Саморазвитие личности, как одного из факторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Делового успеха.

 

Для организации процесса делового общения и эффективной деятельности личности важным элементом является ее саморазвитие. Саморазвивающаяся личность неизбежно выходит за пределы приспособления своих первоначальных целей и стремлений, перестает быть «себе тождественной», и в этом условие ее совершенствования.

Развитие личности состоит из следующих компонентов:

3. Совершенствование сознания.

4. Развитие мышления.

1. Совершенствование сознания состоит из развития следующих элементов и их характеристик:

· речи;

· внимания;

· восприятия;

· памяти;

· воображения;

· эмоций, чувств, настроения;

· воли.

Речь в деловом общении играет важную роль и направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.

 

 


Выделяют следующие виды речи:

· внешняя (письменная и устная);

· внутренняя (фаза планирования поступка).

Основными характеристиками речи являются:

· информативность – ценность сообщаемых фактов и способность к общению;

· понятливость – взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся;

· выразительность – ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Внимание  в деловом общении позволяет настроиться на восприятии важной информации и на выполнение поставленных задач.

 

 


Основными характеристиками внимания являются:

· концентрация – качество, определяющее его высокую интенсивность и направленность на какой-либо объект;

· направленность – избирательный характер (преднамеренный или непреднамеренный) выбора объекта;

· устойчивость – длительность сохранения концентрированного внимания.

Восприятие позволяет сформировать в процессе делового общения целостный образ какой-либо проблемы.

 

 

 


Основными характеристиками восприятия являются:

· осмысленность, избирательностькачества, способствующие преднамеренности восприятия, как части какой-либо деятельности, так и самостоятельного процесса – наблюдения.

Память, как один из элементов делового общения, позволяет осмысленно запоминать различные факты и проблемы для использования их в дальнейшей практической деятельности.

 

 


Основной характеристикой памяти является:

· запоминание процесс закрепления в памяти нового путем связывания его с приобретенными ранее знаниями.

Воображение в деловом общении позволяет представлять отсутствующий или реально не существующий предмет или проблему и манипулировать им для прогнозирования дальнейшей практической деятельности.

Одной из характеристик воображения является творческое воображение, которое позволяет создавать новые образы без опоры на готовое описание или условное изображение (схему, чертежи и т.д.)

 

 


Эмоции, чувства, настроения в деловом общении играют, как позитивную, так и негативную роль. Для продуктивного делового общения необходимо контролировать психологические переживания, учиться управлять ими, что является весьма важным в процессе саморазвития личности.

 

 

 


Основными характеристиками эмоций, чувств и настроения являются:

· фазность – нарастание напряжения и сменяющее его разрешение;

· полярность – противоположность переживаемых чувств;

· выражение отношения к объекту – положительного отрицательного или неопределенного переживания.

Воля в деловых отношениях позволяет действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом препятствия. Развитие воли важная составляющая развития личности для самоутверждения человека в коллективе и решения поставленных задач.

 

 

Основными характеристиками воли являются:

· решительность – быстрый и обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения;

· целеустремленность – подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать силы и способности для ее достижения;

· смелость – способность преодолевать чувство страха и растерянности;

· настойчивость – способность доводить до конца принятое решение, достигать цели, преодолевая препятствия на пути к ней;

· выдержка, самообладание – способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели;

· мужество – способность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения;

· инициативность – волевое качество, благодаря которому человек действует творчески;

· самостоятельность – способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения;

· дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам.

2. Развитие мышления предполагает:

· качественное и избирательное восприятие как основу формирования правильных представлений, суждений, понятий;

· формирование понятий, суждений и представлений на уровне современных научно-практических требований и с учетом собственной личной ориентации;

· формирование прочных системных связей между понятиями, суждениями и представлениями, отклонение случайных связей с помощью совершенного овладения мыслительными операциями.

Основными характеристиками мышления являются:

· широта – способность охватить весь вопрос, не упуская необходимых частностей. Основывается на всесторонних и глубоких знаниях, проявляется в кругозоре;

· глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему;

· самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

· гибкость – выражается в свободе мысли от влияния стереотипных способов решения проблем, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;

· быстрота – способность быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение;

· критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Общая схема элементов личности, которые необходимо развивать для повышения самоорганизации личности, представлена на рисунке 7.10.

Для развития мышления необходимо развивать такие операции мыслительного процесса, как анализ и синтез.

Различают два вида анализа:

1. Анализ, как мысленное разложение целого на части.

2. Анализ, как мысленное выделение в целом отдельных признаков, свойств или сторон.

 

 


Различают два вида синтеза:

1. Синтез, как мысленное объединение частей целого.

2. Синтез, как мысленное объединение отдельных признаков, свойств или сторон целого.

 

 


Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой.

Производными от анализа и синтеза являются такие операции, как:

· сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-то признаку и по ряду признаков и свойств. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т.е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос.

· обобщение – мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимая предпосылка обобщения – сравнение предметов и явлений друг с другом.

 

 

Саморазвитие личности

 

Развитие сознания

 

 

Речь

 

Информативность
Понятливость
Выразительность
   

 

Внимание

Концентрация
Направленность
Устойчивость
   
Восприятие Осмысленность, избирательность
   
Память Запоминание
   
Воображение Творческое воображение
   

 

Эмоции, чувства, настроения

Фазность
Полярность
Выражение отношения к объекту
   

 

 

Воля

 

Решительность
Целеустремленность
Смелость
Настойчивость
Выдержка
Мужество
Инициативность
Самостоятельность
Дисциплинированность
     

Развитие мышления

 

 

Мышление

Широта
Глубина
Самостоятельность
Гибкость
Быстрота
Критичность

 

Рис. 7.10. Схема саморазвития личности.

 

Выделяя общее в предметах или явлениях, а вместе с тем вскрывая различия между ними, человек получает возможность систематизировать их.

· систематизация или классификация предметов или явлений – мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.

· абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

· конкретизация – мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю. Для этого снова необходим анализ этого частного случая, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону.

Операции мышления обычно не выступают «в чистом виде». В решении поставленной задачи человек использует тот или иной набор операций.

В ходе трудовой деятельности саморазвитие личности играет важную роль. Этот процесс основан на совершенствовании сознания и развитии мышления. Комплексный подход к этим вопросам позволяет выработать у личности инициативность, ответственность, коммуникабельность, что оказывает непосредственное влияние на функционирование организации и построения деловых отношений в трудовом коллективе.

 









Тест

«Определение силы воли»[4]

Воля – одно из важнейших качеств лидера, условие эффективного руководства. Она представляет собой сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление препятствий при достижении цели. Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется, прежде всего, посредством преобразования спонтанных, непроизвольных психических процессов в произвольные, контролируемые, с помощью обретения человеком контроля над своими действиями и поведением и выработки эмоционально-волевых качеств. Развитая волевая саморегуляция позволяет индивиду ставить и решать более трудные и перспективные задачи, требующих длительных усилий. Это позитивно сказывается на результатах деятельности и деловой карьеры.

Инструкция

Вам предлагается 20 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите наиболее подходящие для вас ответы и запишите их в бланк для ответов ( или на отдельном листке).

 

Опросник

Дата: 2018-11-18, просмотров: 287.