Методические указания для работы над темой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Рассмотрено

на заседании научно-методического совета

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

протокол № 11 от «27» июня 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ внеаудиторной САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

Разработчик:

Пенкина Ирина Сергеевна, преподаватель

 

2018 г


 

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы включают в себя задания для практического освоения МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах программы ПМ 03.Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, осваивающих ППССЗ  по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (заочной формы обучения)

 




Пояснительная записка

ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.

Данный курс является частью педагогической подготовки студентов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Цель курса – формирование у студентов понимание теоретических основ организации обучения в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО.

Уважаемый студент!

Методический комплекс по МДК 03.01. Теоретические основы организации обучения в различных возрастных группах является частью профессионального модуля ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

МК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля.

Приступая к изучению новому МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в МК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

По итогам изучения МДК проводится дифференцированный зачет профессиональные задачи, к которому приведены в конце МК.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.4. Анализировать занятия
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей..
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов образовательной деятельности;

-составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

-организации и проведения различных форм организации детей;

-организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы;

-проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

-составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

-наблюдения и анализа образовательной деятельности (непосредственно образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов; самостоятельная деятельность детей) в разных возрастных группах;

-обсуждения отдельных видов образовательной деятельности в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями; разработки предложений по их коррекции;

-осуществления самоанализа профессиональной деятельности;

-оформления документации.

Уметь:

-определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации детей, вида образовательной деятельности, с учетом особенностей возраста;

-формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности детей дошкольного возраста в соответствии с поставленными целями;

-оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

-использовать разнообразные методы, формы и средства организации образовательной деятельности детей;

-составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

-определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в освоении программы;

-использовать технические средства обучения (ТСО и ИКТ) в образовательном процессе;

-отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

-анализировать образовательную деятельность;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль профессиональной деятельности;

– планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, консультировать родителей по вопросам работы ребенка на компьютере;

– разрабатывать методические рекомендации для работы в компьютерно-игровом комплексе;

знать:

-основы организации обучения детей дошкольного возраста;

-особенности психофизического развития и познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-структуру и содержание примерных общеобразовательных программ дошкольного образования;

-теоретические и методические основы образовательной деятельности;

-особенности проведения образовательной деятельности в разных возрастных группах;

-приемы работы с одаренными детьми;

-способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в освоении программы;

-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

-требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

-требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;

-виды документации, требования к ее оформлению;

-психолого-педагогические основы использования информационных технологий в дошкольном образовании

Для самостоятельной работы студентов отводится 40 часов

Планирование самостоятельной работы

Название темы ОК ПК Задания Кол-во часов Уровень усвоения Форма контроля
1 Теоретические основы организации детей дошкольного возраста ОК1 -4 ПК.3.1 1.Дидактические принципы обучения дошкольников. Составление таблицы по образцу 2. Подготовка сообщения по теме (на выбор)   3   3 3 Экспертная оценка на практическом занятии (сообщение, таблица)
2 Педагогические условия формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. ПК.3.1 ПК.3.4 ПК.3.5 ОК6,7 Составление таблицы «Мотивация предпосылок учебно-познавательной деятельности» 2 2 Экспертная оценка, семинар
3 Методические основы организации обучения дошкольников. ПК.3.3 ПК3.4 ПК.5.4 ОК1-9 1.Анализ образовательных программ ДОО. 2. Заполнение таблицы. 3.Анализ современных технологий обучения. 4. Схема на тему: Виды одаренности и этапы ее развития у детей дошкольного возраста. 2     2   2   2     3 Экспертная оценка доклада, семинар,
4 Особенности организации образовательной деятельности в разных возрастных группах. ПК.3.1-3.5 ОК 2, ОК 7 Разработка конструкта занятий в разных возрастных группах.   4   Оценка тематического портфолио
5   Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.   П.3.1-3.4 ОК 10, ОК11 1.Библиография методической литературы по проблемам воспитания и обучения детей, испытывающих трудности на занятиях. 2.Разработка тезисов индивидуальной консультации для родителей (тема по выбору студента). 3.Составить схему «Виды одаренности и этапы ее развития у детей дошкольного возраста». 4   4     4 3 Экспертная оценка тезисов
6 Средства обучения дошкольников. ПК.3.2 ОК3, ОК2 Составление таблицы «Сравнительная таблица» 4   Экспертная оценка таблицы
7 Виды документации, требования к ее оформлению.   ПК.3.5 ОК3, ОК9, ОК10  1. Составить перечень документации воспитателя конкретной возрастной группы (на выбор студента) 2.Составление перспективных и календарных планов по одному из направлений работы 2   2 3 Экспертная оценка

Итого:

 

40 ч

 

 

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий. Самостоятельная работа проводится с цель систематизации и закрепление полученных самосовершенствованию, самореализации; формирование исследовательских умений.

В процессе изучение МДК 03.01 предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая включена в практические занятия.

теоретических знаний и практических умений, углубления и расширения теоретических знаний, формирование умений использовать нормативную, правовую и справочную документацию, специальную литературу, развитие познавательных и активности студентов, формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию.

Вопросы для самостоятельного изучения

Тема 1. Становление дошкольной дидактики.

1.Познакомьтесь с историей развития дошкольной дидактики. Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения великий педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе.

2.Охарактеризуйте системы обучения детей дошкольного возраста.

3. Раскройте особенности организации обучения детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

4.Рассмотрите дидактические концепции («предметный» и «системный» подходы Л.С.Выготский, В.И. Логинова и др.).

Задание 3.

Заполните таблицу:

Цели обучения

Содержание обучения

Средства обучения

Результаты обучения

Образовательные технологии

Формы обучения Методы обучения
           

Задание 4.

Составить схему на тему: Виды одаренности и этапы ее развития у детей дошкольного возраста.

Тема 4. Особенности организации образовательной деятельности в разных возрастных группах.

Содержание темы:

1.Занятие как форма обучения в ДОО.

2.Многообразие форм образовательной деятельности.

3.Дидактическая позиция воспитателя.

4.Связь обучения с разными видами детской деятельности

Методические указания к самостоятельной работе по теме.

Проанализируйте структуру занятий с детьми дошкольного возраста и раскройте классификацию занятий. Охарактеризуйте специфику организации и проведения занятий в разных возрастных группах.

Используя нормативные документы СанПин, ФГОС ДО сформулируйте методические требования к проведению занятий по разным образовательным областям, длительность занятий, их периодичность, виды и методика использования дидактического материала. Использование знаний в разнообразных видах деятельности. Соотношение обучения и самостоятельной детской деятельности.

 Самостоятельная работа студентов включает материалы пяти конспектов ОД.

Задание. Разработка технологической карты образовательной деятельности по разным образовательным областям в каждой возрастной группе.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Алгоритм составления технологической карты не является незыблемым, универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:

 - определение темы;

- постановка цели;

- формулирование задач;

- определение этапов ОД, их целей и промежуточных результатов;

- примерный хронометраж этапов;

- наполнение содержанием, подбор материала;

- выбор методов и приемов.

Титульный лист

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по (указать образовательную область)

«Тема НОД»…

Воспитатель: Фамилия Имя Отчество (указать квалификационную категорию)

Образовательные области: ……………………….

Интеграция видов деятельности:

Лексическая тема: ……..(указывается, если это нужно, или указывается место темы в учебном плане)

Вид занятия:……………….

Формы образовательной деятельности:

Цель:…………………………………….

Задачи

Образовательные:………………………………

Воспитательные:…………………………………………

Развивающие:…………………………

Планируемый результат:……………………..

Подготовительная работа: (если таковая велась).

Оборудование:……………………………..

Содержание ОД:……………………

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога Деятельность детей Время 1.  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент  Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): 1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось; 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др); 3. Приходит кто-то в гости или вносится игрушка; 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...); 5. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите)    или (для детей старшего возраста) Проблемная ситуация: Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия. ………………. ………………… 2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия Задачи этого этапа: ***Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового. ***Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий.     …………………… ……………………..   3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД ***Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.     4. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий ***Владение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата; ***Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.     5. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)     Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...».     6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний.       Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).     7. Рефлексия   Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).    

Тема 5. Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание темы:

1Подготовка к школе как направление образовательной деятельности в подготовительной группе.

2.Преемственность в работе ДОО со школой.

3. Специальная, общая и психологическая готовность к школе.

4.Особенности организации работы с одаренными детьми и детьми испытывающие трудности в обучении.

Самостоятельная работа студентов.

Задание 1. Библиография методической литературы по проблемам воспитания и обучения детей, испытывающих трудности на занятиях.

Задание 2. Разработка тезисов индивидуальной консультации для родителей, дети которых испытывают трудности в обучении (тема по выбору студента).

Занятие 3. Составить схему «Виды одаренности и этапы ее развития у детей дошкольного возраста».

Формы контроля:

- экспертная оценка  разработки тезисов,

- оценка составления схемы.

Домашняя контрольная работа

(выберите один из вариантов для выполнения)

Вариант 1.

1.Обобщенная формулировка задачи.

ФГОС дошкольного образования нацеливает воспитателей для реализации Программы использование специфических форм для детей данной возрастной группы, прежде всего игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Ключевое задание.

1.Покажите особенности форм работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности.

2.Раскройте особенности обучения детей старшего дошкольного возраста. (учет особенностей психического развития ребенка, индивидуальных особенностей, выбор методов обучения)

Практическое задание.

1.Подберите конспекты организованной образовательной деятельности по разным образовательным областям

2.Проанализируйте эффективность выбора форм, методов обучения, чередования видов деятельности в процессе обучения.

Контекст выполнения задания.

Вы воспитатель детей старшего дошкольного возраста.

 

Вариант2.

1.Обобщенная формулировка задачи.

Одним из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования является: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, что нацеливает воспитателей на изменение форм, методов организации деятельности дошкольников.

Ключевое задание.

1. Покажите особенности форм работы воспитателя с детьми младшего, среднего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности.

2. Раскройте особенности обучения детей младшего, среднего дошкольного возраста. (учет особенностей психического развития ребенка, индивидуальных особенностей, выбор методов обучения)

Практическое задание.

1.Подберите конспекты организованной образовательной деятельности по разным образовательным областям

2.Проанализируйте эффективность выбора форм, методов обучения, чередования видов деятельности в процессе обучения.

Контекст выполнения задания.

Вы воспитатель детей младшего, среднего дошкольного возраста.

 

Вариант 3.

1.Обобщенная формулировка задачи.

Реализация основных положений ФГОС дошкольного образования осуществляется на основе деятельностного подхода, развивающего обучения, что предполагает использование в практике работы ДОО современных педагогических технологий.

Ключевое задание.

1.Раскройте основные признаки педагогических технологий.

2.Раскройте основные положения развивающего обучения.

3.Дайте характеристику технологии проектной деятельности, проблемного обучения.

Практическое задание.

1.Подберите конспект организованной образовательной деятельности с использованием проблемно-диалоговой технологии обучения.

2. Разработайте проект по одной из тем комплексно-тематического планирования.

Контекст выполнения задания.

Вы воспитатель детей старшего дошкольного возраста.

 

Вариант 4.

1.Обобщенная формулировка задачи.

Реализация основных положений ФГОС дошкольного образования осуществляется на основе гуманизации образовательного процесса, что предполагает использование в практике работы ДОО современных педагогических технологий.

Ключевое задание.

1.Раскройте основные признаки педагогических технологий.

2.Дайте характеристику педагогических технологий, ориентированных на развитие личности, качеств ребенка, его индивидуальности:

-личностно-ориентированная технология обучения;

-технология поддержки;

-технология портфолио дошкольника и воспитателя.

Практическое задание.

1.Предложите варианты оформления портфолио дошкольника и воспитателя.

2.Сделайте анализ использования указанных технологий в опыте работы воспитателей.

 

Вариант 5.

1. Обобщенная формулировка задачи.

В ФГОС дошкольного образования указано «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Ключевое задание.

1. Раскройте содержание педагогической диагностики, направленной на определение достижения детьми планируемых результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы»

2. Раскройте методику проведения педагогической диагностики и обработки результатов.

3. Подберите методики для проведения педагогической диагностики по одной из образовательной областей или интегративных качеств личности

Практическое задание.

Составьте программу коррекционной работы с 1-2 детьми на 1 месяц по одной из образовательной областей или развитию интегративных качеств личности

Контекст выполнения задания.

Вы воспитатель детей среднего дошкольного возраста.

 

Вариант 6.

1.Обобщенная формулировка задачи

В ФГОС дошкольного образования подчеркивается необходимость развития интересов детей, любознательности и познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), познавательной мотивации, формирования познавательных действий

Ключевое задание.

1. Раскройте задачи организации познавательно-исследовательской деятельности в основных образовательных программах дошкольного образования.

1.2.Дайте характеристику познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1.3. Раскройте методику проведения опытов, экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Практическое задание.

Составьте конспекты организованной образовательной деятельности с использованием проведения опытов.

Контекст выполнения задания.

Вы воспитатель детей старшего дошкольного возраста.

 

Внимание! Уважаемые студенты оформите выполненные задания в тематическое портфолио, которые помогут вам на практических занятиях во время сессии и при выполнении заданий на дифференцированном зачете.



Свердловской области

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Рассмотрено

на заседании научно-методического совета

ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

протокол № 11 от «27» июня 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ внеаудиторной САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма обучения)

Разработчик:

Пенкина Ирина Сергеевна, преподаватель

 

2018 г


 

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы включают в себя задания для практического освоения МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах программы ПМ 03.Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Рекомендации предназначены для студентов педагогического колледжа, осваивающих ППССЗ  по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (заочной формы обучения)

 




Пояснительная записка

ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.

Данный курс является частью педагогической подготовки студентов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы организации занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

Цель курса – формирование у студентов понимание теоретических основ организации обучения в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО.

Уважаемый студент!

Методический комплекс по МДК 03.01. Теоретические основы организации обучения в различных возрастных группах является частью профессионального модуля ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

МК по МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля.

Приступая к изучению новому МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в МК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

По итогам изучения МДК проводится дифференцированный зачет профессиональные задачи, к которому приведены в конце МК.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.4. Анализировать занятия
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей..
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов образовательной деятельности;

-составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

-организации и проведения различных форм организации детей;

-организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы;

-проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

-составления психолого-педагогической характеристики ребенка;

-наблюдения и анализа образовательной деятельности (непосредственно образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов; самостоятельная деятельность детей) в разных возрастных группах;

-обсуждения отдельных видов образовательной деятельности в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями; разработки предложений по их коррекции;

-осуществления самоанализа профессиональной деятельности;

-оформления документации.

Уметь:

-определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации детей, вида образовательной деятельности, с учетом особенностей возраста;

-формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности детей дошкольного возраста в соответствии с поставленными целями;

-оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

-использовать разнообразные методы, формы и средства организации образовательной деятельности детей;

-составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

-определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в освоении программы;

-использовать технические средства обучения (ТСО и ИКТ) в образовательном процессе;

-отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

-анализировать образовательную деятельность;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль профессиональной деятельности;

– планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, консультировать родителей по вопросам работы ребенка на компьютере;

– разрабатывать методические рекомендации для работы в компьютерно-игровом комплексе;

знать:

-основы организации обучения детей дошкольного возраста;

-особенности психофизического развития и познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-структуру и содержание примерных общеобразовательных программ дошкольного образования;

-теоретические и методические основы образовательной деятельности;

-особенности проведения образовательной деятельности в разных возрастных группах;

-приемы работы с одаренными детьми;

-способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в освоении программы;

-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

-требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

-требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;

-виды документации, требования к ее оформлению;

-психолого-педагогические основы использования информационных технологий в дошкольном образовании

Для самостоятельной работы студентов отводится 40 часов

Планирование самостоятельной работы

Название темы ОК ПК Задания Кол-во часов Уровень усвоения Форма контроля
1 Теоретические основы организации детей дошкольного возраста ОК1 -4 ПК.3.1 1.Дидактические принципы обучения дошкольников. Составление таблицы по образцу 2. Подготовка сообщения по теме (на выбор)   3   3 3 Экспертная оценка на практическом занятии (сообщение, таблица)
2 Педагогические условия формирования учебно-познавательной деятельности дошкольников. ПК.3.1 ПК.3.4 ПК.3.5 ОК6,7 Составление таблицы «Мотивация предпосылок учебно-познавательной деятельности» 2 2 Экспертная оценка, семинар
3 Методические основы организации обучения дошкольников. ПК.3.3 ПК3.4 ПК.5.4 ОК1-9 1.Анализ образовательных программ ДОО. 2. Заполнение таблицы. 3.Анализ современных технологий обучения. 4. Схема на тему: Виды одаренности и этапы ее развития у детей дошкольного возраста. 2     2   2   2     3 Экспертная оценка доклада, семинар,
4 Особенности организации образовательной деятельности в разных возрастных группах. ПК.3.1-3.5 ОК 2, ОК 7 Разработка конструкта занятий в разных возрастных группах.   4   Оценка тематического портфолио
5   Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.   П.3.1-3.4 ОК 10, ОК11 1.Библиография методической литературы по проблемам воспитания и обучения детей, испытывающих трудности на занятиях. 2.Разработка тезисов индивидуальной консультации для родителей (тема по выбору студента). 3.Составить схему «Виды одаренности и этапы ее развития у детей дошкольного возраста». 4   4     4 3 Экспертная оценка тезисов
6 Средства обучения дошкольников. ПК.3.2 ОК3, ОК2 Составление таблицы «Сравнительная таблица» 4   Экспертная оценка таблицы
7 Виды документации, требования к ее оформлению.   ПК.3.5 ОК3, ОК9, ОК10  1. Составить перечень документации воспитателя конкретной возрастной группы (на выбор студента) 2.Составление перспективных и календарных планов по одному из направлений работы 2   2 3 Экспертная оценка

Итого:

 

40 ч

 

 

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий. Самостоятельная работа проводится с цель систематизации и закрепление полученных самосовершенствованию, самореализации; формирование исследовательских умений.

В процессе изучение МДК 03.01 предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая включена в практические занятия.

теоретических знаний и практических умений, углубления и расширения теоретических знаний, формирование умений использовать нормативную, правовую и справочную документацию, специальную литературу, развитие познавательных и активности студентов, формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию.

Вопросы для самостоятельного изучения

Тема 1. Становление дошкольной дидактики.

1.Познакомьтесь с историей развития дошкольной дидактики. Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Я. А. Коменского «Материнская школа». Цель дошкольного обучения великий педагог видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окружающем мире, в нравственном развитии и подготовке к школе.

2.Охарактеризуйте системы обучения детей дошкольного возраста.

3. Раскройте особенности организации обучения детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

4.Рассмотрите дидактические концепции («предметный» и «системный» подходы Л.С.Выготский, В.И. Логинова и др.).

Методические указания для работы над темой

Понимание современного состояние любой науки находится в прямой зависимости от знания истории ее возникновения ее развития. Анализируя педагогические системы ведущих зарубежных и отечественных методистов, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую жил педагог, его философские взгляды на законы развития природы и общества. Важно умет выделить то ценное в педагогических взглядах ученых прошлого, что нашло отражение в современной науке. Выделить основные периоды в развитии дошкольной педагогики, показать противоположность идей и направлений, дать историческое обоснование каждого периода, показать конкретный вклад выдающихся педагогов в становлении процесса обучения детей дошкольного возраста. Следует показать причины изменения содержания и технологий обучения в разные периоды, связать эти изменения с развитием психологии и педагогики.

Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С. Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Форма отчетности: экспертная оценка сообщения, составление таблицы

Задание 1. Дидактические принципы обучения дошкольников.

Составление таблицы по образцу

Дидактический принцип   Характеристика Правила реализации принципа
     

 

 

Задание 2. Подготовка сообщений на тему (на выбор студента):

1.Сенсорное воспитание в дидактической системе детского сада.

2.Вклад выдающихся зарубежных и отечественных педагогов в разработку системы сенсорного воспитания.

3.Использование системы дидактических игр и упражнений для сенсорного воспитания.

4.Дидактическая система А.М.Леушиной.

5.Особенности методической системы Е.И.Тихеевой.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 313.