Понятие и система административного права России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3. Административное право как наука и учебная дисциплина.

Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний о понятии и признаках государственного управления, о сущности административного права как отрасли, науки и учебной дисциплины.

Вопрос 1. Понятие, признаки, функции государственного управления.

Административное право является одной из базовых отраслей публичного российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складывается в связи с реализацией задач и функций исполнительной власти и в целом государственного управления. Отсутствие последнего термина в юридических актах вовсе не означает того, что оно утратило значение для современного общества. Рассмотрим первоначально значение административного права и государственного управления, а также их взаимосвязь.

Административное право происходит от латинского слова administratio, которое в переводе означает управление. Можно привести высказывание К. Маркса: «Отдельный скрипач сам управляет собой, а оркестр нуждается в дирижере». Это подчеркивает необходимость организации людей, согласованности действий коллектива. Управление в свою очередь представляет собой совокупность согласованных, взаимосвязанных действий, которые совершаются для достижения общественно значимых целей. Управление дословно означает руководство, координация, согласованность, упорядоченность и т.п. В целом управление представляет собой систему, которую включает следующие элементы.

Субъект управления – это управляющая система, или иными словами тот, кто управляет. В его качестве могут выступать органы исполнительной власти, их структурные подразделения, должностные лица, нижестоящие звенья данной системы, граждане, которые в отдельных случаях наделяются властными полномочиями и др.

Объект управления – это управляемая система, тот, кем управляют. В качестве объекта управления принято рассматривать граждан, их объединения, организации, а в отдельных случаях ниже стоящие органы исполнительной власти по отношению к вышестоящим.

Прямые и обратные связи, которые представляют собой с одной стороны, команды, идущие от субъекта управления и требующие исполнения, а с другой – информирование об исполнении или неисполнении подобных указаний. Следует отметить, что обязательным субъектом управления выступает человек или коллектив людей, которые занимают главенствующее положение, отсюда наделяются соответствующими полномочиями.

В то же время объекты управления являются неоднородными. В качестве их могут выступать природа, техника, социум. В зависимости от этого признака управление можно разделить на биологическое, техническое и социальное.

Предметом изучения гуманитарных наук, в том числе юриспруденции, являются общественные отношения, которые присущи только социуму. Обращает на себя тот факт, что любой гражданин подвергается правовому воздействию со стороны различных публичных органов, общественных или религиозных объединений. В зависимости от этого можно выделить государственное управление (деятельность при воздействии со стороны государственных органов) и управление со стороны не государственных органов или организаций. В частности, к последним можно отнести органы местного самоуправления, общественные объединения, включая политические партии, религиозные объединения в форме организации или группы, а также негосударственные организации, предприятия и учреждения.

Следует подробно остановиться на характеристике государственного управления, так как на протяжении длительного времени оно являлось предметом административно-правового регулирования, но в последнее время по этому поводу высказываются различные суждения.

Государственная управленческая деятельность появилась одновременно с возникновением публичной власти, так как на самых ранних этапах развития государства принимались правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность. Под государственным управлением понималась исполнительно-распорядительная деятельность по реализации норм (актов), которые принимались органами государственной власти.

Например, в советском государстве органы государства делились на четыре группы: к первой группе относились органы государственной власти (советы народных депутатов всех уровней); вторую группу составляли органы государственного управления (к ним относились исполнительные комитеты всех уровней), органы управления были подотчетны и подконтрольны органы государственной власти; остальные группы составляли – органы правосудия и прокуратуры.

Из перечисленных органов следует особо выделить органы государственного управления, так как отношения, которые складывались по поводу их деятельности, и являлись предметом административного права. После принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. произошли значительные изменения не только в правовом регулировании, но в построении и организации деятельности публичных органов. Это в первую очередь коснулось органов государственного управления.

Основной закон государства закрепил принцип разделения властей, который пришел на смену положению разделению труда, кроме того, органы местного самоуправления не являются органами государственной власти, вследствие чего система органов исполнительной власти (государственного управления) ограничивается территорией России, субъекта Российской Федерации. Следует также отметить, что из терминологии исчезло словосочетание органы государственного управления, им на смену пришло «органы исполнительной власти». На наш взгляд, данное положение требует разъяснений.

В частности, органы государственного управления составляли систему органов публичной власти, которые включали в себя органы управления сельским, районным образованием и вышестоящим. В настоящее время органы исполнительной власти функционируют на уровне России и ее субъектов. Необходимо отметить, что органы государственного управления находились между собой в подчинении, что нельзя сказать об отношениях между органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления, которые строят отношения между собой на основе права и путем заключения договоров.

Кроме того, государственное управление понимают в широком смысле, т.к. оно касается деятельности не только органов исполнительной власти, но и других государственных органов с элементами властного воздействия. Разве нельзя деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания России и органов судебной власти отнести к государственному управлению. Кроме того, глава муниципального образования или руководитель общественного объединения, осуществляя внутриорганизационные функции, не является субъектом управления?

С учетом высказанных замечаний можно придти к выводу о том, что государственное управление в настоящее время следует понимать в широком смысле, то есть сводить указанную деятельность не только к функционированию исполнительной власти, но и к воздействию на общественные отношения всех государственных органов. К их числу следует относить Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы судебной власти РФ, а также иные государственные органы. Анализ законодательства РФ позволяет отнести к ним Центральный Банк Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию РФ и др. Кроме того, в отдельных случаях функции государственных органов выполняют и органы местного самоуправления, когда им переданы соответствующие государственные полномочия.

Также следует отметить, что государственное управление заменяется иными словосочетаниями – государственное регулирование, координация, согласование и т.п. Для ответа на вопрос о существовании государственного управления необходимо рассмотреть функции и принципы государственного управления.

Под функциями обычно принято понимать основные направления деятельности органа или организации. Что касается функций государственного управления, то к ним было принято относить следующие направления деятельности:

- анализ и сбор полученной информации (поступление сведений, необходимых для функционирования органов управления);

- прогнозирование – научно обоснованное предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе имеющейся информации;

- планирование – определение направлений, целей, задач, ожидаемых результатов и исполнителей (в современных условиях это больше относится к принятию и исполнению программ как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ);

- организация – формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности (в целом функционирование органа исполнительной власти проявляется через его внешнеуправленческие отношения, т.е. как он реализует функции исполнительной власти, а для этого необходимо выработать нормы, которые определяли бы положение о нем, закрепляли штатное расписание, определяли бы его материальное и финансовое обеспечение; вырабатывали бы кадровую политику и ее реализацию);

- координация – обеспечение согласованных действий различных участников управленческих отношений (в качестве примера может служить координация деятельности органов военного управления и правоохранительных органов в Республике Чечни, координатором такой деятельности выступал Оперативный штаб);

- регулирование – взаимодействие субъекта и объекта управления (регулирование общественных отношений не может происходить без каких-либо сбоев или проблем, для их устранения требуется внесение соответствующих коррективов и изменений);

- распорядительство – государственное управление представляло собой деятельность полномочных субъектов, которая носила исполнительно-распорядительный характер, что означает издание властных распоряжений (распорядительство) во исполнение законом и подзаконных актов Президента РФ и Правительства РФ, которые бы конкретизировали положения перечисленных нормативных актов;

- контроль – наблюдение за функционированием управляемой системы, для того, чтобы исключить нарушения и привести систему в надлежащее положение;

- учет – определение результатов работы, затраченных сил и средств в управляемой сфере.

Кроме перечисленных можно говорить и о функциях, которые создавали условия для реализации основных направлений деятельности: кадровая, материальная, финансовая, информационная и т.п.

Указанные функции имеют особенность повторяться, поэтому основные направления деятельности в сфере государственного управления обладают качеством цикличности.

Ряд ученых-административистов между государственным управлением и государственным регулированием проводят различия. По нашему мнению, между названными категориями принципиальных различий не существует.

Как показывает анализ нормативно-правовых актов, формами государственного регулирования являются:

а) установление общих обязательных правил;

б) контроль за исполнением правовых норм;

в) государственная защита прав и законных интересов участников правоотношений;

г) координация, консультативное определение приоритетов в структурной и инвестиционной политике;

д) регистрация;

е) лицензирование;

ж) сертификация;

з) государственные заказы и приемы и др.

Из приведенного перечня видно, что государственное регулирование является составной государственного управления, вследствие чего государственное управление не потеряло значимости и значения в настоящее время.

Продолжая дискуссию по поводу актуальности государственного управления, следует затронуть проблемы соотношения государственного управления и исполнительной власти.

Слово «власть» в обыденном смысле имеет следующие значения: право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле; политическое господство, государственное управление и его органы; лица, облаченные правительственными, административными полномочиями. Согласно юридическим словарям власть выражается в воздействии на поведение людей для достижения властвующим субъектом (субъектами) поставленных целей. В отличие от политической власти государственная власть имеет четко определенную институциональную структуру и осуществляется в определенных процедурных формах, установленных правовыми актами. В Российской Федерации государственная власть делится на три самостоятельных ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть является независимой ветвью государственной власти, действующей во исполнение законов, принимаемых парламентом или на референдуме.

Исходя из данных положений, можно говорить о власти как политико-правовом институте, а государственное управление регулируется организационно-правовыми нормами. В то же время нельзя отождествлять указанные понятия, так как исполнительная власть представляет собой целенаправленное воздействие на определенный круг отношений (объектов), а государственное управление – это в первую очередь деятельность, посредством которой решаются задачи, стоящие перед исполнительной властью. Отсюда можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в РФ реализуется посредством государственного управления.

Государственное управление представление собой многогранную деятельность, которая в основном присуща органам исполнительной власти, в то же время отдельные его проявления можно заметить и при осуществлении функций и другими публичными органами и организациями.

 

Вопрос 2. Понятие и система административного права России.

Административное право является отраслью российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений. Ее отличительными чертами, как и иных отраслей, служат предмет и метод правового регулирования, а также система и источники данной отрасли.

Предмет административного права составляют отношения, которые подвержены административно-правовому регулированию. Прежде всего, следует отметить, что круг общественных отношений, составляющих предмет административного права, весьма широк и подвижен. Данные отношения возникают в регулятивной и охранительной деятельности, они могут регулироваться как материальными нормами, так и процессуальными. Подвижность предмета административного права характеризуется тем, что он труднообозрим по причине множества источников административно-правовых норм. Ими могут быть федеральные законы, международные договоры, нормативные правовые акты субъектов РФ, ведомственные акты и др.

Первоначально определим круг отношений, который мы привыкли называть предметом административного права. К ним относятся:

1. Административно-процессуальное право, представляющее собой совокупность административно-процессуальных норм, регулирующих материальные правоотношения, которые складываются с осуществлением задач и функций исполнительной власти, а также исполнительно-распорядительной деятельности компетентных субъектов.

2. Административно-деликтное право включает в себя общественные отношения, связанные с понятиями, сущностью, видами и принципами административной ответственности. Оно затрагивает основание административной ответственности, ее сущность и порядок реализации. Ученые административного права определяют, что административно-деликтному праву присущ свой особой метод правового регулирования, им является запрет путем императивного определения законодателем нежелательных для общества деяний и угрозы применения административного наказания в случае их совершения. Кроме того, для административно-деликтоного права характерны три основные функции – охранительная, превентивная и воспитательная, главной из которых является охранительная функция.

3. Вместе с административно-процессуальным правом можно уверенно вести разговор о существовании административно-деликтного процессуального права, так оно регулирует особую часть общественных отношений в рамках юридического процесса. Данный процесс является правоприменительный и строится подобно гражданскому и уголовному.

Мы неслучайно повели речь о наличии данных самостоятельных отраслей права, так как, по нашему мнению, перечисленные группы общественных отношений не могут входить в предмет административного права, а заслуживают отпочкования от данной отрасли права.

Мы придерживаемся позиции, согласно которой предмет собственно административного права составляют следующие общественные отношения.

Общественные отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти. Данные отношения возникают между органами исполнительной власти, их должностными лицами с гражданами, их объединениями, публичными органами и организациями. Они относятся к внешним управленческим отношениям.

Общественные отношения внутриорганизационного характера, возникающие при создании, организации и функционировании органа исполнительной власти. К ним можем отнести создание органа исполнительной власти, выработка положения, финансово и материальное обеспечения сотрудников и др. К подобным отношениям можем отнести субординационные отношения между звеньями различного уровня органов исполнительной власти.

Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе внутренней деятельности субъектов публичной деятельности (органов государства, органов местного самоуправления) и негосударственных объединений (общественных объединений, религиозных объединений).

Кроме того, в последнее время ведутся дискуссии об административном судопроизводстве, административных судах. В частности, в перспективе задумано создание административных судов, которые будут разрешать споры, возникающие между частными лицами, организациями, объединениями граждан с одной стороны, а с другой – представителями публичной администрации (субъектами государственного управления). Ряд ученых полагают, что возникшие при этом отношения также должны быть предметом административно-правового регулирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что административное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе практической реализации задач и функций исполнительной власти, а также управленческие отношения внутриорганизационного характера в деятельности иных публичных органов (организаций).

Административное право, осуществляя регулятивные и охранительные функции, использует определенную совокупность правовых средств на поведение участников управленческих отношений. Речь идет о методах административно-правового регулирования.

С позиций общей теории государства и права в качестве таковых выступают: запрет, предписание и дозволение. Данное положение применительно и к административному праву. Вместе с тем следует отметить, что наиболее предпочтительным из них является метод предписания, который устанавливает обязанности субъектов управленческих отношений. В наибольшей степени предписаниям следуют участники, не обладающие властными полномочиями. Можно сформулировать вывод, что в управленческой сфере можно делать то, что разрешено законом. Это значительно отличается от метода регулирования отношений в частном праве, где разрешено все, что не запрещено законом.

В то же время для регулирования общественных отношений существуют императивные и диспозитивные методы. Что касается методов административно-правового регулирования, то для них в большинстве случаев характерен императив, то есть для субъекта управленческих отношений фактически не существует вариантов поведения по причине того, что это в основном обязанность или запрет, которые требует неукоснительного исполнения или соблюдения. Вместе с тем можно говорить и о диспозитивных методах, когда субъект выбирает предложенные ему варианты по собственному разумению. Например, в случае несогласия с действиями должностных лиц гражданин может направить жалобу в вышестоящий орган, прокуратуру или суд, а может отказаться от ее подачи вообще.

Таким образом, суть методов административного права может быть выражена в следующих положениях:

- установление определенного порядка действий в сфере исполнительной власти (государственного управления);

- запрещение определенных действий;

 -предоставление возможности выбора действий;

- предоставление возможности действовать по своему усмотрению;

- в отдельных случаях установление равенства участников административно-правовых отношений.

Административное право выполняет разнообразные функции, через которые в основном проявляется многообразие регулятивной функции. В частности среди функций необходимо выделять следующие:

- правоисполнительная функция – проявляется основное предназначение административного права в регулировании деятельности по исполнению законов, актов Президента РФ и Правительства РФ;

- правотворческая функция – во исполнение правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административного нормотворчества;

- организационная функция – государственное управление одной из основных функции имеет организующую, которая направлена на организацию деятельности самой администрации;

- координационная функция – способствует согласованному взаимодействию субъектов государственного управления (органов, организаций, должностных лиц) в определенной сфере и отрасли управления;

- правоохранительная функция – имеет целью обеспечить функционирование всего механизма исполнительной власти, создает необходимые условия для реализации задач и функций исполнительной власти, а также обеспечения прав и законных интересов участников управленческих отношений.

Другим отличительным признаком административного права является его система. По общему правилу система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных между собой элементов, которые расположены в определенной иерархичной последовательности. Что касается системы административного права, то следует отметить, что базовым ее элементом является административно-правовая норма. Данные нормы, схожие по содержанию и группе регулированных общественных отношений, объединяются в административно-правовые институты. Например, институт государственной гражданской службы; административной ответственности; управления в сфере образования и т.д. Ряд ученых считают в рамках отрасли административного права можно выделять и подотрасли, примером которой может служить административно-процессуальное право. В свою очередь существующие административно-правовые нормы и институты объединяются в Общую и Особенную части.

В Общей части расположены правовые нормы и институты, которые регулируют общие положения, которые касаются всей отрасли. К ним следует отнести: предмет, принципы административного права (государственного управления), механизм административно-правового регулирования; субъекты административного права (индивидуальные и коллективные); формы и методы деятельности публичной администрации; административное принуждение; административный процесс; обеспечение законности и дисциплины в государственно-управленческой деятельности.

Особенная часть включает в себя правовые и институты, которые регулирую отношения в конкретных сферах государственного управления – административно-политической, социально-культурной и социально-экономической. Кроме того, в данной части рассматриваются административно-правовые режимы.

Особо следует остановиться на источниках административного права. Они представляют собой формы выражения административно-правовых норм, или то, откуда берут свое начало нормы данной отрасли права.

Источники административного права условно можно разделить на группы: федеральные нормативные акты, нормативные акты субъектов РФ, международные договоры и соглашения, а также акты органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями согласно нормам Конституции РФ.

К федеральным нормативным актам относятся Конституция Российской Федерации, принятая всенародным референдумом, поэтому является основным законом государства, федеральные конституционные законы (например, О военном положении, О Правительстве РФ); федеральные законы – текущие и кодифицированные (кодексы); нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации к источникам административного права относятся конституции и уставы, законы и подзаконные акты государственных органов.

Международные договоры и соглашения Российской Федерации, которые содержат нормы административного права. В частности об оказании помощи в задержании лиц, совершивших преступления международного характера.

Нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления, можно отнести к источникам административного права при условии, что они приняты при наделении их государственными полномочиями. Например, составление протоколов об административных правонарушениях является полномочием служащих государственных органов, но на территории Владимирской области указанные права были переданы служащим органов местного самоуправления. Главы муниципальных образований установили перечень полномочных лиц местных администраций и их компетенцию, по которые могут возбуждать дела об административных правонарушениях.

Административное право следует отличать от других отраслей российского права по предмету правового регулирования (конституционное право устанавливает основные права граждан, закрепляет государственное устройство РФ, а также порядок образования и функционирования государственных органов, в частности Правительства РФ, а взаимодействие Правительства РФ с иными органами исполнительной власти, гражданами, их объединениями – это прерогатива административного права); по методу правового регулирования (административные правоотношения в основном строятся по принципу «власть – подчинение», а гражданско-правовые отношения складываются между равными субъектами); по источникам (для сравнения можно привести уголовное право, основным источником которого являются общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция РФ и Уголовный кодекс РФ, что нельзя сказать об источниках административного права, к которым относятся нормативные акты, принимаемые на различных уровнях, включая и муниципальные образования).

 

Вопрос 3. Административное право как наука и учебная дисциплина.

Наука административного права представляет собой систему научных знаний, представлений и теоретических положений о закономерностях, которые имеют месть быть в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Предмет науки административного права включает в себя административно-правовые нормы и отношения, историю возникновения и развития административного права, зарубежный опыт функционирования отрасли административного права, административное законодательство и правоприменительная практика правоохранительных органов в рассматриваемой сфере деятельности. По объему предмет науки административного права шире предмета данной отрасли. Для усвоения специфики предмета науки административного права необходимо рассмотреть историю ее возникновения и эволюции.

Научные знания о государственном управлении начали систематизироваться в Западной Европе и развивались в рамках полицейских наук. Первоначально, с XVII века преподавался курс камеральных наук, в рамках которого изучалось государственное управление абсолютистского режима. В германских государствах того времени основными органами государственного управления были коллегиальные камеры.

Полицейское право (от греческого «police» - город) регулировало управленческую деятельность государства в XVIII-XIX вв. В указанный период времени государственно-управленческая деятельность была наиболее активной в городах. Для полицейского права отличительной чертой было закрепление прав для государства и обязанностей для граждан (подданных). Среди родоначальников полицейского права необходимо выделить представителей Западной Европы Берга, Моля, Штайна.

Возникновение административного права связано в первую очередь с признанием верховенства прав человека и гражданина, идеями правового государства. Неслучайно родиной административного права считают Францию. При Наполеоне Бонапарте обосновывается концепция самостоятельности администрации и учреждается специальная судебная система для контроля за государственной административной деятельностью. Под административным правом в связи с этим понималась система правовых норм, которая контролировала администрацию, защищало права гражданина от произвола со стороны публичной администрации.

Применительно к России наука административного права имеет несколько периодов становления. Первоначальный этап – с середины XIX века. В этот период появляются первые монографии, посвященные проблемам государственного управления. Следует отметить, что в научных работах отечественных полицеистов закрепляются идеи, заложенные немецкими учеными в данной научной области. В начале XX века на смену полицейскому праву приходит административное. Среди русских ученых первого этапа становления науки административного (полицейского) права необходимо выделить Шпилевского, Тарасова, Бунге, Ивановского, Елистратова.

Второй период связан с советской историей нашего государства. До 1928 года исследуются проблемы советского административного права. В этот период появляются первые учебники по советскому административному праву. С 1928 г. по 1938 г. преподавание административного права запрещается в образовательных учреждениях СССР, так как считают, что теоретические подходы к реализации государственного управления являются буржуазными.

С 1938 г., после реабилитации административного права с новой силой ведутся научные изыскания в сфере государственного управления, особенно бурно они осуществляются после окончания Великой отечественной войны. Среди основоположников советского административного права стоит отметить Загряцкова, Еропкина, Студеникина, Лунева, Лазарева и др.

С 1991 г. начался постсоветский период развития административного права в России. В связи с произошедшими переменами в политической, социальной и экономической жизни страны изменился предмет административного права и другие институты данной отрасли. В первую очередь принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция РФ внесла существенные изменения в законодательные акты РФ, закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство Конституции РФ и федерального законодательства, самостоятельность местного самоуправления, принцип разделения властей и иные демократические положения. Данные изменения нашли отражение в научных исследованиях по проблемам административного права.

К задачам административно-правовой науки относятся:

- выявление проблем административного права;

- толкование административно-правовых норм;

- определение и исследование предмета административного права;

- разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование управленческой деятельности.

Наука административного права имеет своим предназначением отвечать на вопросы «Как должно быть на самом деле».

В частности ученые-административисты призваны разрешить следующие проблемы:

1. Уточнить содержание предмета административного права. На наш взгляд, заслуживает внимание мнения авторов о выделении из административного права в самостоятельные отрасли: административно-процессуального, административно-деликтного и административно-деликтного процессуального права.

2. Не до конца решения проблема по поводу разграничения полномочий между Российской Федерации и ее субъектами.

3. Конституция РФ закрепление системы и структуры федеральных органов исполнительной власти относит к полномочиям РФ, но при этом не закрепляет полномочия конкретного органа исполнительной власти. В настоящий момент данная функция возложена на Президента РФ по представлению Правительства РФ. В то же время ряд ученых высказываются за предложение о наделении такими полномочиями Федеральное Собрание. На наш взгляд, это выглядит приемлемым решением, так как позволит избежать частую смену системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» выделил три виды службы: гражданскую, военную, правоохранительную. При этом не достаточно четко прописаны основные положения службы в правоохранительных органах, что создает определенные трудности правового регулирования данной государственной службы, кроме того, исключение правоохранительной службы затрудняет определение перечня правоохранительных органов.

5. Изменение в социально-экономической политике государства влияет на появление новых форм и методов деятельности публичной администрации, что в свою очередь ведет к их научной аргументации и разработке.

6. Остаются не решенными проблемы привлечения к административной ответственности. Это касается основания административной ответственности, видов административных наказаний, процедуры ее реализации и др.

Предмет и содержание науки административного права неразрывно связаны с методом познания, который показывает, как изучается и исследуется объект познания. К методам, используемым наукой административного права, можно отнести следующие.

Формально-догматический метод. Суть его заключается в том, что первоначально следует описать и проанализировать административно-правовые нормы и отношения; объяснить их, дать их толкование, а также разбить на группы. Данный метод служит отправной точкой для других методов познания.

Метод конкретно-социологического исследования обеспечивает получение необходимой информации и фактов непосредственно от участников отношений. Указанный метод включает в себя такие приемы, как личное наблюдение деятельности органов исполнительной власти (государственного управления), анкетирование, интервьюирование, собеседование.

Сравнительно-правовой метод познания представляет собой средство раскрытия сущности функционирования органов государственного управления другой страны. В его основе лежит исследование административно-правовых институтов, которые регламентированы российским и зарубежным законодательством. С помощью метода сравнительно-правового исследования мы можем выявить общее и различное, что является полезным для теории и практической деятельности.

В основе историко-правового метода лежит исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий реализации исполнительной власти (государственного управления) в рамках России. Наука административного права вбирает в себя то, ценное, которое было накоплено административным законодательством за время существования российского государства.

Следует отметить, что методы исследования, используемые наукой административного права, имеют общее основание (общее свойство предмета познания) и каждый из них применяется в сочетании с другими, так как в отрыве от других методов может получиться неверное представление о том или ином административно-правовом институте.

Административное право как наука призвана помочь обучающимся приобрести знания, умения и навыки в сфере реализации задач и функций исполнительной власти. В отличие от науки учебная дисциплина отвечает на вопрос «как есть на самом деле»? В то же время при преподавании указанного курса встают проблемы функционирования исполнительной власти, что находит отражение в решении ситуаций практического и теоретического характера в часы практических занятий и лабораторных работ. Административное право изучается на протяжении двух семестров, формой контроля являются зачет и экзамен. Ввиду сложности и важности данного учебного курса студенты должны большое внимание уделять не только аудиторным занятиям, но и работе в часы самостоятельной работы.

Тема 2. Механизм административно-правового регулирования (2 часа).

Вопросы:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 510.