Характер составляет основу морально-волевых свойств личности и проявляется, как непосредственно (в стилях общения), так и опосредованно (через мотивы и способы поведения).
![]() |
Рассмотренные выше характеристики личности формируют четыре типа поведения людей в организации:
· независимый;
· ориентирующийся на руководство или лидерство;
· нейтральный;
· зависимый, предполагающий подчинение.
Каждый тип поведения характеризуется:
· объективными и субъективными мотивами;
· пониманием необходимости определенного типа поведения;
· склонностью к типу поведения.
Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что в трудовом коллективе возникают следующие межличностные отношения:
Вынужденный или внешне навязанный.
2. Желательный;
Осознанная необходимость.
1. Вынужденный или внешне навязанный тип поведения обусловлен непониманием важности, необходимости, отсутствием соответствующих навыков и привычек и т.д. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
2. Желательный тип поведения при руководстве или подчинении является внутренне желанным и приносит определенное удовлетворение работникам. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить удовольствие от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, т.е. также обретают своего рода свободу.
Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния.
3. Осознанная необходимость вытекает из чувства долга. В этом случае деловое общение в коллективе имеет по-настоящему активный, творческий характер. Деловые отношения носят конструктивный характер. Они эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.
Для успешного межличностного общения определяющими чертами личности являются:
· уверенность в себе;
· общительность;
· способность к самовыражению;
· уравновешенность;
· объективность.
У каждого человека эти качества проявляются в различной степени, причем одни могут компенсировать недостаток других.
Факторы, влияющие на поведения личности можно классифицировать на:
· внутренние;
· внешние.
Факторы, характеризующие поведение личности, представлены на рисунке 7.9.
К основным внутренним факторам, характеризующим поведение личности, относятся:
1. Природные свойства личности, его индивидуально - психологические особенности;
2. Система мотивов личности;
1. Природные свойства личности закладываются от рождения и характеризуются той или иной степенью выраженности:
s активности;
s эмоциональности;
s первичности или вторичности.
Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов организации полезна для нее, способствует росту результативности, однако она требует постоянного контроля, поскольку, перейдя некий предел, становится разрушительной.
![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||
Природные свойства личности | Система мотивов личности |
| Круг общения личности | ||||
|
| Роль личности | |||||
Активность | Потребности | Статус личности | |||||
Эмоциональность | Интересы |
| |||||
Первичность или вторичность | Убеждения, ценности | ||||||
| Чувства по отношению к различным сторонам жизни | ||||||
Сила |
Уравновешенность
| Подвижность |
| ||||
Рис. 7.9. Факторы, характеризующие поведение личности.
Крайним выражением активности является, с одной стороны:
· большая энергия;
· стремительность в движении, деятельности, речи.
с другой стороны:
· вялость;
· пассивность психической деятельности, речи, жестикуляции.
Эмоциональность может быть высокой или низкой.
![]() |
Внешне эмоциональность выражается в эмоциях, которые могут быть положительными (радость, удовольствие) или отрицательными (страх). Первые вызывают стремление субъекта продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые - избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных.
Устойчивые и продолжительные эмоции, возникающие у человека по отношению к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, называются чувствами. Чувства (например, преданность организации) можно в определенной степени формировать, направляя, таким образом, поведение личности в нужную сторону.
![]() |
В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как:
s сила;
s уравновешенность;
s подвижность.
Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок.
Уравновешенность проявляется в неизменности поведения. При этом, в случае неуравновешенности, будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность.
Подвижность выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к быстрой смене ситуации.
Лицам с первичными свойствами характера это легко удается. Они быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому.
2. Система мотивов личности включает в себя:
· потребности, к которым относятся биологические, психологические и социальные;
· интересы – осознание соответствующей потребности;
· чувства по отношению к различным сторонам жизни и конкретным объектам;
· убеждения, ценности.
Система мотивов личности имеет одно из решающих значений для организации делового общения, а также для достижения делового и профессионального успеха.
Без учета характера сотрудников невозможно организовать конструктивное деловое общение в коллективе и эффективно управлять им. Существуют различные типы характеров личностей, однако в чистом виде конкретным типом характера обладает приблизительно половина работников. У остальных членов коллектива наблюдается смешанный тип характера, который следует учитывать при организации деловых отношений.
К основным типам характера относятся:
· гиперактивный ;
· аутистический ;
· лабильно-циклоидный;
· демонстративным;
· «застревающий»;
· психастенический;
· конформный;
· неустойчивый.
Гиперактивный тип характеризуется общительностью, открытостью, увлеченностью, предприимчивостью, активностью, доброжелательностью, легким отношением к трудностям и неудачам. Однако работники гиперактивного типа поверхностны, им трудно сосредоточиться, а, следовательно, и заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости работой. Таким людям в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций, предполагающих широкие контакты с окружающими, однако при условии отсутствия конфликтных ситуаций, поскольку они вспыльчивы.
Аутистический тип характеризуется скрытностью, малообщительностью, неконтактностью.
Люди с таким характером с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, что вызывает непонимание и обиды со стороны окружающих. Несмотря на сухую официальную манеру поведения, приверженность формально-деловому стилю в отношениях, эти люди пользуются уважением за свою независимость, самостоятельность, глубокие знания, стремление во всем разобраться. Обычно они хорошие исследователи, консультанты, эксперты. Сотрудничать с ними сложно, и лучше других это удается обладателям предыдущего типа характера, которые являются их практически полной противоположностью.
Лабильно-циклоидному характеру, свойственны значительные перепады настроения, активности, работоспособности, вызываемые как внешними обстоятельствами, например, поведением окружающих, так и внутренними процессами, обусловленными физиологическим состоянием организма. Эти люди часто конфликтуют с другими по пустякам, что затрудняет работу с четким напряженным ритмом, особенно в нестабильном коллективе.
Демонстративный тип характеризуется стремлением личности к успеху, причем зачастую любой ценой, некритически оценивая при этом свои возможности и поведение, что ставит их действия на грань авантюры. В то же время способность подстраиваться под других, вести себя так, как того от них ждут, манипулировать окружающими и т.п. приносит им успех. Так как их действия могут представлять угрозу для стабильности коллектива, таких людей нужно жестко контролировать и держать «на расстоянии».
«Застревающий» характер во многом похож на демонстративный, однако, властолюбие его обладателей является открытым и носит оттенок деспотизма. Эти люди эгоистичны, нетерпимы к критике, упрямы, долго помнят обиды, накопление которых может создать «критическую массу» негативных эмоций и почву для агрессии против других. При получении важных позитивных результатов у них может развиться комплекс «головокружения от успехов». Считается, что по отношению к такого рода личностям нужно проявлять терпимость, поскольку в отличие от предыдущей категории они большей частью честны и открыты, что позволяет использовать их положительные качества, но ограждать от власти.
Психастенический тип характеризуется добросовестностью и пунктуальностью, хорошими знаниями и рационализмом в действиях, основанным на глубоком осмыслении фактов и событий. Однако им свойственно постоянно во всем сомневаться, стремиться объять необъятное, бесконечно продолжать свои изыскания, добиваясь совершенства, в результате чего им бывает трудно вовремя остановиться и принять решение, особенно ответственное. Несмотря на все их способности, нерешительность обычно препятствует им занимать руководящие должности.
Конформному типу характера свойственна мягкость, несобранность, уступчивость, несамостоятельность.
![]() |
Обладатели конформного характера могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих. Они быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, проникаясь их проблемами, и подчиняются им. Консервативность, склонность к регламентам, уступчивость делают их незаменимыми заместителями, не претендующими на первенство, но обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и сохранение стабильности и низкого уровня конфликтов в организации.
Неустойчивый тип характеризуется отсутствием твердых принципов поведения и развитым чувством долга. Обладатели неустойчивого типа характера ради удовольствия готовы пренебречь своим долгом и даже элементарными служебными обязанностями. В то же время они мягки в обращении, легко завоевывают симпатии других, поэтому для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой форм деятельности, однако при наличии жесткого контроля.
На поведение работников также оказывают влияние и внешние факторы, к которым относятся:
· круг общения личности;
· роль личности;
· статус личности.
1. Круг общения личности, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяются:
· круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации;
· круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации;
· круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых.
В каждом конкретном круге общения складывается своя микросреда, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках деловых отношений.
При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в глазах нового руководителя. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.
2. Роль личности характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются:
· способом получения;
· направленностью;
· степенью определенности;
· формализацией эмоциональности.
Роль личности диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других. На ролевое поведение влияют:
· характер личности;
· истолкование им своей роли, ее приемлемость;
· соответствие роли возможностям и желаниям личности.
3. Статус личности, который может быть обусловлен происхождением человека или его профессионально-должностным положением.
В соответствии с этим статус личности бывает формальным и неформальным.
Формальный статус личности определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач. Формальный статус отражает место личности в профессионально-должностной иерархии и обеспечивает совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.
Неформальный статус определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как:
· пол;
· возраст;
· знания;
· опыт;
· культура;
· связи;
· нравственные качества.
Неформальный статус получил название авторитет. Авторитет формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной информации. Сознательная фальсификация распространяемой информации, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении личности о самом себе.
На практике авторитету личности могут угрожать следующие ситуации:
· неблагоприятный морально-психологический климат в организации;
· целенаправленная деятельность соперников по подрыву авторитета;
· случайные неудачи и т.п.
Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, поскольку своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитету, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае возможны:
· уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;
· блокирование нежелательной информации;
· подкуп (например, в виде ослабления требований);
· угрозы и шантаж по отношению к окружающим;
· дистанцирование от других сотрудников (высокомерное поведение и т.д.);
· запутывание многословными рассуждениями;
· раздача невыполнимых обещаний и т.д.
Тест
«Ведущий или ведомый?»[3]
Каждый из нас подвержен влиянию других людей и, в свою очередь, сам влияет на них с той или иной целью. Руководители, политики, педагоги, врачи, журналисты делают это в силу специфики своей профессии. Если вы хотите знать, обладаете ли вы способностью влиять на окружающих, испытайте себя с помощью теста, разработанного польскими психологами.
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя варианты «да» или «нет».
Опросник
1. Как, по-вашему, подошла ли вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?
3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где вы сами хотели его добиться?
6. Любите ли вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?
7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли вы менять мебель в квартире?
11. Нравиться ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?
13. Нравится ли вам демонстрировать в своей компании, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?
Подведите итоги
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете 5 баллов за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и за ответ «нет» на вопросы: 2,8,9. Оцените свой результат.
Если вы набрали от 65 до 50 баллов, то вы – человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибку, учить их, чтобы пробуждать в них интерес к внешнему миру. Тех, кто не разделяет ваши принципы, вы способны убеждать без особых церемоний. Вы это умеете. Однако вам надо следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе вы превратитесь в фанатика и тирана.
Если вы набрали от 49 до 35 баллов, то вы обладаете некоторым влиянием на других, способность влияния выражена умеренно.
Если вы набрали от 34 до 0 баллов, то, увы, вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенным.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 308.