В цилиндропоршневой группе двигателя следует выделить два основных сопряжения: кольцо-гильза и кольцо-канавка поршня. Состояние первого из них определяет герметичность цилиндропоршневой группы, а, следовательно, и мощные пусковые качества. Состояние второго сопряжения определяет в основном изменение расхода масла на угар в процессе эксплуатации двигателя.
Анализ технического состояния цилиндропоршневой группы снятых в капитальный ремонт двигателей КамАЗ-740, проведенный в эксплуатирующих и ремонтных предприятиях, позволил определить параметры распределения износа и отклонения макрогеометрии деталей при средней наработке до ремонта 110 тыс. км (табл. 1.47). Всего было снято измерений по 160 двигателям КамАЗ-740 [113].
Из всего объема поступающих в капитальный ремонт двигателей по техническому состоянию цилиндропоршневой группы можно выделить две группы: 1 – из-за повышенного расхода масла на угар; 2 – из-за трещин на блоке цилиндров. Двигателей первой группы в общем объеме ремфонда – 32%, а второй – 10%. Распределение показателей технического состояния цилиндропоршневой группы по номерам цилиндров по каждой группе двигателей позволило выяснить особенности связанные с конструкцией двигателей.
Из рисунка 1.21 видно, что по двигателям первой группы (со штрихом) наблюдается значительная неравномерность изнашивания по цилиндрам достигающая, например, по износу верхних компрессионных колец 460%. По двигателям второй группы (без штриха), изнашивание деталей цилиндропоршневой группы которых можно считать нормальным, неравномерность по цилиндрам практически отсутствует. Кроме того, величина износа деталей двигателей первой группы в среднем в 3,1 раза больше, чем второй, а по первому цилиндру в 6,1 раза. Такое ненормальное изнашивание цилиндропоршневой группы двигателей первой группы обусловлено попаданием абразивных частиц в цилиндры с воздухом и конструкцией впускного коллектора двигателя.
Таблица 1.47
Параметры распределения показателей технического состояния цилиндропоршневой группы, мкм
Показатели технического состояния | m | S |
Износ гильз цилиндров в поясе остановки верхнего компрессорного кольца в ВМТ в плоскости качания шатуна | 97 | 60,1 |
Овальность гильз цилиндров в том же поясе | 30 | 14,8 |
Овальность гильз в неизношенном верхнем поясе | 11 | 5,7 |
Радиальный износ верхних компрессионных колец | 260 | 459 |
Радиальный износ вторых компрессионных колец | 181 | 210 |
Радиальный износ маслосъемных колец | 196 | 53,8 |
Зазор в стыке верхних компрессионных колец в калибре Ø120+0,021 мм | 1533 | 103 |
Зазор в стыке вторых компрессионных колец | 1310 | 347 |
Зазор в стыке маслосъемных колец | 1161 | 306 |
Торцовый износ маслосъемных колец | 30 | 23,8 |
Зазор в сопряжении верхнее компрессионное кольцо-канавка поршня (в калибре Ø120+0,021 мм) | 224 | 59,6 |
Зазор в сопряжении второе компрессорное кольцо-канавка поршня | 136 | 36,1 |
Зазор в сопряжении маслосъемное кольцо-канавка поршня | 90 | 25,2 |
m – среднее значение; S – среднеквадратичное отклонение.
Рис.1.21. Распределение износа гильз S г - 1 и 1′; радиального износа верхних компрессионных колец Sp – 2 и 2′; зазора в сопряжении верхнее компрессионное кольцо-канавка поршня S к – 3 и 3′ по номерам цилиндров.
|
|
Большое количество абразивных частиц в коллектор попадает из-за нарушения уплотнений воздушного тракта от воздухоочистителя к впускному коллектору. Неравномерность изнашивания по цилиндрам и наибольший износ первого и пятого цилиндров объясняется конструктивными особенностями впускного коллектора (рис.1.22). Траектория абразивных частиц во впускном коллекторе определяется соотношением инерционной и аэродинамической сил.
Самые тяжелые частицы пролетают до конца правой ветви воздушного коллектора и попадают в первый цилиндр, приводя к его наибольшему изнашиванию. Частицы меньшей плотности попадают в левую часть впускного тракта и, пролетая до его конца, попадают в пятый цилиндр, также приводя к его большему износу. Также большое количество абразивных частиц попадает в четвертый цилиндр, приводя к его повышенному изнашиванию, что видно из распределения износа по цилиндрам (ри.1.21).
В остальные цилиндры попадает гораздо меньше абразивных частиц, поэтому износ в них меньше по величине и равномернее по цилиндрам. О повышенной концентрации абразивных частиц на поверхности трения свидетельствуют и эпюры износа гильз по высоте (рис. 1.23). В двигателях первой группы значительный износ наблюдается в верхних поясах. Такая форма эпюры износа свидетельствует о повышенной запыленности воздуха [1, 65, 168, 247].
По двигателям второй группы максимальный износ ниже, чем первой группы, что свидетельствует о малой концентрации абразивных частиц на поверхности трения. Таким образом, долговечность двигателей значительно снижается вследствие недостаточной защиты от пыли. Улучшение очистки воздуха позволяет более, чем в три раза снизить интенсивность изнашивания деталей цилиндропоршневой группы и значительно повысить долговечность двигателей.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 415.