Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Анализ показал, что в научной экономической литературе сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне. С момента перехода экономики РФ на рыночные отношения государство до сих пор так и не выработало инвестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутствует и в большинстве субъектов РФ, а также на уровне отдельных фирм, предприятий, организаций. Все это отрицательно отразилось на инвестиционной деятельности и экономике страны.
В зависимости от масштабности следует различать:
• инвестиционную политику на макроуровне;
• инвестиционную политику на региональном уровне;
• инвестиционную политику на уровне предприятия.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий всем субъектам хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач.
Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.
Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов.
1. Своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции.
2. Нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ.
3. Нормы амортизации должны быть достаточными не только для простого воспроизводства, но и способствовать расширенному воспроизводству.
4. Амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения.
5. Возможность осуществления всеми предприятиями ускоренной амортизации.
6. Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.
7. Предоставление больших прав коммерческим организациям в области проводимой ими амортизационной политики.
Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства не только для простого, и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.
Инвестиционная политика является составной частью экономической и социальной политики государства, и поэтому она должна способствовать их реализации.
Инвестиционная политика государства должна быть тесно связана и с научно-технической политикой. Если нет этой взаимосвязи, то нет и эффективной инвестиционной политики. Эта связь показана на рис.1.3.
Рис.1.3. Взаимосвязь инвестиционной политики с программой социально-экономического развития страны
В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение НТП является важнейшим фактором подъема национальной экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период сориентировалась и стала целенаправленно проводить инвестиционную политику, направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикой государства следует понимать систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов во все отрасли народного хозяйства.
Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства; электронизация народного хозяйства; разработка новых материалов и технологии их производства; биотехнология; атомная электроэнергетика и др.
Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы наша страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлении НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства. Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства немыслима без разработки и реализации продуманной единой государственной научно-технической политики.
В конечном итоге инвестиционная политика, единая научно-техническая политика, амортизационная политика и другие являются составными частями программы социально-экономического развития страны, они должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Инвестиционная политика на макроуровне, на наш взгляд, должна состоять из следующих блоков (рис.1.4).
Рис. 1.4. Основные блоки инвестиционной политики на макроуровне
Блок 1. Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя:
• разработку и утверждение необходимых нормативных документов и законов в области инвестиционной деятельности;
• совершенствование системы налогообложения;
• создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций;
• создание необходимой инфраструктуры для инвестиционной деятельности (банков, страховых компаний, информационного обеспечения и др.);
• создание инвестиционного рынка, в том числе рынка ценных бумаг и др.
Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании капитальных вложений по отраслям народного хозяйства. Этот выбор основывается на необходимости реализации Программы социально-экономического развития страны, а также значимости развития отдельных отраслей народного хозяйства для экономики.
Блок 3. Выбор и обоснование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Обоснование инвестиционных проектов осуществляется на основе общепринятой методологии, т. е. на основе сопоставления их бизнес-планов.
Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя:
• источники финансирования инвестиций из федерального бюджета;
• источники финансирования инвестиций из региональных бюджетов;
• кредиты Центрального банка РФ;
• эмиссию государственных ценных бумаг;
• средства юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной инвестиционной политики;
• иностранные инвестиции.
Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг. Этот блок тесно связан с предыдущим и включает в себя эмиссию государственных ценных бумаг с целью получения дополнительных финансовых источников для реализации инвестиционной политики на макроуровне.
Блок 6. Распределение государственных инвестиций по основным отраслям народного хозяйства и субъектам РФ. Это распределение осуществляется на основе выбранных для реализации инвестиционных проектов и имеющихся у государства средств на их реализацию.
Блок 7. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-технической и амортизационной. Эта взаимосвязь должна осуществляться в том плане, чтобы амортизационная политика способствовала реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика способствовала реализации научно-технической политики и прежде всего тех инвестиционных проектов, которые направлены на ускорение НТП.
Блок 8. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны. В этом блоке должно быть отражено, как повлияет реализация инвестиционной политики на прирост ВВП, национального дохода, инфляцию, прирост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уровень жизни, безработицы и др.
Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и механизм их реализации.
Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
В задачи инвестиционной политики могут входить:
• выбор и поддержка в развитии отдельных отраслей народного хозяйства;
• реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
• обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
• поддержка в развитии малого и среднего бизнеса;
• поддержка в развитии экспортных производств;
• обеспечение сбалансированности в развитии народно-хозяйственного комплекса России;
• реструктуризация угольной промышленности;
• реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных, и др.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:
• выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
• определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
• создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под инвестиционной политикой на региональном уровне понимается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе РФ имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены следующими факторами:
• экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
• величиной имеющегося производственного потенциала;
• географическим местонахождением;
• природно-климатическими условиями;
• привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Осуществление инвестиционной политики в регионе предполагает создание соответствующей системы управления инвестиционной деятельностью и механизма ее функционирования.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:
• создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
• формирование спроса на продукцию предприятий региона и на инвестиционные ресурсы;
• создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных инвестиций;
• обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Объектами управления выступают: собственно инвестиционная деятельность как система мер по координации инвестиционных потоков; оптимизация налогообложения с целью стимулирования привлечения инвестиций, обеспечения их защиты; поиск наиболее эффективных объектов инвестирования; инфраструктура инвестиционной деятельности, включающая инвестиционные институты, консалтинговые, аудиторские, страховые организации, информационно-методическое обеспечение, арбитраж; инвестиционный рынок как механизм регулирования спроса и предложения на инвестиционные ресурсы и как место для осуществления инвестиционных сделок.
Основными целями региональной инвестиционной политики являются: подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона на будущее.
Разработке инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне должен предшествовать глубокий анализ состояния экономики и выявление причин, в наибольшей степени повлиявших на это состояние.
Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться и на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.
С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты РФ и коммерческие организации, в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 656.