При проведении специальной оценки условий труда в отношении представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в составе комиссии по СОУТ действующим законодательством Российской Федерации определен широкий круг полномочий. Результаты проведенной СОУТ во многом зависят от действий, предпринятых органами первичной профсоюзной организации: как в рамках работы в составе комиссии по проведению СОУТ, так и в рамках осуществления профсоюзного контроля.
Результатами некачественно проведенной СОУТ могут быть:
- лишение работников прав в отношении:
льготной (досрочной) пенсии по Спискам № 1 и 2;
предоставления ежегодного дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, дополнительных выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- проведение повторных замеров факторов производственной среды;
- проведение государственной экспертизы качества СОУТ;
- обращения работников с исковыми заявлениями в судебные инстанции;
- дополнительные материальные затраты работодателя;
- социальная напряженность в трудовых коллективах.
Представители выборного органа первичной профсоюзной организации в обязательном порядке включаются в состав комиссии по проведению СОУТ и являются ее полноценными участниками. Исходя из требований части 2 статьи 9 Закона о СОУТ, представители выборного органа первичной профсоюзной организации направляются профсоюзным комитетом первичной организации. Решения профсоюзного комитета принимаются на его заседании большинством голосов при наличии кворума (если в нем участвует более половины членов профсоюзного комитета первичной организации) и оформляются в виде постановлений.
В составе комиссии по СОУТ представитель выборного органа первичной профсоюзной организации участвует в следующих мероприятиях:
· проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе о порядке проведения СОУТ, правах и обязанностях работников, полномочиях представителей выборного органа первичной профсоюзной организации при проведении СОУТ;
· контроль за организацией сбора информации от работников о наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также учет замечаний и предложений работников по условиям труда;
· опрос работников о наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды на их рабочих местах и о характере трудового процесса, (рекомендуемая форма учёта предложений работников представлена в Приложении 3);
· формирование и утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (части 2 и 5 статьи 10, часть 2 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ);
· утверждении результатов идентификации вредных и опасных производственных факторов;
· формировании перечня производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям и принятии решения о проведении их оценки (части 2 и 5 статьи 10, часть 2 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ);
· снижении класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты (часть 6 статьи 14 Закона о СОУТ);
· проверке и подписании карт СОУТ и других документов с результатами проведения СОУТ (раздел V приложения № 3 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
· проверке и подписании отчета о проведенной СОУТ (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ).
В случае несогласия представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, являющегося членом комиссии по СОУТ, с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету о проведении СОУТ. Член комиссии по СОУТ, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, подписывает отчет с пометкой «особое мнение» (пункт 2 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, приложение № 4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Особое мнение может служить основанием для проведения внеплановой СОУТ, либо обжалования результатов СОУТ.
Необходимо учитывать, что организация, проводящая СОУТ, по требованию представительного органа первичной профсоюзной организации обязана предоставлять обоснование результатов ее проведения (ст. 6 Федерального закона № 426-ФЗ).
Профсоюз вправе инициировать проведение внеплановой СОУТ и проведение экспертизы качества проведенной СОУТ (ст. 24 Федерального закона № 426-ФЗ), обратиться в Государственную инспекцию труда в связи с нарушениями Закона о СОУТ, либо обжаловать ее результаты в суде (ст. 26 Федерального закона № 426-ФЗ).
Инспекции труда ЦК Профсоюза вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением требований Федерального закона № 426-ФЗ в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 19 и ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ).
В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ, Профсоюз вправе проводить независимую экспертизу условий труда, в том числе, специальной оценки условий труда.
Подготовка представителей профсоюзов в комиссиях по специальной оценке условий труда
От уровня компетентности членов комиссии зависит объективность и достоверность результатов специальной оценки условий труда.
В соответствии с пунктом 20 статьи 5 Устава ФНПР созданы образовательные и научно-исследовательские организации, осуществляющие обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и актива, содействующие социально-экономическому, правовому и профессиональному обучению членов первичных профсоюзных организаций. На основании положения Программы ФНПР о повышении уровня компетентности представителей профсоюзов в комиссиях по СОУТ, членов и руководителей первичных профсоюзных организаций в вопросах СОУТ Исполнительный комитет ФНПР решением от 31.05.2017г. №4-4 постановил:
- обеспечить обучение представителей профсоюзов, направляемых в комиссии по СОУТ, в научных учреждениях ФНПР при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава и соответствующей материально-технической базы.
Представители выборного органа первичной профсоюзной организации, включенные в состав комиссии по СОУТ, должны знать:
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проведения СОУТ, в том числе содержащие обязательные требования к процедурам, реализуемым в рамках ее проведения, а также устанавливающие права профсоюзов в части проведения и реализации результатов СОУТ;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие требования к условиям и охране труда работников, условия и размеры (объемы) предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
- права и обязанности работодателя и работника, роль и задачи профсоюзов в связи с проведением СОУТ;
- права и обязанности экспертов и организации, проводящей СОУТ;
- требования, предъявляемые к организациям и экспертам, осуществляющим СОУТ;
- задачи и функции комиссии по СОУТ;
- особенности работы представителей профсоюзов в комиссии по СОУТ;
содержание основных этапов проведения СОУТ и участие в них представителей профсоюзов;
классификацию условий труда;
факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие идентификации, исследованию и оценке при проведении СОУТ;
- методы проведения идентификации потенциально вредных факторов;
- методики (методы) измерений потенциальных вредных факторов;
- содержание документов, включаемых в отчет о результатах СОУТ;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о СОУТ;
- критерии отнесения условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности по результатам проведения измерений идентифицированных потенциально вредных факторов;
- порядок проведения экспертизы качества СОУТ.
Представители выборного органа первичной профсоюзной организации, включенные в состав комиссии по СОУТ, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:
- правильно применять положения законов и иных нормативных правовых актов, используемых при проведении СОУТ, в том числе содержащих обязательные требования к процедурам, реализуемым в рамках проведения СОУТ;
- создавать условия необходимые для полноценного участия работников в проведении СОУТ;
- давать разъяснения работникам по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах;
- осуществлять контроль за правильностью проведения идентификации потенциально вредных факторов и их измерений;
- анализировать полученные результаты СОУТ при обосновании предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;
- обосновывать необходимость проведения внеплановой оценки условий труда;
- по результатам проведенной СОУТ вносить предложения по приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, а также по улучшению условий и охраны труда;
- обжаловать результаты проведения СОУТ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.