Санкт-Петербург
2017
Автор: Марценкевич Н.Н.
Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» в рамках самостоятельной работы обучающихся по специальности 13.02.03. «Электрические станции, сети и системы» - СПб: ФГАОУ ВО СПбПУ УПК, 2016
Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи», ориентирована на самостоятельную работу студентов по формированию ПК.
Методическая разработка содержит краткое содержание каждой темы, перечень контрольных заданий и список необходимой литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….………....
Методические указания по изучению дисциплины…………………………………..
Перечень самостоятельных внеаудиторных работ……………………………………………………..........................................................
Перечень самостоятельных аудиторных работ………………………………………..
Методические указания по выполнению контрольной работы……………………….
Приложение 1………………………………………………………………………….
Приложение 2………………………………………………………………………….
Литература для изучения дисциплины и выполнения контрольной работы………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания учебной дисциплины «Русский язык» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников заочного отделения по техническим специальностям среднего профессионального образования.
Для самостоятельной работы запланировано более 50 % времени от обязательной учебной нагрузки. В связи с этим важно организовать самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Для организации самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем разработаны методические указания, в которых даны задания, перечень контрольных заданий и список необходимой литературы. Контрольные задания отражают все основные вопросы дисциплины.
Самостоятельная внеаудиторная работа способствует развитию умений искать основную информацию, работать с учебной литературой, применять получаемые знания в учебной и практической деятельности.
Самостоятельная внеаудиторная работа позволяет охватить учебный материал в большем объеме с творческим подходом в решении профессиональных задач.
Основные задачи изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»:
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционирования в речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;
- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи, способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим дисциплинам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи;
- соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;
- владеть нормами словоупотребления;
- владеть нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- употреблять грамматические формы слова, выявлять грамматические ошибки в тексте;
- использовать толковые, орфоэпические, фразеологические, этимологические и т.п. словари при работе с текстами;
- использовать багаж синтаксических средств при создании собственных текстов официально делового, учебно - научного стилей;
- создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, особенности устной и письменной речи;
- этические нормы речевой культуры;
- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические, фразеологические нормы языка;
- способы словообразования;
- нормативное употребление форм слова;
- синтаксические нормы;
- правила правописания;
- функциональные стили русского литературного языка.
Для контроля знаний студентов после окончания тем проводится рубежный контроль, программой предусмотрено проведение обязательной контрольной работы №1. Выполнение контрольной работы является важной и ответственной стадией изучения дисциплины. Контрольная работа выполняется с помощью компьютера на бумаге формата А4. Задания переписываются полностью, оставляются поля для замечаний рецензента. Записи ведутся рукописным текстом синей или фиолетовой пастой с использование средств компьютерных технологий.
Страницы листов бумаги формата А4 нумеруют для возможности ссылки на них преподавателя.
После получения работы с оценкой студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить недостаточно усвоенный материал. Выполненная контрольная работа оценивается итоговой оценкой «Зачет» или «Незачет». При получении оценки «Незачет» студент производит работу над ошибками и вновь сдает ее на проверку в учебную часть заочного отделения.
Форма проведения учебных занятий выбирается преподавателем, исходя из дидактических целей, содержания материала и степени подготовленности студентов.
Изучение дисциплины «Русский язык» складываются из следующих работ:
1. Самостоятельное изучение теоретического материала по рекомендуемым учебникам в последовательности, предусмотренной программой.
2. Изучение материала на занятиях по расписанию заочного отделения.
3. Выполнение контрольной работы в сроки, установленные заочным отделением.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (заочное отделение) и разработана по запросу работодателя из вариативных часов. Дисциплина «Русский язык и культура речи» служит дополнением к компетенциям и знаниям обучающихся в области программирования. Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке, его возможностях, знакомит с невербальными средствами общения, обучает правилам речевого этикета.
Использование межпредметных связей обеспечивает преемственность изучения материала, исключает дублирование и позволяет рационально распределять время.При изложении материала соблюдается единство терминологии, обозначений в соответствие с действующими стандартами.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» у
Общие и профессиональные компетенции формируются в ходе изучения теоретического материала, выполнения самостоятельных работ. Учебным планом предусмотрена одна контрольная работа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Краткий обзор тем по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема 1.1.
Язык и речь. Понятие «культура речи». Признаки хорошей речи.
1.Термины «язык» и «речь».
2.Различие между терминами «язык» и «речь».
3.Язык как система, представленная в моделях и проявляющаяся
в опреде ленных условиях.
4. Речь как нечто материальное (устная и письменная речь).
5. Особенности устной и письменной речи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение термину «язык».
2. Дайте определение термину «речь».
3. Расскажите о структуре национального русского зыка.
4.Основная отличительная черта устной и письменной речи.
5.Почему мы должны соблюдать языковые нормы русского языка?
Тема 1.2.
«Акцентологические и орфоэпические нормы»
. 1.Основное понятие орфоэпической нормы.
2.Нормы произношения.
3. Нормы ударения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое орфоэпия?
2.Почему так важны нормы произношения?
3. Чем вызвана необходимость правильной постановки ударения в словах?
Тема 1.3
Лексические нормы русского языка.
1.Слово и его назначение в речи.
2.Слово как выразительное средство в речи: метафоры, метонимия, антонимы, оксюморон, синонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы.
3. Особенности заимствованных слов в русском языке.
4.Лексические нормы русского языка.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каково основное назначение слова?
2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?
3. Почему особого внимания требуют лексические нормы русского языка?
Тема 1.4.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 557.