Преступления, против трудовых прав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К ним относятся: нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ);

воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); отказ в приеме на работу или увольнение лиц, предпенсионного возраста (ст. 144.1 УК РФ); отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ);

невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1 УК РФ)

Объективная сторона анализируемых преступлений обычно проявляется в действиях, активно подрывающих или ущемляющих предусмотренные права и свободы, или препятствующих их реализации, в том числе и в тех случаях, когда деяние выражается в форме «отказа» (ст. ст. 140, 145 УК РФ), поскольку речь идет не просто о невыполнении законных требований граждан, а об активном противодействии осуществлению соответствующих прав и свобод.

В ряде случаев, например в рамках составов предусмотренных ст. ст. 141, 143, 148 УК РФ, наряду с активными действиями субъектов возможно совершение рассматриваемых посягательств в форме бездействия. Это выражается в том, что субъект не выполняет лежащей на нем обязанности обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

В большинстве случаев, составы данных преступлений носят формальный характер, поскольку причиняемый такими посягательствами вред не поддается конкретному измерению, достаточно самого факта нарушения прав и законных интересов граждан. Только при совершении трех видов преступлений, предполагается причинение вреда жизни или здоровью граждан (ст. 143 УК РФ) либо причинение им крупного ущерба (ст. ст. 146, 147 УК РФ).

Особенностью субъективной стороны рассматриваемых преступлений является то, что все они носят умышленный характер. Только в одной из них (ст. 143 УК РФ) вина по отношению к последствиям определяется как неосторожность. Так же, при квалификации деяния по ст. 145 УК РФ, необходимо установить специальные мотивы в действиях субъектов.

Субъектами посягательств, против конституционных прав и свобод могут быть любые вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Однако, с практической точки зрения, по большинству предусмотренных в гл. 19 УК РФ основных или квалифицированных составов преступлений, уголовную ответственность могут нести субъекты, использующие для посягательств на права и свободы личности свое служебное положение (ч. 2 ст. ст. 136 - 138, 144, ч. 3 ст. 139, ст. ст. 140, 141, 142, 142.1, 143, 145, 145.1 и 149 УК РФ). В случае использования служебного положения рядовыми сотрудниками предприятий, учреждений или организаций, содеянное ими исчерпывается признаками указанных уголовно-правовых норм.

В случаях же, когда посягательство на конституционные права граждан совершают служащие негосударственных структур, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, злоупотребляющие ими и причиняющие крупный ущерб или иные тяжкие последствия, либо если посягательства совершают должностные лица, являющиеся представителями власти, а также выполняющие в государственных или муниципальных структурах организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции и злоупотребляющие своими полномочиями, либо превышающие их, то с практической точки зрения возможны два решения:

- в случае, если подрыв конституционных прав граждан карается строже, чем служебные (должностные) преступления, то все содеянное этими лицами охватывается статьями гл. 19 УК РФ;

- в случае же, если действующие санкции за уголовно наказуемые служебные деликты караются строже, то на основании правил об идеальной совокупности преступлений, при наличии всех признаков, указанных в этих нормах совершенные посягательства надлежит квалифицировать также по ст. ст. 201, 285 или 286 УК РФ.

Кроме того, специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что во многих случаях для принятия решения о наличии в действии виновных лиц состава преступления, необходимо проведение анализа содержания юридических норм, содержащихся не только напрямую в Конституции РФ, но и в других нормативных актах (федеральных законах, кодексах) о чем будет говориться отдельно.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 221.