Типы исследований в социальной работе.
Тип исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т.п. Различают триосновных вида исследований в социальной работе.
· Разведывательное (пилотажное) – самый простой тип исследования в социальной работе. Это анализ, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, идет «обкатка» инструментария, т.е. методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. Оно позволяет получить оперативную информацию.
· Описательное исследование – более сложный тип исследования. Это тоже анализ, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом явлении. Описательное исследование обычно проводится в том случае, когда объект анализа относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками (трудовой коллектив крупного предприятия и т.п.).
· Аналитическое исследование – самый сложный тип исследования в социальной работе. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе, т.е. главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.
Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследование. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.
Существуют и другие классификации исследований в области социальной работы. Так, В.А. Ядов считает, что содержание и структура исследования в социальной сфере зависят от его общей направленности, т.е. главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Социально-инженерные (прикладные) исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Теоретические подходы, уже разработанные, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий для внедрения в практику.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что вне зависимости от оснований для классификации исследований в области социальной работы, их можно представить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели – получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Исследовательские стратегии и методы.
Исследовательская стратегия
Исследовательские проекты обычно начинаются как часть предыдущей работы и могут привести к продолжению других проектов, поскольку будут подняты вопросы, ранее не затрагиваемые исследователем. Эти вопросы могут возникать и благодаря чтению работ других исследователей, книг, профессиональных журналов, и исследователь может прийти к лучшему пониманию специфических процессов нашего общества. Например, в последние годы намечается отчетливая тенденция к интеграции инвалидов в общество. Исследователи могут задуматься над вопросами: Что привело к изменению установок общества и каковы вероятные следствия этого процесса для инвалидов и для общества в целом? Исследование может быть описательным,предполагать получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, или же аналитическим, направленным на анализ, выяснение причин, лежащих в основе явления и обусловливающих его характер.
Исследование может быть разведывательным (пилотным, пилотажным), если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Исследования также разделяются на разовые (когда к решаемой проблеме больше не возвращаются) и повторные, а также мониторинговые (лонгитюдные), когда по заданному сценарию исследование через определенный промежуток времени повторяется или проводится регулярно (как, скажем, персписи населения). Разновидностью повторных исследований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени к одним и тем же людям.
Полевые исследования проводятся в нормальиых, естественных для изучаемой общности условиях. Лабораторные - в условиях, созданных специально для исследования (например, фокус-группа). Исследование может быть эмпирическим: опирающимся на действия, поступки, поведение людей, и/или теоретическим, основанным на существенных свойствах, состояниях, выявленных в предыдущих исследованиях или построенных иным способом без непосредственного обращения к эмпирической реальности.
Кроме того, по типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных - здесь используются эмпирические данные, материалы, собранные самим исследователем в ходе собственного исследования.
Вторичный анализ данных подразумевает использование полевых материалов, собранных ранее, часто другими исследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.
Исследования, в которых удается получить новые эмпирические данные посредством наблюдения, интервью / опроса или анализа первичных докумеитпв, называются полевыми.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 348.