Система смазки (рис.1.11.) двигателя – комбинированная, с «мокрым» картером. В нее входит масляный насос, два фильтра (центробежный и полнопоточный), масляный поддон (основная емкость), масляный радиатор, масляные магистрали, в которых предусмотрены перепускные и предохранительные клапаны и манометр.
Рис.1.11 Схема системы смазки двигателя КамАЗ-740: 1- масляный насос; 2- масляный фильтр; 3- главный масляный канал; 4- канал подвода к коренной шейке; 5- коренные шейки; 6- масляной картер
Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к втулкам коромысел, к подшипникам ТНВД и компрессора. К верхним сферическим опорам штанг механизма газораспределения масло подается пульсирующей струей, а к остальным деталям – разбрызгиванием или самотеком.
Из поддона масло через маслоприемник засасывается в секции масляного насоса. Через канал в правой стенке блока масло из секции подается в корпус полнопоточного фильтра, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, и поступает в главную масляную магистраль. Из главной масляной магистрали масло по каналам в перегородках блока подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коромысел. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца и поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца и верхней головки шатуна.
По каналу в задней стенке блока и по трубке масло под давлением поступает к подшипникам компрессора. Из канала в передней стенке блока предусмотрен отбор масла для смазки подшипников топливного насоса высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается к расположенному в переднем торце блока термосиловому датчику и далее, когда включен кран, в гидромуфту. Масло из радиаторной секции насоса поступает к фильтру центробежной очистки, затем в радиатор, а из него в поддон. Когда кран закрыт, масло из центробежного фильтра сливается в поддон двигателя через сливной клапан.
Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый, производительность основной секции 85 л/мин, радиаторной – 16 л/мин. Передняя нагнетающая секция масляного насоса подает масло в систему смазки двигателя, а задняя (радиаторная) – в фильтр центробежной очистки и радиатор.
Предохранительный клапан, нагнетающей секции отрегулирован на давление 0,8-0,85 МПа и перепускает масло из нагнетающей полости во всасывающую. Предохранительный клапан радиаторной секции, отрегулирован на давление 0,8-0,85 МПа.
Клапан системы смазки (дифференциальный) размещенный в корпусе нагнетающей секции, предназначен для ограничения давления в главной магистрали и отрегулирован на давление начала открытия 0,4-0,45 МПа.
Масляный поддон стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Между поддоном и блоком установлена герметизирующая резино-пробковая прокладка толщиной 3,0 мм.
Полнопоточный фильтр очистки масла прикреплен тремя болтами к правой стенке блока цилиндров. При увеличении сопротивления фильтра (при низкой температуре масла или засорения фильтрующих элементов) масло, минуя фильтрующие элементы, поступает через перепускной клапан в главную магистраль. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 0,25-0,3 МПа.
Фильтр центробежной очистки масла с активно-реактивным приводом ротора, установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя.
Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение под действием струи масла, вытекающей из щели-сопла в оси ротора, а также реактивных сил, возникающих на выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла в роторе.
При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в оси ротора в трубку поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 0,05-0,07 МПа и ограничивает максимальное давление перед центрифугой.
Во избежание нарушения балансировки ротора при обслуживании фильтра на роторе и колпаке ротора выполнены метки, которые необходимо совмещать при его сборке.
Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного охлаждения. При температуре выше 00С, а также при работе автомобиля в тяжелых дорожных условиях необходимо включать масляный радиатор, открывая кран, находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла. При температуре ниже 00С рекомендуется выключать масляный радиатор.
Система вентиляции картера открытая, без отсоса газов. Картерные газы проходят через сапун-уловитель отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 796.