Училище Правоведения - колоссальная роль в становление чиновничества, законодательства и вообще права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При создании университетов никто не думал, что они же создадут совершенно новую коммуникативную среду, в которой и формируется интенсивная и яркая общественная мысль, появляются студенческие кружки и землячества.

Восстание декабристов способствовало тому, что в обществе после 25 года восторжествовали охранительные, консервативные настроения - общество коснулось резко вправо. Вплоть до 1840-х годов. Дело в разочаровании в декабризме.

Многим показалось, что власть был чересчур мягка и либеральна по отношению к декабристам. Декабристов было не менее 1000. 121 декабрист наказан. В этом проявляется гуманизм власти. Активные участники декабризма потом пошли во власть:

1) Орлов возглавил 3 отделение, бывший декабрист!!

2) Михаил Николаевич Муравьев, организатор подавления польского восстания. Видный государственный деятель, министр юстиции - тоже участник декабристкого движения!!

3) Фадей Булгарин. Редактор проправительственной "Северной пчелы", консервативнейший мыслитель, тоже не был наказан.

Когда Николай 1 идет на Сенатскую площадь, он прощается с женой и детьми. Подавление восстание осуществляют те же полки, что и выступают в стане декабристов. Полки разделились.

Николай 1 проявил себя как смелый и мужественный человек, многим он таким показал. Николая 1 Пушкин в "Станцах" сравнивает Николая 1 с Петром 1!! Настроения в обществе к нему самые положительные.

Отечественные записки. М.А. Бакунин и Белинский. 1830-40ые. Радикальное издание. В конце 1820-х и Бакунин, и Белинский выступали против ограничения самодержавия!! Даже самые радикальномыслящие авторы своего времени склоняются к консерватизму!

Булгарин и Греч - издатели "Северной пчелы". Булгарин участвовал в войне 1812 на стороне Наполеона, был Тадеушем Булгариным, дезертировал и бежал в Петербург, сделал карьеру как известный консервативный мыслитель (редкостная сволочь на самом деле, вроде нашего Владимира Соловьева).

Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения, формулирует уваровскую триаду. Что такое "народность" в ней? Уваров ничего не придумывал, а воспроизводил то, о чем говорили в Европе. Шлейх (??), австрийский мыслитель, формулирует свою формулу австрийской государственности: "Католицизм. Габсбурги. Родовая аристократия". У него первые две вещи берет Уваров.

Франсуа Гизо, французский историк, сыгравший огромную роль в европейской общественной мысли. Например, внес термины "классовую борьбу", "теорию завоеваний" - впервые не у Маркса, а у Гизо. И такое понятие вводит в научный оборот - понятие "цивилизации". Именно это понятие получает своеобразный российский перевод как народность. Стало быть, уваровская триада - это основания цивилизации, т. е. народности, как православие и самодержавие.

Уваров в сущности создает, меняет систему гимназического образования. В центре изучения всех дисциплин по его мнению - Россия: изучать в системе среднего и высшего образования надо изучать русскую историю, русскую литературу и т.д. (прямо как сейчас). Уваров создает отделения востоковедения при университетах.

Именно гимназия - трамплин для получения образования университетского. И все это во франкоговорящей интеллигенции и дворянстве. Братьев Раевских во время войны 1812-го ловят казаки и хотят убить, так как они по-русски слова сказать не могут.

"Из искры возгорится пламя" - фраза Одоевского, декабриста и поэта, была взята эпиграфом к газете "Искра". Одоевский свои стихи не писал, а надиктовывал, т.к. в русской грамматике ошибался.

М.С. Лунин, декабрист, блестящий беллетрист, блестящая фигура: сочинял по-французски, по-польски - все очень здорово, но по-русски не писал.

 

Всю эту французскую среду нужно перевоспитывать.

1830-ые - "Боже, царя храня" слова Жуковского.

"Жизнь за царя" Глинки. Изначально было "смерть за царя", а сам Николай 1 придумал название "жизнь за царя".

Архитектор Тон создает ХХС, царь-пушка и царь-колокол в 1830ые годы - все это о важности царской власти.

Именно в 19 получает популярность концепция Третьего Рима.

Именно поэтому Чаадаевское письмо было как снег на голову.

С точки зрения Чаадаева российский уклад жизни складывается, перенимая многое у Византии. В 10 веке Византия загнивает и не могла быть образцом для подражания и ничего хорошего передать она не могла. Перенимая христианство по восточному типу, Россия ограждает себя от Запада, от религиозных войн, вообще от западной истории. + Православие, по Чаадаеву, подавляло индивидуальность, скручивало ее. Поэтому так, как Россия, жить нельзя.

Написано первое философическое письмо в 1829 и ходило по рукам, а опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп». Издатель Телескопа Надеждин будет сослан, Чаадаева объявляют сумасшедшим.

Чаадаев меняется. Он говорит, что Россия отстает в культурном и духовном развитии (не право и политика, а духовное развитие). И через время он говорит, что отставание России выгодно: Россия будет смотреть, как на Западе и сможет не повторить его ошибок!! Это влияло на Ленина и Троцкого. Отсюда идея перманентной революции.

Чаадаев западник или славянофил? Его нельзя приписать ни туда, ни сюда. Когда он начинал писать, не было никакого западничества и славянофильства. Впоследствии он прямо говорил, что он ни западник, ни славянофил.

Славянофилы оставили после себя целостную модель. Они себя так не называли, их так называли их оппоненты, ни о каких славянах они не говорили, равно как и о центральной роли славян.

Славянофилы полагают, что Россия развивается уникальным, радикальным путем, который должен радикально отличаться от западного. Что их не устраивает? Чаадаев говорит, что индивидуальности в России нет. А славянофилы индивидуализм воспринимают сугубо негативно из-за последующего эгоизма, из-за плавтовского принципа "человек человеку волку". Все это плохо и конфликтно с точки зрения славянофилов. Почему на Западе возникла культура, государство и вообще все хорошо, если с точки зрения славянофильства конфликтность и индивидуальность должны мешать складыванию государственности? С точки зрения славянофилов, на Западе все друг друга ненавидят. Право, с точки зрения славянофилов, это скрытое, латентное насилие. Все существует за счет подавления. И парламентаризм славянофилы не любят с его "борьбой всех против всех".

К.П. Победоносцев "Великая ложь нашего времени", близкий славянофилам. Парламентаризм с его точки зрения основан на тотальном обмане: фальсификации выборов, лжи кандидатов. И самое главное, депутат не представляет народ (выборы не всеобщие). Но даже будь они демократические и всеобщие, то это все равно обман! Поскольку тогда игнорировались бы решения меньшинства. Или наоборот. + депутат представляет прежде всего самого себя, со своими страстями -> нужно сохранять самодержавие.

С точки зрения славянофилов в основе политического бытия - принцип христианской любви. Она подразумевает сомнительность норм права: нужны ли законы, если вы друг друга любите? Законы не нужны для большинства, которое живет не по праву, а по правде! Следовательно, российское общество должно базироваться на общинном принципе соборности - крестьянском миру. У славянофилов были идеализированные представления об этом. Но самодержавие с начала 18 века начинает портиться. И Николай 1 плох, а Алексей Михайлович - прекрасен.

А Петр плох, поскольку учредил чиновничество (табель о рангах), чиновник - тот же корыстный депутат, а у царя все есть от рождения: неограниченные богатства и власть -> у него нет никаких личных желаний, у него как у отца есть желание только заботиться о своих подданных. Особенно о сирых и убогих - в этом демократический пафос славянофильства.

Чтобы возродить настоящее самодержавие нужно разграничить землю и власть. Общественная жизнь - земля. Политика - власть и он не должен вмешиваться в сферу земли, четкое разделение этих сфер: царь не должен вмешиваться в свободу печати, слова, образования, местных вопросов.

Настоящее самодержавие: царь всегда хочет помочь. И для этого нужна полноценная свобода печати, чтобы он мог прочитать о чаяниях в газетах. + нужно возродить институт земских соборов. И обо всем этом говорят славянофилы, которые, выходят, не такие уж и реакционеры.

Земский собор - это не парламент, нужно не выбирать их, а распределять места по жребию: чтобы это было не привилегией, а обязанностью, государево тягло.

Собираться должен нерегулярно. Земский собор - законосовещательное, а не законодательное собрание, чтобы помочь царю узнать о нуждах народа! Это очень важно.

Должен ли царь принять или отвергнуть решение Земского собора?

Хороший царь должен принять это решение, ведь он не может проигнорировать эту волю: не потому, что он обязан это сделать, а потому что он настоящий, правильный царь!

Именно в Англия установился идеал славянофильского правления. Нет формальной конституции, все определяется традициями, настолько сильными, что им следует и верховная власть - отсюда англомания Хомякова и других славянофилов (хотя, казалось бы, они не должны любить западные страны).

Западничество переживало серьезные метаморфозы, с 1860-х годов уже они не серьезны, и их нельзя называть серьезным общественным течением.

Западников так назвали их оппоненты, но на самом деле:

1. не все западники любили Запад

  1. Западники были очень разношерстны. Западником будет Бакунин и одновременно Белинский.

Бакунин сражается на баррикадах плечом к плечу с Вагнером, и в богемской тюрьме он пишет покаянное письмо Николаю 1, а тот его переводит в Петропавловскую крепость. Бакунина по этапу - на восток, там ему помогает бежать Муравьев-Амурский. Бежит через Китай и кучу других стран и едет в Лондон, чтобы получить деньги у Герцена на революции. Одна история изумительнее другой.

Главным оппонентом Маркс считает Бакунина.

 

Бакунин западник.

Другой западник - Герцен: ни в коем случае нельзя повторять западного пути, общинный социализм, чтобы избежать капитализма - это его близит со славянофилами.

Грановский, западник, читал лекции по средневековой Европе. На лекциях огромная публика, которая хочет услышать намеки на антиниколаевские настроения в его лекциях.

Чичерин и Каверин - столпы русского классического либерализма и вместе с тем убежденные сторонники самодержавия (!) в 1860-1870ые. Парламент - это плохо, он ведет к олигархии и никаких реформ не проведет. Поэтому нужен либеральный царь - а для этого нужно его воспитать.

Словом, западники – это куча интеллигентов с самыми разными взглядами.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 237.