Тема 2. Формы безналичных расчетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лабораторная работа № 5

« Выполнение и оформление расчетов платежными поручениями»

Цель работы:

  1. Закрепить знания по проведению безналичных расчетов платежными поручениями;
  2. Формировать умения по выполнению операций с использованием платежных поручений;
  3. Совершенствовать навыки работы с платежными поручениями.

Ход работы

1. Выполнить входной контроль (фронтальный опрос).

1. Дать характеристику операциям по переводу средств с использованием платежных поручений.

2. Перечислить основные зоны документа «Платежное поручение».

3. Назвать основные показатели информации в документе «Платежное поручение».

4. Укажите, сколько экземпляров платежного поручения предоставляется в банк для переводных операций.

5. Назовите сроки проведения безналичных операций банка по переводу средств с использованием платежного поручения.

6. Укажите виды платежных поручений.

2. Решить предложенные задания.

 

Задание № 1

Предприятие ООО «Сервис», расчетный счет 40702810700070025849 перечислило своему поставщику АОЗТ «Вымпел», расчетный счет 40702810300000013796 02.02.2016 г. за поставленные товары по счету № 123 ______ рублей, в том числе НДС в сумме ____ рублей. 03.02.2016г. 10.02.2016г. на расчетный счет предприятия ООО «Сервис» поступила выручка от покупателя ООО «Красный мак», расчетный счет 40702810300000000601 за предоставленные услуги по счету № 567 ______ рублей.  

Составьте платежные поручения.

Задание № 2

Предприятие АОЗТ «Вымпел» по платежному поручению перечислило предприятию ООО «Красный мак» ______ рублей за оказанные услуги по счету №_____. Составить платежное поручение, если БИК банка АОЗТ «Вымпел» 044399743 корр. счет 30101810200000000743, БИК банка ООО «Красный мак» 044252593 корр. счет 30101810200000000774.

Задание № 3

Перечислить основные виды безналичных расчетов, осуществляемые платежными поручениями.

Укажите основные зоны документа и необходимые реквизиты, заполняемые в этих зонах.

Задание № 4

Предприятие ООО «Сервис» заплатило организации «Красный мак» за услуги по счету №34 10.02.2016г. _________ рублей. 11.02.2016г.

Составьте платежное поручение. Необходимые реквизиты берутся из предыдущих заданий.

Задание № 5

Составить платежное поручение предприятия ООО «Сервис» по условиям заданий №2, если БИК банка АОЗТ «Вымпел» 044399743 корр. счет 30101810200000000743, БИК банка ООО «Красный мак» 044252593 корр. счет 30101810200000000774. Остальные реквизиты берутся из предыдущих заданий.

 

Критерии оценок:

«удовлетворительно» - задания № 1, 2, 3

«хорошо» - задания № 1, 2, 3, 4

«отлично» - задания № 1, 2, 3, 4, 5.

При условии правильного выполнения заданий и успешной защиты.

Методические указания

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В настоящее время это одна из основных форм расчетов.

С момента получения платежного поручения банком от клиента у него возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета (субсчета), иных счетов, открытых для проведения расчетных операций. При этом клиент должен соблюдать следующие условия:

  • правильно указывать реквизиты плательщика, получателя денежных средств, обязательных для осуществления операции по перечислению средств;
  • иметь на счете денежные средства в сумме, достаточной для исполнения принятого документа.

При соблюдении вышеуказанных условий банк или его филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета.

Если на платежном документе не проставлен срок платежа, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.

Схема расчетов платежными поручениями выглядит следующим образом (рис. 1):

Рисунок 1 – Схема расчетов платежными поручениями

1 — выписка платежного поручения в соответствии с требованиями договора

2 — списание средств со счета покупателя и зачисление на счет продавца

3 — выписка с расчетного счета покупателя о списании средств

4 — выписка с расчетного счета продавца о зачислении средств

 

Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени.

Предприятие-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы, по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать предприятия, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Данный экземпляр является общим основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземпляр прилагается к выписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.

Платежное поручение является универсальным расчетным документом и применяется для проведения всех видов товарных и нетоварных платежей, используется как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В настоящее время электронные платежные поручения передаются по единой расчетной сети Банка России, по локальным расчетным сетям коммерческих банков и по системе «клиент-банк», если имеется надежная компьютерная связь с клиентом.

Основным преимуществом расчетов с помощью платежных поручений является относительно быстрый документооборот.

Вопросы к защите лабораторной работы № 5

1. Назовите порядок расчетов платежными поручениями.

2. Какие платежи осуществляются при помощи платежных поручений.

3. Какие платежи не проводятся на основании платежных поручений.

4. Назовите основные зоны документа «Платежное поручение».

5. Укажите основные реквизиты, отражаемые в зонах документа «Платежное поручение».

6. Сколько экземпляров платежного поручения должно представить предприятие в банк для проведения расчетов.

7. Какой срок действия платежного поручения по переводным операциям банка.

8. Кто составляет и оформляет платежное поручение.

9. Кто должен подписывать платежное поручение.

10. Назовите основные нетоварные операции, по которым проводится расчет платежными поручениями.

 


 

 

 

0401060

Поступ. в банк плат.

 

Списано со сч. плат.

 

 

 

 


ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ №

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Вид платежа

 

 

Сумма
прописью

 

ИНН

КПП

Сумма

 

 

 

Сч. №

 

 

Плательщик

 

 

БИК

 

Сч. №

 

 

Банк плательщика

 

 

 

БИК

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН

КПП

Сч. №

 

 

 

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз.пл.

 

Очер.плат.

 

 

Получатель

Код

Рез.поле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение платежа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.П.

 

 

                                                           

 

    




Лабораторная работа № 6

« Выполнение и оформление расчетов инкассовыми поручениями»

Цель работы:

1. Закрепить знания по проведению безналичных расчетов инкассовыми поручениями;

2. Формировать умения по выполнению операций с использованием инкассовых поручений;

3. Совершенствовать навыки работы с инкассовыми поручениями.

ХОД РАБОТЫ:

1. Выполнить входной контроль (фронтальный опрос).

1. Дать характеристику операциям по переводу средств с использованием инкассовых поручений.

2. Перечислить основные зоны документа «Инкассовое поручение».

3. Назвать основные показатели информации в документе «Инкассовое поручение».

4. Укажите, сколько экземпляров инкассового поручения предоставляется в банк для переводных операций.

5. Назовите сроки проведения безналичных операций банка по переводу средств с использованием инкассового поручения.

6. Укажите виды инкассовых поручений.

2. Решить предложенные задания.

 

Задание № 1

Предприятие ООО «Сервис», расчетный счет 40702810700070025849 составило инкассовое поручение о взимании к своему поставщику АОЗТ «Вымпел», расчетный счет 40702810300000013796 02.02.2016 г. за поставленные товары по счету № 123 ______ рублей, в том числе НДС в сумме ____ рублей по решению суда в безакцептном порядке.

Составьте инкассовое поручение и указать порядок зачисления средств.

Задание № 2

Предприятие АОЗТ «Вымпел» составляет инкассовое поручение на взыскание средств с покупателя ООО «Красный мак» ______ рублей за оказанные услуги по счету №_____. Составить инкассовое поручение, если БИК банка АОЗТ «Вымпел» 044399743 корр. счет 30101810200000000743, БИК банка ООО «Красный мак» 044252593 корр. счет 30101810200000000774.

Задание № 3

Перечислить основные виды безналичных расчетов, осуществляемые инкассовыми поручениями. Укажите основные зоны документа и необходимые реквизиты, заполняемые в этих зонах.

Задание № 4

Предприятие ООО «Сервис» составляет инкассовое поручение к организации «Красный мак» за услуги по счету №34 10.02.2016г. _________ рублей. 11.02.2016г.

Составьте инкассовое поручение. Необходимые реквизиты берутся из предыдущих заданий.

Задание № 5

Составить инкассовое поручение предприятия ООО «Сервис» по условиям заданий №2, если БИК банка АОЗТ «Вымпел» 044399743 корр.счет 30101810200000000743, БИК банка ООО «Красный мак» 044252593 корр.счет 30101810200000000774. Остальные реквизиты берутся из предыдущих заданий.

 

Критерии оценок:

«удовлетворительно» - задания № 1, 2, 3

«хорошо» - задания № 1, 2, 3, 4

« отлично» - задания № 1, 2, 3, 4, 5.

При условии правильного выполнения заданий и успешной защиты.

 

 

Методические указания

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов совершает действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Суть такой операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо осуществляются с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает предоставленные в его банк документы на списание денежных средств; без акцепта, когда в случаях установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам), средства списываются со счета плательщика.

Расчеты по инкассо проводятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Они предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.

Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями-поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими предприятиями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. Однако в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика (рис. 5).

 

Рисунок 2 – Схема расчетов с использованием платежных требований-поручений, подлежащих акцепту плательщика:

1 — отгрузка товара, выполнение работ, услуг;

2 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования-поручения, реестров требований и сопроводительных документов;

3,4 — передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю;

5 — акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением;

6 — перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе с заявлением об отказе акцепта;

7 — зачисление средств на счет продавца (в случае акцепта и оплаты);

8 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта

Принимающий платежные требования банк получателя (банк-эмитент) осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме, соответствие подписей и печатей получателя, а также полноты заполнения всех указанных на бланке реквизитов. В случае соблюдения всех правил два экземпляра платежного требования с реестром платежных требований (перечень требований по данному платежу и их основные реквизиты) передаются в банк плательщика (исполняющий банк). Поступившие в исполняющий банк платежные требования проверяются на соответствие условий данной формы расчетов условиям договора между банком и плательщиком.

При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования предается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен плательщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основании указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.

Инкассовые расчеты могут осуществляться также на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены следующие случаи применения инкассовых поручений:

ü в случаях, когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

ü при взыскании по исполнительным листам.

Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. Порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта. Схема расчетов инкассовыми поручениями и платежными требованиями без акцепта показана на рис. 6.

 

Рисунок 3 - Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений:

1 — заключение договора банковского счета, предусматривающего возможность безакцептного списания денежных средств, и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения;

2 — отгрузка товара, выполнение работ, услуг;

3 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения, реестра требований или поручений и сопроводительных документов;

4 — передача указанных документов в исполняющий банк;

5 — проверка исполняющим банком соответствия применения данной формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства;

6 — перечисление средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п. 5;

7 — извещение плательщика о списании денежных средств с его счета;

8 — зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа);

9 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствия средств на счете плательщика

Инкассовая форма расчетов не только отличается сложностью документооборота, но и не дает гарантии платежа. Ведение двух картотек расчетных документов: переданных плательщику для акцепта и не оплаченных в связи с отсутствием средств на счете — требует дополнительных затрат со стороны банка. Поэтому платежные требования применяются редко. Инкассовые поручения используются, как правило, налоговыми органами для взыскания недоимок налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Вопросы к защите лабораторной работы № 6

 

1. Назовите порядок расчетов инкассовыми поручениями.

2. Какие платежи осуществляются при помощи инкассовых поручений.

3. Какие платежи не проводятся на основании инкассовых поручений.

4. Назовите основные зоны документа «Инкассовое поручение».

5. Укажите основные реквизиты, отражаемые в зонах документа «Инкассовое поручение».

6. Сколько экземпляров инкассового поручения должно представить предприятие в банк для проведения расчетов.

7. Какой срок действия инкассового поручения по переводным операциям банка.

8. Кто составляет и оформляет инкассовое поручение.

9. Кто должен подписывать инкассовое поручение.

10. Назовите основные операции по инкассовым поручениям.


        0401071
Поступ. в банк плат.   Списано со сч. плат.    

 

ИНКАССОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ №                                      
  Дата   Вид платежа    

 

Сумма прописью

 

ИНН 

КПП 

Сумма

 

 

Сч. №

 

Плательщик

 

БИК

 

Сч. №

 

Банк плательщика

 

БИК

 

Сч. №

 

Банк получателя

ИНН 

КПП 

Сч. №

 

 

Вид оп.

 

Очер. плат.

 

Наз. пл.

 

Рез. поле

 

Получатель

Код

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение платежа

                           

 

  Подписи   Отметки банка получателя
М.П.      

 

№ ч. плат.

№ плат. ордера

Дата плат. ордера

Сум­ма час­тич­но­го пла­те­жа

Сум­ма ос­тат­ка пла­те­жа

Под­пись

Дата помещения в картотеку

 

             
             
            Отметки банка плательщика  

 

 




Лабораторная работа № 7

« Выполнение и оформление расчетов аккредитивами»

Цель работы:

- закрепить знания по операциям расчетов аккредитивами;

- формировать умения по оформлению расчетов аккредитивами;

- совершенствовать навыки работы с аккредитивами.

ХОД РАБОТЫ:

1. Выполнить входной контроль (фронтальный опрос).

1. Дать характеристику расчетов аккредитивами.

2. Указать документы, предъявляемые в банк для открытия аккредитива.

3. Назвать основные показатели информации в документе «Аккредитив».

4. Укажите порядок открытия и закрытия счетов аккредитива.

5. Назовите условия для перевода средств со счетов аккредитива.

6. Укажите виды аккредитивов.

2. Решить предложенные задания.

 

 

Задание № 1

Предприятие ООО «Сервис», расчетный счет 40702810700070025849 открывает безотзывной аккредитив своему поставщику АОЗТ «Вымпел», расчетный счет 40702810300000013796 02.02.2016 г. за поставленные товары по счету № 123 ______ рублей, в том числе НДС в сумме ____ рублей по решению суда в безакцептном порядке.

Составьте аккредитивное заявление и оформить аккредитив.

Задание № 2

Предприятие АОЗТ «Вымпел» открывает аккредитив для расчета за товары и услуги поставщику ООО «Красный мак» ______ рублей.

Составьте аккредитивное заявление и оформить аккредитив.

Задание № 3

Составьте аккредитивное заявление на открытие аккредитива иностранному поставщику. Укажите условия перечисления средств со счета аккредитива. Оформите аккредитив по отзывной и безотзывной форме.

Задание № 4

Составить аккредитив с предварительным акцептом предприятия ООО «Сервис» к иногороднему поставщику товаров АОЗТ «Вымпел» 044399743 корр.счет 30101810200000000743.

Составить аккредитивное заявление и оформить аккредитив.

Задание № 5

ООО «Красный мак» составляет аккредитивное заявление на открытие аккредитива предприятию ООО «Сервис» для оплаты за услуги.

Составить аккредитивное заявление и оформить аккредитив по данным из предыдущих заданий.

Критерии оценок:

«удовлетворительно» - задания № 1, 2, 3

«хорошо» - задания № 1, 2, 3, 4

«отлично» - задания № 1, 2, 3, 4, 5.

При условии правильного выполнения заданий и успешной защиты.

 

Методические указания

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставит полномочия другому (исполняющему) банку произвести такие платежи.

Содержание аккредитивной формы расчетов:

1. Плательщик и поставщик передают банкам, которые обслуживают их операции, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты.

2. Банк поставщика открывает специальный счет, на котором депонируются средства плательщика.

3. Депонированные средства бронируются на определенный срок, установленный в основном договоре.

4. После того как средства зарезервированы, поставщик (продавец) отгружает продукцию или выполняет соответствующие услуги или работы.

5. Документы, подтверждающие отгрузку (оказание услуг, выполнение работ), предоставляются поставщиком (продавцом) в банк.

6. Исполняющий банк (банк продавца) проверяет соответствие отгрузки (оказания услуг, выполнения работ) условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения контракта денежные средства списываются непосредственно на счет поставщика (продавца).

7. Документы, свидетельствующие об отгрузке продукции, исполняющий банк (банк продавца) пересылает банку-эмитенту (банку покупателя), откуда они попадают к покупателю.

Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.

Известно несколько видов аккредитивной формы расчетов.

Депонированный (покрытый) аккредитив (рис. 2). Здесь банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. То есть необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору. Такая форма аккредитивных расчетов применяется в случае, если между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения.

Рисунок 4 – Схема расчетов с использованием покрытого аккредитива

1 — предоставление в банк аккредитива по установленной форме;

2 — списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;

3 — уведомление продавца об открытии аккредитива;

4 — отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

6 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;

7 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

8 — уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

Непокрытый, или гарантированный, аккредитив (рис. 3), применяется при наличии у банков корреспондентских счетов друг друга. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.

Другие классификации аккредитивной формы расчета, по сути, представляют собой видоизменения либо покрытой, либо непокрытой формы аккредитива. К ним относятся:

Отзывной аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Рисунок 5 – Схема расчетов с использованием гарантированного (непокрытого) аккредитива:

1 — предоставление аккредитива по установленной форме;

2 — сообщение об открытии гарантированного аккредитива;

3 — отражение открытия аккредитива в исполняющем банке;

4 — уведомление продавца об открытии аккредитива;

5 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

6 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

7 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта, списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца;

8 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

9 — списание денежных средств со счета покупателя;

10 — уведомление покупателя о списании денежных средств вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

Безотзывным аккредитивом признается такой, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним получателем средств, причем получатель может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Аккредитивная форма расчетов отличается сложностью и длительностью документооборота, высокой себестоимостью затрат на открытие и ведение аккредитива, необходимостью проверки подлинности и товарности документов, предъявляемых в банк поставщиком. Кроме того, при открытии депонированного аккредитива сумма предварительно снимается со счета плательщика и хранится на определенном счете в банке поставщика (продавца). При этом проценты по аккредитивному счету не начисляются, даже если он не был использован. Поэтому плательщик вынужден отвлекать свои ликвидные денежные средства, нести инфляционные потери. В настоящее время в России аккредитивная форма расчетов практически не используется.

Вопросы к защите лабораторной работы № 7

 

1. Назовите порядок расчетов аккредитивами.

2. Какие платежи осуществляются при помощи аккредитива.

3. Какие платежи не проводятся на основании аккредитива.

4. Назовите основные зоны документа «Аккредитив».

5. Укажите основные реквизиты, отражаемые в зонах документа «Аккредитив».

6. Какие положения должны указываться в аккредитивном заявлении.

7. Какой срок действия отзывного аккредитива.

8. Кто составляет и оформляет аккредитив.

9. Кто должен подписывать аккредитивное заявление.

10. Назовите основные виды аккредитивов.


 

АККРЕДИТИВ N 45    -------------- _______________ ¦0401063¦                        Дата     Вид платежа  ---------Сумма ¦Триста тысяч рублей=прописью ¦    ¦---------+------------------------------------------------------------ИНН 7703015223            ¦Сумма ¦300 000=                          ¦   ¦                          +--------+-----------------------------                          ¦Сч. N ¦40702810500000015313Плательщик ОАО "Горзеленхоз" ¦   ¦-------------------------------+--------+АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) ¦БИК ¦044583267г. Москва                 +--------+                          ¦Сч. N ¦30101810400000000267Банк плательщика          ¦   ¦-------------------------------+--------+-----------------------------ОАО "Сбербанк России" г. Тамбов¦БИК ¦046825225                          +--------+                          ¦Сч. N ¦30101810400000000225Банк получателя              ¦   ¦-------------------------------+--------+ИНН 6802014036            ¦Сч. N ¦40901810200000010115                          ¦(40901) ¦                          +--------+-----------------------------                          ¦Вид оп. ¦08 ¦Срок дейст.¦27.07.2011                          +--------+ ¦аккредит. ¦                          ¦Наз. пл.¦ ¦      ¦                          +--------+ +-----------+Получатель ООО "Мегатяжмаш" ¦Код ¦ ¦Рез. поле ¦-------------------------------+--------+------+-----------+----------Вид     ¦Безотзывный, покрытыйаккредитива ¦-------------+Условие ¦Без акцептаоплаты  ¦-------------+--------------------------------------------------------

 




Лабораторная работа № 8

« Оформление операций при помощи расчетных чеков»

Цель работы:

1. Закрепить знания по проведению безналичных расчетов расчетными чеками;

2. Формировать умения по выполнению операций с использованием расчетных чеков;

3. Совершенствовать навыки работы с расчетными чеками.

Ход работы

1. Выполнить входной контроль (фронтальный опрос).

1. Дать характеристику операциям по переводу денежных средств по расчетным чекам.

2. Перечислить основные зоны документа «Расчетный чек».

3. Назвать основные показатели информации в документе «Расчетный чек».

4. Укажите порядок получения расчетной чековой книжки.

5. Назовите сроки проведения безналичных операций банка по переводу средств с использованием расчетных чеков.

6. Укажите виды чеков.

2. Решить предложенные задания.

 

Задание № 1

Предприятие ООО «Сервис», расчетный счет 40702810700070025849 получает расчетную чековую книжку для расчетов с поставщиками за товары и услуги.

Составьте заявление в банк на получение расчетной чековой книжки.

Задание № 2

Предприятие АОЗТ «Вымпел» получает лимитированную расчетную чековую книжку для расчета за товары и услуги поставщику ООО «Красный мак» ______ рублей.

Составьте заявление в банк для получения лимитированной расчетной чековой книжки.

Задание № 3

Составьте заявление в банк на получение расчетных чеков.  Укажите условия получения расчетных чеков в банке. Оформите операции по расчету с поставщиками расчетным чеком (составить схему расчета).

Задание № 4

Составить заявление в банк на получение расчетных чеков для предприятия ООО «Сервис» к иногороднему поставщику товаров АОЗТ «Вымпел» 044399743 корр. счет 30101810200000000743.

Составить схему расчетов расчетными чеками.

Задание № 5

ООО «Красный мак» составляет заявление в банк для получения расчетной чековой книжки для оплаты за услуги.

Составить заявление и оформить схему расчетов расчетными чеками.

Критерии оценок:

«удовлетворительно» - задания № 1, 2, 3

«хорошо» - задания № 1, 2, 3, 4

«отлично» - задания № 1, 2, 3, 4, 5.

При условии правильного выполнения заданий и успешной защиты.

 

 

Методические указания

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Выделяют два вида чеков:

  • денежные — предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств;
  • расчетные — предназначенные для расчетов между юридическими лицами.

Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками.

При оформлении депонированной чековой книжки (рис. 4) клиент предварительно перечисляет на определенный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Такая форма расчета чеками получила наибольшее распространение в современной отечественной практике.

 

Рисунок 6 - Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки

1 — заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств;

2 — депонирование средств на специальном счете;

3 — выдача чековой книжки;

4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

5 — выписка чека и передача его поставщику;

6 — предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;

7 — предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;

8 — перечисление соответствующих сумм с лицевого счета чековой книжки

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Порядок использования расчетных чеков регулируется ГК РФ, в соответствии с которым чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование «чек», включенное в текст документа;
  • поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
  • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
  • указание валюты платежа;
  • указание даты и места составления чека;
  • подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных реквизитов лишает документ силы чека. Если в чеке указано наименование чекодержателя, то такой чек называется именным.

В соответствии с законодательством чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке — индоссамента, за исключением именного чека. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1679.