ГЛАВА X . Технологии социальной работы в социокультурной среде
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе чаще всего пользуются терминами «межнациональные», «национальные» отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми и сегодня существующими социально-этническими общностями.

В современном мире главной социально-этнической общностью является нация. Это исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера.

Нации пришли на смену народностям. Нация — это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа.

Историческая смена народностей нациями еще не означает, что первые вообще исчезли с лица земли. Народность — это одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Ее возникновение относится к периоду распада первобытно-общинных отношений. Если для родоплеменных объединений характерной чертой, сущностью их выступали кровно-родственные связи, то для народности — территориальные, а для нации — экономические. Народность присуща прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию.

Более того, несмотря на то что самая древняя форма социально-этнического объединения — род как группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской

линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов до наших дней, в том числе на территории нашей страны (северные и другие районы).

Кровно-родственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время. Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, т.е. являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны — социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик, другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Значение этнических свойств возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и его структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей.

Это несоциальное единение людей предопределило необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознающих свое единство и отличие от других подобных образований (т.е. обладающих самосознанием). Основные признаки этноса — язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.

Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных ее характеристик (подчеркнем это еще раз) всегда стремится сохранить свое этническое единство. (Хотя, безусловно, нельзя здесь отрицать и моменты сближения народов, их интеграции, в том числе в этой сфере, что, естественно, не тождественно состоянию народа «Иванов, родства не помнящих».) Это касается не только целого этноса, но и этнических групп как части этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т.д.). Этнические группы могут находится как в компактном, так и в дисперсном (рассеянном) состоянии.

Органическое единство социальных и этнических (несоциальных) характеристик общностей людей, их многообразие и взаимосвязь позволяют определить отношения между ними как экономические, территориальные, политические, государственно-правовые, культурные и языковые взаимоотношения между нациями, национальными группами и народностями в разных общественно-экономических формациях (или на разных этапах функционирования и развития общества), в разных странах и государствах.

Такое толкование отношений между социально-этническими общностями (в литературе часто это называют национальным вопросом) позволяет определить и их специфику. Она состоит, во-первых, в том, что взаимоотношения между социально-этническими общностями проявляются чаще всего (и главным образом) через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений. Во-вторых, эта особенность проявляется в наличии двух сторон в отношениях между социально-этническими общностями: внутренней (отношений между ними внутри территориально-государственных образований) и внешней (отношений между ними в системе разных территориально-государственных образований).

Политика в сфере социально-этнических отношений имеет два аспекта. Во-первых, это деятельность по созданию нормальных условий функционирования всего общества, всех групп населения, в том числе социально-этнических общностей, опережающих действиях по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической среде. Во-вторых, это деятельность, направленная на решение возникающих проблем, изменение среды обитания социально-этнических общностей, групп, отдельных личностей до нормы, до уровня, сравнимого с уровнем жизни проживающих на данной территории (села, района, области, края, всей страны) социальноэтнических групп. При этом в определенных условиях (в моменты первоначального заселения, с учетом уровня жизни данных групп и т. д.) должны применяться определенные льготы для улучшения жизни этих групп в новой для них обстановке.
В целом работа в этнической среде может осуществляться и осуществляется на трех уровнях.
На государственном (федеральном) уровне обеспечиваются правовое регулирование отношений между различными социально-этническими общностями, правовые, юридические и социальные гарантии граждан — представителей социально-этнических общностей и групп, формируется социальная политика в области межэтнических, межнациональных отношений.
На региональном уровне обеспечивается реализация всех тех положений, которые вырабатываются на федеральном уровне и о которых речь шла выше. При этом решение ряда вопросов (в частности, материального, социального и медицинского и т. д. обеспечения) осуществляется как субъектами Федерации, так и государством в целом. На этом уровне очень важно сформировать позитивное общественное мнение о взаимоотношениях между представителями различных социально-этнических общностей, между коренными и некоренными жителями регионов, во всех местах сосредоточения последних. На местном уровне решаются конкретные вопросы адаптации представителей социально-этнических групп к местным условиям, обеспечения их обустройства, жилищных условий, учебы, медицинского обслуживания. Важной стороной работы в этнической среде является оказание помощи представителям этноса в сохранении национальной идентичности, обычаев, традиций, психологии и культуры, наиболее важных этнических компонентов представителей этих групп. В решении этих вопросов большую роль должны играть все местные органы власти, все социальные институты, в том числе и учреждения социальных служб. Поскольку межэтнические, межнациональные отношения проявляются во всех сферах общественной жизни, во всех видах общественных отношений, постольку все они должны стать своеобразными полигонами для решения межэтнических проблем, недопущения между общностями напряженности и конфликтов. Поэтому, к примеру, в политической области следует обращать внимание на вопросы формирования адекватных взаимоотношений центральной и местных властей, сочетание интересов центра и субъектов Федерации. Особенно важное значение имеет развитие самоуправления национально-государственных образований во всех областях общественной жизни.
В политической сфере существенное значение имеет подбор и расстановка кадров в национально-территориальных образованиях, принятие таких мер, которые бы обеспечивали равенство при подборе претендентов на руководящие должности, независимо от национальности.
Кроме того, политические структуры должны научиться прогнозировать развитие национальных, межэтнических отношений, что позволит своевременно предотвращать или смягчать конфликты.
В решении проблем социально-этнических отношений важную роль играют международные документы. Каждая страна обязана выполнять основные положения международных соглашений, а также положения национальных законодательных и иных документов, касающихся социально-этнической проблематики. В них речь идет о гарантиях прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языковой принадлежности; об обеспечении прав граждан, оказавшихся в положении беженцев, вынужденных переселенцев, и др. Международная практика свидетельствует о необходимости создания механизмов быстрого, чрезвычайного реагирования на уже возникшие и обостряющиеся межэтнические конфликты. Эти механизмы могут предусматривать формирование особых отрядов самообороны, армейских, милицейских и других правоохранительных формирований, способных предотвращать конфликтные ситуации; введение чрезвычайного (особого) положения на территории отдельных районов и регионов; роспуск незаконных вооруженных формирований; немедленное возбуждение уголовных дел; возмещение причиненного экономического ущерба и т. д. Существенную роль в решении межэтнических конфликтов, в их недопущении могут и должны сыграть различного рода общественные объединения и институты, деятели искусства и науки, видные писатели, известные общественные деятели, служители культа.
В экономической области взаимоотношений между социальноэтническими общностями важно учитывать природно-географические, национально-исторические и экономические возможности, использовать уже накопленный опыт, сложившееся разделение труда, строить экономические отношения на здоровой хозрасчетной основе, что особенно важно в условиях формирования рыночных отношений, создания единого экономического пространства в рамках тех или иных государственных образований (в данном случае и внутри России, и внутри СНГ, других образований). Все это будет способствовать предотвращению ненужной и чрезмерной миграции рабочей силы в те или иные республики, регионы и районы, а также позволит выработать меры по трудоустройству незанятого трудоспособного населения в трудоизбыточных регионах.
Особого внимания требуют так называемые депрессивные территории (районы Севера, моноотраслевые города, зоны радиоактивного заражения, отдельные регионы), где и проживает (особенно на Севере) значительная часть малочисленных и малых народов.
В социальной среде (и здесь особенно важна роль социальных работников, социальных служб) первостепенное значение имеет реализация принципа социальной справедливости (распределения жилья, детсадов, морального и материального стимулирования, возможности поступления в вузы и средние специальные учебные заведения на основе всеобщего бесплатного среднего и среднего специального образования, а также преобладания бесплатного образования в вузах страны) с учетом всех проживающих в том или ином регионе (республике) социально-этнических общностей и групп.
Однако в условиях кризиса государство должно обеспечить прежде всего адресную помощь наиболее нуждающимся слоям населения (детям, матерям-одиночкам и многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, временно безработным людям), устанавливать минимальную заработную плату не ниже прожиточного уровня (при постоянной ее индексации), страховать сбережения граждан, сдерживать рост безработицы, обеспечивать своевременность выплаты зарплаты, пенсий и других государственных выплат. При решении вопросов социального обеспечения следует обращать особое внимание на группы людей, оказавшихся на положении беженцев и вынужденных переселенцев независимо от их этнической и национальной принадлежности, а также на содержание социальных учреждений (детских домов, интернатов, домов для престарелых) на уровне не ниже прожиточного минимума.
Чтобы избежать ситуации, имевшей место в 1990-х гг., связанной с неплатежеспособностью потребителей или дефицитом товаров и продуктов первой необходимости, государство должно ввести гарантированное натуральное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, детей, малообеспеченных пенсионеров и инвалидов. В городах и селах с центральным отоплением должно быть гарантировано поддержание в квартирах, яслях, детских садах, школах и больницах температуры по санитарным нормам. Особое значение в социальной защите населения, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, приобретает обеспечение здоровья через систему как государственных (в первую очередь), так и негосударственных учреждений, включая систему медицинского страхования и сеть поддерживаемых государством профилакториев, домов отдыха, санаториев и курортов.
В области духовной жизни, идеологической и теоретической деятельности предотвращению межэтнических конфликтов может способствовать работа по выявлению так называемых «белых пятен», изучение истории, культуры, обычаев народов, подготовка содержательных и правдивых учебников, научных трудов по истории, культуре, этнографии и многочисленных, и малочисленных народов (социально-этнических общностей и групп), проживающих как в России, так и в рамках СНГ, других образований.
На территории каждого региона страны должны быть в полной мере обеспечены возможности для изучения языков коренной национальности и местных языков. Безусловно, не снимается проблема изучения и знания языка межнационального общения, каким был (да и во многом остается) русский язык.
В предотвращении межэтнических конфликтов, снятии их остроты немалую роль может сыграть создание культурных автономий, культурных обществ, дворцов культуры для лиц некоренных национальностей в различных республиках и регионах, организация фестивалей народного творчества, обмена в области культуры, науки, туризма, спорта и т. д.
Как показывают социологические исследования, национальное самосознание, культура здоровых, цивилизованных отношений формируются уже в раннем возрасте. Поэтому соответствующая воспитательная работа должна проводиться в семьях, детских учреждениях, школах и т. д.
В решении вопросов межличностного общения представителей социально-этнических групп важнейшую роль должны играть средства массовой информации, которые способствуют взаимосвязи представителей коренной (титульной) нации и социально-этнических групп, зачастую не владеющих языком коренного населения. Поэтому необходимо издание средств массовой информации не только на языке коренной нации (группы), но и на языке социально-этнических общностей, проживающих на территории титульной нации (общности). Нужны издания, которые бы специализировались на этой социально-этнической, национальной проблематике.
Особая роль, которую играют средства массовой информации в современных условиях в решении проблем межэтнических отношений, предотвращения напряженности и конфликтов, диктует необходимость реализации соответствующих законодательных актов об ответственности работников СМИ за содействие (прямое и косвенное) разжиганию межнациональных конфликтов, достигаемой за счет строгого разделения обязанностей между работниками; строгой иерархии власти; формально установленной и четкой зафиксированной системы правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и др.
В то же время необходимо учитывать отрицательные черты бюрократии, которые выражаются в неудовлетворительной организации дела, приверженности старым методам, схемам, стиле деятельности, базирующемся на различных согласованиях, утверждениях, откликах, порождающих канцелярщину, волокиту, формализм. Эти явления, называемые бюрократизмом, нередко, как показывает и сегодняшняя жизнь, сопровождаются коррупцией чиновничества, расцветом в его среде взяточничества, кумовства, протекционизма.
Избавление, уменьшение масштабов бюрократизма возможно только при действительной демократизации общества, его системных структур.






















Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.