Теория «человеческого капитала» сегодня методическая основа анализа экономики образования.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе состав ЧК включал небольшое число составляющих — воспитание, образование, знания, здоровье. Причем длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения теории роста экономики. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине ХХ столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.
Теория человеческого капитала была разработана учеными-экономистами, среди которых наибольший вклад в разработку внесли Т. Шульц и его последователь Г. Беккер. Ими были заложены методологические основы и основные элементы теории человеческого капитала. Т.Шульц – «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом.» Следовательно, человеческий капитал является условием конкурентного преимущества. Шульц утверждал, что "благосостояние людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний". Именно этот качественный аспект экономики он определил как "человеческий капитал". Его зарубежные апологеты придерживались аналогичного подхода, постепенно расширяя трактовку человеческого капитала. В целом, человеческий капитал выступает главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа социально-экономического развития. Человеческий капитал представляет собой результат различных видов деятельности человека: получения образования, воспитания, трудовых навыков. Затраты на приобретение знаний расцениваются при этом как инвестиции, формирующие капитал, который впоследствии будет приносить его владельцу регулярную прибыль в виде более высокого заработка, престижной и интересной работы, повышения социального статуса и т.д. Роль человеческого капитала проявляется через социальные институты, что позволяет проанализировать не только социальные параметры, но и изучить влияние социальных факторов на рыночную экономику. Теория человеческого капитала Теория человеческого капитала делает акцент на добавленной стоимости, которую люди могут создать для организации. Она рассматривает людей, как ценный актив и подчеркивает, что инвестиции организации в людей генерируют доходы, которые стоят затраченных средств. Устойчивого конкурентного преимущества можно достичь только тогда, когда у фирмы есть запас человеческих ресурсов, который не смогут имитировать или воспроизвести ее конкуренты, благодаря найму работников с ценными с точки зрения конкуренции знаниями и навыками, многие из которых трудно сформулировать. Для работодателя инвестиции в обучение и развитие персонала – это средство привлечения и сохранения человеческого капитала, а так же способ получить более высокие доходы от этих инвестиций. Предполагается, что эти доходы станут следствием повышения качества работы, гибкости и способности к введению инноваций в результате повышения уровня знаний и компетенции. Таким образом, теория человеческого капитала позволяет объективно утверждать следующее: Знания, умения и навыки являются ключевыми факторами, определяющими успех отдельной компании и экономики страны в целом. Вместе с тем существует точка зрения, отвергающая подход к человеческому капиталу, как к некоему активу, по аналогии с финансовым и основным капиталом. Майкл Армстронг в своей книге "Политика управления человеческими ресурсами" указал на следующий аспект. "Сотрудники, особенно, квалифицированные, считают себя независимыми агентами, которые сами вправе выбирать, как распоряжаться своими талантами, временем и энергией. В связи с этим компании не могут распоряжаться и, тем более, владеть человеческим капиталом. Тем не менее, компании располагают определенными возможностями для того, чтобы эффективно использовать человеческий капитал с помощью организационно-экономических методов". Суть теории человеческого капитала заключается в том, что основной формой богатства являются материализованные в человеке знания и его способность к эффективному труду. Теория человеческого капитала вкладывает в данное понятие следующее: приобретенный человеком набор навыков, умений и обладание им определенными знаниями в различных областях; рост доходов ведет к заинтересованности человека в дальнейших инвестициях в человеческий капитал; целесообразность использования человеческих знаний в различных видах деятельности с целью повышения производительности труда и эффективности производства; использование человеческого капитала ведет к повышению доходов человека за счет его трудового заработка в будущем путём отказа от некоторых текущих потребностей; все способности, знания, навыки и умения являются неотделимой часть самого человека; необходимым условием формирования, накопления и использования человеческого капитала является мотивация человека. Основным положением теории человеческого капитала является утверждение, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы. Для накопления и использования человеческого капитала, необходимы затраты на здравоохранение, образование, профессиональное, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности и качества труда. Г. Беккером был введен термин "специальный человеческий капитал". Под специальным капиталом понимаются только определенные навыки, которые человек может использовать в каком-либо конкретном виде деятельности. В частности, к специальному капиталу относятся все профессиональные навыки человека. Таким образом, "специальный или специфический человеческий капитал – знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме". Отсюда следует необходимость специальной профессиональной подготовки, т.е. получения знаний, приобретения умений и навыков, увеличивающих специальный человеческий капитал.
Человеческий капитал является самостоятельным сложным интенсивным фактором развития, собственно, фундаментом роста ВВП в сочетании с инновациями и высокими технологиями в современных условиях. Отличие этого сложного интенсивного фактора от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70 % всех средств, а в физический капитал — только около 30 %. Причем, основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
При низком уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Сравнительно быстрые успехи финнов, ирландцев, японцев, китайцев корейцев, новых европейских развитых стран (Греция, Испания, Португалия) подтверждают вывод о том, что фундаментом для формирования человеческого капитала является высокая культура основной массы населения этих стран.
Человеческий капитал формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. ЧК — не простое количество людей, работников простого труда. ЧК — это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т. д.
Инвестиции в составляющие ЧК и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.
Важнейшей составляющей ЧК является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества (то есть продукция российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки). Энергопотребление российской продукции вдвое — втрое в зависимости отрасли выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах.
Лекция 2. Особенности экономики образования. Хозяйственный механизм в сфере образования
Вопросы:
1. Специфика экономики образования
2. Образовательная услуга как результат процесса образования
3. Особенности функционирования рынка образовательных услуг
4. Производственный процесс и производственная функция в образовании
2.1. Специфика экономики образования
У экономики образования, как и у экономической теории, есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Поэтому инструментарий исследователя имеет национальную специфику.
Особенности отношений в сфере образования проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.
Специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, определяющую поступательное развитие экономики по инновационному пути.
Потребители образовательных услуг - это определенные группы населения, для которых они предназначены. Учащиеся, студенты, слушатели - не просто материальные носители образовательных услуг, не только их пользователи в процессе труда, но и их единственные конечные потребители.
Как и любое материальное благо, образовательная услуга имеет потребительскую стоимость, то есть, предназначена для удовлетворения потребности людей в получении специальности или повышении своей профессиональной квалификации. Образовательная услуга в условиях рыночных отношений может меняться на другие товары и услуги, следовательно, она обладает стоимостью.
Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.
Образовательная услуга
Образовательные услуги принадлежат к категории общественных благ.
Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. У чистых общественных благ есть два свойства:
•• неисключаемость в потреблении;
•• неконкурентность в потреблении (или неизбирательность в потреблении).
Спрос на общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Прежде всего, каждый потребитель не может произвольно изменять количество используемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количество целиком. Все потребители получают определенную выгоду от потребления общественного блага одновременно. Следовательно, предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага складывается из суммы всех предельных выгод его потребления. В противовес чистое частное благо обладает противоположными свойствами – исключаемостью и конкурентностью в потреблении.
Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ. Кроме понятия частных и общественных благ в экономической теории выделяется еще два важных их вида: коллективные (или клубные) и социально значимые блага. К коллективным относятся блага, которые неконкурентны в потреблении, однако, доступ к которым может быть эффективно ограничен. Коллективные блага, в отличие от общественных, в силу возможности ограничения доступа к ним могут предоставляться на платной основе.
Социально значимые блага образуют особый класс, выделяемый по другим признакам, нежели частные, общественные и коллективные. Потребление практически любого частного блага приводит к тем или иным внешним эффектам. Если такие эффекты имеют позитивный характер и значительны по своим масштабам, то общество заинтересовано в том, чтобы эти блага потреблялись в больших объемах. Поскольку объем потребления обратно пропорционален цене блага, увеличить потребление можно, снизив цену частного блага. Именно поэтому социально значимыми, предоставляемыми по льготным ценам или бесплатно благами называются частные блага со значительными положительными внешними эффектами. Типичный пример социально значимого блага – образовательная услуга.
Образовательные услуги относятся к смешанным общественным благам, обладая при этом свойствами, как чистого общественного блага, так и частного общественного блага.
Также образовательные услуги являются доверительными благами. По мнению автора данного термина – Ф. Нельсона – это особая группа товаров, измерение качественных характеристик которых сопряжено с запретительно высокими издержками. Его выводы базировались на предпосылке об асимметричной информации.
Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы.
Наиболее существенная особенность рынков доверительных услуг состоит в том, что чаще продавец и является единственным источником информации о качестве предоставляемых услуг. Также продавец является и экспертом на рынке. Других источников информации нет. Поэтому у потребителей может возникнуть ситуация, когда они не в состоянии самостоятельно оценить необходимый объем услуг, так как издержки по выявлению данной информации слишком велики.
Существуют экономические механизмы сокращения таких «провалов» рынка. Одним из таких механизмов является информирование потребителей о производителях образовательных услуг. В этом качестве могут выступать различные рейтинги, мониторинги.
С точки зрения «внешних эффектов», при потреблении образовательных услуг имеют место как эффекты для отдельной личности в виде увеличения «человеческого капитала» и вследствие этого рост ее доходов, так и выгоды обществу в целом в виде снижения преступности, повышения уровня квалификации, культуры и политической активности всего населения.
Поскольку от потребления образовательной услуги эффекты имеют и государство, и отдельный гражданин, то между ними должно быть распределено финансовое бремя на ее оказание. То есть на эти услуги спрос формируется как со стороны государства, так и со стороны потребителей услуг.
Как любые услуги, образовательные услуги характеризуются неосязаемостью, неотделимостью от производителя услуги, непостоянством качества, несохраняемостью. Образовательные услуги являются результатом (продуктом) образовательного процесса, а знания и навыки выпускников составляют содержание ее.
Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:
- производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;
- образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;
- с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;
- невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.
Характеристика образовательной услуги как товара
Товар | Образовательная услуга |
Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации | Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара. |
Продажа обезличена и анонимна. | Продажа адресна. |
Наличие договора на продажу товара является обязательным условием сделки. | Для продажи образовательной услуги необходимо оформление договора, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность сторон. |
Товар используется до его физического либо морального износа | Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет. |
Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте. | Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями, с возможностью территориального разрыва. |
Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Её специфика состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.
Специфичность товара «образовательная услуга» в форме услуг по обучению определяется следующими его характеристиками:
•• они невещественны;
•• они неотделимы от своего источника (производителя);
•• они производятся и потребляются одновременно;
•• потребитель участвует сам в производстве услуги;
•• их стоимость постоянно изменяется;
•• потребитель повышает стоимость товара «рабочая сила» на рынке труда.
Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.
Таким образом, образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные потребности (государство). Соответственно их можно рассматривать с точки зрения всех трех компонентов.
С позиции отдельной личности образовательная услуга – это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе.
С позиции предприятия образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях.
С позиции государства образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное производство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.
Обобщим некоторые отличительные особенности, присущие образовательным услугам.
1. Потребительная стоимость образовательных услуг очень высока, что влечет за собой достаточно высокую стоимость этой услуги, на рынке это проявляется в высоких ценах.
2. Процесс образования растянут во времени, в результате мы имеем большую длительность оказания подобного рода услуг (так, например, получение в России первого высшего профессионального образования занимает срок от 4 до 6 лет).
3. Если говорить о периодичности предоставления образовательных услуг, то важно отметить четко выраженную сезонность.
4. Потребителями образовательных услуг являются в большей своей части достаточно молодые люди.
5. Процесс предоставления образовательной услуги предполагает результат, который может быть получен только по истечении срока обучения, поэтому уместно говорить об отсроченности выявления результата.
6. Образовательную услугу невозможно перепродать.
7. Образовательная услуга подлежит лицензированию.
8. Существует конкурсный характер предоставления образовательных услуг.
9. Для поддержания образовательной услуги на соответствующем уровне важно обеспечить ее сопровождение в дальнейшем.
Образовательные услуги реализуются на рынке образовательных услуг, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны различных хозяйствующих субъектов и их предложения образовательными учреждениями. Кроме этих участников рыночных отношений существуют так называемые посредники, которые способствуют процессу купли-продажи образовательных услуг, это, например, службы занятости, биржи труда, органы, осуществляющие регистрацию, лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений и т.п. Говоря об образовательных услугах нельзя забывать тот факт, что именно государство оказывает значительное влияние через свои органы управления на весь процесс их оказания.
2.3. Особенности функционирования рынка образовательных услуг
Экономика образования – это наука, которая пытается решить вопрос как экономическим агентам удовлетворить неограниченные потребности в образовании с помощью ограниченных ресурсов.
Экономическими агентами на рынке образования являются (в соответствии с классификацией экономической теории):
– домохозяйства – Они представлены двумя категориями: потребители услуг – учащиеся и родители, а также потребители результатов образования – работодатели, вузы.
–фирмы – образовательные учреждения дошкольного образования и среднего общего образования, а также преподаватели. Они производят образовательные услуги при использовании ограниченных ресурсов. Необходимо уточнить, что в данной категории могут быть не только юридические лица, но и частные лица, например, репетитор по физике с точки зрения теории является производителем образовательных услуг. Важным дополнением является то, что эти категории самостоятельно принимают решение об объеме оказываемых услуг, приобретении ресурсов.
– государство, являющееся координатором и регулятором отношений в сфере образования. Мы не принимаем в данном случае во внимание тот факт, что большинство образовательных учреждений являются государственными.
Образовательные услуги имеют свои особенности:
-экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени;
- в большинстве случаев имеет коллективное потребление услуги (класс, аудитория);
- наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг;
- неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя.
Необходимо понимать, что экономические законы действуют на протяжении того времени, пока существуют соответствующие экономические отношения. Экономические законы, проявляющие себя на рынке образовательных услуг, связанные с темами экономики образования:
–– закон возрастающих альтернативных издержек;
–– законы спроса и предложения;
–– закон убывающей предельной полезности;
–– закон убывающей предельной производительности.
Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу купли-продажи образовательных услуг.
Альтернативные издержки – издержки одного блага, выраженные в другом благе, которыми пришлось пренебречь (пожертвовать). Еще их называют издержками неиспользованных возможностей или вмененными издержками.
Закон возрастающих альтернативных издержек – закон, отражающий взаимосвязь между возрастанием производства одного продукта за счет сокращения другого. В условиях ограниченности одного из ресурсов и сокращающейся доходности, когда общество находится на границе производственных возможностей, для того, чтобы увеличить производство одного из благ, придется сокращать производство другого во все возрастающем размере.
В силу того, что значительная часть образовательных услуг предоставляется для потребителей в среднем образовании бесплатно, деятельность производителей этих услуг не имеет стоимостной оценки (поскольку нет того субъекта, который готов заплатить за эту услугу). Эта особенность порождает значительные трудности в стимулировании производителей образовательных услуг к предоставлению услуг высокого качества.
Если для благ, имеющих непосредственную стоимостную оценку, стимулом к обеспечению высокого качества является более высокая цена за соответствующую продукцию, которую готов заплатить покупатель, то для образовательных услуг их высокое качество может быть простимулировано лишь опосредованным косвенным образом. Так, вместо оценки качества образовательной услуги потребителем могут использоваться экспертные оценки уровня и качества знаний учащихся или результаты экзаменационных и тестовых испытаний. Косвенность этих оценок обусловлена тем, что соответствующие уровни знаний зависят не только от усилий учителя, но и от способностей учащегося – в этом проявляется «особенность» образовательной услуги. В таких условиях, когда рынок и рыночные оценки не работают на стимулирование производства высококачественных образовательных услуг, некоторые механизмы, присущие рынку, могут, тем не менее, быть применены для создания стимулов на уровне образовательного учреждения.
Основным из таких механизмов является механизм конкуренции. Речь может идти, например, о конкуренции детских садов за воспитанников при внедрении системы подушевого нормативного бюджетного финансирования. Школы и дошкольные учреждения приобретают стимулы к принятию на работу таких преподавателей и воспитателей, которые привлекали бы к себе учащихся своими профессиональными способностями. Тем самым, конкуренция за бюджетные средства, привлекаемые в образовательное учреждение, косвенно порождает и конкуренцию на рынке труда преподавателей – без непосредственной стоимостной оценки результатов их труда с точки зрения конкретного потребителя образовательных услуг. Такого рода конкурентные механизмы, не предполагающие прямой покупки производимых благ, в экономической теории принято называть квази-рынком.
Стоимость в современной экономической теории понимается как та сумма денег, которую субъект готов заплатить за приобретаемое благо. Иначе говоря, стоимость появляется там, где есть хотя бы два субъекта,20вступающих в отношения обмена. В отсутствие обмена могут существовать только издержки, но не стоимость.
Важнейшими инструментами анализа рынка образовательных услуг являются спрос и предложение.
Спрос – это желание и возможность потенциальных потребителей приобрести данную услугу в данном месте, в данное время и по данным ценам.
Предложение – это готовность (т.е. желание и возможность) образовательного учреждения предложить данную услугу в данном месте, в данное время и по данным ценам.
На рынке образовательных услуг действуют законы спроса и предложения.
Закон спроса – чем выше цена, тем меньшее количество услуги потребители желают приобрести. То есть между объемом спроса и ценой существует обратная связь. Связан этот закон с законом убывающей предельной полезности.
Закон убывающей предельной полезности – закон взаимосвязи между:
–– количеством потребляемого блага и
–– степенью удовлетворения от потребления каждой его дополнительной единицы.
По мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы такого товара или услуги сокращается.
Экономическая наука опирается на следующие основные положения:
1. Потребитель стремится получить на свой ограниченный доход наибольшее, со своей точки зрения, удовлетворение – максимальную субъективную полезность.
2. Субъективная полезность, которую приносит потребителю каждая последующая купленная единица данного товара, меньше субъективной полезности, приносимой каждой предыдущей единицей товара. При этом суммарная, общая полезность увеличивается все медленнее. Прирост суммарной субъективной полезности при потреблении каждой новой единицы товара называется предельной полезностью.
Закон предложения – экономический закон наличия прямой зависимости между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.
При взаимодействии спроса и предложения определяется рыночная цена образовательных услуг. Причем, если рыночная цена сложилась выше точки равновесия, то наблюдается избыток услуг (избыток предложения, дефицит спроса). Если рыночная цена находится ниже точки равновесия, то существует дефицит образовательных услуг (дефицит предложения, избыток спроса).
Особенности спроса и предложения в образовании:
•• Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер, практически невзаимозаменяем.
•• Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений.
•• Высокая общественная значимость образовательных услуг.
•• Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги.
•• В сфере образования своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных учреждений. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения.
•• Цена рассматривается покупателем как символ качества.
•• Образование выполняет одновременно две функции для потребителя – это и потребительское благо, и инвестиции в человеческий капитал.
•• Как правило, образование данного уровня получается только один раз, сменить учреждение достаточно сложно и требует больших издержек.
•• Наличие одновременно платных и бесплатных услуг по схожим программам, выбрать между которыми потребитель не всегда может самостоятельно.
•• Часть понесенных затрат финансируется за счет бюджетных средств, часть – за счет платных образовательных услуг.
•• Нет ясности в максимизации выпуска, точнее, что подразумевается под «выпуском» – качественные или количественные показатели.
Можно сказать, что рынок образовательных услуг похож на рынок любого другого товара-услуги, но, тем не менее, у него есть ряд своих особенностей. Самой главной чертой образовательного рынка является то, что спрос на данном рынке предъявляется не только учащимися и их родителями, но и работодателями, вузами, которые в дальнейшем будут пользоваться этими же услугами, но уже через нанятого работника, студента. Следующей отличительной чертой является высокая социальная значимость данного рынка, что предусматривает вмешательство государства на этот рынок чаще, чем на другие. Также на рынке образовательных услуг высока асимметричность информации.
2.4. Производственный процесс и производственная функция в образовании
Экономика образования как важная ветвь экономической науки занимается исследованием совокупности производительных сил и производительных отношений.
Как известно, целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда.
В сфере образования компоненты процесса труда явно своеобразны, существенно отличаются от подобных элементов в отраслях материального производства.
Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг. Причём, полученное обучающимся образование, можно рассматривать и в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте.
Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продукт обладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.
Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек. Материальное благо (учебники, пособия, дидактический материал и тому подобное) является скорее условием процесса образования, чем целью. Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим – прежде всего, потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящего субъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены.
Главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Это, как правило, высокообразованные люди, имеющие специальную подготовку и способные успешно заниматься обучением и воспитанием подрастающего поколения, готовить квалификационных молодых работников, специалистов народного хозяйства и систематически повышать их квалификацию.
Значит, характерная черта сферы образования – высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподавателя. В педагогической деятельности преобладает умственный труд, отличающийся от физического тем, что предметом операционных действий выступают не материальные вещи, а понятия, знания и умения.
Отрасли образования присущ также и своеобразный предмет труда. В отличие от материального производства, предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определёнными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса в качестве сложной саморегулирующейся системы, обладающей огромными творческими возможностями. В настоящее время «лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства».
Учащийся одновременно выступает потребителем образовательных услуг и соучастником их производства. В этом состоит существенная особенность создания этих услуг в отличие от услуг в большинстве других отраслей материального производства.
Средства труда, применяемые в образовании, тоже специфичны. В то время как в материальном производстве для преобразования предметов труда в продукт широко используются и играют важную роль вещественные (технические) орудия труда, в просвещении они имеют подсобное значение.
Главным и своеобразным «орудием труда» преподавателя, как и учёного, являются знания. Но знания, как и вещественные средства труда, подвержены моральному износу (старению). Если полученных в начале 20 века знаний человеку хватало на всю жизнь, то половина знаний полученных в 1987 году, устарела уже к началу 1993 г. Поэтому их надо постоянно пополнять и обновлять.
Экономические отношения, присущие процессу обучения, менее осязаемы, уловимы из-за того, что услуги преподавателей лишены материально-вещественной формы. Они складываются между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления образовательных услуг.
Образование как отрасль характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальными отраслями и всему хозяйству страны в целом. Однако отношения в сфере образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.
Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующее: отношение между государством и отдельным тружеником; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д.
Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность интеллектуализации труда.
Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности, как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве, тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.
Но главным в производственных отношениях являются отношения собственности. Определяющим звеном в экономических отношениях и в отрасли образовании выступают отношения собственности на средства труда. Именно они интегрируют и пронизывают всю систему производственных отношений образовательного комплекса.
Собственность – это общественно-производственные отношения людей по поводу присвоения экономических благ: средств производства и его результатов. В этих отношениях различают объект присвоения, или то, что присваивается, и субъект – кто это присваивает. Объектом присвоения школьного коллектива, например, может быть земельный участок, на котором находится здание, другие сооружения, пришкольный участок, парты, столы, доски, учебные наглядные пособия и т.д. – то есть всё то, без чего нельзя вести нормальную учебно-воспитательную работу.
Образовательной организации принадлежит право собственности на денежные средства, имущественно и другие объекты собственности, которые переданы ему физическими (гражданами) и юридическими (предприятиями и организациями) лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию. Собственность коллектива учреждения распространяется также на продукты интеллектуального и творческого труда, являющимся результатом его деятельности; на доходы от собственности деятельности образовательного учреждения и приобретённые на эти доходы объекты собственности.
Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации её и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное её использование становится решающим фактором экономического роста.
За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.
Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
Негосударственное образовательное учреждение пользуется преимущественным правом на приобретение ранее закрепленной за ним или арендуемой им отчуждаемой государственной и (или) муниципальной собственности.
Негосударственная образовательная организация может быть признана банкротом на общих основаниях, установленных законом.
Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.
Объекты производственной и социальной инфраструктуры, расположенные в зданиях учебного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Объектами, по поводу которых складываются отношения в экономике образования с позиции экономической теории, являются ресурсы производства и его результаты. Как и в других разделах экономической теории, в экономике образования анализируются четыре основных вида ресурсов: труд, капитал, земля и предпринимательские способности.
Труд – это целенаправленная деятельность человека, способная видоизменять природное вещество для придания ему необходимой для потребления формы, платой за труд является заработная плата.
Под капиталом в микроэкономике понимают все средства производства, созданные человеком в предыдущих производственных процессах, с помощью которых проходит процесс производства. Это средства труда – чем, с помощью чего осуществляется процесс производства необходимых благ (здания, машины, сооружения), а также предметы труда – из чего производится благо, что превращается в процессе производства в создаваемое благо (сырье, материалы, энергия).
К ресурсу земля относятся те группы предметов труда, что ранее не поддавались обработке или силы природы, которые используются в производственном процессе. Плата за землю называется рента.
Предпринимательские способности – это умение отдельных людей рисковать и выигрывать при организации производственного процесса, особые способности отдельных людей сознательно идти на риск, мобилизацию ресурсов, их организацию в производственном процессе и творческое использование ради получения дохода. Платой за предпринимательство является прибыль.
Экономические ресурсы обладают набором свойств:
–– ограниченность. Как правило, мы имеем дело не с абсолютной, а с относительной ограниченностью ресурсов. Это не означает, что того или иного ресурса вообще нет, а то что отсутствующая возможность его получения на предыдущих условиях. Увеличение же привлечения этого ресурса в производство обходится дороже.
–– взаимозаменяемость (субституты – заменители). Это означает, что в определенной мере одни виды ресурсов могут быть замещенные другими. Чаще всего капитал и труд рассматриваются как заместители друг друга. Хотя ресурсы и способны к взаимозаменяемости, но такая способность ограничена: полностью заменить труд капиталом или наоборот практично невозможно.
–– взаимодополняемость (комплементы – дополнители). Эффективное использование каждого ресурса возможное лишь при определенном соотношении с другими.
Производственная функция в общем виде представляет собой зависимость между результатом деятельности – выпуском продукции (Q) и применяемыми, потребляемыми ресурсами – затратами.
Производственные функции применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска.
Если исследуется связь между объемом выпуска и издержками производства, то такая функция называется функция издержек.
Если исследуется связь между необходимыми инвестициями и производственными мощностями, то такая функция является инвестиционной
функцией.
Большое количество зарубежных исследований производственной функции общего образования посвящено изучению статистических свойств взаимосвязи между различными результатами деятельности школ и используемыми ресурсами. Чаще всего исследуется взаимосвязь от таких показателей (перечисление идет по степени убывания влияния):
–– показатели, связанные с учителями – образование, опыт, знания, зарплата;
–– показатели, связанные с учебной деятельностью – учебный план, длительность занятий;
–– показатели уровня материально-технического оснащения школ – библиотеки, учебники, компьютеры;
–– количество учеников на одного преподавателя.
Формальный анализ производственных функций в образовании сводится к оцениванию параметров зависимости
A = f(F, P, S, I), где
А – успеваемость учащихся, F – характеристики семей учащихся, P – характеристики образовательной среды в учебном заведении, S – характеристики непосредственно процесса обучения, I – характеристики учащихся.
Рассматривая общее образование с позиции производственной функции, необходимо отметить главную проблему исследователя – трудность измерения результата производства образовательных услуг. Конечно, чтобы оценить уровень овладения обязательным минимумом знаний, умений и навыков, можно посмотреть результаты экзаменов. Существуют исследования, в которых в качестве объясняемой переменной используются такие показатели, как рейтинг учебного заведения, отношение обучающихся к образовательному процессу, посещаемость занятий, доля отчисленных за неуспеваемость учащихся. Сейчас все чаще стали встречаться исследования, в которых результатом считают результаты ЕГЭ.
Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран.
Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли?
В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы организаций образования.
Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы налогообложения. Налог выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку, поэтому экономический механизм в организациях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения.
Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм.
Ныне хозяйственный механизм в отечественном образовании строится на принципах правового регулирования экономических отношений в отрасли и развития самостоятельности образовательных организаций в решении вопросов производственного и социального развития. В частности, он предусматривает:
- наделение каждого образовательного учреждения статусом юридического лица;
- регулирование взаимоотношений образовательной организации на основе действующего законодательства и утвержденных документов;
- нормативное бюджетное финансирование;
- привлечение в отрасль внебюджетных средств;
- важным инструментом регулирования образования на отраслевом и региональном уровне становятся целевые программы его развития.
Особенности хозяйственного механизма в образовании:
- доминирование некоммерческих организаций;
- сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования;
- некоторое отличие системы экономических отношений в общем образовании от той, что сложилось в профессиональном образовании.
Роль государства заключается в выполнении трех основных функций:
- регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;
- учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
- совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательной системы;
При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования.
Лекция 3. Правовые основы функционирования системы образования в РФ
Вопросы:
1. Система российского законодательства об образовании
2. Федеральный закон «Об образовании»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 779.