Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) — явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок — один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.
Безработицу предопределяют различные факторы:
· научно-технический прогресс обусловливает сокращение прежде всего работников ручного труда;
· структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства;
· повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых;
· сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
В условиях обострения экологических проблем .закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в России, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т.д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др.
В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50 % и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил. Кроме того, к обострению ведет социальная политика государства, защищающая интересы прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения.
Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятиями «занятость» и «занятый».
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
· программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
· программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
· программы содействия найму рабочей силы.
· правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
· обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
· создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
· активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
· пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
В связи с этим главным в социальной политике является (т.е. должно быть) предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2 5%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий но безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т.д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2—4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.
Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:
• сбор и распространение информации о спросе и предложении па местном рынке труда;
• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
• профессиональная ориентация всех групп населения;
• выплата пособий но временной незанятости;
• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.
Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.
Молодёжь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Во всём миренаучные исследованияи в развитых, и в развивающихся странахнаучные исследованиямолодые люди сталкиваются с растущими реальными трудностями, связанными с поиском достойной работы. Поэтому удовлетворение их чаяний в области занятости требует высоких темпов создания рабочих мест. Это должно стать одним из главных направлений экономической политики. В Узбекистане созданы правовые основы для гарантированного обеспечения молодёжи работой. Установлен минимум социальной обеспеченности, гарантирующий право на первоначальную трудовую занятость или материальную компенсацию. В целях содействия занятости молодёжи, окончившей образовательные учреждения, на предприятиях, в учреждениях и организациях резервируется минимальное количество рабочих мест. Для обеспечения современного производства квалифицированными кадрами в стране развиваются различные формы кооперации профессиональных колледжей с предприятиями-работодателями. Молодёжь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку она является не только энергичной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Молодое население считается величайшим достоянием, способствующим инновациям и творчеству в экономике и обществе. Но для того, чтобы в полной мере реализовать этот потенциал, молодые люди должны быть обеспечены работой. Необходимо отметить, что данная категория населения является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. По данным Международной организации труда, во всём мире молодые люди сталкиваются с реальными и растущими трудностями, связанными с поиском достойных рабочих мест. Доля молодёжи в составе рабочей силы с 2000 по 2011 годы снизилась с 52,9 % до 48,7 %. За последние два десятилетия уровень безработицы среди молодёжи оставался в три раза выше, чем среди взрослых. По данным Всемирного банка, число молодых людей на нашей планете, не занятых работой или учёбой, превышает 620 млн человек. Только для того, чтобы поддерживать стабильный уровень занятости, численность занятых в мире должна увеличиться примерно на 600 млн человек в течение 15 лет. Молодёжь в развивающихся странах сталкивается с растущими трудностями, связанными с поисками достойной работы в реальном секторе экономики, причём всё больше молодых людей вынуждены устраиваться на рабочие места более низкого качества в сельской местности и в неформальной экономике. В промышленно развитых странах перспективы трудоустройства нынешнего поколения молодёжи намного мрачнее тех, с которыми сталкивались предыдущие поколения. В настоящее время многие молодые люди страдают от сокращения возможностей в трудоустройстве, что вызвано затянувшейся безработицей и их продолжительным отсутствием на рынке труда. Даже у тех, кто нашёл работу, перспективы хуже, чем у предыдущих поколений. Основные выводы, которые можно сделать из доклада МОТ, касающегося занятости молодежи, могут быть резюмированы следующим образом: удовлетворение чаяний молодых людей в области занятости требует высоких темпов создания рабочих мест. Это должно стать одним из главных направлений любой экономической политики. Политика в области образования и профессиональной подготовки должна обеспечивать молодёжь, вступающую на рынок труда, профессиональными квалификациями и навыками, которые повысят их возможности при трудоустройстве, в то время как такие учреждения рынка труда, как службы занятости, должны оказывать помощь.
ГЛАВА IX . Технологии социальной работы в образовании
Социальная работа в сфере образования имеет исключительное значение; в том или ином виде она охватывает абсолютное большинство населения нашей страны, включая не только обучающихся во всех сферах образования (имея в виду и дошкольные учреждения), но и учителей школ и преподавателей профессионального образования, руководителей образования и сотрудников, обеспечивающих деятельность всей системы образования, а также родителей учеников и студентов, которые самым непосредственным образом втянуты в сферу образования.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. На макроуровне объектом социальной работы становится вся сфера образования как сфера жизнедеятельности, имеющая важнейшее значение для формирования и становления личности современного человека.
Предметом социальной работы в сфере образования является посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т. е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования, содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.
В этом - отличие социальной работы от работы психологов образовательном учреждении, деятельность которых ориентирована в большей мере на отдельные личности и конкретные проблемы. Отсюда большое внимание уделяется не только взаимодействию учебных коллективов, но и внеклассной работе в школе, внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику.
Во-первых, это связано с тем, что технологии реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социокультурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, Действующие совместно или на базе образовательных учреждений.
Во-вторых, специфика технологий социальной работы Связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы оценить специфику данных технологий необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования.
Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1 Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3. Оздоровительная (медико-социальная).
4. Учебно-воспитательная.
5. Научно-методическая.
6. Социально-правовая.
7. Консультационная.
8. Социально-аналитическая.
9. Просветительская.
Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает необходимость применения всей гаммы социальных технологий, учета специфики данной сферы и участвующих в ней социальных групп, научное изучение всех сторон этой деятельности, изучение и обобщение опыта работы.
История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Возрождение соц. работы и соц. педагогики как профессии происходит не на пустом месте. Прежде всего, их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная работа".
В новейших исследованиях анализ становления и развития отечественной соц. работы и соц. педагогики сводится либо к истории отдельно взятого элемента, либо к описанию конкретно-исторического периода, взятого за начало социально-педагогической теории и практики.
Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи. Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика из педагогики, а социальная работа из социологии.
Однако пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.
В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.
Попробуем выделить то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.
Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.
Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.
В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации -- превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиентом, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.
Но между соц. работой и соц. педагогикой есть определенные различия. Соц. работа-это деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента; в то время как соц. педагогика-это социальная работа, направленная на развитие личностного потенциала клиента.
Любой соц. педагог с легкостью может рассматриваться в качестве соц. работника, ибо он занимается деятельностью по разрешению педагогических проблем клиента.
Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная с оказанием помощи инвалидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; созданием условий для достижений этих целей в социуме. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим категориям обездоленного и социально незащищенного населения. Приблизительно к 20-м гг. ХХ столетия в ряде стран оформляется государственная система социальной работы, которая первоначально реализовывалась в таких сферах, как: семейное, детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы и др.
Так, социальная работа в сфере семейного благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья, образования, трудоустройства.
Школьная социальная работа предполагает адаптацию в условиях школы, помощь учащимся во включение в школьную жизнь, координацию усилий школы и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной изолированности детей, агрессивного поведения, недисциплинированности и др.
Сельская социальная работа ориентирована на проблемы, связанные с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью социальных контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и рекреативными (досуговыми) возможностями и пр.
Социальная работа требует соответствующего образования, специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в области социальной работы готовят в специальных высших учебных заведениях, которых только в Европе насчитывается больше четырехсот, а также на отделениях университетов и других высших учебных заведений.
В России специальности "социальный педагог" и "социальный работник" были законодательно введены лишь в 1991 г., на профессиональную подготовку были ориентированы некоторые педагогические, медицинские, технические вузы, институты культуры и физкультуры.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником. В то же время далеко не все социальные работники являются педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.
Активизация социальной работы в нашей стране послужила стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубокого осмысления процессов и явлений. К сожалению, это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи реализованным, оставалось "вещью в себе", никак или почти никак не влияя на социальную педагогику.
В свою очередь разработка проблем социальной педагогики будет способствовать развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня народа.
За последние десятилетия в России появилось много работ по социальной педагогике и социальной работе. Анализ предложенных подходов к их пониманию позволяет выявить следующие отличия между социальной педагогикой и социальной работой:
Педагогика как отрасль знания не может одновременно трактоваться и как практическая деятельность. Традиционно принято считать, что она исследует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае воспитание) и предлагает пути ее совершенствования. А реализация этих способов и приемов возложена непосредственно на социальную работу.
Многие исследователи считают, что социальная педагогика - наука о социализации и воспитании детей (имеются в виду также подростки и юноши). Предметом же внимания социальной работы является человек любого возраста.
Социальная педагогика проходит путь становления как автономная отрасль педагогического знания. Социальная работа - это прежде всего вид деятельности.
Следует отметить и основное сходство между этими двумя науками - объект изучения - человек. Кроме того, одно из направлений социальной педагогики - социальную виктимологию - можно выделить как общую область на стыке этих наук, как имеющую наиболее близкие и однородные задачи с социальной работой.
В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям.
В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.
Школа - одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.
Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:
- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;
- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;
- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;
- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:
- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);
- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
- организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:
- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;
- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;
- изучать общественное мнение в школьном коллективе;
- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
- организовывать работу школьного телефона доверия;
- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования - необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 335.