Информация и Информационная картина Мира

Слово "информация" латинского происхождения (informatio), изначально переводимое как разъяснение, сообщение, осведомленность. В современной науке до сих пор не выработано общепринятого определения для понятия "информация" и все что мы может взять из специализированных источников, это либо определения контекстного плана, либо чересчур обобщенные рассуждения. Например, философское определение американского ученого-математика Винера: информация - это не энергия и не материя. Или определение информации как сообщения, передаваемого в форме знаков или сигналов, используемое в технической литературе. Определение информации можно найти и в Словаре русского языка С.И. Ожегова: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. По К. Шеннону, информация - это снятая неопределенность. И так далее. Термином "информация" сейчас пользуется практически каждый человек, подразумевая нечто, что можно воспринять, например, посредством чтения книги, вывода на монитор или принтер содержимого какого-либо файла, да и просто, пообщавшись с соседом по лестничной клетке. Эволюция отношения к определению данного понятия включала в себя сначала понятие информации просто как сообщения, потом под информацией стали понимать только те сообщения, которые являются новыми и полезными для той системы, к которой они обращены. Но, относительно темы нашей работы подобное не представляется достаточным. Оставим пока попытку определить сам термин, положившись на интуитивное понимание его читателем. Скажем только, что информация нас интересует не с точки зрения своего повествовательно-описательного аспекта, а с обратной позиции: информация как определяющий (задающий, диктующий) элемент, воспринимая который субъект разворачивает в своем сознании некую картину, принимаемую им в виде реальности (субъективной или объективной) или иллюзии . В данном контексте следует немного иначе выразить понятие потенциала. С точки зрения информационной теории, потенциал, относительно субъекта, это качество развертки информационного потока, определяющее степень взаимодействия его, субъекта, информационного комплекса-структуры со всем информационным пространством, включая и сам субъект (самосознание). В приложении к воспринимаемому объекту определение можно оставить без изменений, оговорив только, что относительный статус объекта, есть функция качества развертки информационного содержания объекта субъектом восприятия.

 

Рассмотрим цепочку восприятия/взаимодействия между субъектом и объектом. Для осуществления восприятия необходимо ощутить, почувствовать объект каким-либо образом. Получив требуемый сигнал от органов чувств, механизм восприятия субъекта приступает к его обработке. На выходе получаем некий результат - "собирание" объекта в удобоваримом для воспринимающего сознания виде и отнесение объекта к тому или иному классу, определяющее не только субъективное распознавание, но и всю схему отношений между субъектом и объектом при любом из возможных взаимодействий. Простой пример: находясь в запертой комнате ограниченного объема, закройте глаза. Вы перестали видеть стены, т.е. у вас прекратился поток зрительной информации. Можно сказать, что комната в визуальном плане для вас перестала существовать. Но это не значит, что вы не натолкнетесь на стену, сделав несколько шагов в какую-либо сторону. Для того чтобы пройти сквозь нее необходимо "закрыть глаза", которые эту стену воспринимают не на визуальном уровне, а на уровнях, задающих стену как препятствие (f.e., физические, химические параметры), и для этого совершенно не обязательно ограничивать себя в плане зрения. Но для воплощения подобного эксперимента необходимо научиться перестраивать свой механизм восприятия, ответственный за взаимообмен информацией между объектом и субъектом таким образом, чтобы потенциал оператора превысил потенциал объекта на его определяющем плане (здесь - плане ответственном за информацию физического рода). Чем для оператора в данном случае является объект? Лишь воспринимаемой информацией, с которой он связан законами того информационного уровня (в общем случае, комплексного уровня, являющегося определяющим), на котором происходит их взаимодействие.


Здесь можно заметить, что информация всегда существует в паре с ее носителем, но вспомним то, о чем говорили чуть ранее: в информационной теории мы рассматриваем информацию не с точки зрения ее описательного качества, а позиционируя ее как определяющий элемент, описательные свойства которого лишь следствие факта восприятия. Разберем данный вопрос на примере обыкновенного компакт диска, на котором записана музыка или какие-либо иные данные. С точки зрения полезности для пользователя информацией будет считаться то, что записано на CD (данные), который является относительно этой информации носителем. Но, беря в руки этот пластиковый кругляш и рассматривая, мы начинаем его чувствовать как нечто определенной формы, плотности, шероховатости, веса, вкуса (если кому-то в голову придет мысль его попробовать на вкус) и так далее. Это все тоже информация - информация, позволяющая воспринять объект внимания как определенное "нечто". Информацией будет и то, в какой части пространства и времени этот предмет существует. Можно сказать, что для субъекта это будет ровным счетом как контакт с неким информационным комплексом одного уровня (вещественного), содержащим информационный комплекс иного уровня (требующий, например, обработки посредством рационального мышления, ассоциативного аппарата) и существующий в некой системе информационных координат, определяемых для человека, например, как пространство и время. Субъект внимания может воспринять тот или иной уровень объекта только имея соответствующий этому уровню аппарат "захвата и расшифровки" данных, определяющих объект как информационный комплекс в пространстве информационных координат Мира. При этом, как видно, невозможно утверждать, что носителем информации обязательно будет материя или энергия, как отдельные определяющие категории, так как они сами вполне могут быть заданы в рамках информационного пространства.


Помимо информационной теории существует еще несколько основных теорий, по-разному утверждающих природу мира:


а) дуализм, по которому Мир образуется посредством сочетания двух независимых начал: материального и духовного (или энергетического), а информация в рамках такого подхода обладает лишь своим описательным качеством;

б) материализм - учение об определяющем характере материи в плане формирования всего мироустройства. Здесь информация тоже носить сугубо описательный характер, а энергия и духовный план признаются вторичными категориями относительно материи;

в) идеализм - учение о первичности духовного (энергетического) плана, порождающего материальный как следствие. Информация снова понимается с позиции описательного аспекта;

г) триединое учение - равенство внутри базиса из энергии, материи и информации которые, взаимно дополняя друг друга, совместно формируют реальность.


Первая тройка учений практически не отделима от идеи существования некой Абсолютной конечной реальности, что неприемлемо для излагаемой в данной работе системы. Последняя из описанных моделей, на наш взгляд, содержит превышающее число достаточных элементов. Ведь, как и говорилось ранее, материю и энергию можно выразить через понятия информации, хотя бы, на начальных этапах, пренебрегая возникающей бесконечной чередой выражения комплекса "информация как данные - носитель информации", определяя носитель, как информационное явление иного уровня, чем уровень включенных в него данных. Посему, применив принцип "бритвы Оккама" утверждаем для данного труда рабочую идею об информации как формирующей основы Мироздания. Ниже приведем основные постулаты Информационной теории (или Информационной картины Мира) с точки зрения воспринимающего существа:


1. Мир - информационное пространство;

2. Субъектом Мир воспринимается как череда шаблонов восприятия (реальностей), как вложенных, так и параллельных друг другу, т.е. представляет собой многоуровневую информационную Систему, элементы которой взаимосвязаны как по горизонтальному, так и по вертикальному межуровневому принципу;

3. Каждый из шаблонов восприятия относителен и иллюзорен с точки зрения возможности развития потенциала;
4. Каждый информационный уровень может являться носителем для информационного уровня, следующего порядка;

5. Определяющий информационный уровень системы-шаблона является носителем для информации всех иных информационных уровней, входящих в систему и обладает максимальным потенциалом относительно своих элементов;

6. Каждый предмет, явление, существо, процесс или событие, происходящее или существующее в системе, есть ничто иное, как особый информационный комплекс, сам факт и полнота ощущения и восприятия которого обусловлена наличием соответствующих органов и механизмов у воспринимающей стороны (такого же информационного комплекса, структура которого способна к восприятию);

7. Взаимоотношения между такими комплексами строятся по принципу взаимообмена информацией (подразумевающему взаимную коррекцию содержания этих комплексов), основанного на определенной информационной иерархии, определяющейся уровнем потенциала. Так, например (упрощенно) информация о плотности двух взаимодействующих предметов определяет степень вносимых корректив в информацию об изменении их формы в результате взаимодействия (пример: топор и полено);

8. Потенциал и полнота восприятия субъекта зависимы прямо пропорционально. Т.е. расширяя канал восприятия и повышая качество функционирования соответствующего механизма, повышается потенциал субъекта, что справедливо и в обратную сторону;

9. Система-шаблон - производная от качества развертки сознанием данных, заключенных в Информационном пространстве.

Привычный для нас, воспринимающих существ, мир форм иллюзорен в том плане, что напрямую зависит от нашей способности к ощущению и восприятию. Воспринимающие существа являются демиургами Мироздания, в плане своего видения и возможностей взаимодействия с ним, творящими сами себе свою "клетку". Эта клетка формируется посредством восприятия субъектом того количества и качества информационного потока, которое он может обработать на всех доступных ему на данный момент уровнях организации своего существа. Чем большее количество информационных пластов может обрабатывать воспринимающая структура, тем полнее она воспринимает Мир. Переорганизация структуры механизма получения и обработки информации ведет к иному видению окружающего информационного пространства и иным возможностям. Изменение структуры самого комплекса, связанного с тем, что мы называем объектом или субъектом влечет к изменениям его отношений с суммой всех остальных комплексов и, особенно с теми, которые непосредственно связанны с тем уровнем, на котором произошло изменение. Это приводит к тому, что потенциально воспринимающее существо не ограничено в свободе выбора реальности своего существования. Этот выбор качественно можно разделить на два принципиальных класса: горизонтальный и вертикальный принципы. Воплощение горизонтального принципа изменения восприятия вызывает изменение лишь облика реальности, его формы, но не принципиального качества. Таковыми являются перемещения в параллельные миры, качество осознанности обитателей которых сравнимо с качеством осознанности "странника". Реализация вертикального принципа требует качественного изменения восприятия по шкале "предметное-абстрактное". Уровень организации пространств по вертикали характеризуется качественным скачком, так, например у Кастанеды подобные миры назывались неорганическими - миры с такой степенью абстрактности восприятия, которая воспринимается чуждой относительно "странника". При наличии соответствующего потенциала, позволяющего преодолеть определяющий пороговый уровень наличной реальности существо может полностью перейти по одному из путей, не оставив своего образа в той реальности из которой осуществляется переход.

 







Введение в Хаос

В предыдущем параграфе мы рассмотрели основные идеи информационной модели мироустройства. Была высказана идея, которую кратко можно оформить так: Мир это Информационное пространство и та реальность, в которой существуют воспринимающее существа, есть некая его развертка соответственно с механизмом восприятия существ, ограниченных одним общим уровнем потенциала, формирующим шаблон реальности. Но что такое само это Информационное пространство? Есть ли некая конечная форма или конечный принцип организации этого Информационного пространства. Есть ли то, что принято называть Объективной конечной реальностью по сравнению с чем, все остальные проявления есть не более чем тени, отражения и иллюзии?


Представьте, что перед нами рассыпаны несметное количество разноцветных песчинок, которые находятся в постоянном движении, описание которого не поддается никакому алгоритму. Сплошное шевелящееся месиво. Из всего многоцветного разнообразия этих песчинок, если их остановить и выбрать нужные по цвету в необходимом количестве, можно собрать, имея соответствующую сноровку и терпение, любую картину, начиная от детских каракуль и продолжая любыми шедеврами изобразительного искусства. Просто, сложить песчинку к песчинке и готово. Т.е. в этом месиве потенциально уже существует все многообразие, которое кода-то уже являлось, является или только имеет шанс появиться. Видим ли мы эту потенциальность во всей полноте в изначальном месиве? Нет. Перед нами только копошащийся разноцветный песок. А что, если бы у нас было несколько миллионов глаз, способных каждый выделить из общего "безумия частиц" одну определенного цвета и следить за ней? Тогда при наличии соответствующего механизма согласования в нашем сознании можно было бы выстроить что-то конкретное, например картину Врубеля "Пан". Можно бы даже организовать органичное движение изображения. И если погрузиться в такую работу, уйти в глубины своего предметного внутреннего созерцания - игры восприятия - вычленившего из всей массы только необходимое, то легко забыть о том, что перед нами лишь бесформенная масса. Таков путь от абстрактного к предметному, условно обозначенный нами в предыдущем параграфе как Вертикальный принцип. В этой аналогии месиво частиц и есть образ Хаоса, точнее его бледное подобие, а все прочие условия ни что иное, как система воспринимающего существа, причина бытия которого кроется в абсолютности Хаоса, частью которого оно само и является - песок, смотрящий сам в себя, относительно вышеприведенного примера.


Ниже, в виде набросков приведен ряд высказываний, которые не призваны объяснить природу Хаоса, но скорее позволяют приблизиться к ощущению излагаемого вопроса. Подобные выражения можно встретить в ряде древних трактатов, в которых уделяется внимание теме определения Первопричины Мироздания и Мирового Закона.


- Хаос дает всему начало, не прилагая при этом усилий.

- Содержит в себе все, не переполняясь.

- В нем ничего не рождается и не умирает, но все наличествует.

- Непознаваемый, он больше чем все, что содержит.

- Поддерживает любые проявления, не источаясь.

- Невидимый, он пронизывает все.

- Неощущаемый, он подобен отсутствующему.

- Неопределимый, он не противится определенному и объемлет его.

- О нем невозможно сказать, что он был, есть или грядет - он единственное, что пребывает всегда, везде и  во всем.

 

Следующий ряд высказываний развивает идею Хаоса как первопричины воспринимаемого мира и всевозможных форм реальностей, реализующихся в нем:


- Любое из бесконечной череды возможных состояний Хаоса уникально и единично, оно пребывает в нем всегда, позволяя тем самым сказать, что Хаос безмерен.

- Каждое из таких уникальных состояний может стать в восприятии предметом, явлением или всем Миром - это непроявленная и неразделенная форма существования Мира.

- Все проявленное, будь то песчинка или весь Мир, Вечность или одно мгновение, есть не что иное, как одна мера Хаоса, которую можно сравнить разве что с углом в идеальном шаре.


Теперь, когда основные идеи изложены, можно приступить к более важной части повествования, а именно к описанию структурной схемы проявления Мироздания из Хаоса и иллюстрации идеи вневременного и внепространственного, а, следовательно, и внепричинного-следственного осуществления такого проявления с позиции концепции Хаоса. Эта схема будет рассматриваться в рамках триадного принципа: дуальность плюс связующее звено в виде идеи восприятия. Это третье звено выбрано из соображения, что без наличия в системе элемента, способного воспринимать ее целиком или, хотя бы частично, вся теория становится беспредметной. Воспользуемся методом бинарного представления порядка "Преднебесного чертежа" кругового расположения триграмм. Первую позицию отдадим одной половине дуального принципа - "Инь", она выражает идею пассивности, непроявленности, внутренности. Вторая позиция - связующее звено - принцип восприятия. Третья позиция - вторая половина дуального принципа, обозначаемая как "Ян", она выражает идею активности, проявленности, внешнего. В итоге получаем следующую замкнутую структурную схему, свернутую в монаду:


000 - Хаос как нечто абстрактное и самодостаточное, существующее вне любых категорий;
100 - Хаос как пассивное состояние единения всех вещей, содержащий потенциально все вещи, но не являющий их;

010 - Хаос, содержащий в себе потенциальный принцип восприятия;

110 - Хаос, в котором через принцип селективного восприятия, обнаруживаются потенциальные формы и трансформации непроявленного;

001 - Хаос, как самодостаточное вместилище всего проявленного, поддерживающий принцип существования и взаимодействия всех вещей и явлений в их явной форме и движении;

101 - Хаос, как единое пространство сокрытого и проявленного, где устанавливаются соответствия и взаимоотношения между внутренним и внешним, явным и неявным, активным и пассивным;

011 - Хаос, в котором обнаружены формы и движения проявленного, посредством принципа селективного восприятия;

111 - Хаос, как основа форм и движений проявленного и непроявленного, объединенного посредством принципа восприятия первого и второго.


Восемь вышеописанных положений замыкаются в центре монады, объединяя в единое все возможные варианты кода состояний и отношений рассматриваемых принципиальных элементов в неком внепространственном и вневременном "нечто", чему нет достаточного определения на языке слов - Хаос во всей своей полноте, центр монады, объединяющий все крайние "узловые" точки в едином комплексе своей абсолютности. Это позволяет утвердить идею Хаоса как Абсолюта, в котором каждое из состояний самодостаточно и всеобъемлюще, при этом все эти состояния существуют совместно.

_____________________________________________________________

Некоторое развитие темы данной главы см. в статье "Воспринимающее существо и рождение Мира из "смерти" Хаоса" (см. приложение)









Дата: 2018-09-13, просмотров: 399.