Г . ЗИММЕЛЬ О ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Краткая биография

Георг Зиммель (1858-1918) — всемирно известный мыслитель, ав­тор 30 книг и многочисленных статей о философии и социологии культуры. В серии «Лики культуры»1 в 1996 г. был опубликован двух­томник его трудов, и это дает возможность самостоятельного анали­за идей Г. Зиммеля, весьма созвучных нашему времени.

Острота творческого ума, широта интеллектуальных интересов, тонкие психологические наблюдения, эмоциональная энергетика стиля изложения, необычные сюжеты и размышления о жизни дают творческий импульс для изучения явлений культуры.

В орбиту его интересов попадают самые различные эпизоды с ор­биты жизни, и Зиммель стремится дать им объяснение с философ­ской и культурологической точек зрения. В его сочинениях есть ста­тьи о созерцании природы и смысле путешествий, о роли случая и неожиданных приключений в жизни человека. Глубокий смысл в статьях о религии и личности Бога, о философии истории и филосо­фии культуры, о любви и судьбе. Неожиданны рассуждения о фило­софии денег и богатстве, о скупости и щедрости, о смерти и бессмер­тии, о моде и ее непостоянстве; о мужской и женской культурах.

Даже краткое перечисление проблем, которые изложены в трудах Зиммеля, позволяют утверждать, что он обогатил культурологию новыми идеями и пророческими озарениями; предложил немало но­вых и оригинальных проблем культурологических исследований.

Тайнам творческой индивидуальности и личности гения посвя­щены его сочинения о философах И. Канте и Ф. Ницше, поэте И. Ге­те, художнике Микеланджело. Широта диапазона его научных инте­ресов нередко вызывала у современников насмешки и критику. Его

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

упрекали в том, что он склонен более к публицистическим эссе, не­жели к строго академическим концепциям.

Действительно, Зиммель был скорее инициатором философского осмысления культуры, нежели последовательным аналитиком. Но научная инициатива обсуждения жизненно важных проблем сохра­няется именно за ним, и в этом заключается значение его творчества для развития науки.

Интерес к нему постоянно сохраняется на протяжении всего XX в., хотя не всегда остается одинаковым. Он призывал ученых обратить взор на те явления жизни, которые кажутся обыденными и просты­ми, но они типичны в истории культуры, имеют всеобщий характер, хотя проявляются в разных формах, а их значение и внутренний смысл требуют философского размышления.

Зиммеля можно причислить к созвездию талантов, обогативших культуру своими идея­ми и открытиями.

Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине.

После окончания классической гимназии он поступил на философский факультет Берлин­ского университета. В 80-е гг. XIX в. духов­ный климат Германии соединял черты самых разных идеологических течений: феодального пруссачества, армейского консерватизма, про­мышленного либерализма, социалистического радикализма. Все это создавало достаточно сложную атмосферу. В Берлинском универ­ситете работали известные ученые, такие как социолог Макс Вебер, психолог Вильгельм Вундт. Однако необходимо отметить, что в те годы ни социология, ни психология не были признаны самостоя­тельными науками. В философии господствовал классический не­мецкий идеализм. Особенно негативную реакцию вызывали позити­визм, иррационализм, «философия жизни», к которым был склонен Зиммель.

В студенческие годы он усиленно изучал философию, увлекался историей и психологией. Докторскую степень он получил в 1881 г. за исследование философии И. Канта. Зиммель был приват-доцентом философского факультета Берлинского университета, но лишь через 15 лет его избрали экстраординарным (внештатным) профессором. В этой должности он оставался еще 15 лет, не получая никакого жа­лованья, кроме студенческих взносов за лекции.

Такое отношение к нему университетского начальства объясняет­ся неприятием либерализма его взглядов, опасным увлечением нео­романтизмом, популярностью среди молодежи. В эти годы он публи­кует книги «Социальная дифференциация» и «Введение в науку о морали». Зиммеля все больше увлекают сюжеты реальной жизни, он стремится понять тенденции развития культуры, смысл и содержа­ние духовных ценностей. В работе «Созерцание жизни», опублико­ванной посмертно, он призывает относиться к жизни как величай­шей ценности, любить жизнь во всех ее проявлениях. Он исследует глубокие противоречия в отношениях между человеком и общест­вом, социальными требованиями и индивидуальными желаниями, трудность достижения согласия и гармонии. Эти настроения нашли отражение в таких работах, как «Индивид и свобода», «Человек как враг», «Конфликт современной культуры». Он испытывает мучи­тельный внутренний разлад, порой его охватывает отчаяние. Это бы­ли годы трагических событий начала XX в. В 1914 г. Зиммеля при­глашают на должность профессора в Страсбургский университет. К этому времени Зиммель приобрел известность в Германии и дру­гих странах: он опубликовал более 30 книг и свыше 200 статей, сла­вился ораторским мастерством и способностью увлекать студентов. Скончался Георг Зиммель 26 сентября 1918 г.

Столь скупые сведения о его жизненном пути вовсе не являются свидетельством обыденности его жизни. У него было немало тревог, переживаний, обид, недоброжелательства коллег по университету, драмы непризнания и иронии, которые вызывали глубокие душев­ные страдания.

Но многое в жизни доставляло искреннюю радость. По свидетель­ству современников, он был великолепным лектором, обладал уди­вительной и редкой способностью «завораживать» аудиторию. Его приходили слушать студенты и журналисты, актеры и художники, иностранные гости и общественные деятели.

В напряженности его речи, мимике и жестах оживала мысль, и он становился «медиумом» интеллектуального процесса. Зиммель не просто излагал текст, а думал вслух, импровизировал, поражая слу­шателей глубиной тонкого и острого анализа проблем, которые вол­новали многих.

В России его труды переводились еще в начале XX в., но затем стали библиографической редкостью. К творчеству Зиммеля обра­щались И. Голосенко, Л. Г. Ионин1, И. С. Кон, И. Д. Науменко.

1 Ионин Л. Г. Георг Зиммель — социолог (Критический очерк.) М., 1981.

Интерес к его философии культуры неизменно сохраняется в те­чение всего XX в., хотя отношение к теоретическому наследию не всегда было однозначным.

Из широкого круга проблем философии и социологии культуры Зиммеля предлагаю сосредоточить внимание на трех сюжетах, пред­ставляющих особый интерес для культурологии.

1. Философские основы истории культуры. Определение понятия и сущности культуры, историческое изменение форм культуры, кон­фликты и кризис культуры.

2. Социальный смысл и значение моды в истории культуры. Соот­ношение традиций и новаторства.

3. Мужское и женское начала в культуре.

Возможно, именно эти проблемы окажутся наиболее интересными и привлекут внимание к другим аспектам его теоретических взглядов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 293.