Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. Организационно-правовые формы образовательных организаций

3.1. Система российского законодательства об образовании

Система образования Российской Федерации, как и любая другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных нормативно-правовых рамках. Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты:

·  Конституция РФ

·  Закон РФ «Об образовании»

·  Гражданский кодекс РФ

·  Трудовой кодекс РФ

· Налоговый кодекс РФ и другие

 

В настоящее время эффективное правовое регулирование сферы образования признается одним из важных факторов обеспечения поступательного развития Российского государства. От качества правового регулирования образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а,  следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Образование, будучи одним из основных социальных институтов, удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. В силу этого образование находится в сфере первоочередных государственных интересов.

Все нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, в том числе и имеющие локальный характер нормативные правовые акты, принимаемые в образовательных учреждениях, составляют систему современного российского законодательства об образовании. В научной литературе под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые,  исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач,  обладают согласованностью действий и внутренним единством. При этом систематизация дает целостное представление о праве в его статике и динамике, что важно для учета его поступательного развития.

Место, которое занимают отношения в области образования в социально-экономической жизни современного государства, предопределяет важность их правового регулирования. Нормы права, действующие в этой сфере, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют сложные,  многофакторные, динамично изменяющиеся отношения, субъектами которых являются государство, образовательные учреждения, обучающиеся, педагогические работники, органы управления образованием, их компетенция  и другие вопросы.

Законодательство в области образования регулирует широкий круг общественных отношений, в связи с чем,  в его структуру включаются:

- нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие образовательные отношения (воспитание, обучение, систему образования, управление системой образования) - образовательное законодательство;

- нормативные правовые акты, регулирующие и  затрагивающие отдельные аспекты образования – конституционные,  гражданские,  семейные, трудовые, финансовые, налоговые, бюджетные, административные.

При этом предметной основой, объединяющей комплекс разнородных правовых норм законодательства об образовании, являются фактические отношения в этой области.

Правовое регулирование отношений в сфере образования в российской правовой системе представлено следующими уровнями:

- Конституция Российской Федерации;

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

- федеральные законы;

- законы субъектов Российской Федерации;

- подзаконные акты (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные);

- акты, принимаемые образовательными учреждениями (локальные).

Конституция Российской Федерации устанавливает социальные основы конституционного строя, которые характеризуют Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

К принципам социального государства относятся: социальная справедливость; социальное равенство; социальная солидарность общества; активная роль государства в обеспечении условий для социально-экономического благополучия своих граждан; взаимная ответственность граждан и государства. Эти принципы в полной мере распространяются на отношения в области образования. В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность благ, в том числе образования.

Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью и закрепляет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Положения Конституции являются решающим правообразующим фактором в области образования. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования (ст. 43). Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ. Граждане России имеют право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и преподавания, на судебную защиту своих конституционных прав и свобод.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ признаются частью российской правовой системы. Конституция устанавливает приоритет международного договора Российской Федерации по отношению к законам, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Федеральные законы составляют следующий уровень актов высшей юридической силы. Особое место среди федеральных законов занимает Закон «Об образовании в РФ», выполняющий важную, базовую роль в образовательном законодательстве. По широте содержания, объему регулируемых отношений, нацеленности на системную упорядоченность правовых предписаний он, по существу, является кодифицированным актом, выступает в качестве основ законодательства в области образования.

В целом,  в сфере образования действует более 50 федеральных законов. Ряд федеральных законов устанавливает льготный доступ к профессиональному образованию для отдельных категорий граждан (военнослужащих, "чернобыльцев", ветеранов боевых действий и т.д.), формы поддержки педагогических работников, порядок организации обучения в области культуры, спорта, медицины и других областях.

 Нормы, регулирующие отношения в области образования, содержат Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Земельный кодекс   РФ.

Реализуя свое право на законотворчество, ряд субъектов Российской Федерации принял специальные законы об образовании. Региональное законодательство дополняет и обогащает федеральное законодательство в области образования. Региональное законодательство призвано учесть  национальные, социально-экономические, культурные и другие особенности регионов;  оно устанавливает дополнительные, по отношению к федеральным,  гарантии реализации конституционного права граждан на образование и социальные гарантии педагогическим работникам.

Подзаконные акты (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные) регулируют широкий круг отношений в области образования. Среди них более 80 постановлений Правительства РФ, а также постановления органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления. Последними, в частности, определяются условия оплаты труда работников муниципальных учреждений образования, устанавливаются тарифы на платные услуги муниципальных образовательных учреждений, утверждаются муниципальные целевые программы развития дошкольного и школьного образования, определяются меры по обеспечению бесплатным питанием учащихся и др.

Локальные акты, принимаемые образовательными учреждениями, устанавливают правила внутреннего трудового распорядка, положения об оценке труда, правила поведения обучающегося, расписание занятий, программы учебных дисциплин, правила по охране труда, положения о педагогическом комитете, о родительском комитете, об управлении трудовыми отношениями, нормы о предпринимательской деятельности, об оказании платных услуг и т.д.

Наибольший объем регулирования приходится на уровень федеральных подзаконных актов, преимущественно приказов Минобрнауки.

 

3.2. Федеральный закон «Об образовании»

Безусловно, закон "Об образовании в РФ" является системообразующим актом в образовательной сфере, представляющим ось, вокруг которой вращаются многочисленные нормативные документы, как правило, инструктивного характера. (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года)

 Законом определены уровни  об­разования: общее (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) и профессиональное  образо­вания (среднее профессиональное; высшее образова­ние - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кад­ров высшей квалификации). Вводится еще один уро­вень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготов­ки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и ассистентуры - стажировки.

Закон су­щественно меняет порядок работы образовательных учреждений, в частности в нем выделены нормы, посвя­щенные:

- кредитно-модульной системе организации обра­зовательного процесса и системе зачетных единиц;

- сетевому взаимодействию при реализации обра­зовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

-  обучению по интегрированным образовательным программам;

- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.

Структурные нововведения закона:

1. Определены субъекты образовательной деятельности (гл. 3, гл. 4, гл. 5):

· типы образовательных организаций, их структура, устав, их права и обязанности, управление, компетенция и др.;

· права, обязанности, ответственность обучающихся и их родителей, защита их прав, обеспечение  всем необходимым обучающихся и др.;

· статус педагогического работника, его права, свободы и ответственность, аттестация, правовой статус руководителя и др.

2. Регламентированы отношения, возникающие в образовательной деятельности (глава 6):

· договор об образовании;

· прием на обучение, целевой прием;

· промежуточная и итоговая аттестация;

· документы об образовании;

· прекращение образовательных отношений и др.

3.Уточнена система уровней образования.

4. Введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность»:

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Также к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную

Для характеристики системы образования важны следующие положения данного закона:

● введены в практику законодательные определения понятий «образовательный процесс», «образовательная организация»;

● введена классификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

● установлены пределы компетенции органов управления образованием по уровням;

● впервые в Законе выделена самостоятельная глава «Экономика системы образования», где определены отношения собственности в системе образования, понятие «предпринимательской деятельности» в сфере образования, платных дополнительных образовательных услуг, экономический аспект автономии образовательных учреждений.

 

Гражданский кодекс РФ, первая часть которого была принята в 1994г., является главным документом, определяющим правовое положение всех участников гражданских (равноправных) отношений: граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Гражданский кодекс определяет основные процедуры жизнедеятельности юридического лица, особенности некоммерческих организаций.

Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с конституцией РФ, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 

Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. За прошедший период в действующий Трудовой кодекс вносились различные поправки и дополнения. В настоящее время кодекс действует в редакции от 23 декабря 2010 года.

Основными задачами трудового законодательства являются – создание необходимых трудовых условий, в том числе,  в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства;  а также правовое регулирование трудовых отношений,  отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнёрству, ведению трудовых переговоров, заключению трудовых договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства.

Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52), где отмечено следующее право: право на занятие педагогической деятельностью, продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников, основания прекращения трудового договора.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящихся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся:

- Налоговый кодекс и иные документы по налоговому регулированию;

- Закон РФ «О некоммерческих организациях»;

- Бюджетный кодекс РФ и иные нормативные акты по организации бюджетного финансирования;

- Закон РФ «О бухгалтерском учёте», который является важным документом в сфере регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;

- Инструкции по бухгалтерскому учёту в бюджетных организациях и другие нормативные правовые акты.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

·  типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ (Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, Типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.).

· устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения;

· другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения, в том числе финансово-хозяйственной (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.)

Вся совокупность действующих законов и подзаконных актов определяет экономические условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо знать руководителю образовательного учреждения и учитывать в своей практической деятельности.

 

Согласно положениям Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии  с  постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности. Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

В силу пункта 1 статьи 92 Закона N 273-ФЗ в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, следует пройти государственную аккредитацию. Государственная аккредитация проводится в соответствии с требованиями статьи 92 Закона N 273-ФЗ и Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".

Если наличие лицензии является условием разрешение самой образовательной деятельности, то наличие государственной аккредитации подтверждает уровень (качество) реализации образовательных программ и требуется для выдачи выпускникам документов об образовании государственного образца, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Например, для получения отсрочки от призыва на воинскую службу для студентов. Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

 

Образовательные организации как некоммерческие организации – особенности регулирования

На основании действующего законодательства физические и юридические лица могут создавать с целью оказания услуг, в том числе в сфере образования, некоммерческие организации.

Прежде всего, напомним, что образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. На это указывает пункт 1 статьи 22Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). Одной из форм некоммерческих организаций на основании пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является учреждение.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона N 273-ФЗ в зависимости от того, кем создана образовательная организация, она может быть государственной, муниципальной или частной.

При этом частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (пункт 7 статьи 22 Закона N 273-ФЗ).

Таким образом, физические и юридические лица вправе создавать некоммерческие организации в форме частных образовательных учреждений. При этом для создания указанных организаций им необходимо руководствоваться,  в том числе,  Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Рассмотрим особенности правового регулирования некоммерческих организаций.

Итак, Закон N 7-ФЗ определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Вместе с тем некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. На это указывает пункт 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Об этом сказано в пункте 1 статьи 13 Закона N 7-ФЗ. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). Данное положение установлено пунктом 2 статьи 13 Закона N 7-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 13.1Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с главой III "Порядок государственной регистрации" Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций – Министерством юстиции Российской Федерации. (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (в редакции от 21 декабря 2013 года)) (далее - Минюст Российской Федерации), или его территориальным органом. Об этом сказано в пункте 2 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ.

Следует отметить, что некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Данное положение установлено статьей 25 Закона N 7-ФЗ. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются на основании статьи 26 Закона N 7-ФЗ:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие,  не запрещенные законом поступления.

Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации..

На основании статьи 101Закона N 273-ФЗ частное образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг должен использоваться указанным учреждением в соответствии с уставными целями.

Обратите внимание, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные образовательными учреждениями при оказании таких платных образовательных услуг, должны быть возвращены оплатившим эти услуги лицам.

Частные образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять образовательную деятельность, не предусмотренную соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат,  за счет средств физических и (или) юридических лиц, на одинаковых условиях,  при оказании одних и тех же услуг (смотрите подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ, пункт 5 статьи 99 Закона N 273-ФЗ).

При осуществлении образовательной деятельности частные образовательные учреждения обязаны вести налоговый учет своих доходов и расходов. В соответствии с нормами российского законодательства частные образовательные учреждения вправе применять как общую систему, так упрощенную систему налогообложения.

В статье 50 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица.

 

 

3.4. Организационно-правовые формы образовательных организаций

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе,  жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций,  к которым относятся,  в том числе,  политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся,  в том числе,  некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций;  торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся,  в том числе, товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся, в том числе, общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний.

Поскольку образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, то следует отметить, что самой типичной является учреждение.

Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Статья 123.22 ГК РФ регламентирует, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

 

Государственные или муниципальные учреждения

  Казенное

Бюджетное

Автономное

Цели создания Казенное учреждение — государственное  или муниципальное учреждение,  осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ)

Бюджетное учреждение  это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг. Цель – обеспечение, предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ)

Автономное учреждение это  некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Цель – выполнение работ, оказания услуг для  осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1 ст. 1 Закона РФ N 174-ФЗ)

Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами Может заниматься приносящей доход деятельностью, если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которого оно создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ)

Распоряжение имуществом Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника

Имущество учреждения  

 

 

Закрепляется на праве оперативного управления (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных
собственником (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника

Ответственность по обязательствам

Отвечает
денежными
средствами,
а при их
недостаточности
по долгам
отвечает
собственник (ст. 161 БК РФ)

Отвечает
имуществом (кроме
недвижимого
и особо ценного),
собственник
не отвечает
по обязательствам
учреждения (п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ)

Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного), собственник не отвечает по долгам учреждения (п. 5, 6 ст. 2 Закона № 174-ФЗ)            
 

 

 

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Оно отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества. Преобразовано такое учреждение может быть только в автономную некоммерческую организацию или фонд (статья 123.23 ГК РФ). При применении общей системы налогообложения для учета доходов и расходов частному образовательному учреждению необходимо руководствоваться главой 25"Налог на прибыль организаций" НК РФ. Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная частным образовательным учреждением. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Порядок определения доходов установлен статьей 248 НК РФ. Частные образовательные учреждения имеют право на льготу в виде применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций. Заметим, что данную льготу частные образовательные учреждения могут применять до 1 января 2020 года. Для того чтобы воспользоваться льготой, учреждению необходимо выполнить условия, установленные статьей 284.1 НК РФ.

 

 

Лекция 4. Система образования РФ и ее основные компоненты

Вопросы:

1. Уровни образования.

2. Учредители образовательных организаций

3. Федеральные государственные образовательные стандарты
















Образовательная организация

5. Органы управление образованием

6. Основные показатели системы образования

7. Страновые модели образования

4.1. Уровни образования

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающейся процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью эффективного использования в профессиональной деятельности.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «Об образовании» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Уровни образования:

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
Среднее профессиональное образование
Высшее образование – бакалавриат
Высшее образование - подготовка специалистов и магистратура
Высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассисстентура-стажировка

 

Образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

 

 

4.2. Учредители образовательных организаций

У каждой образовательной организации любого типа, вида, организационно-правовой формы есть учредитель, т.е. физическое или юридическое лицо, учредившее (создавшее) данное учреждение.

Учредителем образовательной организации в соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании» могут быть:

1. органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2. отечественные или иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

5. физические лица.

По существу, учредителем образовательной организации может быть любое юридическое или физическое лицо.

Каждый уровень управления системой образования ответствен за определённый уровень образования. В настоящее время существует распределение.

 

 

Учредители учебных заведений в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.

Учредители учебных заведений Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень

Уровни образования

Среднее профессиональное   Дошкольное
Высшее профессиональное Среднее профессиональное Общее среднее
Послевузовское профессиональное Профессиональная подготовка взрослых Учреждение дополнительного образования

 

Для негосударственных образовательных организаций допускается совместное учредительство.

Учредителем образовательных организаций всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только РФ.

Учредителем специальной учебно-воспитательной организации закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается и сочетание различных форм

получения образования и форм обучения.

Система образования в Российской Федерации согласно ст. 10 Закона РФ «Об образовании» включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и направленности.

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) органы управления образованием;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

 

4.3.  Федеральные государственные образовательные стандарты

 

Федеральные государственные образовательные стандарты и

федеральные государственные требования обеспечивают:

а) единство образовательного пространства Российской Федерации;

б) преемственность основных образовательных программ;

в) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

г) государственные гарантии уровня и качества образования.

Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования

с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Образовательные программы определяют содержание образования.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Для реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Законом РФ «Об образовании» предусматривается сетевая форма реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

 

Образовательная организация

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести,

свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Только государственными могут быть образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны ,  безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;  а также организации, реализующие программы для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа - учебно-воспитательные учреждения). Они  создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

 2) общеобразовательная организация;

 3) профессиональная образовательная организация;

 4) образовательная организация высшего образования.

Образовательные организации, указанные выше,  кроме основной профильной деятельности, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Образовательные организации также формируют коллегиальные органы управления. К таковым относятся: общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);  педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Могут формироваться:  попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается   самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, а также разработке и принятии локальных нормативных актов. Границы и параметры самостоятельности определяются  в соответствии с Федеральным законом об «Об образовании»,  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Индивидуальные предприниматели могут также осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

К обучающимся,  в зависимости от уровня осваиваемой образовательной

программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации,  относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Важным субъектом, осуществляющим образовательную деятельность, являются педагогические работники. В Законе РФ «Об образовании» определен правовой статус педагогических работников, который включает совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности.

 

4.5.   Органы управления образованием

В РФ управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Департамент образования).

К третьему, местному уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.

В ведении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования находятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

8) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

 Составным элементом системы являются также органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.

Организационная структура управления образованием РФ

Уровень управления Орган управления Примечание
Федеральный Министерство образования и науки РФ  
Региональный Органы субъектов РФ Возможны структуры: Департамент образования при правительстве области, республики; Комитет образования; Управление образования; Министерство образования области, республики.
Муниципальный Муниципальный Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет образования; Городской отдел образования; Управление образования при администрации города

 

 Федеральным законодательством установлены  государственные гарантии реализации права на образование (в т.ч. бесплатного), которые должны обеспечиваться органами государственной власти субъектов РФ путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на (нормативы расходов устанавливаются законами субъекта РФ):

- оплату труда работников общеобразовательных учреждений,

- учебники и учебные пособия,

- технические средства обучения,

- расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

 

4.6.  Основные показатели системы образования

 

Система образования Российской Федерации характеризуется следующими основными показателями на начало 2016 г.:

Дошкольное образование:

• общее число дошкольных образовательных учреждений – 50100 единиц;

· общая численность воспитанников – 7151,6 тысяч человек;

· численность сотрудников – 642,8 тысяч человек.

Дополнительное образование:

• общее число организаций – 14359 единиц;

• численность обучающихся – 11010 тысяч человек.

Общее образование:

• число общеобразовательных организаций– 42700, в т.ч. частные –800;

• численность обучающихся – 14596 тысяч человек;

• численность учителей – 1070 тысяч человек.

 

• удельный вес расходов на образование из консолидированного бюджета РФ  – 10,2% , в т.ч. из федерального бюджета – 3,9%, из бюджетов субъектов РФ – 26,1%.

                

 

    Система образования Республики Карелия :

  Учреждения Обучающиеся Всего работников В т.ч. педагогов
Дополнительное образование 281 35205 8130 3671
Общее образование 217 68131 10465 5873
Дополнительное образование 82 62537 2454 1328
Профессиональное образование 22 13003 1527 514

 

4.7. Страновые модели рынка образовательных услуг

В настоящий момент образовательная политика большинства европейских стран направлена в основном не на поддержание "академического уклона", а на создание многосторонней системы высшего образования с уклоном в сторону профессионального и технического образования. Для многих европейских стран образцом образовательной политики становится Великобритания с ее селективным подходом к финансированию, усилением контроля и тенденцией к уменьшению автономии вузов.

Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Это наиболее развитые европейские страны, в прошлом метрополии великих колониальных империй — а также нынешний мировой лидер США и представители двух наиболее быстро растущих образовательных систем

мира.

Франция. Сложившаяся во Франции система среднего образования состоит, как и большинство европейских систем, из трех ступеней –начальной (ecole primaire, с 6 до 11 лет) и старшей (college, коллеж – с 11 до 15 лет, затем lycee, лицей – с 16 до 18). Это достаточно консервативная система, существующая с небольшими изменениями уже более 100 лет – с 1890-х годов. Образование государственного образца обязательно для детей с 6 до 16 лет , лицей, как аналог российских 9 – 11 классов, главным образом готовит учеников к поступлению в университеты). При этом в государственных школах образование бесплатно, но существуют и частные альтернативы. Стоимость обучения в частных школах зависит от многих факторов, но, в целом, не является особенно запредельной по европейским рамкам. В числе негосударственных школ во Франции оказываются почти все религиозные (католические) учебные заведения, а также школы для детей с ограниченными возможностями и т.п. Иными словами, в частный сектор вытеснены те школы, которые воспитывают заведомо нестандартных людей или делают это нестандартными способами.

Германия. Имея в своей основе ту же прусскую систему образования, что и российская школа, система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. Итак, начальная школа в Германии обучает детей с 6 до 10 лет (или до 12 лет в Берлине и Бранденбурге). В ней дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение. Различия среди начальных школ состоят, главным образом, в наличии и качестве дополнительных занятий. Затем приходит черед старшей школы - с 10 до 19 лет. И здесь специализация и социальное расслоение среди школ становится явным. Выбор типа школы, как гласят германские законы, происходит индивидуально для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. Поскольку же уровень развития и наличие рекомендаций связан с тем, в какой начальной школе учился ребенок, выбор школы часто зависит и от возможностей семьи.

Типы средних школ в Германии следующие: основная школа (Hauptschule ) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище; реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, причем высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет; наконец, самое основательное образование дают гимназии (Gymnasium ) – там обучение длится 8-9 лет.

Помимо государственных школ, аттестаты гособразца выдают также и частные учебные заведения. Это, как правило, религиозные, элитарные, закрытые школы. Спектр образовательных услуг, которые оказывают частники, шире государственного – например, только в таких школах можно получить немецкий аттестат для школьника-иностранца. Частные школы в Германии (в государственных образование ожидаемо бесплатное) берут за обучение дороже французских — так, в престижных немецких школах полная стоимость учебного года составляет около 40 000 евро.

Великобритания. Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 — 50 тысяч долларов США). Кроме того, большая разница существует и между системами образования разных частей Британии: одна система сложилась в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.

Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School), традиция которых восходит к раннему Средневековью (платные).

Помимо этих школ, в королевстве существуют множество других типов учебных заведений. По возрасту учеников они делятся на школы полного цикла (All-Through schools), это приблизительный аналог наших учебно-воспитательных комплексов «от детского сада до выпускного бала»; и на школы для каждого отдельного возраста: preparatory schools – ясли-сады, от 2 до 7 лет, в которых, помимо обычных детсадовских занятий, учат также читать и писать, junior schools – начальные школы, от 7 до 13 лет, завершающиеся особым экзаменом Common Entrance Examination, без которого путь дальше закрыт. Помимо этого, существует и альтернативная система – Primary School с 4 до 11 лет, с дальнейшим переходом на стадию Secondary School. Далее после Junior идет старшая школа, Senior School — в ней учатся подростки от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещѐ одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaure.

В Британии до сих пор сильны традиции раздельного обучения мальчиков и девочек.

 

 

Лекция 5. Финансирование образования

Вопросы:

Бюджетное финансирование

Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.