О жизни и творческой деятельности
Имя английского исследователя философии истории Арнольда Тойн-би (1889-1975) приобрело широкую известность в сфере гуманитарного знания XX в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени.
Идеи Тойнби представляют несомненный интерес для современности, ибо удивительно точно воспроизводят тревоги о перспективах развития общества, поиски выхода из кризиса. Главный труд Тойнби — 12-томное «Исследование истории» ( A Study of History ). Первые б томов вышли в 1934-1939 гг., остальные — за период до 1961 г. На русском языке публиковались лишь отдельные главы или статьи, а в 1991 г. был впервые издан сборник, включающий наиболее важные главы его трудов, позволяющие достаточно полно понять концепцию Тойнби. В отечественной историографии его произведение традиционно называлось «Исследование истории», хотя современный перевод — «Постижение истории» более точен и глубже раскрывает общий смысл его теоретической конструкции. Следует с благодарностью отнестись к данному изданию, позволившему, пусть и с большим опозданием, ознакомиться непосредственно с авторской точкой зрения на процесс исторического развития культуры, а не с ее критическим изложением.
Теперь — о его жизненном и творческом пути.
Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 г. в семье с глубокими гуманитарными традициями, что оказало влияние на его научные интересы.
Он изучал античную историю в Баллиаль-ском колледже в Оксфорде, в Британской "археологической школе в Афинах, участвовал в экспедициях по Греции и островам Эгейского моря. Греко-римская цивилизация казалась ему особенно привлекательной и послужила исходной моделью в его культурологической концепции. В годы Первой и Второй мировых войн он работал в Информационном департаменте Британского министерства иностранных дел научным консультантом по проблемам Ближнего Востока. Приобщение к внешней политике значительно расширило его кругозор, в течение 32 лет (1924-1956) он был постоянным автором ежегодных «Обзоров международных отношений» Королевского института международных проблем. Но главным занятием всей его жизни являлось изучение истории. Он был профессором византийской и греческой истории в Лондонском университете, а с 1925 по 1956 г. — профессором-исследователем по международной истории в Лондонской школе экономики. Свою работу он продолжал до конца дней. Умер А. Тойнби 22 октября 1975 г.
Арнольд Тойнби — автор более 30 книг (не считая 12-томного «Исследования истории»), сотен научных статей, публицистических выступлений. Его работы отличаются глубоким интересом ко многим проблемам современности. В переписке с историком-востоковедом Н. И. Конрадом он называл себя историческим оптимистом, преисполненным веры в победу разума над силами зла, в предотвращение угрозы атомной войны, в слияние народов во всеохватывающую цивилизацию, единое человеческое сообщество с универсальным государством. Особенно он предостерегал от утраты духовности, пренебрежения к вере, идеалам и ценностям. Тойнби критиковал марксизм за чрезмерность материалистической интерпретации истории, игнорирование личности, ее духовных возможностей1.
В мировой науке и высшей школе его идеи обсуждаются на конференциях, опубликованы десятки книг о его творчестве, читаются специальные курсы. В отечественной науке его труды анализировали Е. Б. Рашковский, Ю. Н. Семенов, Э. А. Араб-Оглы, Э. С. Мар-карян, И. С. Кон и другие ученые. Как бы ни уникальны были куль-
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995. С. 253.
туры разных народов, в них действует общий закон исторической преемственности, связывающий эпохи.
Обращение читателя к самостоятельному пониманию смысла истории культуры откроет множество оттенков богатой культурологической концепции Тойнби, и эта внутренняя работа мысли — необходимое условие постижения истории. Любое краткое описание может быть лишь подобием путеводителя по сложной и многомерной культурологической концепции. При этом следует иметь в виду, что теоретические позиции Тойнби основывает на огромном историческом материале. Один лишь научный комментарий, дающий пояснения к русскому изданию «Постижение истории», занимает 73 страницы. К сожалению, в данном изложении многое придется опустить.
Необходимо отметить, что книги Тойнби — памятник человеческому трудолюбию, верности теме, которую он определил еще в молодые годы. Научные идеи изложены им столь увлекательно и интересно, хорошим литературным стилем, далеким от сухого академизма, что это делает труды Тойнби понятными широкому кругу читателей. Кроме того, в его позиции всегда виден наш современник, поэтому в рассуждениях о прошлом его больше интересует возможность использования исторического опыта в преодолении кризисов, «отката назад», потери ритма движения. И в этих намерениях постижения истории Тойнби весьма поучителен, а нередко выступает как пророк.
Постижение смысла истории
Центральная тема культурологии Арнольда Тойнби основана на постижении смысла истории. Эта проблема волновала Б. Кроче, А. Бергсона, П. Тейяр де Шардена, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, X. Ор-тега-и-Гассета, Р. Коллингвуда, К. Ясперса, П. Тиллиха, Н. Бердяева, П. Сорокина и многих других ученых.
Тойнби настаивает на рассмотрении истории отдельных цивилизаций как части универсума, в котором оригинальное и самобытное существует наряду со всеобщим, а история предстает в единстве пространства и времени, длительности и непрерывности.
** Главным деятелем истории выступает человек, его способность отвечать на вызов, делать свой выбор среди возможных альтернатив принятия решений, откликаться на возникающие обстоятельства повседневной жизни.
Подлинный предмет изучения истории — исследование человеческих отношений, ибо процесс исторического развития всегда персонифицирован, в нем действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатиями, отношениями родства, вражды, господства и повиновения.
Такое «сгущение» социальных эмоций нередко игнорировалось историками из-за боязни быть обвиненными в субъективизме. Тойн-би возражает против «индустриализации» исторического мышления, ибо обращение с людьми как с предметами может иметь катастрофические последствия. Он сравнивает деятельность историка с диалогом, в котором «живые учатся говорить живое слово о живых»1.
История культуры разворачивается как драма идей, столкновение мнений, влекущих за собой триумф или поражение, фарс или трагедию. Непрерывность истории нельзя представить в виде скучной, монотонной и однообразной схемы линейного движения, даже если оно идет по относительно восходящему направлению. Напротив, понятие непрерывности истории имеет значение лишь как символический образ, на котором мы вычерчиваем контуры реального многообразия жизни. В вечно бегущем потоке надо увидеть изгибы живых струй, пороги и тихие заводи, вздыбленные гребни волн и мирную гладь отлива, сверкающие кристаллами торосы и причудливые наплывы льда, когда мириадами форм вода застывает в расщелинах ледников.
Это поэтическое сравнение подчеркивает сложность труда историка, призванного воспроизвести необычайно разноликую картину реального мира культуры человечества.
И еще одно предупреждение высказывает Тойнби. Он опровергает европоцентризм, обвиняет в ложности концепцию «единства истории» на базе лишь западного общества, предписывающую всем цивилизациям повторение пути развития, пройденного Европой.
Тойнби сравнивает представление о прямолинейности движения народов с простейшим образом волшебного бобового стебелька из сказки, который пробил землю и растет вверх, не давая отростков и не ломаясь под тяжестью собственного веса, пока не ударится головой о небосвод. В действительности происходит иное. Даже представители одного и того же вида общества, оказавшись в одинаковых условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания — Вызов истории.
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. С. 265.
Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противостоят Вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже создают более благоприятные условия для преодоления грядущих испытаний. Есть и такие, кто следуют за первопроходцами, как овцы за своим вожаком. Так непросто складывалась судьба цивилизаций в истории, но многое может быть применено к описанию и современной ситуации.
Истоки европоцентризма, который Тойнби называет заблуждением историков, он видит в экономической и политической экспансии западной цивилизации, в результате которой около 60-70 государств оказались членами единой мировой системы. Но если это в некоторой степени допустимо по отношению к экономике и политическим аспектам социальной жизни, то никак не может быть распространено на культуру, которая не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее. «Вестернизация» затронула, несомненно, первые две сферы, но «культурная карта» по-прежнему остается уникальной и самобытной, считает Тойнби.
Динамика развития локальных цивилизаций
Всемирная история может быть представлена в виде древа, основание которого, корневую систему, составляют так называемые «примитивные» общества. Ссылаясь на западных антропологов, Тойнби называет приблизительно 650 таких обществ. Они были ограничены территорртльно, малочисленны и зачастую погибали в результате насилия. При этом Тойнби выражает несогласие с теми, кто утверждает, что это «народы, у которых нет истории»:
Разве нет вероятности, что все существующие ныне примитивные общества — это сухие ветви когда-то живого древа и что их застывшее состояние — эпилог бурной когда-то истории?1
В свое время они были динамичными и внесли вклад в историю культуры.
Однако основное внимание Тойнби сосредоточено на последующих обществах. Он называет их «локальными цивилизациями». Это устойчивые общности людей, объединенных духовными традициями и территорией проживания. Цивилизации равноценны, их невозможно располагать по шкале «выше-ниже», каждая из них уникальна. Он допускает аналогию в их развитии с движением по улице,
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. С. 272.
где можно оонаружить, что они сосредоточились в одном, весьма узком, месте; позади них довольно большое пространство, которое они удачно преодолели, но и впереди достаточно длинный путь, по которому еще никто не ступал.
Цивилизации можно разделить по происхождению на «первичные», возникающие непосредственно из примитивных обществ; «вторичные» — порождаемые на их основе, и «третичные» — из вторичных. К примеру, из «минойской» цивилизации возникает «эллинская» и затем уже «западнохристианская» и «восточнохристианская». Тем самым обнаруживается родство цивилизаций, которое Тойнби называет сыновне-отеческими отношениями:
Главы истории любого отдельно взятого общества напоминают последовательные ступени опыта человека1.
Они похожи на отношения между родителями и ребенком: наследуются определенные свойства; находятся под опекой долгое время, затем обретают самостоятельность и собственный взгляд на мир; порождают новое потомство.
В классификации цивилизаций Тойнби использует два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Он приводит в тексте весьма подробную таблицу расположения цивилизаций на карте всемирной истории. Обобщая результаты своего исследования истории, Тойнби называет 21 цивилизацию в истории существования человечества. Он дает подробное описание каждой из них. Перечислим выделенные общества в последовательности, предложенной автором2:
• египетское + андское;
• китайское + минойское + шумерское + майянское;
• сирийское;
• индское + хеттское + эллинское;
• западное;
• православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и Японии);
• православное христианское (основное) + дальневосточное (основное);
• иранское;
1 Тойнби А. Постижение истории М., 1991. С. 17.
2 Там же. С. 79.
• арабское + индуистское;
• мексиканское;
• юкатанское;
• вавилонское.
Жизнь цивилизаций весьма продолжительна, они занимают обширные территории, их население многочисленно. Имеют тенденцию к распространению и поглощению других обществ. Судьбы названных цивилизаций различны: некоторые остались в виде археологических реликтов, другие мертвы и только немногие существуют в XX в.
В настоящее время, утверждает Тойнби, мы можем различить:
• западнохристианское общество в католической, протестантской, лютеранской формах в странах Западной Европы, США, Австра-
. лии;
• православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
• исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой китайской стены;
• индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны;
• дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.
Более детальное изучение обнаруживает реликтовые общества, которые можно сгруппировать следующим образом:
1) группа, включающая в себя монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, несторианских христиан Курдистана и Малабара, а также персов (в Иране и Средней Азии до арабского завоевания и принятия ислама господствующей религией был зороастризм);
2) группа ламаистских буддистов махаямы в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таиланде, а также джайнов в Индии.
Возможно, что представленный перечень ныне существующих цивилизаций не является исчерпывающим, ибо Тойнби не ставил такой задачи. К 21 цивилизации он добавляет еще четыре: дальнеза-падная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская
и первая сирийская из кочевых и оседлых племен. По его мнению, хотя они и создали специфическую конфигурацию элементов культуры, но не развили ее, будучи поглощенными иной, более развитой цивилизацией.
Полинезийцы, эскимосы, кочевники относятся к числу «задержанных» цивилизаций, когда Вызов был настолько чрезмерным, что требовал наивысшего напряжения и не получил ответа должной интенсивности. Религия и природное расположение имеют особое значение в жизни цивилизаций, определяют самобытность культуры.
Каждая цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада. Эти этапы можно проследить на историческом материале, что делает судьбы цивилизации сравнимыми между собой.
Процесс зарождения цивилизаций имеет определенный ритм чередования статики и динамики, пассивности и активности. Чем мощнее сдерживающая сила инерции, тем большим импульсом должна обладать та энергия, которая способна ее преодолеть и «запустить маховик» дальнейшего роста.
Тойнби отвергает значение таких факторов, как раса и среда для объяснения генезиса цивилизаций. Расовое объяснение человеческих поступков либо некорректно, либо ложно. Теория влияния природной среды также уязвима, хотя в истории ей можно найти подтверждение. Географические условия были одной из причин зарождения таких цивилизаций:
• «речная» — египетская, шумерская и, возможно, индуистская;
• «нагорная» — андская, хеттская, мексиканская;
• «архипелагская» — минойская, эллинская и дальневосточная в Японии;
• «континентальная» — китайская, индская и православно-христианская в России;
• «лесная» — цивилизация майя.
Территориальный фактор можно назвать сопутствующим, но не решающим.
Роль духовной элиты
Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной деятельности.
В местах зарождения цивилизаций человек сталкивался с Вызовом истории, тяжелейшими испытаниями. Суровые естественные условия создавали «стимул бесплодной земли», требовавший от людей неимоверных трудовых усилий. Важно было не только дать Ответ, но и постоянно поддерживать созданные ирригационные системы, источники энергии, способы земледелия.
Другим не менее важным мотивом в Ответе на Вызов можно назвать «стимул новых земель». Таковыми были освоение новых территорий, миграции, войны, торговые пути. Они способствовали культурным контактам. Существует немало иных ситуаций, требующих мобилизации жизненной энергии народов: например, когда народы занимают положение «форпоста», отражая внешнее давление; или же ситуация, связанная со «стимулом ущемления», возникающим в результате бедности; расовой, классовой или религиозной дискриминации. . Чтобы возместить нанесенный ущерб, усиливаются компенсаторные механизмы, преодолевается инерция жизни, стимулируется развитие цивилизации. Таким образом, Вызов-и-Ответ рассматриваются как всеобщий закон генезиса цивилизаций. Однако возрастание силы Вызова сверх некоторого предела влечет за собой явление «снижающих возвратов», когда успех становится недостижимым и вызывает вместо вдохновения апатию. То же может произойти при слабом стимуле, который хотя и вызывает Ответ, но тот практически незаметен и не влечет за собой существенных перемен.
Чрезмерность давления, безграничность требований могут лишь замедлить, затормозить процесс развития. Исходя из этого Тойнби полагает, что
существует определенная мера суровости испытания, когда стимул Вызова достигает наивысшей интенсивности. Назовем эту степень суровости оптимизмом1.
Именно на отрезке «золотой середины» Вызов может стимулировать максимальный Ответ.
Зарождение, или генезис, цивилизации — лишь начальный период ее развития. Было бы неверным считать, что ее дальнейшая судьба предрешена и процесс роста будет происходить сам собой. На этом пути цивилизацию ожидают немалые испытания.
Рост цивилизации является поступательным движением. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от Вызова через Ответ к дальнейшему Вызову, от дифференциации к инте-
' Тойнби А. Постижение истории. С. 85.
грации и снова к дифференциации. Этот процесс носит «кумулятивный» характер, что означает: изменения постоянно накапливаются и передаются от поколения к поколению. В макрокосме он ведет к овладению внешним миром, в микрокосме происходит внутренняя самоорганизация.
Рост цивилизации и ее могущество нередко связывают с территориальной экспансией, расширением границ, стремлением к распространению влияния, желанием проникнуть в самые замкнутые крепости. Тойнби негативно оценивает такую тенденцию, считая, что единственным социальным последствием подобных действий можно считать ретардацию, или замедление, роста, а иногда полную остановку и даже распад цивилизации. Он убедительно демонстрирует это на фактах истории.
Поскольку экспансия часто сопровождается милитаризацией, то она «подламывает» цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные братоубийственные войны. В этом самоубийственном процессе вся социальная ткань становится горючим для всепожирающего пламени Молоха. В подобном случае географическая экспансия является социальной болезнью. Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные объекты гигантского размаха. В действительности это есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное своей собственной некомпетентностью и судьбой на гибель.
Рост цивилизации предполагает единение экономической, политической и духовной энергий. Растущая цивилизация объединяет разные виды энергии на основе внутренней гармонии. Экспансия разлагает их, противопоставляя друг другу, выдвигая экономические и политические интересы на первый план и порождая болезненный диссонанс.
Тойнби отвергает и технологический детерминизм как критерий оценки роста цивилизации. Весьма распространено суждение, что техническая вооруженность общества и успехи в деле покорения Природы являются показателем прогресса. Но он считает такой подход малоубедительным и ограниченным. Несомненно, технический прогресс - наиболее очевидное явление в истории культуры. Однако на этом пути обнаруживается немало противоречий. Известны периоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации прекращался и начиналась стагнация, застой. Много примеров тому, когда техника оставалась неизменной, а цивилизация делала значительный шаг вперед. Возражая против периодизации истории общества в зависи-
мости от технических изобретений, Тойнби считает, что такой подход малопродуктивен. Многие технические изобретения «приходили» в различные части мира в разные периоды истории, а иногда и вовсе их не достигали. Например, египетское общество не вышло за рамки бронзового века, а общество майя — каменного. И ни одно из известных обществ, кроме западного, не прошло путь из железного века в машинный. Однако это не дает права ставить западную цивилизацию на высокий уровень, а майя — на низкий.
Еще более опасным является преувеличение роли технического прогресса в современном мире, когда освоение новых источников энергии не прибавило человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что «в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм»1. Научно-технический прогресс сделал жизнь более обеспеченной, комфортной.
' Верно и то, что дары индустрии являются также источником серьезных бед. В некоторых случаях они несут в себе будущую трагедию, а современниками воспринимаются как тяжкое бремя. Человек оказался неподготовленным этически для столь щедрого подарка. Медленное развитие нравственных начал привело к тому, что власть над Природой оказалась в его руках до того, как он овладел искусством владеть собой. Вызов, который в настоящее время брошен историей, имеет моральное значение, призывает силы добра сделать свой выбор, преодолеть нравственное убожество, интеллектуальную и духовную деградацию в обществе.
По мере роста цивилизации поле действия Вызова-и-Ответа смещается из внешней среды во внутреннюю для разрешения проблем, трудностей и противоречий, возникающих в обществе.
Анализируя различные факторы роста цивилизации, Тойнби утверждает, что решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны. Она неизбежно ломает привычные стереотипы действия, вступает в мир парадоксов, вызывая у окружения недоумение, восторг или зависть. Нередко общество приговаривает такого человека к смерти — физической или духовной, отторгает его или «выбраковывает», подобно тому как это делается в стаде, улье, косяке. Поэтому творческий порыв может оказаться для личности роковым.
Появление выдающейся личности вызывает социальный конфликт, масштаб которого зависит от того, насколько возвышается твор-
1 Тойнби А. Постижение истории С. 76.
ческая личность в своих намерениях, проектах над инертным большинством. Ее усилия сталкиваются с сопротивлением тех, кто стремится все оставить без перемен. Такова плата за реформы, новаторство. Социальное равновесие, нарушаемое самим фактом появления выдающейся личности, может быть восстановлено либо ее победой и привлечением большинства на свою сторону, либо поражением.
Тойнби предлагает два варианта восстановления стабильности в обществе.
1. Простейшее решение заключается в том, что все члены общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому с радостью воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Эта ситуация возникает тогда, когда «идеи носятся в воздухе». Но и в этом случае новая творческая идея не способна покорить все общество. В нем всегда останутся силы, настроенные если не враждебно, то критически, и они составляют оппозицию. Акты социального творчества — удел либо творцов-одиночек, либо творческого меньшинства. Г. Уэллс, известный английский писатель, назвал их «солью Земли», ибо эти люди способны посвящать свою жизнь отдаленным и величественным целям.
2. Гораздо чаще встречается второй вариант: когда меньшинство совершает гигантский нравственный и интеллектуальный шаг вперед, большинство не разделяет новых идей и пребывает в косности. Такой «отрыв» может привести к катастрофическим последствиям. «Стагнация масс является фундаментальной причиной кризиса»1, — делает вывод Тойнби. Поэтому так важно, чтобы первооткрыватели подтянули арьергард до своего уровня, ибо они лишь «дрожжи в общем котле человечества». Чтобы привлечь на свою сторону большинство, разбить «кристалл обычая», избежать социального поражения, недостаточно лишь силы духа творческой личности. Необходимо развить в людях способность к восприятию «культурной радиации», стимулировать подражание духовно-нравственному порыву избранных перемен.
Но даже и в этой ситуации, когда возникает гармония между творческим меньшинством и большинством, жизнь не сразу входит в новые берега. Происходит болезненный процесс приспособления к новому окружению и его ценностям.
Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, подтверждаемую множеством примеров из биографий творческих лич-
Там же. С. 222.
ностей. Если идеи не воспринимаются современниками, то такой человек оказывается в «положении непризнанного гения», подвергается насмешкам и даже преследованиям. Это создает ситуацию вынужденного Ухода.
Таким путем временно преодолевается социальный конфликт. В заточении, изгнании подобные люди были лишены' возможности реализации своих идей, но они не утратили энергии творчества. Уход дает возможность временного отступления для накопления сил и поэтому рассматривается как прелюдия Возврата.
Апостол Павел, Будда, Конфуций пережили трагедию непризнания. Иногда творец завоевывает сердца людей посмертно, принося на жертвенный алтарь свою жизнь. В других случаях его возврату содействуют новые поколения.
Только время работает на то, чтобы были приняты заветы пророка. • Обращение к находящимся в изгнании за помощью в разрешении конфликтов, порожденных неспособностью найти выход из кризиса, может стимулировать возврат творческой личности. Момент примирения обычно бывает краткосрочным, а чувство благополучия и стабильности порождает лишь иллюзию постоянства. Духовная пропасть между большинством и меньшинством остается. И тогда происходит снижение чувства и уровня творческих возможностей. «Соль теряет свой вкус». Дистанция между элитой и массой всегда должна сохраняться, ибо развитие общества происходит непрерывно и достигнутая гармония сменяется новым Вызовом. Ритм чередования Вызова-и-Ответа в истории подобен Воскрешению и Смерти, пассивности (Инь) и активности (Янь) — таков общий закон развития и роста цивилизаций.
n* Смена ритмов Вызова-и-Ответа, Ухода-и-Возврата составляет основу движения от стабильности к утрате равновесия, кризису и конфликту и затем вновь к обретению устойчивости.
Пересечение полей активности и пассивности, творческого прорыва и сопротивления определяет жизненную силу иивилизаиий и соответствует периоду их роста.
Однако рост цивилизаций — не бесконечный процесс. Жизненные силы невечны, они ослабевают, истощаются жизненные ресурсы. Тойнби не согласен с утверждением Освальда Шпенглера, что общества подобны организмам и каждому из них определен свой срок жизни. Он называет данный подход проявлением слабости человеческого разума, склонного искать причину собственных неудач вне себя.
Надлом цивилизации
Цивилизации, полагает Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил или предопределенности судьбы, а от собственных рук.
Начало распада он называет Надломом. С чего начинается Надлом цветущей цивилизации, как она утрачивает свои достижения?
Тойнби вновь обращается к идее взаимодействия между творческим меньшинством и инертным большинством.
Увлечь реформами очень важно, но не меньшее значение имеет закрепление их в повседневности, распространение в различных сферах жизни, обретение устойчивости. Без защитного пояса традиций цивилизация идет к опасной черте. Неустойчивое положение, хаотическое движение, неопределенность перемен сопровождаются бесчисленными злодеяниями и деморализацией.
** Другой причиной Надлома Тойнби называет потерю инициативы. Энергия обшества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. .
• ■ я а ■■■ а ■■■■■■■■■■ а ■■ • ■■■ •• ■■■ и я ■ • ■■■ • ■■ а а в а ■ яа а я• ■ • ■ •• ■ я ■ а ■■ • ■■ ••• ■■■■■■■■ • ■ • ■■ ••«• ■ а ■ я яа ■ » •а ■ ■ ■ а»Х
Движение замирает, цели утрачены, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Творческое меньшинство, некогда инициатор изменений, лишается прометеева огня и для поддержания своего авторитета опирается лишь на грубую силу. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство. Добившись успеха, они успокаиваются, «почивают на лаврах» и озабочены лишь собственным благополучием. Наступает психологическая катастрофа опьянения успехом. Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть. Она теряет свои творческие потенции, впадает в пресыщение и необузданность, которые неминуемо ведут к гибели.
Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущербное и слепое обожествление вместо целого части, твари вместо Творца и времени вместо вечности. Это одно из заблуждений человеческого духа, имеющее следствием превращение "высоких божественных трудов" в "мерзость запустения"»1.
В реальной жизни это может проявиться во всеобщем поклонении отдельной личности, социальному институту, техническому средству.
Тойнби А. Постижение истории. С. 259.
Идолопоклонство приводит к бессмысленной растрате человеческой энергии, подталкивает к неравной борьбе, напрасному самопожертвованию, жесткому контролю, пресечению разнообразия, преследованию инакомыслия.
Основной критерий и причина Надломов цивилизации заключаются во внутреннем взрыве, который приводит к утрате свойств самоорганизации. Социальные трещины — следы этого взрыва — бороздят тело надломленного общества.
Так Надлом приводит к Распаду цивилизации.
При «вертикальном» типе раскола общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной братоубийственной войны. Междоусобные конфликты изматывают всех, порождают враждебность и военный психоз, стимулируя изобретение средств массового уничтожения. «Эта война поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать само себя»1. Не менее чем в четырнадцати из шестнадцати случаев Надло"-мов цивилизаций главной их причиной была эскалация междоусобных войн. Остановить их может сокрушительный удар по противнику и установление твердой власти и порядка.
Другой тип раскола — в «горизонтальном» делении общества, появлении новых слоев, сословий, общин, классов. Между ними могут складываться отношения вражды или сотрудничества. Но раскол есть порождение злых страстей, в нем сильны тенденции дезинтеграции. Распад цивилизации идет в общественных структурах и затрагивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, зла, переоценку ценностей.
Правящее меньшинство занимает оборонительную позицию, всячески пресекая попытки обновления курса. Однажды удачно ответив на Вызов истории, оно воздерживается от повторения своих подвигов, сопротивляясь переменам, сохраняя полученные привилегии. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и пополнялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно превратилось в замкнутую систему, группу, строго оберегающую себя от инициативных лидеров. Для него характерна социальная, духовная и душевная косность. Вызовы истории продолжают поступать, но они не получают Ответа.
Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо не желает ничем рисковать в страхе потерять «свое кресло». Оно упря-
Тойнби А. Постижение истории. С. 285.
мее «соляного столпа», в который превратилась жена Лота в наказание за то, что оглянулась на обреченные города. В силу своей косности правящее меньшинство приговаривает себя к неучастию в творчестве и тем самым совершает «Великий Отказ». Оно утрачивает авторитет и привлекательность в глазах многих, ореол власти тускнеет и не вызывает желания подражать ему или поклоняться.
Правящее меньшинство еще продолжает удерживать свою власть, опираясь на насилие либо привлекая к себе «вундеркиндов», соблазняя их привилегиями и обещаниями. Правящее меньшинство неоднородно, в нем Тойнби выделяет типы расточителя, палача и завоевателя. Главной опорой становится универсальное государство, которое охраняет завоеванные привилегии.
Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших свое прежнее положение. Тойнби называет их «новые бедные». Среди них беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, утратившие власть чиновники, разоренные крестьяне, бывшие воины. Мера страданий этих людей различна, но их объединяет общее состояние отторжения от общества, неудовлетворенность, отчуждение. Их облик соткан из жестокости и ненависти, они беспощадны к своим палачам, обвиняя их в беззакониях и произволе. Это «горючий» материал для бунтов и мятежей, ибо в жестокости они превосходят своих притеснителей.
Правящее меньшинство, опираясь на диктаторский режим и военную технологию, подавляет всяческие восстания. На окраинах государства народы, находившиеся прежде под влиянием и протекторатом, тоже проявляют агрессивность, вступая в вооруженную борьбу с правящей элитой. В растущей цивилизации три мощных потока — экономика, политика и культура — объединены в одно целое, подобно белому цвету, «вбирающему» в себя все цвета.
В период упадка это единство распадается, при этом могут получить преобладание либо экономический фактор, либо политические силы. Но почти всегда их усиление сопровождается снижением культурного влияния, происходит потеря нравственных ценностей. Среди выделенных трех элементов в жизни общества преобладающее значение имеет культура. Она представляет собой «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с этим экономический, и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать элементы
7 Зак. 1050
чуждой культуры. Культурное влияние оказывается куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане»1. Соседи отворачиваются от общества, потерявшего свою душу и изменившего внешность, с пренебрежением относятся к его культуре, хотя могут продолжать заимствовать технические достижения или социальные институты.
Тяжелейшим бедствием распада цивилизации Тойнби считает раскол в человеческой душе. Он проявляется в различных формах, затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Духовный опыт раскола приобретает различные формы — от апатии, пассивности до бунта, мятежа. По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более полярными. Они приходят на смену бездумному подражанию и конформизму в прошлом и представляют собой попытку выйти «из общей шеренги».
Пассивная форма поведения — отшельничество, общение с природой, разочарование в общественной деятельности. Активная альтернатива этому — самоконтроль, когда душа «берет себя в руки». В сфере чувств человек испытывает болезненную зависимость от сил зла, которые постоянно демонстрируют свою неуязвимость и непобедимость. Душа ощущает неизбежность своего поражения, тщетность усилий, неспособность к сопротивлению. Она попадает в «смесительный котел», где сочетаются несовместимые ценности и традиции. Активность ищет выхода в соединении человечества с Космосом и Богом.
Но в любых формах, пассивной и активной, проявляется стремление человека обрести убежище, не втягиваться в конфликты. Это выражено в новой формуле жизни, когда предпочтение отдается микрокосму вместо макромира. На фоне этих настроений появляются различные поиски смысла жизни, возврата к природе, возрождение прошлых традиций, обращение к будущему взамен настоящего. Тойнби называет две наиболее типичные тенденции: архаизм и футуризм. Но обе формы представляют собой лишь попытки замазать трещины распада цивилизаций и приводят в конечном счете к разрушительному Насилию.
Утрата жизненного порыва выражается в чувстве непредсказуемости будущего потока жизни, которое испытывает большинство людей в условиях распада. Эта боль есть наказание за грех идолопоклонства, за воздвижение культа твари вместо Творца. Когда сверга-
1 Тойнби А. Постижение истории. С. 285.
ют кумиров, люди чувствуют себя обманутыми, и это сопровождается ожиданием неотвратимости наказания за догматическую веру. Спасение видится в покаянии, очищении от скверны, искуплении вины, в отречении.
Правящее меньшинство неудержимо движется к финалу. Оно приносится в жертву, размывается новыми пришельцами, оттесняется на периферию истории, будучи не в состоянии ни ответить на новый Вызов, ни совершить самоубийство. Происходит «вульгаризация» правящего меньшинства, принимающая форму вынужденного партнерства с деловым миром, и это оказывается наиболее действенным средством в прорыве социальных барьеров. Философия правящего меньшинства быстро увядает, попадая под влияние религии. Религия процветает, философия утрачивает прежние влияние и привлекательность. Первенство выскальзывает из рук правящего класса: он больше не способен обратить людей в свою веру.
Анализируя периоды Генезиса, Роста, Надлома и Распада цивилизаций, Тойнби ставит вполне правомерный вопрос: что же ожидает общество и его культуру в будущем? Исторический процесс бесконечен, хотя его локальные формы смертны. Одни разрушаются, оставляя лишь воспоминания о своем былом могуществе; другие продолжают существование, но в виде реликтов, не внося ничего нового; третьи дают начало новым формам. Болезненное разрушение привычных форм жизни слабому духом человеку представляется катастрофическим, однако более проницательный взгляд может увидеть иную тенденцию. Тойнби называет ее стремлением к высшему духовному единству и возникновению универсального государства. Но это очень отдаленная перспектива.
Выход из кризиса
Пытаясь найти выход из кризиса, Тойнби подробно рассматривает три возможных пути: архаизм, футуризм и преображение.
1. Архаизм представляет собой попытку возвратить некоторые былые формы жизни, заставляет идти вспять, сквозь пороги и водопады, в надежде отыскать ту тихую заводь, что поглотила отцов в смутное время, о чем с горечью повествуют сохранившиеся предания.
Архаизм — это тщательная и хорошо продуманная политика, цель которой — плыть против течения жизни, хотя при этом она требует от пловца определенного усилия и умений. В известном смысле архаизм означает «замораживание» жизни. Порой архаизм стремятся
выдать за возрождение, возврат к прежним символам, социальным институтам, религиозным праздникам, обычаям, обрядам, традициям, художественным стилям, культивируя интерес к родному, но забытому языку. Движение за возврат к прошлому, предпринимаемое в целях излечения душевной болезни, может быть принято лишь частично, ибо воспринятое некритически оно «открывает дверь для самых бесцеремонных и безудержных новаций»1. Архаист занят примирением Прошлого и Настоящего. Он либо уходит в Прошлое, оставляя Настоящее, но тогда броня его убежища не выдерживает натиска Жизни; либо, пытаясь возродить Прошлое через Настоящее, скатывается на грань вандализма, ибо в Настоящем черты Прошлого искажены до неузнаваемости.
2. Футуризм представляет обратную сторону архаизма. Их направления различны, но способ один. Футуризм отвергает настоящее 'во имя незнакомого Будущего. Он основан на заимствовании якобы передовых форм и вначале охватывает повседневную жизнь — моду, манеры, формы отдыха, виды искусства. Футуризм характеризуется нигилистическим отношением к наследию, отвергает устоявшиеся стили в политике, науке, искусстве и устремляется в будущее, поддерживая и утверждая различные формы новаторства. Но прогрессивность футуризма иллюзорна, и вскоре он исчерпывает творческий импульс.
Как архаизм, так и футуризм обнаруживает свою несостоятельность при выходе из кризиса. Но жизнь общества в период распада не может остановиться. Вызовы истории требуют Ответа. В этой ситуации все надежды обращены к лидерам, способным предложить новый путь. Тойнби пишет, что спаситель распадающегося общества может явиться с мечом, опираясь на Насилие. Меч может быть обнажен или спрятан в ножны. Но в любом случае ужасный демон Насилия обнаруживает самоубийственную неуемность и время работает против тех, кто возлагает свои надежды на агрессию.
Иногда в роли спасителя может выступить политический пророк, находящийся в изгнании. Он окружен ореолом славы и благородства и часто бывает возведен в ранг мученика. Он использует «машину времени» для перехода из Прошлого в Настоящее. Но, как правило, его успех бывает временным и иллюзорным.
Еще одно средство спасения состоит в выдвижении лидером мудреца, или «философа в маске короля». Первоначально его порывы
Тойнби А. Постижение истории С. 403.
благородны, но власть заставляет его отойти от гуманных устремлений, отбросить в сторону свод нравственных норм и воспользоваться мечом, который он предусмотрительно сохранил под мантией философа. Тем самым он утрачивает мудрость, приобретая черты лицемера, и это обрекает его на поражение, ибо «взявший меч от меча и погибнет».
Распад цивилизации нуждается в спасителе, который может внести успокоение в человеческие души, а это возможно только силой Веры в Бога. Она указывает выход из того проклятого Града, в котором оказалось общество.
3. Преображение заключается в создании универсального государства и вселенской Церкви. Эта цель ведет к временной остановке социального распада, оживлению творческих сил и надежд. Рано или поздно универсальное государство тоже погибнет, и оживление представляет собой лишь достаточно краткую фазу, за которой следует неизбежное падение.
Универсальное государство — симптом социального распада, попытка взять процесс надлома под контроль, предотвратить падение в пропасть. Это «бабье лето» общества, последний всплеск тепла перед сыростью осени и холодом зимы. Универсальное государство, несмотря на свой неизбежный крах в будущем, воспринимается его жителями как земля обетованная, как цель исторического прогресса. Именно в этом состоит третий путь — Преображение.
Но эти надежды иллюзорны, ибо в недалеком будущем универсальное государство неизбежно разрушится, будет опрокинуто вторжением чужой цивилизации и на его руинах возникнет новое общество.
Источник иллюзии заключен в силе личного обаяния основателей универсального государства, в устойчивости веры в бессмертие, укрепляемой грандиозностью всех сооружений и учреждений. Немалое влияние оказывает всеобъемлющий характер универсального государства, его тоталитарность, стимулирующая психологическое чувство социального единства.
Универсальное государство представляет собой последнюю фазу общества, а мираж бессмертия возникает вследствие ошибочного восприятия его как цели человеческого существования. В период смут и междоусобных войн, когда всюду льется кровь, а жестокость и нетерпимость становятся всеобщими, универсальные государства возникают, чтобы остановить кровопролитие, заменив борьбу сотрудничеством и кооперацией.
Беженцы, изгнанники, переселенцы, рабы и другие жертвы жестокого века при более человечном режиме универсального государства становятся купцами, профессиональными военными, странствующими философами, миссионерами, то есть всеми теми, кто распространяет культуру, не прибегая, как правило, к насилию1.
Для культурной композиции универсального государства характерна высокая степень разнообразия. Его изначальное предназначение — установление мира и согласия, избавление от бед смутного времени. Одно из средств достижения согласия — в возрастании роли религии в обществе, которая становится жизнетворным центром и ядром универсального государства.
Вселенская Церковь впитывает в себя энергию распадающейся цивилизации. Она выражает психологическую потребность людей в преодолении дискомфорта, вызванного смутным временем, открывая каналы для духовности, берет на себя нравственную и интеллектуальную ответственность за состояние дел.
«Во времена успехов и процветания, — пишет Тойнби, — души людские глухи к зову духа, и, напротив, они улавливают даже слабый шепот его, когда суетные мирские дела заканчиваются катастрофой»2.
Сердца их смягчаются страданиями и горестями, и они вновь обращаются к Богу. Междуцарствия, нарушающие мирный ход истории, влияют и на религиозную жизнь, вызывая вспышки духовного озарения и взрывы бурной активности. Религия выступает как сила, способная преодолеть политические и культурные барьеры, разделяющие разные цивилизации. Она переходит из категории социального наследия в предмет свободного выбора и предохраняет человека от новой вспышки идолопоклонства.
Вселенская Церковь не означает слияния религий, а лишь подчеркивает их значение в духовном совершенствовании мира и человека. Вместе с тем Тойнби предупреждает, что церковь как социальный институт не должна вмешиваться в политику, ибо если она попадает в центр мирских событий, то может утратить свою духовную роль, претендуя на утверждение истины любыми средствами, вплоть до насилия.
Озарение души светом высших религий определяет духовный прогресс человечества, ибо утверждает ценность Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.
1 Тойнби А. Постижение истории. С. 408. Там же. С. 415.
Завершая изложение культурологической концепции Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии:
Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче1.
Изучая историю культуры, человек должен быть открыт прошлому опыту, испытывая любознательность и извлекая уроки из процесса Зарождения, Роста, Надлома и Распада цивилизаций, для того чтобы находить блуждающий огонек истины в поисках выхода из периодически возникающих кризисов и веру в бесконечность развития общества и его культуры.
1 Там же. С. 427.
Глава 6
Дата: 2018-11-18, просмотров: 301.