Знакомство с имеющимся опытом реализации технологий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выполнению социальной работы зачастую сопутствует разнообразное эмоциональное состояние, такое как положительное, отрицательное или нейтральное. Эти сопутствующие состояния оказывают значительное влияние на продуктивность труда социального работника. А показатели продуктивности в свою очередь также играют далеко не последнюю роль в возникновении синдрома «эмоционального выгорания».

Проявления стресса в работе педагога имеют обширный и разнообразный характер. Это такие явления как чувство тревоги, измождение, фрустрированность, депрессия, эмоциональная ригидность и опустошение. Все побочные эффекты это цена той высокой ответственности, которую платит социальный работник. По данным социально-демографических исследований, труд социального работника по такому критерию как эмоциональная отдача, является одним из наиболее сложных и напряженных видов труда. Необходимо сказать, что в среднем нагрузка у менеджеров высшего звена, банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций ниже, чем у социального работника государственного учреждения. Последнему приходиться всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в проблемы человека (клиента, пациента, подопечного). Сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное постоянно находиться в чужом энергетическом поле, исходящим от партнеров и пациентов. Как следствие это приводит к истощению эмоциональных ресурсов, на которые организм реагирует выработкой специфических механизмов защиты. Синдром «эмоционального выгорания» - один из таких механизмов.

Также могут появляться дисфункциональные следствия выгорания, когда последние оказывает негативное влияние на взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности - клиентами, больными, подопечными, коллегами.

Выгорающий социальный работник в конфликтных ситуациях агрессивен и зачастую избегает разрешения проблемных ситуаций. Наблюдается стремление к власти, достижение поставленных целей может сопровождаться рядом самых разных действий, независимо от степени их законности. Прослеживается тенденция нереалистичных ожиданий результатов работы, склонность к трудоголизму, невротический перфекционизм, повышенная эмоциональность. Риски выгорания специалиста также зависят и от условий труда, в которых осуществляется его деятельность. Так, на работе может присутствовать постоянное личное сравнение с другими коллегами, оценивание или обесценивание собственной значимости. Перегрузки наряду с большим объемом «бумажных» дел и отчетов, высокий уровень ответственности и требований к качеству работы, несправедливость, осложненные конфликтами или просто «холодные» отношения с клиентами или коллегами, дефицит поддержки со стороны ближайшего окружения - все эти факторы также способны оказывать существенное влияние на развитие синдрома выгорания.

Согласно мнению исследователя Кондо специализированная помощь при выгорании может быть оказана при помощи двух основных методик, это непосредственно работа с лицами, которые уже подвержены выгорания и имеют соответствующую симптоматику и смягчение влияния фактора организационного характера. Кроме этого положительное влияние в борьбе с возникновением выгорания имеет модель поведения самого социального работника, которая заключается в соблюдении норм психогигиены.

Переходя к основным направлениям, которые способствуют предотвращению выгорания, следует отметить:

· Получение новых навыков, знаний и опыта;

· Улучшение условий труда и отдыха;

· Развитие содержания труда;

· Улучшение средств и механизмов трудовой деятельности;

· Повышение уровня мотивации, выработка личной заинтересованности в результатах работы;

· Повышения уровня оплаты труда;

· Социальная защита самих «защищающих»;

· Система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;

· Улучшение психологического климата в коллективе, направленное на создание здоровой рабочей среды.

Помимо перечисленных методов предотвращения выгорания существуют более конкретные рекомендации, это:

· Развитие обширного круга интересов, не связанных с рабочей деятельностью;

· Внедрение элементов, предназначенных в разумной степени разнообразить стандартный рабочий процесс;

· Создание и поддержание хорошей физической формы и здоровья;

· Создание хорошего уровня социальной жизни, способной удовлетворять основные потребности;

· Общество близких друзей (желательно других профессий);

· Стремление к желаемому, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессии;

· Способность к адекватной самооценке без ориентира исключительно на уважение окружающих людей;

· Гибкость мировоззрения и способность быть открытым для нового опыта и знаний;

· Способность останавливаться и анализировать собственную жизнь и полученные результаты, умение радоваться достигнутым успехам;

· Способность к адекватному абстрагированию и взвешенному принятию решений перед взятием на себя каких-либо обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем он сам);

· Чтение классической и другой различной литературы, выходящей за рамки профессиональных интересов;

· Встречи с новыми людьми и взаимный обмен опытом;

· Периодическое выполнение совместной работы с коллегами, которые имеют значительные отличия профессионального и личностного характера;

· Принятие участия в работе профессиональной группы, предполагающее возможность обсуждать существующие личные проблемы, связанные с консультативной деятельностью;

· Наличие хобби, которое доставляет радость и способно играть роль противовеса основной работе.

 

Таким образом, для того, чтобы избежать выгорания необходимо периодически производить оценку своей жизни. Текущее положение вещей может не всегда соответствовать ожиданиям или желаниям и если такая ситуация присутствует это явный сигнал для того, чтобы остановиться и посмотреть, что можно предпринять или изменить к лучшему. Профессионализация представляет собой длительный процесс становления личности специалиста. Он начинается в момент выбора и определения будущей профессии и заканчивается с прекращением непосредственной трудовой деятельности. В литературе изучается различные аспекты профессионального становления личности. Особое внимание обращается на разработку методов и приемов, которые помогают преодолеть профессиональную деструкцию и тяжелые кризисные ситуации, неизбежно возникающие в процессе профессионального поиска и становления специалиста.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 379.