Экологический кризис XX в. убедительно доказал необходимость бережного, гуманного и гармоничного отношения к окружающей природной среде. Вместо прежних представлений о господстве и подчинении, власти и насилии над природой все большее значение приобретают понятия взаимодействия, взаимной зависимости, поддержания разумного равновесия и баланса между человеком и природой.
«Натура» не противопоставляется культуре как естественное — искусственному, они состоят в органичной и взаимной связи.
Такой поворот в общественном сознании изменил отношение к природе, выдвинул на первый план проблемы преодоления технической «вседозволенности», личной ответственности, сохранения красоты первозданных ландшафтов.
Люди почувствовали, что природные ресурсы ограниченны и их бездумное расходование и расхищение могут привести человечество к вырождению и обнищанию.
Эта новая ситуация, столь обострившаяся в XX в., назревала уже в предшествующие столетия. Так называемый «географический фактор», который считали неизменным и потому не влияющим на ход истории, заявил о своем значении. Ученые были вынуждены обратиться к тем мыслителям, которые и прежде в своих теориях отстаивали значение природной среды в развитии культуры и цивилизации.
Французский философ Ш. Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» развивал идеи о влиянии географических, климатических условий на быт и нравы людей. Английский историк Г. Бокль (1821-1862) в двухтомном труде «История цивилизации в Англии» особое значение придавал ландшафту, или «общему виду природы».
Впоследствии идеи о роли Космоса и природной среды получили развитие в трудах русских ученых: В. И. Вернадского (1863-1945), А. Л. Чижевского (1897-1964), К. Э. Циолковского (1857-1935).
Однако это направление в общественной мысли вызывало критическое отношение, обвинение в географическом детерминизме, игно-
рировании роли социальных факторов, обосновании геополитики и территориальных претензий стран.
Идеологические и политические факторы содействовали тому, что многие труды ученых были преданы забвению и стали библиографической редкостью. К их числу можно отнести труды русского ученого Л. И. Мечникова (1838-1888).
Теперь настало иное время, и мы должны воспользоваться теми открытиями, которые изменят утилитарный и прагматический взгляд на отношения природы и культуры.
Жизнь и деятельность
Лев Ильич Мечников родился 30 мая 1838 г. в Санкт-Петербурге в семье помещика. Его брат Илья Ильич Мечников (1845-1916) был «известным биологом, профессором Петербургского университета, почетным академиком Петербургской академии наук. За открытия в области бактериологии и иммунологии он был удостоен Нобелевской премии (1908). Ему принадлежат широко известные труды «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». С 1888 г. он
жил в Париже и работал в Пастеровском институте. Его именем названа больница в Санкт-Петербурге (и ныне действующая). Но речь пойдет не о нем, а о его старшем брате Л. И. Мечникове, судьба и жизнь которого сложилась совершенно иначе.
По своему характеру, интересам, увлечениям, образу жизни, вкладу в науку он во многом отличался от младшего брата.
Лев Мечников неоднократно поступал в различные учебные заведения, но по разным обстоятельствам их не заканчивал.
Причиной тому были нездоровье, разочарование в будущей профессии, увлечение политикой. Он был воспитанником Училища правоведения в Петербурге, один семестр учился на медицинском факультете Харьковского университета; три семестра проучился на факультете восточных языков на арабо-персидско-турецко-татарском отделении Петербургского университета; посещал классы Академии художеств.
Но все эти занятия не привлекали его надолго, он их начинал и вскоре бросал. Таково было начало его студенческой жизни. Все это
вызывало тревогу его родителей, и, наконец, по их настоянию он успешно сдал экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета, окончил его весьма успешно и даже получил право на представление диссертации. Но к этой работе он не приступал. На тот момент ему исполнилось 22 года, и многое было еще впереди.
Л. Мечников был необычайно деятельным, энергичным, увлекающимся человеком. Его притягивала романтика дальних стран, участие в освободительной борьбе в Италии, живое обсуждение политических проблем. Так он стал гарибальдийцем, участвовал в сражениях, был ранен. В Италии сблизился с русскими эмигрантами: А. И. Герценом и М. А. Бакуниным. Общение с ними, политические споры о будущем России оказали большое влияние на его мировоззрение.
В этот период он становится членом Сиенского комитета за объединение Италии, пишет статьи для «Колокола», издаваемого Герценом, знакомится с Александром Дюма — редактором газеты «Независимость».
В конце 1864 г. переезжает с семьей в Женеву. Начинается «швейцарский» период его деятельности.
Л. Мечникова привлекали политические позиции и личность М. А. Бакунина, лидера русского анархизма. На стороне Бакунина он принимает участие в Гаагском конгрессе Интернационала, публикует политические статьи, делает попытку вернуться в Россию, но испытывает реальные опасения по поводу возможного преследования и ссылки.
В Швейцарии жизнь была трудной, денег не хватало. Он принимает приглашение переехать в Японию. Изучив японский язык, получает работу на русском отделении Токийской школы иностранных языков.
Так, с 1874 г. начался еще один, «японский», период его жизни.
Он увлекся новой для него страной, много читал, путешествовал, делал зарисовки. В результате в 1881 г. в Женеве вышла книга Л. И. Мечникова «Японская империя», в которой не только текст, но и рисунки, фотографии выполнены автором. Пребывание в Японии было непродолжительным, и он вновь возвращается в Европу.
Л. Мечников становится членом Этнографического общества в Париже, членом Географического общества в Женеве, профессором, имеющим право преподавать русский, географию, историю, мате-
матику. Возобновляются прежние знакомства с П. А. Кропоткиным, С. М. Кравчинским, Г. В. Плехановым, В. И. Засулич.
Известный французский географ Элизе Реклю предлагает ему должность секретаря издания «Земля и люди. Всеобщая география». Это было многотомное издание по географии и истории культуры стран Европы, России, Востока.
Очевидно, эти занятия, а также дружеские отношения с Э. Реклю повлияли на научные интересы Л. Мечникова.
С 1884 г. он был профессором сравнительной географии и статистики Невшательской академии, читал лекции с демонстрацией диапозитивов. Именно тогда у него возникла идея написания книги «Цивилизация и великие исторические реки». Она была написана на французском языке на основе курса лекций, прочитанных в Невшательской академии в Швейцарии. Но книга осталась незаконченной, , II в ее завершении принял участие его друг, географ Э. Реклю.
Л. И. Мечников написал более 400 научных статей, повестей, острой публицистики. Он умер в Кларане 30 июня 1888 г., ему было всего 50 лет.
Три стадии исторической эволюции культуры
Книга «Цивилизация и великие исторические реки» была впервые опубликована после смерти Л. И. Мечникова в 1889 г. и вызвала немало как положительных, так и отрицательных откликов. О ней писали немецкий ученый, представитель школы диффузионизма Ф. Ратцель, русские философы В. Соловьев и Г. В. Плеханов.
В русском переводе она сначала вышла в 1897 г. в журнальном варианте, отдельным изданием, но с цензурными купюрами — в 1899 г., и полностью — в 1924 г. Но в России вскоре попала в опалу за методологические позиции, не совпадавшие с марксистским пониманием истории. Автора обвиняли в географическом детерминизме, а в политическом плане — в анархизме. Этого было достаточно, чтобы предать его имя забвению. Лишь в 1995 г. этот труд был переиздан в России.
Книга отразила идеи эволюционизма, столь популярные в Европе и России того времени. Обсуждались перспективы прогресса в истории, получила распространение концепция культурного диффузионизма и роли культурных контактов. Автор был знаком с работами Г. Спенсера, Ш. Монтескье, О. Конта, этнографов А. Бастиана, Т. Вайца, Ш. Летурно, Ю. Липперта, Ф. Ратцеля. Ссылки на их труды имеются в тексте книги. Это свидетельствует о теоретической эрудиции Л. И. Мечникова.
В основу книги положены тексты лекций, что наложило отпечаток на язык и стиль изложения. Она логически последовательна, имеет четкое деление на 11 глав, сохраняет интонацию диалога с читателем. По воспоминаниям современников, Л. Мечников писал достаточно быстро, почти всегда набело, умел сосредоточиться в любой обстановке, обладал прекрасной памятью и почти энциклопедическими знаниями, умело использовал личные впечатления.
Можно выделить следующие основные теоретические проблемы.
1. Обсуждение идеи прогресса в истории цивилизации, выделение трех периодов эволюции общества и культуры (главы 1,2).
2. Влияние природной среды на процесс становления и развития мировых цивилизаций и человеческих рас. Географический синтез истории, человеческие расы, среда (главы 3-5).
3. Обоснование закона трех фазисов исторического развития мировых цивилизаций и выделение речной, морской, океанической эпох (главы 6-7: великие исторические периоды и области речных цивилизаций).
4. Описание речных цивилизаций Египта, Месопотамии и Ассиро-Вавилонии, Индии и Китая (главы 8-11).
Рассмотрим их более подробно.
Прежде всего следует определить понятие цивилизации, которое Л. Мечников использует в своем труде. Он ссылается на книгу французского ученого П. Мужоля «Статика цивилизации» и разделяет точку зрения последнего. Понятие цивилизации включает в себя:
• совокупность всех открытий и изобретений, сделанных человеком;
• сумму идей и технических приемов, находящихся в обращении;
• степень совершенства науки, искусства и промышленной техники;
• состояние семейного и социального строя и всех существующих учреждений.
В целом это достаточно сложное и емкое понятие состояния частной и общественной жизни, взятые в совокупности.
В представленном определении при всей широте охваченных социальных явлений оно служит для Л. Мечникова обоснованием идеи прогресса:
Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения1.
1 -Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 232.
Но обоснование критериев прогресса — задача не только сложная, но и вызывающая немало споров и дискуссий.
Наиболее простым критерием можно считать усовершенствование техники. Действительно, история техники наглядно подтверждает эту идею. Значительно труднее обнаружить критерий общественного развития.
Л. Мечников считает, что несомненным доказательством прогресса в истории является непрерывная эволюция социальной связи между людьми, нарастание общечеловеческой солидарности.
Существуют различные виды добровольной ассоциации людей, кооперации их усилий для решения жизненно важных задач.
Высшим типом объединения являются союзы на основе свободы, самосознания и взаимного договора. Они представляют более прогрессивную общность в отличие от тех, которые объединяются под влиянием принуждения, насилия или власти. Этот критерий соответствовал политическим воззрениям Л. Мечникова как анархиста. Любой народ обладает всеми перечисленными признаками цивилизации. Каждый народ обладает орудиями труда, техническими изобретениями, использует огонь, имеет язык, подчиняется семейному строю и социальной организации, пользуется средствами транспорта и сообщения. В этом смысле любой народ цивилизован:
Все это скромное культурное «имущество» является наследием многих поколений, оно составляет сумму приобретенных благ; народ, обладающий этими благами, уже имеет свою историю, правда, неписаную, а следовательно, имеет право на причисление себя к семье цивилизованных народов1.
Конечно, между этими крайними звеньями в общей цепи эволюции существует немалая дистанция. Но при этом обнаруживается влияние субъективных оценок и симпатий.
Л. Мечников определяет три стадии исторической эволюции народов2:
1. Низший период характеризуется преобладанием подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении, связанных с внешней силой.
2. Переходный период отличается преобладанием подчиненных союзов и группировок, объединенных между собой благодаря соци-
1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 233.
2 Там же. С. 259.
альной дифференциации, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации.
3. Высший период, основанный на преобладании свободных союзов и групп, возникающих в результате свободного договора и объединяющих отдельных людей в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления к солидарности. Этот период только начинается и принадлежит будущему. В его основе три принципа: свободы — уничтожение всякого принуждения; равенства — ликвидация несправедливых делений и привилегий; братства — солидарной согласованности индивидуальных сил, заменяющих борьбу и разъединение, ведущих к жизненной конкуренции.
История мировых цивилизаций может проиллюстрировать каждый из трех актов этой величественной драмы и кровавого шествия человечества по пути прогресса.
В первом периоде пребывали четыре великие культуры — египетская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характеризовались беспримерным развитием деспотизма и обожествлением угнетателей. Социальный строй развил принцип власти до неслыханных размеров. Власть абсолютного повелителя: бюрократическая в стране фараонов, жестокая и военная — в Месопотамии, мрачно-величавая и жреческая — в Индии, патриархальная и тщательно уравновешенная — в Китае, «эта власть была главной основой этих древних цивилизаций, среди которых с большим трудом можно заметить зачатки позднейшей социальной дифференциации, утопающие в волнах рабства», — отмечает Л. Мечников1.
В Древнем Египте ни один человек не имел прав больше, чем его наделял каприз фараона. В брахманской Индии произвол верховного повелителя и жрецов ограничен невозможностью для властителя сделать человека низшей касты членом касты высшей.
Начало второго периода в истории мировых цивилизаций знаменуется появлением финикийцев. Отныне начинается постепенный упадок восточных деспотий и формируются основы федеративно-республиканского строя. В эту эпоху господствующим фактором политической истории становится олигархия. Наиболее чистая форма классической демократии — афинская республика, а также и более поздняя — народная флорентийская коммуна — были разновидностью олигархии. На данных принципах господствующей формы
1 Там же. С. 262.
9 Зак. 1050
угнетения и власти над человеком строились все государства. К ним относятся: рабство — для древних деспотий и олигархий, крепостничество — для феодальных государств Средних веков, система наемного труда за плату — для новейшего времени.
Во всех этих формах сохраняются в той или иной степени власть над человеком, возможность принуждения и вознаграждения, ограничения прав и свобод.
Третий период начинается с принятия знаменитой «Декларации прав человека и гражданина», документа Великой французской революции 1789 г. Но прошедшее столетие, отмечает Л. Мечников, не смогло окончательно ввести эти принципы в наши социальные учреждения, а без этого невозможен дальнейший прогресс.
Роль водного пространства
1 Следующий раздел в культурологической концепции Л. Мечникова связан с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Данная область исследований стала развиваться сравнительно недавно. Среди наиболее известных в этой сфере ученых Л. Мечников отмечает К. Риттера, А. Гумбольдта, А. Гюйо, Н. Миклухо-Маклая, Ж. Мишле, Г. Бокля, Ф. Ратцеля. Определяя свою позицию, Л. Мечников подчеркивает, что он далек от географического фатализма, в котором нередко упрекает теорию о влиянии среды.
«По моему мнению, — пишет он, — причину возникновения и характер первобытных учреждений и их последующей эволюции следует искать не в самой среде, а в соотношении между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности»1.
Он выделяет несколько направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, ант-рополого-расовые, а также влияние растительного и животного мира на историю цивилизации. Уделяя должное внимание анализу каждого из них, он особенно резко относится к расовым теориям, считая их роль в объяснении истоков цивилизации мало аргументированными и ошибочными.
Зарождение человеческого общества и начало цивилизации уходят корнями в глубину тысячелетий. Ученые до сих пор высказывают различные предположения относительно первичного очага цивилизации, послужившего фундаментом всемирной истории человеческого рода.
Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 262.
Л. Мечникову, само собой, не были известны последующие находки и теоретические концепции, но он и не претендует на окончательное суждение. Кроме того, он вполне справедливо отмечает возможность существования более древних, чем уже известные, цивилизаций, памятники которых бесследно исчезли в силу неблагоприятных обстоятельств, таких как непрочность строительных материалов, изменение климатических и иных географических условий, разрушавших поселение, отсутствие традиций сооружать какие-либо величественные постройки. Поэтому вопрос о «первоначалах» цивилизации остается открытым.
Не менее остро обсуждается и другая проблема — о множестве очагов цивилизации:
«Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном общем очаге, или же различные культуры и возникали и зародились независимо и отдельно друг от друга?
А если было несколько первоначальных цивилизаций, то как хронологически последовательно они возникали, существовали ли между ними контакты и культурные связи? Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных», — заключает Л. Мечников1.
Он предлагает как одну из возможных гипотез свою теорию о зарождении цивилизации. Оставив в стороне вопрос о происхождении цивилизации, Л. Мечников разделяет историю на три последовательных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали в собственной географической среде.
Общим объединяющим признаком такой классификации мировых цивилизаций является водное пространство. Вода как символ жизни и энергии, движения и плодородия, благополучия и богатства, контактов и торговых путей становится центральной категорией.
Л. Мечников называет исторические реки «великими воспитателями человечества», ибо они отличались не только мощностью объема своих вод, способствующих выживанию, но главным образом тем, что река-кормилица заставляла население объединять свои усилия в общей работе, учила солидарности, осуждала леность и эгоизм отдельного человека или небольшой группы, внушала чувство глубокого уважения к объекту общей заботы. С нею были связаны легенды и мифы, обычаи и обряды, ее населяли различные божества и темные силы, открывающие свои тайны только избранным. Река
Там же. С. 326.
была воплощением исторического прошлого и с ней связывалась надежда на будущее. Вся история человечества разделяется на три периода: речной, морской и океанический1.
I . Древние века, речной период. Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек: Египет в долине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра и Евфрата, двух жизненных артерий Месопотамской долины; индийская, или ведийская, культура в бассейнах Инда и Ганга; китайская цивилизация в долинах рек Хуанхэ и Янцзы.
В периоде речных цивилизаций различаются две эпохи:
1) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до и. э.;
2) эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Ва-вилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций около 800 г. до н. э.
II. Средние века, средиземноморский период. Он охватывает 25 веков, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эпохи:
1) эпоха Средиземного моря, в которую возникли и развились культуры Финикии, Карфагена, Греции и Рима вплоть до Константина Великого;
2) эпоха морская, охватывающая весь период Средних веков, начиная со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Черное море, а затем Балтийское.
III . Новое время, или период океанический. Он характерен вначале для западноевропейских стран на побережье Атлантики. Делится на две эпохи:
1) атлантическая эпоха — от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;
2) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни.
Такова схема развития цивилизаций, разработанная Л. Мечниковым. Ее отличают широта географического, территориального и исторического диапазона, логическая стройность, оригинальность. Ко-
Мечпиков Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 337-338.
нечно, возможны и другие подходы, и Л. Мечников их не только не исключает, но даже и подталкивает к поиску иной периодизации. Но сам как ученый отдает предпочтение данному методу анализа, и это вполне оправданно.
К сожалению, общий замысел не был доведен до конца, рукопись осталась незаконченной. Ее очень бережно подготовил к печати известный географ Элизе Реклю, близкий друг Л. Мечникова.
Достаточно подробно в книге освещена история четырех речных цивилизаций.
Египет представляет собой оазис в долине Нила, могучей реки протяженностью более 6 тыс. км, глубина ее посреди фарватера 5— 12 м. Берега Нила весьма живописны, плавучие острова и островки, словно букеты папируса, поднимаются из волн и иногда перегораживают реку. Протекая по равнине с небольшим уклоном, Нил разветвляется на множество рукавов. В своем истоке река питается тропическими дождями и поэтому достаточно могуча, чтобы не затеряться в болотистых зарослях и сыпучих песках. Плодородная почва Египта создается периодическими разливами, намывающими ил.
Физико-географические особенности среды требовали от обитателей совместной и очень четкой организации. Было необходимо поддерживать в реке постоянное русло, при помощи ирригационных каналов распределять ил на обширные пространства, устраивать поперечные плотины для задержания воды, укреплять берега дамбами и защищать поселения от наводнений, облегчать регулярный спад воды, предотвращая образование болот, изобретать устройства для поливов. Современные феллахи до сих пор пользуются особыми приспособлениями — шадуфами — для переноса воды на поля.
Во главе всей организации стояла династия фараонов, которая вместе со жрецами и многочисленными чиновниками управляла жизнью страны. Резиденция фараонов, Мемфис, носила также название «жилище божества», от которого благодаря древнегреческим писателям и появилось слово «Египет» ( Aegiptos ). Два определяющих начала — среда и способность населения к организованной совместной работе — являются основными в развитии цивилизации. Эволюция египетской культуры на протяжении четырех тысячелетий дала миру памятники пирамидального зодчества, великолепные скульптуры и фрески, летописи на папирусе, символику чисел, мастерство орнамента, религиозные воззрения и ремесла.
Второй очаг цивилизации образовался в Междуречье. Месопотамию называют «Страной двух рек», расположенной в долине
Тигра и Евфрата, на севере и востоке ассиро-вавилонской равнины, отделенной цепью гор от прикавказской области и плоскогорий Ирана.
У этой древней цивилизации есть несколько названий: «Месопотамия», «Ассиро-Вавилония», «Халдея». Часто ими пользуются, не устанавливая особых различий. Но в Библии их местоположение определяется более точно. Халдеей называют южную часть области от Вавилона, а Ассирией, или «Сирией двух рек», — северную часть страны, где главным городом была Ниневия.
В этих местах теплый климат, плодородные почвы, здесь сажали виноградники и делали вино; хлебные злаки, произраставшие в диком состоянии, впоследствии были использованы в хозяйстве; настоящие леса образовывали персиковые, абрикосовые, гранатовые, фиговые деревья; плодоносили миндаль, апельсины, вишня, груша. Их изображения можно встретить на древних миниатюрах и фре-' сках. Эта страна была родиной многих видов животных, прирученных человеком. Нередко ее называли Эдемом, или земным Раем.
Область Вавилона была несколько иной. Здесь Тигр и Евфрат не только сближались друг с другом, но и смешивали свои воды при помощи многочисленных каналов и рукавов, холмистая местность сменялась равнинной, низменной вплоть до Персидского залива. Именно здесь проходила граница библейской страны Халдеи. Ассирия начинается за этими пределами.
Вся эта область была населена многочисленными племенами и народами, упоминаемыми в Библии и других источниках.
На севере Месопотамии обнаружены развалины дворцов царей Салманасара и Сеннахерима, в Халдее — многоэтажные обсерватории, в которых астрологи вычисляли периоды разлива рек и предсказывали будущее. Согласно библейскому преданию, именно в Нижней Халдее произошло «сотворение мира». Наиболее известным центром халдейской цивилизации был Вавилон.
К сожалению, строительные материалы, которыми пользовались в древности, не были достаточно прочны, чтобы выдержать испытание временем, как это произошло в Египте. Но обнаруженные археологами реликты говорят о высоком уровне цивилизации. На глиняных цилиндрах знаменитой библиотеки Сарданапала (или Аш-шурбанапала) в Ниневии удалось найти образцы клинообразной письменности. Древним астрологам Халдеи были известны десятичное счисление, зодиакальный круг и его деление на 360°, измерение пространства, представления о солнечном и лунном годах, вычисление разливов рек и предсказание наводнений.
В Нижней Халдее находилось особое государство, называемое в Библии Элам. В отличие от мирной земледельческой цивилизации Нижней Халдеи Эламская страна (другое название — Сузиана) была необычайно воинственной, известной грабежами, набегами и разрушениями. Различные глиняные таблички содержат сообщения о кровавых расправах, а барельефы, найденные в Месопотамии, представляют сцены жестоких пыток, распятия на кресте, сжигания в печи и других мучений, наводивших ужас и страх. История Элама и соседних с ним стран еще недостаточно известна, чтобы судить о ней только по фактам жестокости и завоеваний. Но эта кровавая оргия научила народы необходимости соединять свои силы в борьбе с угнетателями.
«Среди всех неевропейских цивилизаций только одна древняя халдейская культура под владычеством македонцев и селсвкидов пережила средиземноморский период цивилизации, с тем чтобы вступить в лице Арабского халифата в великий океанический период истории», — заключает Л. Мечников1.
В долинах Инда и Ганга расположена загадочная и таинственная древняя цивилизация — Индия. Она внесла в мировую культуру древнейшие ведийские гимны, эпические поэмы «Рамаяна» и «Ма-хабхарата», законы Ману — принципы социальной справедливости и мудрости, кастовое устройство общества, буддийскую религию. Л. Мечников сравнивает Индию со спящей красавицей, подчиняющейся своей судьбе с пассивностью и безразличием, словно загипнотизированная.
В священных гимнах Ригведы говорится о высокой культуре древних индусов. Они были знакомы с земледелием и ремеслами, среди них было немало кузнецов, каменщиков, горшечников, ткачей и ювелиров, известных своим мастерством. Они были богаты и горды, умели делать колесницы, вооружаться мечами и стрелами. В древне-индусском семейном праве жена главы дома всегда была равноправной, женщина и мужчина вместе могли выполнять священные обязанности, а семья основывалась на любви.
В течение долгих веков арийцы Пенджаба поклонялись только Агни — богу домашнего очага и Соме — опьяняющему напитку, а в гимнах Ригведы прославляется Любовь как источник мудрости. Цивилизация Индии была результатом коллективных усилий многих племен и народов, обитавших в долинах Инда и Ганга. Необходи-
1 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 405.
мость сотрудничества усиливалась неблагоприятными природными условиями: губительными ветрами и циклонами, проливными дождями и засухами, ядовитыми испарениями и свирепыми животными.
«Пожалуй, — пишет Л. Мечников, — ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая другая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что жизнь и смерть, добро и зло — это два цветка на одном и том же стебле»1.
Китай, или Небесная империя, принадлежит к числу великих речных очагов цивилизации на берегах Хуанхэ и Янцзы. Философские системы Конфуция и Лао-цзы, иероглифическое письмо и фарфор, чай и шелк, земледелие и рыболовство, «десять тысяч церемоний», регламентирующих общественную и личную жизнь, идея божественного происхождения власти — таковы лишь некоторые черты этой культуры. Эпитет «отец народа», применяемый к императору, упо-. добляет устройство государства большой семье, где глава мудро заботится о подчиненных, их благополучии и здоровье.
Лабиринт каналов, множество плотин и дамб, плодородный желтозем способствовали развитию высокой культуры земледелия. Но содержание всех водных сооружений требовало семейной и общинной солидарности, дисциплины и трудолюбия.
Завершая краткий обзор культурных особенностей четырех великих речных цивилизаций, Л. Мечников отмечает, что он далек от утверждения идеи «речного фатализма», но исследование истории цивилизации убеждает в том, что солидарность и коллективный труд являются залогом успешного развития человечества.
Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. С. 422.
Глава 9
Дата: 2018-11-18, просмотров: 337.