Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Юридический институт

 

 

кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»

 

Дядькин Олег Николаевич

 

 

Курс лекций

 

по дисциплине

«Административное право»

для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 40.03.01 - Юриспруденция

(

 

 

Владимир, 2018

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Тема 1. Понятие, предмет и система курса «Административного право» (2 часа)…………..5

Тема 2. Механизм административно-правового регулирования (2 часа)…………………….19

Тема 3. Граждане как субъекты административного права (2 часа)…………………………..26

Тема 4. Государственные служащие (2 часа)…………………………………………………..39

Тема 5. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Предприятия и учреждения (2 часа)……………………………………………………………………………….44

Тема 6. Общественные и иные негосударственные объединения (2 часа)……………………57

Тема 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления (2 часа)………………………………………………………………………………..66

Тема 8. Понятие и основные принципы административного процесса (2 часа)………………73

Тема 9. Обеспечение законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (2 часа)………………...……………………………………………………………………………81

Тема 10. Административное правонарушение (2 часа) ………………………………………..90

Тема 11. Административная ответственность и административные наказания (2 часа) …..102

Тема 12. Понятие, задачи и общие условия производства по делам об административных правонарушениях (2 часа) ………………………………………………………………………110

Тема 13. Стадии производства по делам об административных правонарушениях (2 часа).117

Тема 14. Административно-правовые режимы (2 часа) ……………………………..………………………………………………………………………128

Тема 15. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере (4 часа) ……………………………………………………………………………………………138

Тема № 16. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (2 часа)……………………………………………………………………………………………….159

Тема 17. Административно-правовое регулирование отраслей хозяйства (2 часа) ………..180

Библиографический список…………………………………………………………….……….196

 

Введение.

Дисциплина «Административное право» относится к базовому циклу ООП. Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний: объяснить назначение исполнительной власти, раскрыть суть ее принципов; определить систему и структуру органов исполнительной власти, правовой статус государственных служащих, статус гражданина в административно-правовых отношениях, сущность административного принуждения, порядок привлечения к административной ответственности граждан и юридических лиц, значение и способы обеспечения законности в реализации исполнительной власти, построение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

в области понимания: раскрыть суть государственного управления и его соотношения с реализацией исполнительной власти; объяснить особенности организации исполнительной власти на уровне федерации и субъектов РФ; знать порядок и особенности прохождения государственной службы; раскрыть сущность административного принуждения и порядок привлечения к административной ответственности; показать значение профессиональной этики юриста; уяснить систему законодательства, иных нормативно-правовых актов и особенности правового статуса субъектов административно-правовых отношений.

в области умения, навыка: определить сущность и назначение исполнительной власти, административно-правовой статус субъектов государственного управления иных участников административно-правовых отношений; разграничить функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; раскрыть сущность административного принуждения, разрешать практические ситуации, складывающиеся в административно-правовых отношениях, составлять юридические документы.

Учебный курс «Административное право» основывается на содержании таких предшествующих дисциплин, как: «Логика», «Экономика», «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Муниципальное право», «Правоохранительные органы», «Профессиональная этика юриста», «Уголовное право» и др.

В последующем, знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Административное право», будут необходимы при изучении финансового, предпринимательского, экологического, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В условиях проводимых реформ, связанных с развитием рыночных отношений, значение административного права возрастает, так как его нормами регламентируются, и охраняется значительная часть общественных отношений, возникающих между органами (должностными лицами) исполнительной власти и частными лицами (гражданами, юридическими лицами, предпринимателями) в процессе реализации их прав, обязанностей, свобод и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.

Традиционно административное право делится на общую и особенную части. Цель учебного пособия - оказать помощь студентам и другим заинтересованным лицам в изучении основных понятий, положений и институтов административного права на современном этапе развития нашего государства. Уже длительное время в стране действует принципиально новая трехзвенная структура органов исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), утвержденная указом Президента Российской Федерации. Однако до настоящего времени учебной литературы по административному праву, с учетом прошедших изменений в органах исполнительной власти после 12 мая 2012 г., а также изменений и дополнений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях издано недостаточно. Что и привело к подготовке данного учебного материала.

Лекции подготовлены на основе положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства. В них освещаются вопросы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.

Кроме того, предлагаемый курс содержит необходимую информацию для усвоения студентами положений законодательства РФ об административных правонарушениях, включающих основание и меру административной ответственности, а также процедуру реализации процессуальных прав и обязанностей субъектов административно-юрисдикционного процесса.

Для более глубокого изучения предмета следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами и литературой, указанными в данном издании. Нормативные акты и специальная литература, рекомендуемые к использованию в период изучения дисциплины, даны по состоянию на 31 декабря 2012 г. О последующих изменениях и дополнениях обучаемые будут ставиться в известность в процессе проведения лекций, семинаров, практических занятий и лабораторных работ.

 

 

Тема 1. Понятие, предмет и система курса «Административного право» (2 часа).

Вопросы:

Содержание правового статуса государственного служащего.

Цель лекции: уяснение студентами сущности государственной службы в Российской Федерации, содержания правового статуса государственного служащего и порядок прохождения государственной службы в России.

 

Вопрос 1. Понятие и виды государственной службы в Российской Федерации.

По ветвям власти, в которых предусмотрено прохождение государственной службы, государственная служба подразделяется на:

• государственную службу в органах законодательной власти (в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в аппаратах органов законодательной власти субъектов РФ);

• государственную службу в органах исполнительной власти;

• государственную службу в органах судебной власти (в аппаратах Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей);

• государственную службу в иных государственных органах, не входящих в систему трех ветвей власти.

       К иным государственным органам, в которых предусмотрена государственная служба, относятся:

• администрация Президента РФ, включающая в свой состав, помимо прочих структурных подразделений, Аппарат Совета Безопасности РФ;

• органы прокуратуры;

• аппарат Центральной избирательной комиссии РФ и аппараты других избирательных комиссий государственного уровня;

• рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и аппараты уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;

• аппарат Счетной палаты РФ и аппараты контрольно-бюджетных органов субъектов РФ, создаваемых органами законодательной власти субъектов РФ;

• судебный департамент при Верховном Суде РФ, в котором проходят государственную службу государственные служащие аппаратов Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции.

       Государственная гражданская службавид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;

       Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства;

Государственная служба иных видов – данный термин употребляется после внесения изменения в российское законодательство, регламентирующее государственную службу. Он употребляется вместо правоохранительной службы.

 

Вопрос 2. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы.

К ним относятся:

• Принцип федерализма.

• Принцип законности.

• Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

• Принцип равного доступа граждан к государственной службе.

• Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы.

• Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

• Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю.

• Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

• Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

 

Вопрос 3. Порядок прохождения государственной службы.

Прохождение государственной службы – это система юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

 

Прохождение государственной службы включает в себя следующие этапы:

• прием на службу

• аттестация государственного служащего

• перемещение по службе

• стимулирование служебной деятельности

• ответственность служащего

• прекращение службы.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы реформирования государственной службы в РФ (2009-2013 гг.):

• формирование и развитие видов службы;

• разработка и внедрение механизмов взаимосвязи видов государственной службы и муниципальной службы

• создание условий для профессионального развития государственных служащих;

• обеспечение открытости государственной службы;

• разработка и реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы и др.

 

Вопрос 4. Должности государственной службы.

Должность - учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.

Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах, с установленным кругом обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Для приобретения статуса юридического лица и соответственно большого объема прав в течение 3-х месяцев после проведения учредительного фонда в органы юстиции необходимо направить заявление о государственной регистрации и перечень документов, предусмотренных ФЗ «Об общественных объединениях». Документы рассматриваются государственным органом в течение 30 дней. По результатам принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации. Отказ в государственной регистрации должен быть мотивированным, его можно обжаловать в судебном порядке.

Права общественных объединений:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;

9) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ.

Обязанности общественных объединений:

1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

2) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3) ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

4) представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5) допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6) оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;

7) информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ;

8) информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Последствия несоблюдения установленных обязанностей общественным объединением:

1) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

2) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

3) непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

 

Исполнение решения.

Является завершающейся стадией. Законодательством РФ установлены способы, органы (должностные лица), на которых возложено исполнение принятых в ходе административного процесса решений. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности ля приведения их к исполнении. Существенное значение имеет момент вступления решения по дела в силу. Так, постановление о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит исполнению с момента его вынесения. Следовательно, такое решение подлежит немедленному исполнению и вступает в силу с момента его объявления. Такое правило не распространяется в случае назначения административного штрафа, после вынесения решения о наложении административного штрафа у виновного есть время на обжалование. До рассмотрения жалобы штраф не подлежит исполнению.

К участникам административного процесса относятся:

- лицо, возбудившее управленческое дело;

- стороны административного процесса;

- лицо, защищающее (представляющее) права и законные интересы других участников в процессе;

- участники, которые своими действиями способствую установлению объективной истины, при этом не имея личной заинтересованности;

- понятые;

- орган (должностное лицо), рассматривающий управленческое дело;

- орган (должностное лицо), исполняющий решение, вступившее в силу;

- представители общественности, СМИ.

В качестве участников могут быть: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, государственные организации, общественные объединения, государственные служащие, юридические лица. В качестве субъектов, уполномоченных на осуществлении административного процесса, могут выступать органы местного самоуправления. К примеру, муниципальные служащие вправе осуществлять производство по делу об административном правонарушении при условии издания субъектом РФ закона о передаче органам местного самоуправления таких полномочий с указанием соответствующих должностей муниципальной службы.

Характеристика субъектов административного процесса будет полной после определения момента наступления их административно-процессуальной дееспособности. Для граждан она наступает с достижением 16 летнего возраста, у служащих – с момента назначения или избрания их на должность, для юридических лиц – со дня их государственной регистрации в налоговых органах и получения соответствующего свидетельства.

Тема 9. Обеспечение законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (2 часа).

Вопросы:

Штраф

Размер административного штрафа:

•  от 100 рублей до 5000, 50000, 1 млн. руб.; 5 млн. руб. (ст. 14.40, 14.42);

•  в величине, кратной:

- стоимости предмета административного правонарушения

(не более трехкратного размера, а в ст. 7.27, 7.27-1 – 5-ти кратного), ст. 19.28 – 100-кратный размер;

- сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции и др.

(не более трехкратного размера);

- сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение

(не более 1/25 совокупного размера суммы выручки);

-сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года

(не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки).

С 1 января 2013 г. планируется создать Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Лишение специального права

(право управления транспортным средством, право на осуществление охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, право на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему)

• Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом сроком от 1 месяца до 3 лет.

• Назначается судьей.

• Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется таким средством в связи с инвалидностью (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8; ст. 12.26; ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ).

• Лишение права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Исполняется соответствующими должностными лицами, осуществляющими надзор за соответствующими транспортными средствами.

Постановление о назначении наказания в виде лишения специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

Административный арест

• Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (в специальных приемниках ОВД для лиц, подвергнутых административному аресту).

• Назначается судьей на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима ЧП или режима контртеррористической операции – до 30 суток, срок административного задержания включается в срок административного ареста.

- Не может применяться к: беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет; инвалидам 1 и 2 групп; лицам, указанным в ст. 2.5 КоАП РФ.

Дисквалификация

Физическое лицо лишается права:

- замещать должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы;

- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;

- входить в совет директоров (наблюдательный совет);

- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и в иных случаях.

• Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

• Назначается судьей.

Исполнение возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Обязательные работы

Заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Данное административное наказание не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

А. Подготовка к рассмотрению.

Управление в сфере юстиции.

Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний об организации и правовом регулировании государственных органов, осуществляющих управление в административно-политической сфере.

 

Вопрос 1. Основы организации государственного управления в административно-политической сфере.

В соответствии с установленными предметами ведения Российской Федерации Правительство РФ обладает следующими полномочиями в административно-политической сфере:

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

- разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

- осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ:

- осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

- организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

- обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

- обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

- принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

- руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

- осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

- обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

- отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории;

- осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Президент РФ как глава государства обладает широким кругом полномочий в указанной сфере, поскольку он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, возглавляет Совет безопасности РФ, представляет РФ внутри страны и за рубежом. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами вправе с согласия Совета Федерации РФ вводить чрезвычайное или военное положение, а также объявлять состояние войны и др.

Федеральной Собрание РФ в административно-политической сфере принимает законы, федеральный бюджет, дает согласие Президенту РФ на введение экстраординарных режимов в РФ, а также на применение контингента Вооруженных Сил РФ за пределами страны и др.

 

Вопрос 2. Государственное управление в сфере обороны.

Под обороной РФ понимается система политических, экономических военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Основным правовом актом, закрепляющим основы организации обороны РФ, является Федеральный закон «Об обороне».

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

К обороне привлекаются пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны и др. Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ и Правительство РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину, объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации военное положение.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.

Руководство деятельностью Минобороны России осуществляет Президент РФ.

В структуру Минобороны России входят службы и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения. Министерство является органом управления Вооруженными Силами РФ.

Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, а также Федерального агентства специального строительства.

Основными задачами Минобороны России являются:

- выработка и проведение государственной политики в области обороны;

- нормативно-правовое регулирование в области обороны;

- нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

- координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

- организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ;

- поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;

- осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

- обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (оперативно-стратегическое командование), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Управление транспортом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

2. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. Ч. 1 – М.: Зерцало, 2009.

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. Ч. 2 – М.: Зерцало, 2009.

5. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для бакалавров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011 (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

6. Конин Н.М. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.

7. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 4-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

Дополнительная литература:

1. Административная деятельность органов внутренних дел: учебно-наглядное пособие / под ред. А.Е. Маслова. – М.: Щит-М, 2010.

2. Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. – М.: Спарк, 2003.

3. Административное право России. Практикум / ред.: Н.М. Конин, Ю.В. Соболева. – М.: Гарант, Саратов: IPR Media, 2009.

4. Административная ответственность: учебное пособие / под ред. И.Ш. Килясханова, А.И. Стахова. – М.: ИНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Административная юрисдикция: краткий курс лекций / сост.: О.Н. Дядькин, В.А. Плышевский, А.В. Разин, М.Р. Романов. – Владимир, 2005.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Комментарий с последними изменениями / под ред. Г.Ю. Касьянова. – 4-е изд., дополненное. – М.: АБАК, 2012.

7. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2011.

8. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях: научно-практическое пособие / под ред. Н.Г. Салищевой. – М.: ТК Велби, 2008.

Источники, имеющиеся в электронной библиотеке ВлГУ:

1. Алехин, А.П. Административное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М.: Зерцало, 2006. – (Классический университетский учебник).

2. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник. – М.: Проспект, 2007.

3. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2008.

4. Административная ответственность: учебное пособие для вузов по специальности 030501 «Юриспруденция» / МВД России, Московский университет; Фонд содействия правоохранительным органам «Закон и право»; под ред. И.Ш. Килясханова; А.И. Стахова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2007.

5. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.

6. Мигачев, Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. – М.: Высшее образование, 2007.

7. Конин Н.М. Административное право России: учебник. – М.: Проспект, 2007.

8. Акопов, Л.В. Административное право: учебник для вузов по спец. «Юриспруденция» / Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский. – М., Ростов-на-Дону: Дашков и К: Наука-Пресс, 2007.

9. Габричидзе, Б.Н. Административное право России: учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, С.М. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, 2007.

10. Конин, Н.М. Административное право России: учебник / Н.М. Конин. – М.: Проспект, 2008.

11. Попов, В.И. Юридическая ответственность в системе публичного управления: учебное пособие / В.И. Попов, И.С. Романчук, И.В. Лопарев. – Тюмень: Тюменский государственный университет (ТюмГУ), 2007.

12. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. – М.: Омега-Л, 2009.

13. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник для вузов / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. – изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Электронный ресурс

1. Административное право Российской Федерации : практикум / под ред. А.П. Алехин. - 2-е изд. - М. : Зерцало-М, 2014. - 256 с. - ISBN 978-5-94373-244-7 [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221642.

2. Братановский , С.Н. Административное право. Особенная часть : учебник / С.Н. Братановский. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 503 с. - ISBN 978-5-4458-1986-8 [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=131666

3. Административное право зарубежных стран : учебник / В.Я. Кикоть, Н.В. Румянцев, Г.А. Василевич и др. ; под ред. В.Я. Кикоть, Н.В. Румянцев, Г.А. Василевич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 432 с. - ISBN 978-5-238-02197-3 [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114571.

4. Административный процесс : учебное пособие / В.В. Волкова, Е.В. Хахалева, А.М. Артемьев и др. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 145 с. - ISBN 978-5-238-02306-9 [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119019.

5. Административная ответственность : учебное пособие / Н.В. Румянцев, А.И. Стахов, С.Н. Бочаров и др. ; под ред. Н.В. Румянцев, А.И. Стахов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 224 с. - ISBN 978-5-238-01938-3 [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114570.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Маркетинг, 2009.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ 2 «О Правительстве российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. - № 51. – Ст. 5712.

3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 375.

4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1. (ч. 1). – Ст. 1.

6.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

7.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

8.  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012. (вст. в силу с 1 сентября 2013 г.).

9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. - № 48. - Ст. 6724.

10. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

11.  Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.

12.  Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 48. - Ст. 6252.

13.  Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010 - № 1. - Ст. 2.

14.  Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. - № 50. - Ст. 6242.

15.  Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. – 2007. - № 1 (ч. 1.) - Ст. 27.

16.  Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ. - 2004 - № 52 (ч. 1). - Ст. 5270.

17.  Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. - № 43. - Ст. 4169.

18.  Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // СЗ РФ. – 2003. - № 28. - Ст. 2895.

19. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. - 1998. - № 3. - Ст. 1475.

20.  Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // СЗ РФ. – 1998. - № 7. - Ст. 799.

21.  Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. – 1996. - № 35. - Ст. 4137.

22.  Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.

23.  Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СЗ РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 143.

24.  Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ. – 1995. - № 48. - Ст. 4553.

25.  Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.

26. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Российская газета. – 1992. – 17 ноября.

27. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2012. - № 22. – Ст. 2754.

28. Указ Президента РФ от 5.02. 2010 № 146 « О военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. - № 7. – Ст. 724.

29. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ» // СЗ РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

30.  Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2008. - № 20. – Ст. 2290.

31. Указ Президента РФ от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2004. - № 11. – Ст. 945.

Материалы судебной практики:

1. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - № 9. (извлечение).

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. – 2005. – 19 апреля.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 9.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - № 1.

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Юридический институт

 

 

кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»

 

Дядькин Олег Николаевич

 

 

Курс лекций

 

по дисциплине

«Административное право»

для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 40.03.01 - Юриспруденция

(

 

 

Владимир, 2018

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Тема 1. Понятие, предмет и система курса «Административного право» (2 часа)…………..5

Тема 2. Механизм административно-правового регулирования (2 часа)…………………….19

Тема 3. Граждане как субъекты административного права (2 часа)…………………………..26

Тема 4. Государственные служащие (2 часа)…………………………………………………..39

Тема 5. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Предприятия и учреждения (2 часа)……………………………………………………………………………….44

Тема 6. Общественные и иные негосударственные объединения (2 часа)……………………57

Тема 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления (2 часа)………………………………………………………………………………..66

Тема 8. Понятие и основные принципы административного процесса (2 часа)………………73

Тема 9. Обеспечение законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (2 часа)………………...……………………………………………………………………………81

Тема 10. Административное правонарушение (2 часа) ………………………………………..90

Тема 11. Административная ответственность и административные наказания (2 часа) …..102

Тема 12. Понятие, задачи и общие условия производства по делам об административных правонарушениях (2 часа) ………………………………………………………………………110

Тема 13. Стадии производства по делам об административных правонарушениях (2 часа).117

Тема 14. Административно-правовые режимы (2 часа) ……………………………..………………………………………………………………………128

Тема 15. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере (4 часа) ……………………………………………………………………………………………138

Тема № 16. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (2 часа)……………………………………………………………………………………………….159

Тема 17. Административно-правовое регулирование отраслей хозяйства (2 часа) ………..180

Библиографический список…………………………………………………………….……….196

 

Введение.

Дисциплина «Административное право» относится к базовому циклу ООП. Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний: объяснить назначение исполнительной власти, раскрыть суть ее принципов; определить систему и структуру органов исполнительной власти, правовой статус государственных служащих, статус гражданина в административно-правовых отношениях, сущность административного принуждения, порядок привлечения к административной ответственности граждан и юридических лиц, значение и способы обеспечения законности в реализации исполнительной власти, построение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

в области понимания: раскрыть суть государственного управления и его соотношения с реализацией исполнительной власти; объяснить особенности организации исполнительной власти на уровне федерации и субъектов РФ; знать порядок и особенности прохождения государственной службы; раскрыть сущность административного принуждения и порядок привлечения к административной ответственности; показать значение профессиональной этики юриста; уяснить систему законодательства, иных нормативно-правовых актов и особенности правового статуса субъектов административно-правовых отношений.

в области умения, навыка: определить сущность и назначение исполнительной власти, административно-правовой статус субъектов государственного управления иных участников административно-правовых отношений; разграничить функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; раскрыть сущность административного принуждения, разрешать практические ситуации, складывающиеся в административно-правовых отношениях, составлять юридические документы.

Учебный курс «Административное право» основывается на содержании таких предшествующих дисциплин, как: «Логика», «Экономика», «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Муниципальное право», «Правоохранительные органы», «Профессиональная этика юриста», «Уголовное право» и др.

В последующем, знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Административное право», будут необходимы при изучении финансового, предпринимательского, экологического, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В условиях проводимых реформ, связанных с развитием рыночных отношений, значение административного права возрастает, так как его нормами регламентируются, и охраняется значительная часть общественных отношений, возникающих между органами (должностными лицами) исполнительной власти и частными лицами (гражданами, юридическими лицами, предпринимателями) в процессе реализации их прав, обязанностей, свобод и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.

Традиционно административное право делится на общую и особенную части. Цель учебного пособия - оказать помощь студентам и другим заинтересованным лицам в изучении основных понятий, положений и институтов административного права на современном этапе развития нашего государства. Уже длительное время в стране действует принципиально новая трехзвенная структура органов исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), утвержденная указом Президента Российской Федерации. Однако до настоящего времени учебной литературы по административному праву, с учетом прошедших изменений в органах исполнительной власти после 12 мая 2012 г., а также изменений и дополнений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях издано недостаточно. Что и привело к подготовке данного учебного материала.

Лекции подготовлены на основе положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства. В них освещаются вопросы административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.

Кроме того, предлагаемый курс содержит необходимую информацию для усвоения студентами положений законодательства РФ об административных правонарушениях, включающих основание и меру административной ответственности, а также процедуру реализации процессуальных прав и обязанностей субъектов административно-юрисдикционного процесса.

Для более глубокого изучения предмета следует ознакомиться с нормативно-правовыми актами и литературой, указанными в данном издании. Нормативные акты и специальная литература, рекомендуемые к использованию в период изучения дисциплины, даны по состоянию на 31 декабря 2012 г. О последующих изменениях и дополнениях обучаемые будут ставиться в известность в процессе проведения лекций, семинаров, практических занятий и лабораторных работ.

 

 

Тема 1. Понятие, предмет и система курса «Административного право» (2 часа).

Вопросы:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 396.