3. Внебюджетное финансирование
4. Предпринимательская деятельность образовательной организации
5. Налогообложение в сфере образования
Бюджетное финансирование
Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов.
В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения, осуществление федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.
Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Расходы бюджета РФ на образование – финансирование дошкольного, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации и прочие расходы в области образования.
Источником финансирования муниципальных образовательных учреждений являются также субвенции, выделяемые из муниципального бюджета. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет оказания платных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов. Независимо от привлечённых дополнительных средств бюджетное финансирование образовательного учреждения не снижается.
Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.
Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). С точки зрения источников финансирования, государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть объединены в одну группу, поскольку их финансирование базируется на единстве консолидированного бюджета Российской Федерации, включающего в себя как государственные, так и муниципальные бюджеты.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения.
Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы в подавляющем большинстве находятся в ведении муниципальных образований и субъектов Российской Федерации и соответственно финансируются из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. При этом доля местных бюджетов снижается, а доля региональных бюджетов возрастает.
Российская модель финансирования образования в этом смысле значительно отличается от общемировых тенденций: при схожей доле затрат на дошкольное образование, Россия тратит на четверть меньше на среднее образование и в полтора раза больше на третичное образование. Это в значительной степени объясняется двумя факторами – более короткой, чем в большинстве развитых странах и странах со средним уровнем развития, продолжительностью среднего образования и рекордно высокими охватами третичным образованием.
Использование норматива бюджетного финансирования общего образования позволяет формировать бюджет образовательных учреждений, определять объективные потребности в финансовых средствах.
75 В значительной мере нормативный принцип финансирования является необходимым и неизбежным моментом при проведении последовательной политики децентрализации управления образовательной сферой, развития хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Исходная идея нормативно-подушевого финансирования (НПФ) школы была выдвинута М. Фридменом в середине 50-х гг. XX в. Идея состояла в том, что в государственную нерыночную систему общего образования вводился некий рыночный инструмент, позволяющий сочетать преимущества рыночной организации предоставления услуг с гарантиями финансирования школы государством. В первую очередь имелось в виду создание механизма здоровой конкуренции школ за учеников, рост их нацеленности на индивидуальные потребности и особенности школьников, повышение возможностей выбора в школьной системе, а также рост эффективности бюджетных расходов на школу. При этом предполагалось, что школы получат большую, чем ранее, свободу в расходовании поступающих бюджетных средств, в первую очередь в части оплаты труда наиболее эффективно работающих учителей.
В нашей стране переход на подушевое финансирование общего образования был связан необходимостью решения таких проблем, как сокращение соотношения между учащимися и учителями, крайне затратный характер финансирования ряда сельских школ при низком качестве образования, рост доли персонала школ, не связанного с преподаванием. Переход на НПФ был ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений.
Несмотря на то, что первые шаги по введению нормативного подушевого финансирования в России были предприняты еще в 1990-х годах, тема не теряет своей актуальности. Это определяется изменениями, происходящими в системе образования, — они должны находить отражение в методиках финансирования и для обеспечения реализуемости на практике подкрепляться достаточными финансовыми ресурсами. Принятие новых образовательных стандартов и образовательных программ, увеличение разнообразия форм предоставления образовательных услуг (сетевая форма, дистанционное образование, электронное обучение), необходимость обеспечения условий для получения образования лицами с особыми потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды), установление рационального сочетания основного и дополнительного образования, повышение уровня оплаты труда педагогических работников — все это требует учета в применяемых методиках финансирования.
История модернизации механизмов финансирования российского образования за последние 20 лет свидетельствует о движении в сторону перехода от сметного к нормативному финансированию, к финансированию предоставления услуг, а не системы учреждений, к усилению финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций, к повышению
прозрачности и обоснованности определения расходов на образование, к ответственному финансовому менеджменту.
С 2016 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания образовательному учреждению должно определяться на основании
нормативных затрат, разрабатываемых и утверждаемых учредителем. Таким образом, можно констатировать изменение механизмов финансирования образования в сторону: а) большей прозрачности и обоснованности в распределении финансовых ресурсов; б) большего учета интересов потребителя
в получении качественных услуг.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 273, к полномочиям субъектов Российской Федерации относится определение нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях , посредством предоставления субвенций
местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Основа реализации нормативного подхода в финансировании общеобразовательных учреждений – региональные законы о минимальных социальных стандартах, а также, утвержденные законами субъектов Российской Федерации или постановлениями региональных органов исполнительной власти, методики расчета нормативов бюджетного финансирования.
Основные направления и первоочередные меры бюджетного финансирования образовательной политики составляют:
· Передача оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения, а также:
· осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного образования;
· обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке. Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных целевых программ, направляемых на развитие образования в части приобретения оборудования и информационных ресурсов, повышения квалификации преподавателей, капитальных вложений, финансирования экспериментальных инновационных площадок;
· нормативное финансирование образовательных учреждений после экспериментальной отработки его моделей и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование;
· ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в результате неисполнения бюджетных обязательств и не-дофинансирования обязательств по платежам за коммунальные услуги.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 341.