Правовое обеспечение государственного регулирования инвестиционной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятель­ность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвес­тиционная политика государства. С ее помощью государство непо­средственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общест­венного производства и решение многих социальных проблем.

Анализ показал, что в научной экономической литературе сущ­ность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. Не уделяется соответствующего практического внимания инвестиционной политике как на макро-, так и на микроуровне. С момента перехода экономики РФ на ры­ночные отношения государство до сих пор так и не выработало ин­вестиционной политики, адекватной этому периоду. Она отсутству­ет и в большинстве субъектов РФ, а также на уровне отдельных фирм, предприятий, организаций. Все это отрицательно отразилось на инвестиционной деятельности и экономике страны.

В зависимости от масштабности следует различать:

• инвестиционную политику на макроуровне;

• инвестиционную политику на региональном уровне;

• инвестиционную политику на уровне предприятия.

Под инвестиционной политикой государства понимается комп­лекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий всем субъектам хозяйствова­ния с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач.

Конечной целью инвестиционной политики государства явля­ется подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную ак­тивность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансо­вой и налоговой политики, предоставления самых различных налого­вых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструк­цию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Амортизационная политика тесно связана с научно-техниче­ской и инвестиционной политикой государства. Устанавливая по­рядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизвод­ства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство долж­но придерживаться следующих принципов.

1. Своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции.

2. Нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ.

3. Нормы амортизации должны быть достаточными не только для простого воспроизводства, но и способствовать расширенному воспроизводству.

4. Амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального на­значения.

5. Возможность осуществления всеми предприятиями ускорен­ной амортизации.

6. Амортизационная политика должна способствовать обновле­нию основных фондов и ускорению НТП.

7. Предоставление больших прав коммерческим организациям в области проводимой ими амортизационной политики.

Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные инвестици­онные средства не только для простого, и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Инвестиционная политика является составной частью экономи­ческой и социальной политики государства, и поэтому она должна способствовать их реализации.

Инвестиционная политика государства должна быть тесно свя­зана и с научно-технической политикой. Если нет этой взаимосвя­зи, то нет и эффективной инвестиционной политики. Эта связь по­казана на рис.1.3.

 

 

Рис.1.3. Взаимосвязь инвестиционной политики с программой социально-экономического развития страны

 

В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что уско­рение НТП является важнейшим фактором подъема национальной экономики и превращения страны в мощное индустриальное госу­дарство. Так, например, выход Японии на самые передовые пози­ции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период сориентировалась и стала целенаправленно проводить инвестиционную политику, на­правленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства следу­ет понимать систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов во все отрасли народного хозяйства.

Единая государственная научно-техническая политика предпо­лагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в разви­тии науки и техники являются: комплексная автоматизация произ­водства; электронизация народного хозяйства; разработка новых материалов и технологии их производства; биотехнология; атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы наша страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов не­обходим не только в направлении НТП, но и среди отраслей народ­ного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локо­мотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания госу­дарства. Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства немыслима без разработки и реализации продуманной единой государственной научно-технической политики.

В конечном итоге инвестиционная политика, единая научно-техническая политика, амортизационная политика и другие явля­ются составными частями программы социально-экономического развития страны, они должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная политика на макроуровне, на наш взгляд, долж­на состоять из следующих блоков (рис.1.4).

 

Рис. 1.4. Основные блоки инвестиционной политики на макроуровне

 

Блок 1. Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя:

• разработку и утверждение необходимых нормативных доку­ментов и законов в области инвестиционной деятельности;

• совершенствование системы налогообложения;

• создание необходимых условий для привлечения иностран­ных инвестиций;

• создание необходимой инфраструктуры для инвестиционной деятельности (банков, страховых компаний, информационного обеспечения и др.);

• создание инвестиционного рынка, в том числе рынка ценных бумаг и др.

Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании ка­питальных вложений по отраслям народного хозяйства. Этот выбор основывается на необходимости реализации Программы социаль­но-экономического развития страны, а также значимости развития отдельных отраслей народного хозяйства для экономики.

Блок 3. Выбор и обоснование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Обоснование инвестиционных проектов осу­ществляется на основе общепринятой методологии, т. е. на основе сопоставления их бизнес-планов.

Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя:

• источники финансирования инвестиций из федерального бюджета;

• источники финансирования инвестиций из региональных бюджетов;

• кредиты Центрального банка РФ;

• эмиссию государственных ценных бумаг;

• средства юридических и физических лиц, участвующих в реа­лизации государственной инвестиционной политики;

• иностранные инвестиции.

Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг. Этот блок тесно связан с предыдущим и включает в себя эмиссию государ­ственных ценных бумаг с целью получения дополнительных фи­нансовых источников для реализации инвестиционной политики на макроуровне.

Блок 6. Распределение государственных инвестиций по основным отраслям народного хозяйства и субъектам РФ. Это распределение осуществляется на основе выбранных для реализации инвестицион­ных проектов и имеющихся у государства средств на их реализацию.

Блок 7. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-тех­нической и амортизационной. Эта взаимосвязь должна осуществ­ляться в том плане, чтобы амортизационная политика способство­вала реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика способствовала реализации научно-технической политики и прежде всего тех инвестиционных проек­тов, которые направлены на ускорение НТП.

Блок 8. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны. В этом блоке долж­но быть отражено, как повлияет реализация инвестиционной поли­тики на прирост ВВП, национального дохода, инфляцию, прирост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уровень жиз­ни, безработицы и др.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и меха­низм их реализации.

Целью инвестиционной политики является реализация страте­гического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики яв­ляется оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности об­щественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

В задачи инвестиционной политики могут входить:

• выбор и поддержка в развитии отдельных отраслей народно­го хозяйства;

• реализация программы по конверсии военно-промышленно­го комплекса;

• обеспечение конкурентоспособности отечественной продук­ции;

• поддержка в развитии малого и среднего бизнеса;

• поддержка в развитии экспортных производств;

• обеспечение сбалансированности в развитии народно-хозяй­ственного комплекса России;

• реструктуризация угольной промышленности;

• реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных, и др.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

• выбор надежных источников и методов финансирования ин­вестиций;

• определение сроков и выбор органов, ответственных за реа­лизацию инвестиционной политики;

• создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвести­ционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под инвестиционной политикой на региональном уровне пони­мается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направ­лений их наиболее эффективного использования в интересах насе­ления региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе РФ имеет свои осо­бенности. Эти особенности обусловлены следующими факторами:

• экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

• величиной имеющегося производственного потенциала;

• географическим местонахождением;

• природно-климатическими условиями;

• привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Осуществление инвестиционной политики в регионе предпола­гает создание соответствующей системы управления инвестицион­ной деятельностью и механизма ее функционирования.

Основными задачами системы управления инвестиционной дея­тельностью в регионе являются:

• создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

• формирование спроса на продукцию предприятий региона и на инвестиционные ресурсы;

• создание условий для привлечения внебюджетных источни­ков финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных инвестиций;

• обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Объектами управления выступают: собственно инвестиционная деятельность как система мер по координации инвестиционных по­токов; оптимизация налогообложения с целью стимулирования привлечения инвестиций, обеспечения их защиты; поиск наиболее эффективных объектов инвестирования; инфраструктура инвести­ционной деятельности, включающая инвестиционные институты, консалтинговые, аудиторские, страховые организации, информаци­онно-методическое обеспечение, арбитраж; инвестиционный ры­нок как механизм регулирования спроса и предложения на инвести­ционные ресурсы и как место для осуществления инвестиционных сделок.

Основными целями региональной инвестиционной политики являются: подъем экономики и повышение эффективности произ­водства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона на будущее.

Разработке инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне должен предшествовать глубокий анализ состояния экономики и выявление причин, в наибольшей степени повлиявших на это состояние.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективно­сти производства играет отраслевая инвестиционная политика, ко­торая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться и на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и обо­ронную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускоре­ние НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в ин­вестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты РФ и коммерческие организации, в связи с перераспределением финан­совых потоков в пользу последних.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 592.