В Республике Карелия, указанные нормативы, установлены в соответствии с постановлением Правительства РК от 07.02.2017г. № 48-П – «Об определении нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях; общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».
Установленные нормативы определены в расчете в расчете на одного обучающегося и включают расходы по оплате труда с отчислениями в страховые внебюджетные фонды и расходы по обеспечению и организации образовательного процесса, установленные в соответствии со статьей 20 Закона РК от 20 декабря 2013 года № 1755 –ЗРК «Об образовании».
Дошкольное образование:
1) оплата труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
2) страховые взносы на обязательное страхование в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) в части расходов на оплату труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
3) приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
4) подключение и оплату услуг сети Интернет;
5) повышение квалификации педагогических работников;
6) медицинское освидетельствование педагогического персонала.
Общее образование:
1) оплату труда работников общеобразовательных организаций;
2) страховые взносы на обязательное страхование в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) в части расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций;
3) приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;
4) технические средства обучения, расходные материалы;
5) приобретение письменных и чертежных принадлежностей, материалов для учебных и лабораторных занятий;
6) учебные экскурсии;
7) приобретение учебных программ (в том числе в области информационных технологий, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных), бланков учебной документации;
8) подписку и приобретение книжной продукции, в том числе справочной и официальной литературы для библиотечных фондов, включая доставку;
9) наем транспортных средств в целях обеспечения мероприятий, связанных с реализацией общеобразовательных программ;
10) подключение и оплату услуг сети Интернет;
11) оплату ремонта учебного оборудования, оргтехники и учебного инвентаря;
12) приобретение оборудования и предметов длительного пользования для учебных классов;
13) повышение квалификации педагогических работников;
14) организацию транспортного обслуживания обучающихся, проживающих в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют общеобразовательные учреждения соответствующего уровня обучения, к месту обучения (к месту проведения единого государственного экзамена) и обратно;
15) медицинское освидетельствование педагогического персонала;
16) организацию и проведение школьных олимпиад.
Расходы по оплате труда работников дошкольных и общеобразовательных муниципальных организаций рассчитывается по формуле:
Расходы по обеспечению и организации образовательного процесса определяются исходя из среднего расчетного размера потребления этих услуг в стоимостном выражении, определенного исполнительным органом государственной власти РК, уполномоченным в соответствующей сфере деятельности.
Нормативы увеличиваются при организации обучения:
– по сетевой форме реализации образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения;
– обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, на дому;
– детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных классах по индивидуальным учебным планам;
– обучающихся, изучающих родной язык (карельский, вепсский, финский);
– обучающихся, проживающих в интернатах при школе;
– в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории сельских населенных пунктов.
Муниципальный уровень нормативного финансирования (п. 2.2 Письма N 03-2782) является дополнением к региональному уровню. За счет его осуществляются текущие (расходы на питание воспитанников, коммунальные услуги и пр.) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и финансирования прочих расходов).
Уровень образовательного учреждения. На данном уровне реализуется принцип нормативного подушевого финансирования непосредственно в образовательном учреждении. Он заключается в самостоятельности учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также при определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения (п. 3.1 Письма N 03-2782). Объем выделенных учреждению средств оно самостоятельно распределяет по статьям расходов.
5.3. Внебюджетное финансирование
Можно выделить два основных фактора, способствующих увеличению внебюджетной составляющей в общем объеме финансирования:83
•• уменьшение бюджетных ассигнований на образование, обусловливающее необходимость расширения доходов от внебюджетной деятельности как важного фактора «выживания» и развития государственных образовательных учреждений в новых условиях хозяйствования;
•• наличие платежеспособной части населения, готовой получать дополнительные образовательные услуги.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право осуществлять реализацию продукции, работ и услуг согласно п. 5 ст. 42, пп. 1,2 ст. 45 и п. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании».
Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов с целью совершенствования образовательного процесса.
Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг как основного источника внебюджетных поступлений образовательных учреждений и необходимые условия ведения такой деятельности определены Письмом Госкомвуза России от 21 июля 1995 г. №52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
Образовательные учреждения согласно п. 8 ст. 41 и п. 5 ст. 42 Федерального закона «Об образовании» могут получать от спонсоров, дарителей, благотворителей, учредителей и работодателей целевые денежные средства, в том числе на ведение образовательной деятельности и оказание услуг сторонним потребителям.
По каждому источнику внебюджетных средств формируется своя смета доходов и расходов (как составляющая часть общей сводной сметы).
Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно, какому именно бюджету).
Внебюджетное финансирование — это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.
Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.
Теперь следует более пристально рассмотреть источники поступления
внебюджетных средств. Их можно назвать три (основных):
• доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
• доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
• пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)
Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в
деятельности образовательных учреждений. Начнем с того, что право ведения, приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:
• статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3, абзац 2): «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».
• статьей 43 (пункт 5) Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением».
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов.
Законодательство подходит к классификации приносящей доходы деятельности с позиции соответствия этой деятельности тем задачам, которые решаются образовательными учреждениями, и тем целям, ради достижения которых они созданы. Поэтому на первом месте стоит, разумеется, платная образовательная деятельность.
Статьей 48 (пункт 8) Закона «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной
деятельности. «Образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же (в пункте 9) указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.
Интересная особенность государственного сектора среднего и высшего
профессионального образования, обусловленная конституционными гарантиями доступности образования (на конкурсной основе бесплатно) данного уровня, состоит в разделении платных образовательных услуг на «основные» (если можно так выразиться) и «дополнительные».
Основные услуги (такого термина, правда, в законе нет, но иначе их назвать сложно) - обучение по программам общего и профессионального образования на тех местах, на которых учащиеся и студенты обучаются бесплатно за счет финансирования из средств государственного и муниципального бюджета.
Сверх этого учебные заведения могут принимать учащихся на обучение по договорам (на платной основе). Разумеется, это относится к тем уровням образования, обучение на которых осуществляется на основе конкурсного отбора, т.е. на ограниченном числе мест в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Попутно стоит обратить внимание, что ограничение приема имеет место по специальностям, пользующимся повышенным спросом. Вокруг этого ограничения сломано немало копий. Разумеется, в условиях отсутствия ограничений государственные учебные заведения могли бы, в принципе, свернуть бесплатную подготовку по этим специальностям до минимума, если
вообще не закрыть, и оставить только платное обучение. Понятно, что это резко сократило бы доступ молодежи к получению образования и, возможно, понизило бы его уровень. Поставило бы образование на конвейер, а дальше — вал. Однако получилось, как всегда.
Ограничили государственный сектор и породили ряд процессов.
• Учебные заведения стали нарушать данное требование закона. Наказание за такое нарушение не предусмотрено, но ведь законы издаются не для того, чтобы их нарушали.
• Для увеличения «платного» приема учебные заведения вынуждены расширять бесплатный прием по этим специальностям за счет других, ведь контрольные цифры приема растут медленно. Следовательно, идет реструктурирование подготовки, что, как минимум, неоднозначно.
• Открывается подготовка по «ходовым» специальностям в учебных заведениях, не имеющих для этого необходимых преподавателей, учебников,
пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», качество подготовки страдает.
• Для увеличения доходов учебные заведения вынуждены повышать цены за обучение. Особенно это актуально в свете недостатка бюджетного финансирования. Это порождает определенную социальную напряженность среди учащихся и сокращает доступность образования.
В результате создаются более благоприятные условия для негосударственных учебных заведений, на которые указанные ограничения не распространяются. «Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов».
5.4. Предпринимательской деятельности образовательного учреждения
Предпринимательской деятельности посвящена статья 47 Закона «Об образовании». Можно процитировать ее дословно:
«1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
• реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
• торговля покупными товарами, оборудованием;
• оказание посреднических услуг;
• долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
• ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу».
Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям осуществлять практически любую деятельность.
Основными факторами, определяющими направления и эффективность
внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, обеспечивающей и иной. Развертывая ту или иную деятельность, вернее сказать — задумывая, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно важно это сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов. Разумеется, можно указать на ограниченность возможностей, например общеобразовательной школы. Тем не менее, даже ограниченные возможности следует использовать эффективно. Что же говорить о высшем учебном заведении, у которого потенциал гораздо выше, внебюджетные поступления в высшие учебные заведения стали вполне сопоставимы с бюджетным финансированием.
Базовыми элементами классификации внебюджетной деятельности могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:
1. Основная деятельность:
• реализация одной или нескольких образовательных программ,
содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
• проведение научно-исследовательских работ;
• деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.
1. Доходы от основной деятельности
1.1. Образовательные услуги:
• обучение российских и иностранных студентов;
• подготовка аспирантов и докторантов;
• обучение по второй (и последующим) специальностям;
• обучение на подготовительных курсах;
• тестирование школьников и абитуриентов;
• консультирование по учебным дисциплинам;
• репетиторство;
• обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
• переподготовка и повышение квалификации;
• углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;
• дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;
• обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;
• прочие образовательные услуги.
1.2. Научная (научно-техническая) деятельность:
• создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;
• оказание услуг научного характера — консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;
• выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.
1.3. Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:
• учебно-производственная деятельность (т.е. производственная практика), реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями, агростанциями, хозяйствами, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг и др.;
• работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;
• деятельность по обеспечению студентов и учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;
• деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;
• предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
• предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
• другие услуги по обеспечению образовательного и научно- исследовательского процесса.
2. Доходы от прочей деятельности и иные поступления
2.1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):
• создание автомобильных стоянок и гаражей;
• изготовление товаров народного потребления;
• ремонт бытовой и иной техники;
• оказание бытовых услуг;
• оказание посреднических услуг;
• проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организация выставок.
2.2. Внереализационные доходы:
• долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;
• приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);
• вложение денежных средств на депозитные счета;
• предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду (субаренду);
• получение финансовых санкций — штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.
2.3. Иные поступления:
• взносы юридических и физических лиц (в том числе — иностранных), в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.;
• реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов.
Внебюджетная деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ и услуг должна, как минимум, покрывать издержки по их производству и реализации. Иначе говоря, эта деятельность должна быть выгодна. В противном случае ею заниматься не следует. Для финансового планирования также очень важно определить размеры и сроки поступления средств в учебное заведение, спланировать их расходование таким образом, чтобы увязать это с системой налогообложения.
5.5. Налогообложение в сфере образования
Одной из важнейших государственных гарантий приоритетности образования, провозглашенных Законом Российской Федерации «Об образовании», является освобождение образовательных учреждений от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (статья 40, пункт 3).
Это настолько важное, в том числе и для практической деятельности, положение, что его можно процитировать дословно:
«Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю». Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:
• обороты (т.е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
• выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
• прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);
• объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
• другое в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно (или только) для системы образования, не имеется. В этом смысле, учебные заведения не выделяются в ряду иных организаций. От уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, освобождается образовательное учреждение в части осуществляемой им уставной непредпринимательской деятельности. Условие освобождения от уплаты налогов, таким образом, сформулировано. Следовательно, необходимо определить четкие основания для отнесения осуществляемой деятельности к соответствующему типу — непредпринимательской деятельности.
Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Закона РФ «Об образовании» «…деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении».
Лекция 6. Организация и оплата труда в образовании
Вопросы:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 317.