ) и ее итоги важны как для работодателей, так и для работников и их представителей в лице профсоюзных организаций.

Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен достаточный опыт проведения СОУТ, периодически возникают ситуации, которые требуют однозначных подходов и решений. В частности, они относятся к выбору организаций, проводящих СОУТ, подбору членов комиссии, учёту специфики производства, определению роли и задачи каждой стороны, участвующей в СОУТ, подготовке необходимой документации и многих других.

Непрерывный и сквозной профсоюзный контроль и надзор за правильностью проведения СОУТ на всех стадиях и этапах работ с начала их проведения является гарантией соблюдения трудовых и социальных прав работающих.

От представителей профсоюзов в комиссиях по СОУТ требуется ответственное участие в работе и принятии решений, от которых во многом зависят окончательные результаты специальной оценки.

Не правильные действия профсоюзов в ходе проведения СОУТ затрудняют или делают невозможным защиту интересов наемных работников в части объективности оценки их условий труда в государственных органах и в суде.

Результативное и эффективное участие профсоюзов в проведении СОУТ возможно только при условии достаточной компетенции их представителей. Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи представителям профсоюзов в отстаивании интересов работающих и в защите их трудовых и социальных прав при проведении и реализации результатов СОУТ.

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Т ермины и определения

 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) ­- это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст.3 ФЗ-426).

Аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ст.9 ФЗ-426).

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при спецоценке 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух) (ст.16 ФЗ-426).

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника (ст.14 ФЗ-426).

Допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ст.14 ФЗ-426).

Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе, по степени вредности установлены подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. (ст.14 ФЗ-426).

Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ст.14 ФЗ 426).

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (Ст. 209 ТК РФ).

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. (Ст. 209 ТК РФ).

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений (Р2.2.2006-060).

Гигиенические критерии – показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов (Р2.2.2006-060).

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.209 ТК РФ).

Рабочая зона  –  физическое пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих (ГОСТ 12.0.002-2014). Часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, на котором один или несколько работников выполняют одну и ту же работу или операцию.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ)

Постоянное рабочее место - рабочее место в физическом пространстве, на котором работающий ежедневно работает большую часть своего рабочего времени нормальной продолжительности (более 50%) или не менее 2 ч непрерывно.

Непостоянное рабочее место - рабочее место в физическом пространстве, на котором работающий работает периодически, но не ежедневно, или работает незначительную часть (менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Напряженность труда  - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника, обеспечивающие его деятельность. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

 

 

Цели и задачи СОУТ

СОУТ проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Результаты СОУТ используются в целях:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 



Подготовка представителей профсоюзов в комиссиях по специальной оценке условий труда

От уровня компетентности членов комиссии зависит объективность и достоверность результатов специальной оценки условий труда.

В соответствии с пунктом 20 статьи 5 Устава ФНПР созданы образовательные и научно-исследовательские организации, осуществляющие обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и актива, содействующие социально-экономическому, правовому и профессиональному обучению членов первичных профсоюзных организаций. На основании положения Программы ФНПР о повышении уровня компетентности представителей профсоюзов в комиссиях по СОУТ, членов и руководителей первичных профсоюзных организаций в вопросах СОУТ Исполнительный комитет ФНПР решением от 31.05.2017г. №4-4 постановил:

- обеспечить обучение представителей профсоюзов, направляемых в комиссии по СОУТ, в научных учреждениях ФНПР при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава и соответствующей материально-технической базы.

Представители выборного органа первичной профсоюзной организации, включенные в состав комиссии по СОУТ, должны знать:

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проведения СОУТ, в том числе содержащие обязательные требования к процедурам, реализуемым в рамках ее проведения, а также устанавливающие права профсоюзов в части проведения и реализации результатов СОУТ;

- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие требования к условиям и охране труда работников, условия и размеры (объемы) предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- права и обязанности работодателя и работника, роль и задачи профсоюзов в связи с проведением СОУТ;

- права и обязанности экспертов и организации, проводящей СОУТ;

- требования, предъявляемые к организациям и экспертам, осуществляющим СОУТ;

- задачи и функции комиссии по СОУТ;

- особенности работы представителей профсоюзов в комиссии по СОУТ;

содержание основных этапов проведения СОУТ и участие в них представителей профсоюзов;

классификацию условий труда;

 факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие идентификации, исследованию и оценке при проведении СОУТ;

- методы проведения идентификации потенциально вредных факторов;

- методики (методы) измерений потенциальных вредных факторов;

- содержание документов, включаемых в отчет о результатах СОУТ;

- государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о СОУТ;

- критерии отнесения условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности по результатам проведения измерений идентифицированных потенциально вредных факторов;

- порядок проведения экспертизы качества СОУТ.

Представители выборного органа первичной профсоюзной организации, включенные в состав комиссии по СОУТ, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

- правильно применять положения законов и иных нормативных правовых актов, используемых при проведении СОУТ, в том числе содержащих обязательные требования к процедурам, реализуемым в рамках проведения СОУТ;

- создавать условия необходимые для полноценного участия работников в проведении СОУТ;

- давать разъяснения работникам по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах;

- осуществлять контроль за правильностью проведения идентификации потенциально вредных факторов и их измерений;

- анализировать полученные результаты СОУТ при обосновании предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

- обосновывать необходимость проведения внеплановой оценки условий труда;

- по результатам проведенной СОУТ вносить предложения по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, а также по улучшению условий и охраны труда;

- обжаловать результаты проведения СОУТ.



Профсоюзный контроль

Профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (ч.2 ст.25 Федерального закона № 426-ФЗ).

Из статьи 370 Трудового кодекса РФ и статьи 25 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что в профсоюзном контроле могут участвовать как технические, так и правовые инспекторы труда профсоюзов.

Необходим непрерывный и сквозной профсоюзный контроль за правильностью проведения СОУТ на всех стадиях и этапах работ с начала их проведения

Обеспечение профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда (включая специальную оценку условий труда) является основной целью технической инспекции труда.

Технические инспекции труда в пределах своих полномочий, в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

- осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с охраной труда, включая специальную оценку и государственную экспертизу условий труда;

-. рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам СОУТ;

- совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий, а также за проведением специальной оценки условий труда.

Технические (главные технические) инспекторы труда имеют право:
- направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законодательства о специальной оценке условий труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о специальной оценке условий труда;

- получать необходимую информацию и документы от руководителей, должностных лиц организаций для осуществления инспекторами своих полномочий, в т.ч. о состоянии условий и охраны труда, охраны окружающей сред, проведении специальной оценки условий труда;

- осуществлять проверку состояния условий труда;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также с изменениями условий труда.

 

 


Приложение 1

 

Опросный лист работника

по осуществлению на его рабочем месте

специальной оценки условий труда и определению потенциально вредных

и (или) опасных производственных факторов

 

Членом Комиссии по СОУТ, ______________________________________

                                                     Ф.И.О., должность члена комиссии

«____» ___________ 201__ года проведен опрос работника:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование должности и структурного подразделения, фамилия, имя, отчество работника)

 

По мнению работника, на его рабочем месте в связи с влиянием на его здоровье при осуществлении им трудовой функции, существуют следующие потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые, подлежат оценке:

 

Химические факторы:

Физические факторы:

Биологические факторы:

Тяжесть трудового процесса

Напряженность трудового процесса

Прочее:

 

Замечания и предложения по условиям труда на рабочем месте:

 

Опросный листом заполнил(а):

 

__________ ____________________ _______________ _________________

дата                    должность                                  Ф.И.О.                                          подпись        



Приложение 2

 

Примерные формы приказа о создании комиссии по СОУТ

 

Пример №1

 

Приказ (Распоряжение) № ____ от_____

о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах ооо_____________________

В соответствии с требованиями ст.212 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» приказываю:

1. В срок до ____ провести специальную оценку условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах в целом по организации.

2. Для организации и проведения СОУТ создать комиссию в составе __ человек (Приложение № 1 к приказу).

3. Комиссии по проведению СОУТ в срок до ___ по согласованию с организацией, проводящей СОУТ, подготовить проект графика проведения СОУТ в организации.

4. Утвердить Положение о комиссии по проведению СОУТ в организации и регламент ее работы (Приложение № 2 к приказу).

5. Председателю комиссии по проведению СОУТ:

- провести обучение членов комиссии правилам проведения СОУТ;

- обеспечить членов комиссии нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями и справочной литературой по вопросам проведения СОУТ.

6. Ответственному за делопроизводство ознакомить председателя и членов комиссии с настоящим приказом под роспись в течение трех рабочих дней.

7. Настоящий приказ довести до сведения всех работников организации.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

_____________________   ___________________   ________________________
(Руководитель организации)   (подпись)   (ФИО)

 


 

Пример №2

ПРИКАЗ №_____

от «__»__________20__г.

О проведении специальной оценки

условий труда, составе и порядке

деятельности комиссии по проведению

специальной оценки условий труда

 

В целях реализации ст.212 Трудового Кодекса РФ, Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»,-

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Создать постоянно действующую комиссию по проведению специальной оценки условий труда в составе:

Председатель комиссии ___________________________________________ (ФИО, должность)
Члены комиссии ___________________________________________ (ФИО, должность)
  ___________________________________________ (ФИО, должность)
  ___________________________________________ (ФИО, должность)
  ______________________________________________ (ФИО, должность)

 

2.Председателю комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

2.1.организовать работу по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда.

2.2.разработать и утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда с указанием аналогичных рабочих мест, в срок до «___» __________ 20__г.

2.3.разработать совместно с привлекаемой по гражданско-правовому договору специализированной оценивающей организацией график проведения специальной оценки условий труда и предоставить его мне на утверждение в срок до «___» __________ 20__г.

2.4. сформировать и утвердить перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих измерениям, в срок до «___» __________20__г.

2.5.все заседания комиссии оформлять протоколом, а возражения и несогласия членов комиссии - особым мнением.

2.6. завершить работы по проведению специальной оценки условий труда и утвердить отчет о ее проведении в срок до «___» __________ 20__г.

3. Руководителю службы охраны труда (специалисту по охране труда) определить оценивающую организацию(ции), которую(ые) необходимо привлечь для проведения специальной оценки условий труда и соответствующую требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.13.2013 г. в срок до «___» __________ 20__г.

4.Начальнику юридического отдела подготовить договор на предоставление услуг по проведению специальной оценки условий труда с организацией, определенной специалистом по охране труда для проведения специальной оценки условий труда в срок до «___» __________ 20__г.

5. Руководителям структурных подразделений, чьи сотрудники являются членами комиссии, освободить работников, указанных в п.1. от выполнения своих непосредственных обязанностей на время проведения рабочих заседаний комиссии и возложить их обязанности на других лиц.

6. Специалисту по делопроизводству довести информацию о проведении специальной оценки условий труда в организации до руководителей структурных подразделений и иных заинтересованных сторон, срок «___» __________ 20__г.

7. Заместителю директора по производству обеспечить доступ экспертов организации, оказывающей услуги по проведению специальной оценки условий труда, к рабочим местам, а также обеспечить им предоставление необходимой информации, материалов и документации, относящейся к целям специальной оценки условий труда.

8. Контроль выполнения приказа оставляю за собой.

 

_____________________   ___________________   ________________________
(Руководитель организации)   (подпись)   (ФИО)



Приложение 3

Приказ об утверждении графика

проведения специальной оценки

условий труда

(образец заполнения)

 

(полное наименование организации)

ПРИКАЗ

______________20__год N _____

_г.___________

Приложение 4

 

Примерный регламент работы комиссии по проведению СОУТ

 

1. Полномочия комиссии начинаются с момента подписания работодателем приказа (распоряжения) о создании комиссии.

2. Заседание комиссии ведет Председатель комиссии, в его отсутствие заместитель председателя. Они обеспечивают соблюдение регламента и порядка работы комиссии.

3. Форму голосования по рассматриваемым вопросам определяют члены комиссии путем голосования до начала рассмотрения вопросов на очередном заседании комиссии.

4. Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, участвующих в голосовании при наличии кворума.

5. По приглашению Председателя комиссии или его заместителя в работе комиссии без права решающего голоса могут присутствовать руководители и специалисты структурных подразделений организации, приглашенные специалисты других организаций (органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти РК по труду, профсоюзных и иных организаций).

6. Решения комиссии оформляются Протоколами, подписываются Председателем комиссии (либо его заместителем) и секретарем комиссии не позднее, чем на следующий день после заседания комиссии.

7. Оповещение членов комиссии о месте, времени и повестке дня заседания комиссии обеспечивается секретарем комиссии не позднее, чем за два дня до даты заседания комиссии.

 


 


Приложении 5

Рекомендуемая форма представления информации о времени воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

 

Индивидуальный номер рабочего места

Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

ЕТКС (ЕКС)

(выпуск, раздел,

дата утверждения)

 

Время воздействия

Вредного фактора

Рабочая неделя, час

Рабочая смена, час

Наличие технолог. перерывов, к-во

Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

СНИЛС

работников, занятых на данном рабочем месте

всего в т.ч. женщин в т.ч. лиц до 18л. в т.ч. инвалидов
1 директор КС, Раздел I, 21.08.98   40 8 4 1 0 0 0 - 000-000-000-00
2 главный бухгалтер КС, Раздел I, 21.08.98   40 8 4 1 1 0 0 - 000-000-000-00
3 начальник цеха КС, Раздел I, 21.08.98   40 8 4 1 0 0 0 - 000-000-000-00
4 мастер участка КС, Раздел I, 21.08.98   40 8 4 1 0 0 0 - 000-000-000-00
7А, 8А, 9А токарь 5 разряда токарный станок § 111 , 02, Профессии рабочих, 15.11.1999 7 часов 36 8 6 3(односменная работа)       7А, 8А, 9А 000-000-000-00
10А, 11А слесарь- сборщик 5 разряда, лазерная сварка § 210, 22, Профессии рабочих, 26.03.2002 5 часов 36 8 6 4 (2-х сменная работа)       10А, 11А 000-000-000-00
12 слесарь – сборщик 4 разряда, электросварка § 209, 22, Профессии рабочих, 26.03.2002 4 часа 40 8 6 2(2-х сменная работа)         000-000-000-00

 

 


 


Приложение 6

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

ВНИМАНИЕ!

Предложенные образцы форм различных документов носят рекомендательный характер.

Исключение составляют те образцы форм документов, которые приведены в Приказе Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению».

 

Г.


 

Рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), приказа Минтруда России от 24.01.2014г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее - Методика) и Постановления Исполкома ФНПР от 31.05.2017 № 4-4 « О работе Технической инспекции труда профсоюзов за 2016 год ».

«Методические рекомендации по организации работы представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии по специальной оценке условий труда» содержат общие сведения о СОУТ, терминологию по СОУТ, права и обязанности сторон, участвующих в проведении СОУТ, разъяснения по наиболее актуальным вопросам, возникающим при проведении работ по специальной оценке условий труда. Методические рекомендации предназначены в качестве информационной поддержки для членов комиссий по СОУТ.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

В В Е Д Е Н И Е. 2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2

1.1. Термины и определения. 2

1.2. Базовые принципы проведения СОУТ. 2

1.3. Цели и задачи СОУТ. 2

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, УЧАСТВУЮЩИХ В СУОТ 2

2.1. Права и обязанности работодателя при проведении СОУТ……… ….….. 13

2.2. Права и обязанности работников при проведении СОУТ. 2

2.3. Права и обязанности организации, проводящей СОУТ ……… ………… 15

2.4. Роль профсоюзных органов при проведении СОУТ. 2

2.5. Подготовка представителей профсоюзов в комиссиях по специальной оценке условий труда ……………………………………………………… ……...............18

3. ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА И ДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЭТАПАХ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ.. 20

3.1. Формирование комиссии по проведению СОУТ……………………………………………………………………… ………..20

3.2. Разработка и утверждение графика проведения СОУТ …………… ……..21

3.3. Утверждение перечня рабочих мест . 2

3.4. Выбор организации, привлекаемой по гражданско-правовому договору для проведения СОУТ. 2

3.5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов …………………………………………………… …… …………… 26

3.5.1. Составление списков рабочих мест, подлежащих и не подлежащих процедуре идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов 26

3.5.2. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. 2

3.5.3. Формирование перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям. 2

3.6. Составление и отправка в Государственную инспекцию труда (ГИТ) декларации соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда …………………………………………………………………………………29

3.7. Проведение работниками лаборатории исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды 29

3.8. Классификация условий труда на рабочих местах ……… ……………….. 31

3.9. Утверждение отчета о результатах проведения СОУТ. 32

3.10. Разработка плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с классами 3.1. и выше ………………………………… ……………… 32

3.11. Установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда ………………………………………… ……………… 32

3.12. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда …………………………………………… ……………………….33

3.13. Отправка результатов СОУТ в ГИТ (Федеральный банк условий труда с 01.01.2016г.) ………………………………… …………………………………….34

3.14. Размещение информации о результатах СОУТ на сайте работодателя ……………………………….…………………… ………………………………….34

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА………………………………………………………………………………..35

4.1. Профсоюзный контроль…………….. 35

4.2. Профилактика и разрешение спорных ситуаций и конфликтов. 26

Приложение 1………………………………………………………………………..38

Приложение 2……………………………………………………………………..…39

Приложение 3……………………………………………………………………..…42

Приложение 4………………………………………………………………………..45

Приложение 5……………………………………………………………………..…46

Приложение 6……………………………………………………………………..…47

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...….48

 

 





В В Е Д Е Н И Е

 

Специальная оценка рабочих мест по условиям труда (СОУТ) и ее итоги важны как для работодателей, так и для работников и их представителей в лице профсоюзных организаций.

Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен достаточный опыт проведения СОУТ, периодически возникают ситуации, которые требуют однозначных подходов и решений. В частности, они относятся к выбору организаций, проводящих СОУТ, подбору членов комиссии, учёту специфики производства, определению роли и задачи каждой стороны, участвующей в СОУТ, подготовке необходимой документации и многих других.

Непрерывный и сквозной профсоюзный контроль и надзор за правильностью проведения СОУТ на всех стадиях и этапах работ с начала их проведения является гарантией соблюдения трудовых и социальных прав работающих.

От представителей профсоюзов в комиссиях по СОУТ требуется ответственное участие в работе и принятии решений, от которых во многом зависят окончательные результаты специальной оценки.

Не правильные действия профсоюзов в ходе проведения СОУТ затрудняют или делают невозможным защиту интересов наемных работников в части объективности оценки их условий труда в государственных органах и в суде.

Результативное и эффективное участие профсоюзов в проведении СОУТ возможно только при условии достаточной компетенции их представителей. Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи представителям профсоюзов в отстаивании интересов работающих и в защите их трудовых и социальных прав при проведении и реализации результатов СОУТ.

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Т ермины и определения

 

Специальная оценка условий труда (СОУТ) ­- это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст.3 ФЗ-426).

Аналогичные рабочие места - это рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ст.9 ФЗ-426).

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при спецоценке 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух) (ст.16 ФЗ-426).

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника (ст.14 ФЗ-426).

Допустимые условия труда (2 класс) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ст.14 ФЗ-426).

Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

Вредные условия труда (3 класс) – условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе, по степени вредности установлены подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. (ст.14 ФЗ-426).

Опасные условия труда (4 класс) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ст.14 ФЗ 426).

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (Ст. 209 ТК РФ).

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. (Ст. 209 ТК РФ).

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений (Р2.2.2006-060).

Гигиенические критерии – показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов (Р2.2.2006-060).

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.209 ТК РФ).

Рабочая зона  –  физическое пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих (ГОСТ 12.0.002-2014). Часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, на котором один или несколько работников выполняют одну и ту же работу или операцию.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ)

Постоянное рабочее место - рабочее место в физическом пространстве, на котором работающий ежедневно работает большую часть своего рабочего времени нормальной продолжительности (более 50%) или не менее 2 ч непрерывно.

Непостоянное рабочее место - рабочее место в физическом пространстве, на котором работающий работает периодически, но не ежедневно, или работает незначительную часть (менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Напряженность труда  - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника, обеспечивающие его деятельность. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 263.