Программирование в компьютерных системах»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Санкт-Петербург

                                                  2017

 

 


Автор: Марценкевич Н.Н.

Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» в рамках самостоятельной работы обучающихся по специальности 13.02.03. «Электрические станции, сети и системы» - СПб: ФГАОУ ВО СПбПУ УПК, 2016

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи», ориентирована на самостоятельную работу студентов по формированию ПК.

Методическая разработка содержит краткое содержание каждой темы, перечень контрольных заданий и список необходимой литературы.

 

                                    

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………………….………....

Методические указания по изучению дисциплины…………………………………..

Перечень самостоятельных внеаудиторных работ……………………………………………………..........................................................

   Перечень самостоятельных аудиторных работ………………………………………..

Методические указания по выполнению контрольной работы……………………….

Приложение 1………………………………………………………………………….

Приложение 2………………………………………………………………………….

Литература для изучения дисциплины и выполнения контрольной работы………

 

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и контрольные задания учебной дисциплины «Русский язык» предназначены для реализации  государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки   выпускников заочного отделения по техническим специальностям среднего профессионального   образования.

Для самостоятельной работы запланировано более 50 % времени от обязательной учебной нагрузки. В связи с этим важно организовать самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Для организации самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем разработаны методические указания, в которых даны задания, перечень контрольных заданий и список необходимой литературы. Контрольные задания отражают все основные вопросы дисциплины.

 Самостоятельная внеаудиторная работа способствует развитию умений искать основную информацию, работать с учебной литературой, применять получаемые знания в учебной и практической деятельности.

Самостоятельная внеаудиторная работа позволяет охватить учебный материал в большем объеме с творческим подходом в решении профессиональных задач.

 

   Основные задачи изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»:

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционирования в речи;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи, способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим дисциплинам.

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

- владеть нормами словоупотребления;

- владеть нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- употреблять грамматические формы слова, выявлять грамматические ошибки в тексте;

- использовать толковые, орфоэпические, фразеологические, этимологические и т.п. словари при работе с текстами;

- использовать багаж синтаксических средств при создании собственных текстов официально делового, учебно - научного стилей;

- создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, особенности устной и письменной речи;

- этические нормы речевой культуры;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические, фразеологические нормы языка;

- способы словообразования;

- нормативное употребление форм слова;

- синтаксические нормы;

- правила правописания;

- функциональные стили русского литературного языка.

 

        Для контроля знаний студентов после окончания тем проводится рубежный контроль, программой предусмотрено проведение    обязательной контрольной работы №1. Выполнение контрольной работы является важной и ответственной стадией    изучения дисциплины. Контрольная работа выполняется с помощью компьютера на бумаге формата А4. Задания переписываются полностью, оставляются поля для замечаний рецензента. Записи ведутся рукописным текстом синей или фиолетовой пастой с использование средств компьютерных технологий.

Страницы листов бумаги формата А4 нумеруют для возможности ссылки на них преподавателя.

 После получения работы с оценкой студенту необходимо  исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить   недостаточно усвоенный материал. Выполненная контрольная работа оценивается итоговой оценкой «Зачет» или «Незачет». При получении оценки «Незачет»    студент производит работу над ошибками и вновь сдает ее на проверку в учебную часть заочного отделения.

Форма проведения учебных занятий выбирается преподавателем, исходя из дидактических целей, содержания материала и степени подготовленности студентов.

                     

Изучение дисциплины «Русский язык» складываются из                                следующих работ:

1. Самостоятельное изучение теоретического материала по рекомендуемым                        учебникам в последовательности, предусмотренной программой.

2. Изучение материала на занятиях по расписанию заочного отделения.

3. Выполнение контрольной работы в сроки, установленные заочным отделением.

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (заочное отделение) и разработана по запросу работодателя из вариативных часов. Дисциплина «Русский язык и культура речи» служит дополнением к компетенциям и знаниям обучающихся в области программирования. Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке, его возможностях, знакомит с невербальными средствами общения, обучает правилам речевого этикета.

 

Использование межпредметных связей обеспечивает преемственность                   изучения материала, исключает дублирование и позволяет рационально                          распределять время.При изложении материала соблюдается единство терминологии, обозначений в соответствие с действующими стандартами.

  

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» у  

Общие и профессиональные компетенции формируются в ходе изучения                       теоретического материала, выполнения самостоятельных работ. Учебным планом предусмотрена одна контрольная работа.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Краткий обзор тем по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Тема 1.1.

Язык и речь. Понятие «культура речи». Признаки хорошей речи.

1.Термины «язык» и «речь».

 

2.Различие между терминами «язык» и «речь».

 

3.Язык как система, представленная в моделях и проявляющаяся

  в опреде ленных условиях.

 

 4. Речь как нечто материальное (устная и письменная речь).

 

 

5. Особенности устной и письменной речи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение термину «язык».

2. Дайте определение термину «речь».

3. Расскажите о структуре национального русского зыка.

4.Основная отличительная черта устной и письменной речи.

5.Почему мы должны соблюдать языковые нормы русского языка?

                                           Тема 1.2.

«Акцентологические и орфоэпические нормы»

. 1.Основное понятие орфоэпической нормы.

2.Нормы произношения.

3. Нормы ударения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое орфоэпия?

2.Почему так важны нормы произношения?

3. Чем вызвана необходимость правильной постановки ударения в словах?

                                             Тема 1.3  

                             Лексические нормы русского языка.

 

1.Слово и его назначение в речи.

 

2.Слово как выразительное средство в речи: метафоры, метонимия, антонимы,        оксюморон, синонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы.

 

3. Особенности заимствованных слов в русском языке.

 

4.Лексические нормы русского языка.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково основное назначение слова?

2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?

3. Почему особого внимания требуют лексические нормы русского языка?

Тема 1.4.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 557.