БЕРЕГОВЫЕ ЗНАКИ СУДОВОГО ХОДА

По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.
К ним относятся:

– створные знаки,
– перевальные знаки,
– ходовые знаки,
– весенние знаки,
– знак "Ориентир",
– путевой огонь,
– опознавательный знак.

В свою очередь створные знаки (створы) по своему устройству и принципу действия подразделяются на:

– осевые створы,
– щелевые створы,
– кромочные створы.

Створ– это линия, сектор или полоса, образованные средствами навигационного оборудования, и обозначающие на водной поверхности направление движения корабля.

Береговой навигационный знак обозначения положения судового хода состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы и окраски. Сигнальные щиты устанавливаются на опоре обычно перпендикулярно направлению судового хода. Силуэт (форма) сигнального знака и его окраска выбираются в зависимости от назначения знака. Сигнальные щиты могут быть прямоугольной, квадратной, трапецеидальной и круглой формы, а также комбинированного типа.










СТВОРНЫЕ ЗНАКИ

СТВОР ОСЕВОЙ

Осевой навигационный створ – это система из двух или трех знаков для обозначения оси судового хода.
Состоит из двух знаков (переднего и заднего), указывающих ось судового хода на прямолинейном участке водного пути. Иногда этот створ называют линейным.
Осевой створ не указывает положения кромок судового хода, поэтому, как правило, применяется в комплексе с плавучими знаками.
Передний знак расположен ниже заднего.
По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапецеидальный, верхний квадратный).
Цвет окраски щитов выбирается в зависимости от фона окружающей местности. На светлом фоне выставляются красные щиты с белой или черной вертикальной полосой посередине, на темном – белые щиты с черной полосой. В случаях, когда знаки выставляются на фоне неба, они могут иметь черный цвет с белыми полосами.

а) для светлого фона местности б) для темного фона местности

В темное время огни на на левом берегу зеленые, белые или желтые, правом – красные, белые или желтые, на задних знаках – проблесковые, на передних – постоянные.

Вид знаков с судна, если:
а) судно находится на оси судового хода;
б) судно отклонилось к правой кромке судового хода;
в) судно отклонилось к левой кромке судового хода.

Щелевой навигационный створ (3) – это система из трех знаков для обозначения положения судового хода (1) и его кромок (2).

У щелевого створа знаки расположены в вершинах равнобедренного треугольника. Два передних знака располагаются на прямой линии, перпендикулярной оси судового хода, и отстоят от нее на одинаковом расстоянии. Третий знак (задний) расположен на продолжении оси судового хода симметрично относительно передних. Задний знак принято называть ведущим, передние – ограничительными. Сигнальные щиты щелевых створов предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. На светлом фоне устанавливаются красные щиты с белыми или черными полосами, на темном – белые щиты с черными полосами, на фоне неба – черные щиты с белыми полосами.    

Огни на правом и левом берегах на передних знаках постоянные, на заднем – проблесковые, аналогичные осевому створу.

Кромочный навигационный створ указывает положение судового хода и его кромок.

1 – направление течения,
2 – левая кромка судового хода,
3 – правая кромка судового хода,
4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода,
5 – створные знаки для обозначения одной (левой) кромки судового хода.

Щиты кромочных створов окрашиваются в зависимости от фона местности: на темном фоне – в белый цвет, на светлом – в красный. Передние щиты прямоугольные, задние – трапецеидальные.

Огни на левой кромке – зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке огни красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;
б) судно находится на оси судового хода.

Перевальный знакcлужит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.
Перевальные знаки по форме могут собой представлять:

1. столб, с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;
2. прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;
3. сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.

Если по одному из направлений судовой ход должен быть обозначен створом, применяются створно-перевальные знаки. Такой знак имеет створный и перевальный щиты. Для одного направления он является осевым створом, а для другогоперевальным.
Створно-перевальный знак служит передним знаком створа.
Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода.
На перевалах обычно выставляется два знака – по знаку на левом и правом берегах. При этом если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода

На светлом фоне щиты окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.
Вертикальные полосы на щитах перевальных знаков не наносятся.

 

Знаки левого берега оборудуются постоянным зеленым огнем, правого – красным постоянным.

 

Ходовой знакcлужит для обозначения судового хода, проходящего в непосредственной близости у берега.

Этот знак устанавливают на участках реки или водохранилища, где судовой ход на значительном расстоянии тянется вдоль и вблизи ходового берега (на чистых ярах). При этом начало и конец ходового берега обязательно обозначены перевальными или створно-перевальными знаками. Однако сами ходовые знаки непосредственно не указывают ни ось, ни кромку судового хода.

Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака. Цвет щита ходового знака правого берега красный, левого – белый.

Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берега – такими же огнями красного цвета.

Знак весенний – это береговой навигационный знак для обозначения затопленных берегов в период половодья.

Выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
Их устанавливают во время половодья на затопленных пойменных берегах и островах, выступающих в русло мысах, печинах, высыпках и т. д.
Эти знаки обозначают границы меженного русла реки, не указывая непосредственно ось или кромку судового хода. Они определяют положение судового хода совместно с другими знаками, естественными ориентирами и особенностями рельефа.

На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапециевидный щит белого цвета.
На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.

Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого берега – постоянным огнем красного цвета.

Знак "Ориентир" применяется для обозначения характерных приметных мест (мысы, острова, полузапруды, дамбы и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.

Этим знаком обозначают выступающие мысы, острова, полузапруды, дамбы и другие характерные места береговой полосы на реках и водохранилищах.

 

 

Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу – красного и белого цветов.

Знаки левого берега оборудованы зеленым или белым двухпроблесковым огнем, а правого берега – красным или белым двухпроблесковым огнем. Возможно применение на знаках обоих берегов желтого двухпроблескового огня.

.

Рис. 6.12. Маяк

Маяк(морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рис. 6.12.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня.

 

4.Знаки и огни на мостах

На реках имеются мосты различных типов. Наиболее часто встречаются неразводные мосты, а также наплавные и разводные.

Судоходные пролеты неразводных мостов оборудуются указателями оси судового хода и указателями высоты подмостового габарита и кромок судового хода в пролете (рис. 6.14).

Форма щитов и сигнальные огни указателей оси судового хода зависят от назначения пролета:

Рис. 6.14. Знаки судоходных пролетов мостов:

а – для прохода судов и составов, идущих снизу (против течения); б – для
прохода судов и составов, идущих сверху (по течению); в – для проводки
плотовых составов; г – для прохода маломерных судов; 1 – полосы,
указывающие отметку расчетного судоходного уровня (РСУ); 2 – указатели
высоты подмостового габарита и кромок судового хода; 3 – указатели оси
судового хода

    • ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов, идущих снизу, обозначается установленным на ферме моста квадратным щитом, а в ночное время также двумя красными створными огнями (рис. 6.14, а);
    • ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов, идущих сверху, обозначается установленным на ферме моста квадратным щитом, расположенным в виде ромба, а в ночное время – двумя красными створными огнями, видимыми только с ходовой стороны пролета (рис. 6.14, б);
    • ось пролета, предназначенного для прохода плотовых составов, обозначается круглым щитом, а в ночное время двумя зелеными постоянными створными огнями (рис. 6.14, в);
    • ось пролета, предназначенного для прохода маломерных судов, обозначается треугольным щитом (вершиной вниз). В ночное время сигнальные огни не предусмотрены (рис. 6.14, г).

Цвет щитов указателей оси пролета – красный для светлого фона и белый – для темного.

Створные огни устанавливаются: передний – в центре щита или над ним, задний на кронштейне под противоположной кромкой фермы. Минимальное расстояние по вертикали между этими огнями должно быть не менее 1,5 м.

Указатели подмостового габарита (высоты судоходного пролета моста) и кромок судового хода представляют собой щиты квадратной формы зеленого (для светлого фона) или белого (для темного фона) цвета. Они устанавливаются непосредственно на опорах судоходного пролета со стороны входа в пролет, если высотный габарит одинаков по всей его ширине и если глубина русла между опорами равна или больше объявленной транзитной.

При невыполнении этих условий указатели подмостового габарита и кромок судового хода устанавливают на консолях, подвешенных к ферме моста с таким расчетом, чтобы каждая из них находилась над соответствующей кромкой судового хода (рис. 6.15).

Рис. 6.15. Расположение огней и знаков судоходных пролетов

неразводного арочного моста (H– высота пролета;B– ширина пролета)

Количество щитов (ночью – зеленых огней) указывает высоту пролета: четыре, расположенных один под другим щита (огня) – более 16 м, три – свыше 13 до 16 м, два – свыше 10 до 13 м, один – менее 10 м. Высота пролета указывается от расчетного судоходного уровня воды, определение которого приводится в специальной нормативной литературе. На опорах судоходного пролета белой краской наносится горизонтальная полоса шириной 0,3-0,5 м, верхняя кромка которой соответствует этому уровню.

Опоры судоходного пролета, если они не расположены на берегу, подсвечиваются с внутренней стороны фонарями, свет которых должен освещать лишь стенку опоры и не мешать судоводителям. Все другие огни, освещающие мост, должны иметь защитные устройства, не мешать судоводителям и не ухудшать видимость сигнальных огней, установленных на мосту.

В случае закрытия судоходного пролета для движения днем по его центру вывешивается красный флаг, а ночью выключаются створные и габаритные огни.

Наплавные мосты, когда они разведены для пропуска судов, должны иметь в темное время суток следующие огни – указатели: на правой стороне пролета – два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета), на левой – два зеленых постоянных огня (в тех же местах). Кроме того, на отведенной части моста на конце, выдающемся в реку со стрежневой стороны, устанавливают сигнальный огонь – красный постоянный при отводе к правому берегу, зеленый – при отводе к левому берегу (рис. 6.16).

На наведенном наплавном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни. Число их должно быть не менее трех.

Для регулирования пропуска судов на наплавных мостах могут устанавливаться семафоры или светофоры.

Рис. 6.16. Огни-указатели разводного пролета наплавного моста:

а – разводная часть отведена в сторону правого берега;

б – разводная часть отведена в сторону левого берега

5.Береговые информационные знаки

Береговые информационные знакислужат для передачи судоводителю дополнительных сведений об особенностях водного пути и соответствующих мерах предосторожности по обеспечению безопасности плавания.

Информационные знакиподразделяются на три группы: запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.

Информационный знак состоит из сигнального щита, установленного на опоре или укрепленного на различных сооружениях, или же состоит из мачты с реей, на которой поднимают (вывешивают) определенные сигналы в виде объемных фигур.

Основными отличительными признаками знаков являются форма сигнального щита, его раскраска и соответствующий символ, определяющий смысловое значение знака.

Запрещающие знаки(рис. 6.18) предназначены для информации судоводителей об ограничениях в движении судов или о выполнении определенных правил, которые должны соблюдаться на данном участке водного пути.

В эту группу информационных знаков (см. рис. 6.18) входят пять знаков, имеющих круглую форму сигнального щита белого цвета с красной окантовкой и красной диагональной полосой. В центре щита изображен соответствующий смысловой символ черного цвета. В ночное время на этих знаках действуют желтые затмевающиеся огни, кроме знака «Якоря не бросать!». На этом знаке действуют два желтых постоянных огня, расположенных вертикально.

К группе запрещающих знаков относятся знак семафор, представляющий собой мачту с реей, на которой вывешивают соответствующие сиг-
нальные фигуры и огни, а также светофор, который регулирует движение судов у шлюзов, заградительных ворот и у паромных канатных переправ.

Рис. 6.18. Запрещающие знаки:

а – знак «Якоря не бросать!»; б – знак «Расхож-
дение и обгон составов запрещены!»; в – знак
«Расхождение и обгон запрещены!»; г – знак
«Не создавать волнения!»; д – знак «Движение
мелких плавсредств запрещено!»; е –светофор;
ж – семафор

Знак «Якоря не бросать!» (рис. 6.18, а) предназначен для обозначения охранной зоны подводного перехода (кабель, трубопровод, водоприемник и т.п.), где запрещено отдавать якоря, опускать цепи-волокуши, лоты.

Знак «Расхождение и обгон составов запрещены!» (рис. 6.18, б) устанавливают в начале и конце участка водного пути, где не разрешается обгон и расхождение составов и крупнотоннажных судов длиной более 120 м.

Знак «Расхождение и обгон запрещены!» (рис. 6.18, в) обозначает участок судового хода, где запрещены эти маневры всем судам.

Знак «Не создавать волнения!» (рис. 6.18, г) – обозначает участок, где запрещено создавать волнение (у пассажирских дебаркадеров, переправ, лодочных станций), и суда должны сбавлять ход.

Знак «Движение мелких плавсредств запрещено!» (рис. 6.18, д) устанавливают на участке, где на судовом ходу не разрешается движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах к судоходным гидротехническим сооружениям, у причалов).

Светофор(рис. 6.18, е) служит для регулирования движения судов. Движение разрешается, если на светофоре горит зеленый огонь и движение запрещается, если горит красный. При отсутствии на светофоре сигнальных огней движение судов запрещается.

Семафор(рис. 6.18, ж) используется для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мостах для регулирования движения через их разведенные части. Представляет собой столб с укрепленной в его верхней части реей для вывешивания сигнальных фигур. С помощью комбинаций фигур треугольного («конус») и прямоугольного («цилиндр») силуэтов указывается, в каком направлении (вверх или вниз по течению) разрешено движение судов по участку в данный момент. Цилиндр является разрешающим знаком, конус – запрещающим.

Семафорная мачта окрашивается в красный или белый цвет в зависимости от фона местности. Конус всегда окрашивается в красный цвет, цилиндр – в черный или белый в зависимости от фона. В темное время суток сигнальные фигуры заменяются: конус – красным огнем, цилиндр – зеленым.

Предупреждающие и предписывающие знаки(рис. 6.19) предназначены для информации судоводителей о необходимости соблюдать особую осторожность при проходе данного участка пути.

Рис. 6.19. Предупреждающие и предписывающие знаки:

а –знак «Внимание!»; б –знак «Пересечение судового хода!»;

в – знак «Скорость ограничена!»; г – знак «Соблюдать надводный габарит!»

В эту группу знаков входят четыре знака, имеющих квадратную форму сигнального щита белого цвета с красной окантовкой и черным символом посредине. В темное время суток на знаках действует желтый проблесковый огонь, кроме знака «Соблюдать надводный габарит!», на котором устанавливается два желтых постоянных огня, расположенных горизонтально.

В состав группы предупреждающих и предписывающих знаков входят знаки «Внимание!»,«Пересечение судового хода!», «Скорость ограничена!», «Соблюдать надводный габарит!».

Знак "Внимание!"(рис. 6.19, а) служит для предупреждения судоводителей о необходимости усилить внимание и принять меры предосторожности при проводке судов по сложным для судоходства участкам (районы паромных переправ; непросматриваемые повороты судового хода, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна; узкости и т.п.).

Знак «Пересечение судового хода!» (рис. 6.19, б) предназначен для обозначения мест пересечения основного (транзитного) судового хода паромными и судовыми переправами.

Знак «Скорость ограничена!»(рис. 6.19, в) обозначает участки водного пути, где водоизмещающие суда должны снизить скорость (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифра указывает максимально допустимую скорость в километрах в час.

Знак «Соблюдать надводный габарит!» (рис. 6.19, г) служит для обозначения мостового и надводного перехода (например, линии электропередачи) с ограниченной высотой над уровнем воды. Цифра на щите показывает высоту в метрах надводного перехода от максимального уровня воды с учетом установленных запасов и при максимальном провисе проводов. Цифра на щите, установленного на судоходном пролете моста указывает высоту подмостового габарита от расчетного судоходного уровня в метрах.

6.Указательные знаки(рис. 6.20) показывают границы рейдов (их длину и допускаемое по ширине акватории количество линий судов на них), рекомендуемые места безопасного оборота судов, местоположение постов судоходной инспекции, а также указывают габариты и километраж водного пути, наименования населенных пунктов и места впадения притоков.

Рис. 6.20. Указательные знаки:

а – знак «Место оборота судов»; б – знак «Пост судоходной инспекции»;
в – указатель расстояний (километража); г – указатель местности;
д – указатель рейда (рейдовый знак); 1 – передний створный знак (цифра
показывает номер рейда); 2 – задний створный знак; 3 – щит (цифра
означает длину рейда)

На знаках «Место оборота судов» и «Пост судоходной инспекции» могут устанавливаться желтые постоянные огни. В ночное время на рейдовых знаках действуют: на правом берегу – красные постоянные огни, на левом – зеленые постоянные.

Береговые знаки действуют со дня начала движения судов и до закрытия навигации, включая период работы в ледовых условиях.

По принципу расстановки знаков относительно опасностей предусматривается несколько типов знаков. В каждой из применяемых на внутренних водных путях систем ограждения навигационных опасностей плавучими знаками имеются латеральные знаки, выставляемые по принципу ограждения кромок судового хода и сторон фарватера,осевые знаки, обозначающие ось судового хода или фарватера, изнаки ограждения отдельных опасностей, выставляемые непосредственно над ними. В системе МАМС помимо перечисленных типов имеютсякардинальные знаки, которые выставляются в одном, нескольких или во всех секторах относительно стран света от опасности и обозначают сторону, с какой эту опасность надо обходить, изнаки специального назначения, применяемые для обозначения или ограждения специальных районов и объектов.

Количество навигационных знаков, устанавливаемых на водном пути, определяют его судоходные характеристики (глубину и ширину судового хода, радиус закругления, грунты, слагающие дно реки, скорость течения и др.), интенсивность судоходства, грузоподъемность и тип транспортных судов, также вид используемого навигационного оборудования.

Указания, порядок расстановки, вопросы содержания навигационных знаков и огней и т.п. определяются Инструкцией по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей.

 

Контрольные вопросы:

1.​ . Перечислить категории береговых навигационных знаков.

2.​ Охарактеризовать береговые навигационные знаки обозначающие габариты и направление судового хода.

3. Охарактеризовать информационные береговые знаки.

4. . Пояснить окраску береговых навигационных знаков.

5.Дать понятие о навигационных знаках на мостах.

6. Перечислить запрещающие навигационные знаки.

 








































Дата: 2018-11-18, просмотров: 1907.