Тема 4.3. Борьба с пожарами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Обследование района пожара.

2.  Общие рекомендации по борьбе с пожаром.

3. Борьба с дымом.

4. Судовые системы водотушения.

 

1.Обследование района пожара .

Тактика борьбы с пожарами включает в себя:

 

 

 

- объявление пожарной тревоги;

- при возможности, осмотр аварийного района для уточнения места, типа горящего вещества, интенсивности пожара;

- определение порядка выполнения действий по спасению пассажиров и экипажа, локализации и борьбы с пожаром; удалению воды, скапливающейся при тушении пожара.

 

После объявления общесудовой тревоги (generalalarm) в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала экипаж оповещается о пожаре с указанием района возгораний. Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в колокол. Если судно находится в порту или на заводе, то рядом стоящие суда дублируют тревогу и выясняют, какая требуется помощь и, при необходимости, предоставляют ее.

Осмотр аварийного района производится разведчиками только в тех случаях, когда необходимо провести поиск пострадавших в этом районе и в случаях, когда промедление с вводом в действие стационарных и переносных средств тушения не повлияет на ход развития пойсара (например, при задымлении помещения и медленном росте температуры воздуха в помещении).

Порядок проведения осмотра определяет командир аварийной партии (АП) по указанию капитана судна. Снаряжение разведчиков (использование изолирующих средств защиты органов дыхания и кожи, страховочных приспособлений, аварийного инструмента и средств для эвакуации пострадавших) определяется командиром АП исходя из конкретной обстановки.

Примечание. В качестве страховочного снаряжения при перемещении пожарных в условиях задымления можно использовать водяной рукав или прием «ближнего контакта».

 

Все оперативные данные, поступившие к командиру аварийной партии от группы разведки, немедленно сообщаются на ГКП. Достоверность и своевременность этих докладов позволит принять оптимальный план борьбы с пожаром.

Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать исходя из места пожара, его интенсивности и размеров, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся в наличии средств тушения пожара, количества экипажа, с целью потушить пожар в минимальное время.

2.Общие рекомендации по борьбе с пожаром.

Основные цели борьбы с пожарами на судне:

• спасение пассажиров и экипажа;

• локализация пожара (предотвращение распространения опасных факторов пожара по судну, взрывов паров легко воспламеняющихся жидкостей, баллонов со сжатым газом, опасных грузов);

• тушение пожара всеми имеющимися средствами;

• сохранение остойчивости и запаса плавучести.

Все вспомогательные операции должны быть отработаны и проводиться по определенной системе, что значительно ускоряет начало активных действий. Во время борьбы с пожаром возможны отступления от отработанной схемы в зависимости от реальной оперативной обстановки.

В качестве первоочередных мер по борьбе с пожаром капитану следует:

• ввести в действие, при их наличии, стационарные системы орошения, водораспыление и водяные завесы в тех помещениях и на тех направлениях, где создалась или может создаться опасность для жизни людей (пути эвакуации), угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения огня, привести в готовность к действию другие стационарные системы пожаротушения и противопожарные средства;

 

• незамедлительно загерметизировать очаг пожара, остановить систему вентиляции аварийного отсека, осуществить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространенияя огня и дыма, сосредоточить действия на локализации и ликвидации очага пожара;

• произвести отключение электроэнергии в районе пожара;

• принять меры по защите от пожара груза, материальных ценностей;

• прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по ликвидации пожара и борьбе за живучесть судна;

• обеспечить защиту и безопасность людей, принимающих участие в тушении пожара, от опасных факторов пожара (падающих частей конструкций, токсичных продуктов горения, дыма и т.п.), поражения электрическим током, неблагоприятных воздействий на них применяемых средств пожаротушения (хладонов, углекислоты, пара и т.д.). Перед пуском водяного пара, инертных газов, углекислоты, хладонов для объемного тушения, а также перед отключением освещения в отсеках и помещениях необходимо убедиться в отсутствии в них людей;

• принять меры по окончании тушения пожара к установлению при­чин его возникновения.

Локализация пожара достигается установлением рубежей обороны, герметизацией районов судна. Целью локализации является прекращение распространения опасных факторов пожара по судну. Распространение огня по судну возможно (в том числе из-за наличия отложений пыли) по вентиляционным каналам, междуполочным пространствам, кабельным туннелям, декоративным выгородкам.

Рубежи обороны создаются по границам непроницаемых и герметичных корпусных конструкций, а также по границам противопожар­ных зон (для тех судов, где такие зоны предусмотрены). Количество рубежей обороны выбирается капитаном судна в зависимости от чис­ленности экипажа и трудоемкости работ на этих рубежах.

На рубежах обороны рекомендуется отключить вентиляцию, загерметизировать помещения, готовить средства пожаротушения к использованию, по возможности удалить взрыво- и пожароопасное имущество и оборудование в безопасный район судна, охлаждать переборки, смежные с аварийным помещением, из пожарных стволов, предварительно сняв питание с электрооборудования, находящегося на этих переборках, снять давление с трубопроводов масла, топлива, горючей гидравлики, проходящих через аварийное помещение.

При тушении пожара и охлаждении переборок водой следует контролировать ее количество, удалять ее за борт, перепускать в нижележащие помещения во избежание ухудшения остойчивости судна.

3.Борьба с дымом.

 Основными путями распространения дыма и пожара на судне являются каналы и заподволочное пространство, а также шахты технического назначения.

Для предотвращения распространения дыма и газов по помещениям судна необходимо своевременно произвести герметизацию, перекрыв вероятные пути их распространения. Если имеется возможность, то следует использовать вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений, где находится очаг пожара, и из соседних помещений, в которые проникли газ и дым.

Дым значительно ухудшает видимость в районе пожара и над ним. В дымовых газах содержатся высокотоксичные вещества, которые раздражают глаза, нос, горло и легкие. Вдыхание дыма даже слабой концентрации в течение длительного времени или сильной концентрации за короткое время может вызвать ухудшение самочувствия у людей, ведущих борьбу с пожаром. Поэтому при тушении пожара в задымленных помещениях следует применять воздушно-дыхательные аппараты надежной конструкции и теплоотражающие костюмы. При работах в зоне высоких температур необходимо применять термостойкие костюмы. Все люди, оказавшиеся в задымленных помещениях, должны быть эвакуированы в возможно кратчайшее время.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов. Для успешной борьбы с пожаром огромное значение уделяется пожарным учениям, в результате которых члены экипажа приобретают навыки использования и технического обслуживания оборудования, предназначенного для борьбы с огнем.

Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух человек — ствольщика (№1) и подствольщика (№2). Обязанности подстволыцика: прокладывать рукавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на повреждение рукава.

При работе с рукавами следует учитывать следующие рекомендации:

- непосредственно у ствола рукав должен иметь виток, кольцо или бухту, что обеспечит свободное перемещение ствольщика к очагу пожара без протяжки рукава;

- не допускать перегибов рукава и задеваний за острые предметы и выступы;

- рукав следует перемещать медленно, не допуская ударов соединительных головок по палубе;

- покидать место пожара надо лицом к пожару;

- не открывать кран на стволе до тех пор, пока нет уверенности, что струя достигнет пожара;

- вода подаётся в рукав и отключается только по сигналу ствольщика.

4.Судовые системы водотушения .

 Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.

Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется центра­лизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами.

Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котель­ном отделении. Использование пожарных насосов разрешается только для целей пожаротушения и откачки воды из судов при авариях, а на судах, работающих на твердом топливе, и для осушения трюмов.

Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине непрорезинеиного пенькового шланга 20 м с внутренним диамет­ром 50—63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13—16 мм.

Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5—7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Реги­стра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмер­ного давления на напорной трубе пожарного насоса должны уста­навливаться манометр и предохранительный клапан.

Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматиче­ский. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда нахо­дится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожар­ная магистраль находится под давлением постоянно. При автома­тическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопрово­дов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специаль­ного назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.

Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Для выключения отдельных участков на пожар­ном трубопроводе устанавливаются разобщительные клапаны, расположенные в легко доступных местах. Диаметры пожарной магистрали и выкидных рукавов устанавливаются в зависимости от производительности пожарных насосов. При производитель­ности 50—60 м3 в час диаметр магистрали и рукавов принимается 63 мм, при производительности насосов менее 50 м3 в час — 50 мм.

Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. По­жарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со спрыском.

Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает боль­шей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомен­дуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным со­ставом.

К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею.

Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные (рис. 129). Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбра­сывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па су­дах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.

На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.

Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к го­рящему веществу и прекращается процесс горения.

 

Рис. 129. Пожарные стволы: а) нормальный ствол СА; б) лафетный ствол

 

 

Порядок работы с пеногенератором: проложить рукавную линию; к рукавной линии присоединить пеногенератор; ввести в действие установку пенного пожаротушения; открыть запорный вентиль на магистрали; после начала выхода пены подавать ее на очаг пожара. При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара, отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

Контрольные вопросы:

1.​ . Дать определение тактики борьбы с пожаром на судне.

2.​ Охарактеризовать действия по обследованию зоны пожара.

3. Охарактеризовать основные меры по борьбе с пожаром на судне.

4. О характеризовать действия по борьбе с дымом.

5.Пояснить действия по применению систем водотушения на судне.

6.Пояснить основные этапы в тактике борьбы с пожаром на судне.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 772.