Анализ дефектов поршней и колец
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поршень (деталь 740.1004016) имеет повреждения, распределение которых приведено в табл. 1.40, схематичное изображение которых дано на рис. 1.8

Таблица 139

Распределение повреждений поршней

№ п/п Наименование повреждений %
1 Износ канавок под поршневые кольца 54
2 Трещина на днище в камере сгорания 20
3 Забоины на днище, юбке и кольцевых канавках 6,4
4 Выкрашивание металла над нирезистовой вставкой 1,1
5 Задиры и натиры на юбке поршня 0,15
6 Обрыв и разрушение поршня 0,1
7 Оплавление и прогар поршня 0,05

Рис. 1.8. Схема основных повреждений поршней (номера по табл. 1.39)

 

Из-за абразивного изнашивания канавок свыше допустимого возрастает расход масла на угар. Пылевому износу подвержены канавки компрессионных колец, особенно верхнего. Канавки маслосъемных колец в пределах ресурса практически не изнашиваются. Отверстия под поршневой палец в пределах ресурса так же практически не изнашиваются (не более 0,02 мм). По юбке поршня изнашивается только коллоидное покрытие.

Трещины на днище появляются по образующей камеры сгорания, особенно в местах выхода углублений под тарелки клапанов в камеру сгорания. На одном поршне может быть до 10 трещин длиной 5-8 мм. В настоящее время поршни с трещинами допускается использовать. Забоины на днище, юбке, кольцевых канавках образуются вследствие разрушения клапанов, седел клапанов и поршневых колец при работе двигателя. Выкрашивание металла под нирезистовой вставкой носит усталостный характер. Натиры и задиры на юбке поршня появляются, как правило, из-за перегрева двигателя или деформации гильзы цилиндра. В целом по результатам дефектовки 54% поршней бракуется, остальные идут на сборку. При ремонте часть поршней восстанавливается расточкой компрессионных канавок в ремонтный размер (было 2,96 мм, стало 3.43 мм) [213].

Поршневое кольцо (деталь 740.1004.032) имеет основной дефект, характеризующийся повышенным радиальным износом и по высоте, что обусловлено некачественной очисткой воздуха. Случаев поломки колец встречается мало (0,2%). Особенно большой износ у верхних компрессионных колец (встречаются кольца с износом 4,25 мм при толщине кольца 5 мм). При ремонте поршневые кольца сдают в утиль. Разработаны и внедрены ремонтные и поршневые кольца, увеличенные по высоте.

 

Анализ дефектов шатунов

Значительных износов поверхностей шатуна (деталь 740.1004045), изгиба, скручивания при нормальной работе не происходит. При аварийном разрушении шатуна наступают особенно тяжелые последствия и, как правило, это приводит к пробою блока цилиндров, забоинам и деформации коленчатого и распределительных валов. Распределение основных повреждений шатуна приведено в табл. 1.40. схематически повреждения приведены на рис. 1.9.

Наибольший износ втулки верхней головки шатуна наблюдается в плоскости оси шатуна, то есть в плоскости действия газовых и инерционных сил. Задиры, прижеги, проворачивание вкладышей на шатунных шейках приводят к повреждению нижней головки шатуна в виде задиров и прижегов. Втулки заменяются при ремонте, нижняя головка имеет один ремонтный размер (расточка на 0,5 мм), больше не позволяют болты, так как расточка выходит на их поверхность.

Таблица 1.40

Распределение повреждений шатуна

% п/п Наименование повреждений %
1 Повышенный износ втулки верхней головки шатуна (более 50 мкм)   35
2 Задиры, прижеги на нижней головке шатуна 1,8
3 Усталостное разрушение тела шатуна 0,4
4 Обрыв шатунных болтов 0,2

 

Рис. 1. 9. Схема основных повреждений шатуна (номера по табл. 1.40)

 

Усталостное разрушение тела шатуна, как правило, происходит по радиусу от галтели головки шатунного болта (рис. 1.9). В настоящее время при ремонте бракуется 7% шатунов, восстанавливаются в основном заменой втулки верхней головки – 28%, годные – 65%. Следует отметить, что значительно снизилось число усталостных разрушений тела шатуна и шатунных болтов, после внесенных конструктивно-технологических изменений по шатуну. По шатуну увеличен радиус сопряжения плоскости под головку шатунного болта со стержнем шатуна. По шатунному болту увеличен радиус канавки под головкой болта, изменена посадка шатунного болта в отверстии шатуна и введена обработка болтов фосфатированием для снижения трения болта о головку и случаев обрыва шатунных болтов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 594.