Русский язык и культура речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Университетский политехнический колледж

 

Русский язык и культура речи

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по специальности:

Программирование в компьютерных системах»

 

 

Санкт-Петербург

                                                  2017

 

 


Автор: Марценкевич Н.Н.

Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» в рамках самостоятельной работы обучающихся по специальности 13.02.03. «Электрические станции, сети и системы» - СПб: ФГАОУ ВО СПбПУ УПК, 2016

Методические указания подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи», ориентирована на самостоятельную работу студентов по формированию ПК.

Методическая разработка содержит краткое содержание каждой темы, перечень контрольных заданий и список необходимой литературы.

 

                                    

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………………….………....

Методические указания по изучению дисциплины…………………………………..

Перечень самостоятельных внеаудиторных работ……………………………………………………..........................................................

   Перечень самостоятельных аудиторных работ………………………………………..

Методические указания по выполнению контрольной работы……………………….

Приложение 1………………………………………………………………………….

Приложение 2………………………………………………………………………….

Литература для изучения дисциплины и выполнения контрольной работы………

 

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и контрольные задания учебной дисциплины «Русский язык» предназначены для реализации  государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки   выпускников заочного отделения по техническим специальностям среднего профессионального   образования.

Для самостоятельной работы запланировано более 50 % времени от обязательной учебной нагрузки. В связи с этим важно организовать самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Для организации самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем разработаны методические указания, в которых даны задания, перечень контрольных заданий и список необходимой литературы. Контрольные задания отражают все основные вопросы дисциплины.

 Самостоятельная внеаудиторная работа способствует развитию умений искать основную информацию, работать с учебной литературой, применять получаемые знания в учебной и практической деятельности.

Самостоятельная внеаудиторная работа позволяет охватить учебный материал в большем объеме с творческим подходом в решении профессиональных задач.

 

   Основные задачи изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»:

- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционирования в речи;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи, способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;

- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим дисциплинам.

 

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, классифицировать орфоэпические ошибки в речи окружающих;

- владеть нормами словоупотребления;

- владеть нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- употреблять грамматические формы слова, выявлять грамматические ошибки в тексте;

- использовать толковые, орфоэпические, фразеологические, этимологические и т.п. словари при работе с текстами;

- использовать багаж синтаксических средств при создании собственных текстов официально делового, учебно - научного стилей;

- создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, особенности устной и письменной речи;

- этические нормы речевой культуры;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические, фразеологические нормы языка;

- способы словообразования;

- нормативное употребление форм слова;

- синтаксические нормы;

- правила правописания;

- функциональные стили русского литературного языка.

 

        Для контроля знаний студентов после окончания тем проводится рубежный контроль, программой предусмотрено проведение    обязательной контрольной работы №1. Выполнение контрольной работы является важной и ответственной стадией    изучения дисциплины. Контрольная работа выполняется с помощью компьютера на бумаге формата А4. Задания переписываются полностью, оставляются поля для замечаний рецензента. Записи ведутся рукописным текстом синей или фиолетовой пастой с использование средств компьютерных технологий.

Страницы листов бумаги формата А4 нумеруют для возможности ссылки на них преподавателя.

 После получения работы с оценкой студенту необходимо  исправить отмеченные ошибки, выполнить все его указания и повторить   недостаточно усвоенный материал. Выполненная контрольная работа оценивается итоговой оценкой «Зачет» или «Незачет». При получении оценки «Незачет»    студент производит работу над ошибками и вновь сдает ее на проверку в учебную часть заочного отделения.

Форма проведения учебных занятий выбирается преподавателем, исходя из дидактических целей, содержания материала и степени подготовленности студентов.

                     

Изучение дисциплины «Русский язык» складываются из                                следующих работ:

1. Самостоятельное изучение теоретического материала по рекомендуемым                        учебникам в последовательности, предусмотренной программой.

2. Изучение материала на занятиях по расписанию заочного отделения.

3. Выполнение контрольной работы в сроки, установленные заочным отделением.

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (заочное отделение) и разработана по запросу работодателя из вариативных часов. Дисциплина «Русский язык и культура речи» служит дополнением к компетенциям и знаниям обучающихся в области программирования. Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке, его возможностях, знакомит с невербальными средствами общения, обучает правилам речевого этикета.

 

Использование межпредметных связей обеспечивает преемственность                   изучения материала, исключает дублирование и позволяет рационально                          распределять время.При изложении материала соблюдается единство терминологии, обозначений в соответствие с действующими стандартами.

  

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» у  

Общие и профессиональные компетенции формируются в ходе изучения                       теоретического материала, выполнения самостоятельных работ. Учебным планом предусмотрена одна контрольная работа.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Краткий обзор тем по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Тема 1.1.

Язык и речь. Понятие «культура речи». Признаки хорошей речи.

1.Термины «язык» и «речь».

 

2.Различие между терминами «язык» и «речь».

 

3.Язык как система, представленная в моделях и проявляющаяся

  в опреде ленных условиях.

 

 4. Речь как нечто материальное (устная и письменная речь).

 

 

5. Особенности устной и письменной речи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение термину «язык».

2. Дайте определение термину «речь».

3. Расскажите о структуре национального русского зыка.

4.Основная отличительная черта устной и письменной речи.

5.Почему мы должны соблюдать языковые нормы русского языка?

                                           Тема 1.2.

«Акцентологические и орфоэпические нормы»

. 1.Основное понятие орфоэпической нормы.

2.Нормы произношения.

3. Нормы ударения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое орфоэпия?

2.Почему так важны нормы произношения?

3. Чем вызвана необходимость правильной постановки ударения в словах?

                                             Тема 1.3  

                             Лексические нормы русского языка.

 

1.Слово и его назначение в речи.

 

2.Слово как выразительное средство в речи: метафоры, метонимия, антонимы,        оксюморон, синонимы, омонимы, архаизмы и неологизмы.

 

3. Особенности заимствованных слов в русском языке.

 

4.Лексические нормы русского языка.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково основное назначение слова?

2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?

3. Почему особого внимания требуют лексические нормы русского языка?

Тема 1.4.

Самостоятельная работа № 1

Работа по вариантам

Вариант 1

Задание 1. Укажите слова со звуком [о] (графическим е):

 

1. Всплеск. 2. Маневры. 3. Осетр. 4. Гололедица.

Задание 2. Отметьте слова, в которых произносится [чн]:

 

1. Яичница. 2. Съемочный. 3. Скучно. 4. Нарочно.

 

Задание З. Укажите слова с твердым согласным перед е:

 

1. Бартер. 2. Прессинг. 3. Продюсер.  4. Индексация.

 

Задание 4. Определите слова со вторым ударным слогом:

1. Индустрия. 2. Кухонный. 3. Магазин. 4. Зонта.

 

Задание 5. Поставьте ударение в словах:

 

1. Сирот. 2. Шарфов. 3. Понял. 4. Упрочение.

Задание 6. Укажите слова с первым ударным слогом:

 

1. Портов. 2. Создал. 3. Созыв. 4. Областей.

Задание 7. Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог:

1. Медикамент. 2. Мальчиковый. 3. Мастерски. 4. Легкоатлет.

 

Задание 8. Поставьте ударение в словах:

 

1. Статус, русло, солишь, созвонимся.

2. Языковая (подготовка), поняла, (река) ровна, начата.

3. Тортов, простынь, начался, отнять.

4. Сирот, горька, пуловер, винтить.

                                              

                                                          

 

                                                 Самостоятельная работа № 1

Работа по вариантам

                                         Вариант 2

Задание 1. Укажите слова со звуком [о] (графическим е):

 

1. Безнадежный. 2. Атлет. 3. Блеф. 4. Блеклый.

Задание 2. Отметьте слова, в которых произносится [чн]:

 

1. Никитична. 2. Закадычный. 3. Пустячный. 4. Скучный

Задание З.Укажите слова с твердым согласным перед е:

1. Вексель. 2. Одесса. 3. Тандем. 4. Протекция.

Задание 4. Определите слова со вторым ударным слогом:

 

1. Вербы. 2. Воры. 3. Братание. 4. Газированный.

Задание 5. Поставьте ударение в словах:

 

1. Дефис. 2. Диоптрия. 3. Добыча. 4. Документ.

Задание 6. Укажите слова с первым ударным слогом:

 

1. Доллар. 2. Гордиев узел. 3. Госпитальный. 4. Донельзя.

Задание 7. Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог:

 

1. Драматургия. 2. Дозвониться. 3. Замедленный. 4. Заговорщик.

Задание 8. Поставьте ударение в словах:

 

1. По средам, за стенами, уставной, ржаветь.

2. Кирза, кета, свекла, углубить.

3. Валовой, дала, торгов, глубока.

  4. Роздан, роздана, ступеней развития, ступеней лестницы.

 

 

                                 

                         Самостоятельная аудиторная работа № 2

 

Вариант № 1

1. Найдите слова, в которых перед е произносится твердый согласный:

а) пюре                                в) темп                            д) тембр

б) кофе                                 г) бутерброд                          

 

2. Найдите слова, в которых буквосочетание чн произносится как [шн]:

 

а) конечно                           в) матричный                  д) гречневый

б) девичник                         г) коричневый

 

3. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

а) кухо'нный                       в) позво'нит                      д) дефи'с

б) удо'брить                        г) углу'бленный

 

 

4. Найдите слова, в которых ударным является первый слог:

а) кедровый                       в) воры                               д) иконопись

б) задолго                          г) досуха

 

 

5. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

а) выбор скатерте'й                в) развиты'е волосы              д) сделать укол

б) направить свои стопы'      г) развиты'е страны                      шпри'цем

6. Расставьте ударение в словах:

 

а) винта                              б) герба                            в) торта

 

9. Расставьте ударение:

 а) знала                           б) выплыла                     в) звала

 

                           Самостоятельная аудиторная работа № 2

 

Вариант № 2

1. Найдите слова, в которых перед е произносится твердый согласный:

 

а) фен                                     в) шинель                             д) тест

б) филателист                        г) Одесса

 

2. Найдите слова, в которых буквосочетание чн произносится как [ши]:

 

а) скучно                               в) справочник                     д) гречневый

б) ночной                              г) скворечник

 

3. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

 

а) жа'люзи                           в) обе'спечение                   д) бало'ванный

б) мизе'рный                          г) ходатайство

 

4. Найдите слова, в которых ударным является первый слог:

 

а) квартал                          в) партер                               д) благовест

б) эксперт                          г) коклюш

 

5. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

 

а) набор про'стьнь            в) э'кспертное заключение д) пушистые ша'рфы

б) вы правы'                      г) крышки к сковород'ам

 

8. Расставьте ударение в словах:

 

а) банта                                б) вреда                                в) гуся

 

9. Расставьте ударение в словах:

 

а) била                                б) выгнала                         в) ждала

 

                                            

 

                            Самостоятельная аудиторная работа № 3

Вариант №1

1. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?

 

1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, поступки.

2) Этот юноша способен на благородные поступки.

3) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов

солдатчиной.

 

2. Найдите словосочетания, которые построены правильно:

 

а) превосходство над кем-то         в) оплатить за проезд

б) уделить внимание к кому-либо г) заплатить за проезд

 

3. Отметьте словосочетания, которые являются фразеологизмами:

 

а) медвежья берлога                     в) золотые руки

б) медвежья услуга                            г) золотые часы

 

4. Найдите словосочетания с речевыми ошибками, где нарушена лексическая сочетаемость:

 

1) На улице лил большой дождь.

2) В разговоре он допустил сильную ошибку.

3) Грехи мои тяжелые.

 

5. Подчеркните логически лишнее слово:

 

1) Алексей мысленно подумал, что это конец.

2) В речи он употребляет диалектные и областные слова.

3) Во двор катили пустую порожнюю бочку.

 

6. Замените неуместно употребленные иноязычные слова синонимами:

 

1) Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе.

2) Учитель информировал о предстоящей контрольной.

3) Оратор произвел на публику негативный эффект.

 

7. Найдите слово, которое используется в составе фразеологизма:

 

1) Как (мышь, птица, белка) в колесе.

2) Пустить (овцу, козу, козла) в огород.

3) Ловить (рака, медузу, рыбу) в мутной воде.

 

8. Исправьте предложения с речевой ошибкой, связанной с незнанием лексического значения слова:

 

1) Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

2) На сцене стоял актер в золоченом амплуа.

3) Подруга ловко драпируется в богатую шаль.

4) Во время интервала между уроками в класс вошел преподаватель.

 

9. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов:

1) Успехами мы не блестим.

2) У нее были огромные каштановые глаза.

3) Он испытывает к нему крепкую ненависть.

4) В соревновании спортсмен одержал поражение.

 

10. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов:

 

1) Она приготовила сытый завтрак.

2) Соседний кот важно прошел на кухню.

3) Герой все время находится в подвесном состоянии.

4) В этот день я услышала много обидчивых слов.

 

11. Исправьте речевые ошибки в предложении:

1) В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

2) Писатель показал, как боролась с врачами молодая почти юная

молодежь.

3) Мы видели его и сбоку, и в профиль.

4) На выполнение задания понадобилось более двух часов времени.

 

12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

 

1) Цыплят, как известно, читают по очереди.

2) Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

3) Среди всеобщей тишины раздался гомерический хохот.

4) Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

                           Самостоятельная аудиторная работа № 3

Вариант №2

 

1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить!

1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

2) Актер умел представить пение соловья.

3) Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.

 

2. Найдите словосочетания, которые построены правильно:

 

а) преимущество над чем-либо

б) роль стали играть

в) беспокоиться за сына

г) проявить внимание к кому-либо

 

3. Отметьте словосочетания, которые являются фразеологизмами:

 

а) волчий аппетит      в) важная птица

б) важная деталь        г) горькая микстура

 

4. Найдите словосочетания с речевыми ошибками:

 

1) Большую роль имеет хороший аттестат.

2) Львиную часть заданий уже выполнили.

3) Надо смело ставить свои требования.

 

5. Подчеркните логически лишнее слово:

 

1) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

2) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

3) Очень замечательные пироги печет мама.

 

6. Замените неуместно употребленные иноязычные слова синонимами:

 

1) Юноша во всем имитировал старшему брату.

2) Родители оппонировали против моей поездки за город.

3) В последнем туре соревнования команда потерпела фиаско.

 

7. Найдите слово, которое используется в составе фразеологизма:

 

1) На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.

2) Заварить (суп, кашу, чай).

3) Вставлять (доски, бревна, палки) в колеса.

 

8. Исправьте предложения с речевой ошибкой, связанной с незнанием лексического значения слова:

 

1) Помещики жестоко обращались со своими придворными.

2) Интерьер нашей улицы очень красивый.

3) Базаров - молодой человек с захудалым лицом.

4) Мы испытываем летаргию по прошлому.

 

9. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов:

 

1) Воздух чист. Солнце греет ярче. В воздухе свежо.

2) Девушка купила карие чулки.

3) Учащиеся пристально слушали рассказ учителя.

4) Эта новость причинила ей удовольствие.

 

10. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов;

1) Она пришла в цветистом платье.

2) В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

3) Студент быстро освоил новый материал.

4) Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

 

11. Исправьте речевые ошибки в предложении:

 

1) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

2) Следует посоветоваться с коллегами по работе.

3) Начался проливной ливень.

4) В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов:

1) Ты что первый раз с Луны свалился?

2) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

3) Хоть и был он не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) У нее всегда семь пятниц: то она помогает в работе, то не хочет об этом говорить.

 

 

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задания контрольной работы состоят из практических заданий.

Контрольная работа выполняется на листах А4, страницы которой нумеруются. Нумерация страниц указывается без черточек внизу по центру. На каждой странице  следует оставлять поля шириной 4 см, а в конце – 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателя. Нумерация – сквозная (т.е. номер – один, два и т.д.).

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком, в той же последовательности, в какой приведены вопросы домашнего задания. Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер задания и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются.

       Работа на листе формата А4 стандартным шрифтом полуторным интервалом. Используется Шрифт Time New Roman кегль14. Заголовки и вопросы желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое – 3 см, правое – 1 см, нижнее и верхнее – 2 см. Текст печатается черным или синим цветом.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти печатным знакам.

После знаков препинания делается пробел, перед знаками препинания пробелов не делается. Перед знаком «тире» и после него делается пробел.

Титульный лист работы должен быть оформлен в соответствии с утвержденной формой, подписан, с указанием даты сдачи работы (Приложение 1).

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Незачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

Обучающие обязательно должны сдать контрольную работу на проверку не позднее, чем за 10 дней до экзамена или зачета. Без выполнения контрольной работы обучающийся не допускается до экзамена или зачета.

                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

(ФГАОУ ВО «СПбПУ»)

Университетский политехнический колледж

 

 

Домашняя контрольная работа

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

По специальности 09.02.03

«Программирование в компьютерных системах»

 

группа 12928/1

 

Студент(ка)         __________                                _____________

                    Подпись                                                                  Фамилия И.О.

 

Преподаватель     __________                          _____________

                    Подпись                                                                  Фамилия И.О.

 

 

                                                         Санкт-Петербург

2018 г.

 Приложение 2

 Контрольная работа № 1                      

 

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Вариант №1

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Вариант №2

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Университетский политехнический колледж

 

Русский язык и культура речи

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

по специальности:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 638.