Раздел 3.Лоция внутренних водных путей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 3. 1. Речная долина,русло реки. Образование и элементы рек.Судовой ход и его габариты.

План лекции:

 

1. Речная долина,русло реки. Образование и элементы рек.

2. Судовой ход и его габариты.

 

1. Речная долина,русло реки. Образование и элементы рек.

 

Лоция – это раздел судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов.

Общая лоция. Специальная лоция.
Дает необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руководством для плавания по любому участку водного пути. Знание общей лоции позволяет судоводителю ориентироваться на незнакомых участках пути и за более короткий срок изучить специальную лоцию. Служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В специальной лоции содержатся подробные и конкретные сведения о русле, берегах, опасностях и препятствиях, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода и другие сведения для определенного района плавания.

Основные понятия и терминология:

Долина – пониженная часть земной поверхности, расположенная по обе стороны реки на всем ее протяжении.
Пойма – часть речной долины, затапливаемая паводковыми водами.
Русло – пониженная часть речной долины, по которой течет вода при самых низких (меженных) уровнях.
Исток – начало реки. Это может быть озеро, болото, ледник, ключ и т.д.

Устье – место окончания реки и впадения ее в море, озеро или другую реку.

Перекат – устойчивое наносное образование, имеющее вид поперечного вала во всю ширину реки, который пересекает русло под углом к общему направлению течения и вызывает отклонение течения от одного берега к другому.
Плёс – участок реки между двумя перекатами. Иногда так называют участок реки, где на всем протяжении сохраняются одинаковые условия судоходства.
Майдан – беспорядочное возмущенное течение на поверхности воды, возникающее от подводного препятствия, нарушающего нормальное донное течение воды в русле. Таким подводным препятствием может быть камень-одинец, карча, затонувшее судно. Майдан обычно образуется несколько ниже подводного препятствия, так как вызванное им возмущение сносится течением. Майдан может быть и в месте столкновения течений двух рек.
Водоворот — круговое движение в поверхностном слое воды, развивающееся на отдельных участках водоёмов или русловых потоков в результате слияния двух течений, при обтекании течением выступов берега, при резком расширении русла.
Суводь — вращательное движение воды (водоворот) за подводным или надводным выступом в яру или рынком гор. У левого берега вода в суводи вращается против часовой стрелки, у правого — наоборот.
Сулои — крутые волны со взбросами и водовороты, возникающие, как правило, в узкостях с сильным приливным течением. Сулои образуется либо при взаимодействии двух встречных водных потоков, либо в результате выхода потока на мелководье. Сулои опасны для плавания. Попавшие в сулои суда, испытывают беспорядочную качку и рыскливость.
Осередок – наносное образование, омываемое водой со всех сторон. На осередке нет растительности. В этом его отличие от острова. Верхнюю по течению часть осередка называют приверхом, нижнюю – ухвостьем.
Извилина – длинный пологий изгиб русла вместе с долиной.
Лука – длинная крутая извилина, у которой расстояние между началом и концом мало по сравнению с длиной.
Излучина – пологий изгиб русла в пределах долины.
Колено – короткий крутой изгиб русла тоже в пределах долины.
Прорва – естественное спрямление русла, которое получается при размывании узкого перешейка излучины потоком воды.
Старица – бывшая излучина, спрямленная новым руслом и изолированная от него.
Затон – часть старицы реки, обмелевшая из-за промоины в верхней оконечности и оборудованная для стоянки судов.
Рукав – ответвление русла реки, у которого имеются все свойственные руслу образования. Основным (коренным) руслом принято считать тот рукав, в котором расположен судовой ход.
Протока – рукав, проходящий по пойме в стороне от основного русла и не имееющий типичных русловых образований.
Воложка – небольшое ответвление, рукав, образуемый течением реки, преимущественно на Волге и Каме.
Проран – узкий рукав, рассекающий остров.
Ерик – узкий проток в дельте реки.
Стрелка – острый угол берега в месте слияния двух рек или рукава с основным руслом.
Урез – линия пересечения спокойной поверхности воды с берегом.
Заплесок – узкая полоса отлогого берега, примыкающая к урезу воды.
Яр – пойменный вогнутый берег, обрывистый из-за постоянного подмыва его прижимным течением. У яра глубина всегда больше, чем у противоположного выпуклого берега. Это дает возможность судоводителям проводить суда с большой осадкой "по яру", т. е. около вогнутого берега. Яр начинается (и кончается) в том месте, где вогнутый берег переходит в прямой участок реки или в выпуклый берег.


Чистый яр – яр, возле которого отсутствуют различные подводные и надводные препятствия для судоходства.
Стрежень – наиболее быстрая часть течения реки. Условная линия стреженя протягивается по длине реки в виде линии или полосы, соединяя точки или участки с наибольшей глубиной русла и максимальной поверхностной скоростью течения. Стрежень обычно проходит посередине водотока, но иногда приближается к одному из берегов. Если это обрывистый коренной берег, то он называется «ведущий берег».
Акватория – участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами.

 

2.Судовой ход и его габариты.

 

Судовой ход (фарватер) – водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте.
Ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.
Кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.
Перевал судового хода – переход судового хода от одного берега к другому.
Полоса движения – часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой. Полосы движения предназначенны для движения судов в противоположных направлениях: вниз по течению – справа от оси судового хода, вверх по течению – слева от оси судового.

Судовой ход илифарватер — 1) водное пространство на ВВП, предназначенное для движения судов и обозначаемое на местности и (или) на карте; 2) безопасный в навигационном отношении проход по водному пространству, обозначенный средствами навигационного оборудования.

Ось судового хода — условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.

Кромка судового хода — условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

Различают основной идополнительный судовые ходы: основной — судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе; дополнительный — судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, рейдам, причалам, затонам и т. д.

В состав элементов, характеризующих размеры судового хода, входят следующие: глубина, ширина и радиус закругления, возвышение над фактическим уровнем воды нижней кромки ферм мостов и ширина судоходных пролетов мостов, а также высота от уровня воды до проводов воздушных линий связи и электропередачи.

Глубина судового хода — это расстояние по вертикали от дна до поверхности воды. Она должна быть такой, чтобы при проходе всех судов, допущенных к плаванию по данному водному пути, выдерживались установленные запасы воды под их днищем. Необходимый запас воды под днищем судна зависит от глубины судового хода, характера грунта дна, рода перевозимого груза.

Ширина судового хода — кратчайшее расстояние по горизонтали между кромками судового хода. Она определяется наибольшей шириной судовых составов или плотов, видом движения (одноили двухпутное), запасом между границей судового хода и бортом судна и расстоянием между расходящимися судами.

Радиус закругления судового хода — значение радиуса кри-

визны судового хода по его оси. Он должен быть достаточно большим, чтобы при повороте судно не выходило за кромки судового хода. В соответствии с существующими правилами длина одиночных

Контрольные вопросы:

1.​ . Перечислить основные элементы рек.

2.​ Назвать основные наносные образования рек.

3. Охарактеризовать речную долину и русло реки..

4. . Пояснить понятие судового хода.

5.Назвать элементы судового ходы ,характеризующие его размеры.
































Дата: 2018-11-18, просмотров: 1084.