Способности
Общие
Элементарные частные
Сложные частные
Способности по направленности
Специальные
Профессиональные
Технические
Интерсоциальные
Конструктивные
Организационные
Теоретические
Практические
Теоретические
Практические
Теоретические
Практические
Педагогические и др.
Рис. 7.3. Классификация способностей личности.
Наряду с навыками можно выделить привычки.
Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления.
Наиболее существенной для управления и делового общения является классификация типов мышления по следующим классификационным признакам:
По форме представления и отражения существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи.
По форме представления и отражения существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи
Инструкция
«Опросный» лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
3. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать только один из них, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».
4. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».
5. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа, нет «хороших» и «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».
Ответ «НАИБОЛЕЕ» получает 2 балла, «НАИМЕНЕЕ» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Набранные баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно (направленность на себя – Я; направленность на общение – О; направленность на дело – Д).
Опросник
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделано хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол)то я хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше всех.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценя;
б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практичный ум и смекалку .
19. Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего, выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
Подведите итоги
Подсчитайте баллы, воспользовавшись ключом в таблице 7.1.
Таблица 7.1.
Ключ к тесту
№ п/п | Я | О | Д | № п/п | Я | О | Д |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | А Б А В Б В В А В А Б Б В А | В В В Б А А Б Б А В В А А В | Б А Б А В Б А В Б Б А В Б Б | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 | Б А А А А В Б Б В Б А В Б | В В В Б Б Б А А А В В А А | А Б Б В В А В В Б А Б Б В |
2. Темперамент и характер личности в деловом общении.
Личность человека определяется, как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и делового общения.
Личность определяется совокупностью различных компонентов человека, которые образуют структуру личности.
Выделяют три основные компоненты личности:
1. Биологическая, к которой относится:
· темперамент;
· половые свойства;
· возрастные свойства.
2. Психологическая, которая выражается в характере личности.
3. Социальная, к которой относятся:
· социальный опыт;
· направленность;
· интеллект.
Основные составляющие личности представлены на рисунке 7.5.
Внешне личность человека проявляется в типах его поведения, который может быть:
· эмоционально нестабильным;
· эмоционально стабильным.
Эмоциональная нестабильность характеризует постоянное эмоциональное напряжение, переживание личной угрозы, повышенную чувствительность к неудачам и ошибкам, склонность к самообвинению, стремлению к самосовершенствованию.
Эмоциональная стабильность характеризуется противоположными свойствами – уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать другим людям.
Биологическая компонента |
| Психологическая компонента |
| Социальная компонента | |||
Темперамент | Характер | Социальный опыт | |||||
Половые свойства |
| Направленность | |||||
Возрастные свойства |
| Интеллект | |||||
Рис. 7.5. Основные компоненты личности.
Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости личности, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру. В начале 70-х гг. ХХ века швейцарский психиатр К.-Г. Юнг предложил характеризовать психологические особенности личности, через понятия «экстраверсия» – «интроверсия».
Экстраверсия указывает на такие психологические особенности личности, когда он сосредотачивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектов, иногда за счет своих собственных интересов принижения личной значимости.
Экстраверт свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.
Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, своем внутреннем мире.
Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.
Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент, который определяется сочетанием экстраверсии, интроверсии и эмоциональных характеристик личности.
В известной мере темперамент влияет на характер и стиль работы, на отношения с окружающими и т.д.
Свойства темперамента (индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости, напряженность волевых усилий и т.д.) являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях необходимо учитывать свойства темперамента.
В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа.
Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические особенности):
1. Сангвиник: живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
2. Холерик: быстрый, порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
3. Флегматик: медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями. Для флегматика характерны внешне слабо выраженные душевные состояния.
4. Меланхолик: легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружение.
Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которого он зависит, может немного меняться в зависимости от условий жизни (например, в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания и т.д.).
Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека. Ни один элемент личности (ее направленности, способности и т.д.) не предопределен темпераментом, но динамические особенности проявления всех свойств личности в определенной степени зависят от него. В определенных ситуациях человек может нейтрализовать отрицательные проявления темперамента благодаря ряду черт характера.
Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.
Характер формируется за счет:
s личности;
s среды;
s воспитания;
s психологических состояний;
s поступков;
s привычек
Формирование характера можно представить в виде схемы, которая приведена на рисунке 7.6.
Среда, личность |
Воспитание |
Ситуативные психологические состояния |
Поступки |
Привычки |
Характер |
Рис. 7.6. Формирования характера.
Основными элементами структуры характера являются:
Симптомокоплексы .
Тест Г.Айзенка
«Темперамент личности»[2]
Тест может использоваться для определения базовых личностных качеств и особенностей работников, которые необходимо учитывать в процессе руководства коллективом, для обеспечения психологической совместимости и повышения эффективности взаимодействия сотрудников, особенно в условиях сплоченных рабочих групп и команд.
Инструкция
В адаптивном тесте Г. Айзенка 57 вопросов, с помощью которых исследуются некоторые ваши личностные характеристики, а не умственные способности. Для того чтобы вы могли правильно определить свое место в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма (высокой эмоциональной устойчивостью), необходимо давать искренние ответы на все вопросы теста. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить лишь «да» или «нет», не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Среднего значения на ответы не предусмотрено. Ответы следует записывать на отдельном листе бумаги, отмечая, например, номера тех вопросов, на которые дан положительный ответ. При групповой работе, а также в случаях, когда требуется заключение экспериментатора о результатах тестирования, ответы рекомендуется записывать в протоколе занятий, форма протокола представлена в таблице 7.2
Таблица 7.2..
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЙ
Фамилия, имя, отчество_______________________ Дата_____________
Возраст_________ Образование__________ Профессия______________
№ п/п | Ответ | № п/п | Ответ | № п/п | Ответ | |||
да | нет | Да | нет | да | нет | |||
1 7 12 15 | 20 21 22 38 | 39 40 41 57 |
Опросник
1. Часто ли вы используете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вы отказываетесь от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникали ли у вас когда-нибудь чувства, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли вас терзает чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напряжены до предела?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему с мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?
32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, что вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что вы раздражительны?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
50. Могли ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли , что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Подведение итогов
Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого по ключу по таблице 7.3.
Таблица 7.3.
Ключ к тесту
Осознанная необходимость.
1. Вынужденный или внешне навязанный тип поведения обусловлен непониманием важности, необходимости, отсутствием соответствующих навыков и привычек и т.д. В этих условиях выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.
2. Желательный тип поведения при руководстве или подчинении является внутренне желанным и приносит определенное удовлетворение работникам. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить удовольствие от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, т.е. также обретают своего рода свободу.
Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния.
3. Осознанная необходимость вытекает из чувства долга. В этом случае деловое общение в коллективе имеет по-настоящему активный, творческий характер. Деловые отношения носят конструктивный характер. Они эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности.
Для успешного межличностного общения определяющими чертами личности являются:
· уверенность в себе;
· общительность;
· способность к самовыражению;
· уравновешенность;
· объективность.
У каждого человека эти качества проявляются в различной степени, причем одни могут компенсировать недостаток других.
Факторы, влияющие на поведения личности можно классифицировать на:
· внутренние;
· внешние.
Факторы, характеризующие поведение личности, представлены на рисунке 7.9.
К основным внутренним факторам, характеризующим поведение личности, относятся:
1. Природные свойства личности, его индивидуально - психологические особенности;
2. Система мотивов личности;
1. Природные свойства личности закладываются от рождения и характеризуются той или иной степенью выраженности:
s активности;
s эмоциональности;
s первичности или вторичности.
Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов организации полезна для нее, способствует росту результативности, однако она требует постоянного контроля, поскольку, перейдя некий предел, становится разрушительной.
Природные свойства личности | Система мотивов личности |
| Круг общения личности | ||||
|
| Роль личности | |||||
Активность | Потребности | Статус личности | |||||
Эмоциональность | Интересы |
| |||||
Первичность или вторичность | Убеждения, ценности | ||||||
| Чувства по отношению к различным сторонам жизни | ||||||
Сила |
Уравновешенность
| Подвижность |
| ||||
Рис. 7.9. Факторы, характеризующие поведение личности.
Крайним выражением активности является, с одной стороны:
· большая энергия;
· стремительность в движении, деятельности, речи.
с другой стороны:
· вялость;
· пассивность психической деятельности, речи, жестикуляции.
Эмоциональность может быть высокой или низкой.
Внешне эмоциональность выражается в эмоциях, которые могут быть положительными (радость, удовольствие) или отрицательными (страх). Первые вызывают стремление субъекта продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые - избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных.
Устойчивые и продолжительные эмоции, возникающие у человека по отношению к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, называются чувствами. Чувства (например, преданность организации) можно в определенной степени формировать, направляя, таким образом, поведение личности в нужную сторону.
В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как:
s сила;
s уравновешенность;
s подвижность.
Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок.
Уравновешенность проявляется в неизменности поведения. При этом, в случае неуравновешенности, будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность.
Подвижность выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к быстрой смене ситуации.
Лицам с первичными свойствами характера это легко удается. Они быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому.
2. Система мотивов личности включает в себя:
· потребности, к которым относятся биологические, психологические и социальные;
· интересы – осознание соответствующей потребности;
· чувства по отношению к различным сторонам жизни и конкретным объектам;
· убеждения, ценности.
Система мотивов личности имеет одно из решающих значений для организации делового общения, а также для достижения делового и профессионального успеха.
Без учета характера сотрудников невозможно организовать конструктивное деловое общение в коллективе и эффективно управлять им. Существуют различные типы характеров личностей, однако в чистом виде конкретным типом характера обладает приблизительно половина работников. У остальных членов коллектива наблюдается смешанный тип характера, который следует учитывать при организации деловых отношений.
К основным типам характера относятся:
· гиперактивный ;
· аутистический ;
· лабильно-циклоидный;
· демонстративным;
· «застревающий»;
· психастенический;
· конформный;
· неустойчивый.
Гиперактивный тип характеризуется общительностью, открытостью, увлеченностью, предприимчивостью, активностью, доброжелательностью, легким отношением к трудностям и неудачам. Однако работники гиперактивного типа поверхностны, им трудно сосредоточиться, а, следовательно, и заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости работой. Таким людям в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций, предполагающих широкие контакты с окружающими, однако при условии отсутствия конфликтных ситуаций, поскольку они вспыльчивы.
Аутистический тип характеризуется скрытностью, малообщительностью, неконтактностью.
Люди с таким характером с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, что вызывает непонимание и обиды со стороны окружающих. Несмотря на сухую официальную манеру поведения, приверженность формально-деловому стилю в отношениях, эти люди пользуются уважением за свою независимость, самостоятельность, глубокие знания, стремление во всем разобраться. Обычно они хорошие исследователи, консультанты, эксперты. Сотрудничать с ними сложно, и лучше других это удается обладателям предыдущего типа характера, которые являются их практически полной противоположностью.
Лабильно-циклоидному характеру, свойственны значительные перепады настроения, активности, работоспособности, вызываемые как внешними обстоятельствами, например, поведением окружающих, так и внутренними процессами, обусловленными физиологическим состоянием организма. Эти люди часто конфликтуют с другими по пустякам, что затрудняет работу с четким напряженным ритмом, особенно в нестабильном коллективе.
Демонстративный тип характеризуется стремлением личности к успеху, причем зачастую любой ценой, некритически оценивая при этом свои возможности и поведение, что ставит их действия на грань авантюры. В то же время способность подстраиваться под других, вести себя так, как того от них ждут, манипулировать окружающими и т.п. приносит им успех. Так как их действия могут представлять угрозу для стабильности коллектива, таких людей нужно жестко контролировать и держать «на расстоянии».
«Застревающий» характер во многом похож на демонстративный, однако, властолюбие его обладателей является открытым и носит оттенок деспотизма. Эти люди эгоистичны, нетерпимы к критике, упрямы, долго помнят обиды, накопление которых может создать «критическую массу» негативных эмоций и почву для агрессии против других. При получении важных позитивных результатов у них может развиться комплекс «головокружения от успехов». Считается, что по отношению к такого рода личностям нужно проявлять терпимость, поскольку в отличие от предыдущей категории они большей частью честны и открыты, что позволяет использовать их положительные качества, но ограждать от власти.
Психастенический тип характеризуется добросовестностью и пунктуальностью, хорошими знаниями и рационализмом в действиях, основанным на глубоком осмыслении фактов и событий. Однако им свойственно постоянно во всем сомневаться, стремиться объять необъятное, бесконечно продолжать свои изыскания, добиваясь совершенства, в результате чего им бывает трудно вовремя остановиться и принять решение, особенно ответственное. Несмотря на все их способности, нерешительность обычно препятствует им занимать руководящие должности.
Конформному типу характера свойственна мягкость, несобранность, уступчивость, несамостоятельность.
Обладатели конформного характера могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих. Они быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, проникаясь их проблемами, и подчиняются им. Консервативность, склонность к регламентам, уступчивость делают их незаменимыми заместителями, не претендующими на первенство, но обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и сохранение стабильности и низкого уровня конфликтов в организации.
Неустойчивый тип характеризуется отсутствием твердых принципов поведения и развитым чувством долга. Обладатели неустойчивого типа характера ради удовольствия готовы пренебречь своим долгом и даже элементарными служебными обязанностями. В то же время они мягки в обращении, легко завоевывают симпатии других, поэтому для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой форм деятельности, однако при наличии жесткого контроля.
На поведение работников также оказывают влияние и внешние факторы, к которым относятся:
· круг общения личности;
· роль личности;
· статус личности.
1. Круг общения личности, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяются:
· круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации;
· круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации;
· круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых.
В каждом конкретном круге общения складывается своя микросреда, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках деловых отношений.
При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в глазах нового руководителя. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.
2. Роль личности характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются:
· способом получения;
· направленностью;
· степенью определенности;
· формализацией эмоциональности.
Роль личности диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других. На ролевое поведение влияют:
· характер личности;
· истолкование им своей роли, ее приемлемость;
· соответствие роли возможностям и желаниям личности.
3. Статус личности, который может быть обусловлен происхождением человека или его профессионально-должностным положением.
В соответствии с этим статус личности бывает формальным и неформальным.
Формальный статус личности определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач. Формальный статус отражает место личности в профессионально-должностной иерархии и обеспечивает совокупность условий, связанных с данной должностью. Служебное положение руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.
Неформальный статус определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как:
· пол;
· возраст;
· знания;
· опыт;
· культура;
· связи;
· нравственные качества.
Неформальный статус получил название авторитет. Авторитет формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной информации. Сознательная фальсификация распространяемой информации, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении личности о самом себе.
На практике авторитету личности могут угрожать следующие ситуации:
· неблагоприятный морально-психологический климат в организации;
· целенаправленная деятельность соперников по подрыву авторитета;
· случайные неудачи и т.п.
Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, поскольку своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитету, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае возможны:
· уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;
· блокирование нежелательной информации;
· подкуп (например, в виде ослабления требований);
· угрозы и шантаж по отношению к окружающим;
· дистанцирование от других сотрудников (высокомерное поведение и т.д.);
· запутывание многословными рассуждениями;
· раздача невыполнимых обещаний и т.д.
Тест
«Ведущий или ведомый?»[3]
Каждый из нас подвержен влиянию других людей и, в свою очередь, сам влияет на них с той или иной целью. Руководители, политики, педагоги, врачи, журналисты делают это в силу специфики своей профессии. Если вы хотите знать, обладаете ли вы способностью влиять на окружающих, испытайте себя с помощью теста, разработанного польскими психологами.
Инструкция
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя варианты «да» или «нет».
Опросник
1. Как, по-вашему, подошла ли вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?
3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где вы сами хотели его добиться?
6. Любите ли вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?
7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли вы менять мебель в квартире?
11. Нравиться ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?
13. Нравится ли вам демонстрировать в своей компании, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?
Подведите итоги
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете 5 баллов за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и за ответ «нет» на вопросы: 2,8,9. Оцените свой результат.
Если вы набрали от 65 до 50 баллов, то вы – человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибку, учить их, чтобы пробуждать в них интерес к внешнему миру. Тех, кто не разделяет ваши принципы, вы способны убеждать без особых церемоний. Вы это умеете. Однако вам надо следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе вы превратитесь в фанатика и тирана.
Если вы набрали от 49 до 35 баллов, то вы обладаете некоторым влиянием на других, способность влияния выражена умеренно.
Если вы набрали от 34 до 0 баллов, то, увы, вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенным.
Делового успеха.
Для организации процесса делового общения и эффективной деятельности личности важным элементом является ее саморазвитие. Саморазвивающаяся личность неизбежно выходит за пределы приспособления своих первоначальных целей и стремлений, перестает быть «себе тождественной», и в этом условие ее совершенствования.
Развитие личности состоит из следующих компонентов:
3. Совершенствование сознания.
4. Развитие мышления.
1. Совершенствование сознания состоит из развития следующих элементов и их характеристик:
· речи;
· внимания;
· восприятия;
· памяти;
· воображения;
· эмоций, чувств, настроения;
· воли.
Речь в деловом общении играет важную роль и направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и склонить к сотрудничеству.
Выделяют следующие виды речи:
· внешняя (письменная и устная);
· внутренняя (фаза планирования поступка).
Основными характеристиками речи являются:
· информативность – ценность сообщаемых фактов и способность к общению;
· понятливость – взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся;
· выразительность – ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Внимание в деловом общении позволяет настроиться на восприятии важной информации и на выполнение поставленных задач.
Основными характеристиками внимания являются:
· концентрация – качество, определяющее его высокую интенсивность и направленность на какой-либо объект;
· направленность – избирательный характер (преднамеренный или непреднамеренный) выбора объекта;
· устойчивость – длительность сохранения концентрированного внимания.
Восприятие позволяет сформировать в процессе делового общения целостный образ какой-либо проблемы.
Основными характеристиками восприятия являются:
· осмысленность, избирательность – качества, способствующие преднамеренности восприятия, как части какой-либо деятельности, так и самостоятельного процесса – наблюдения.
Память, как один из элементов делового общения, позволяет осмысленно запоминать различные факты и проблемы для использования их в дальнейшей практической деятельности.
Основной характеристикой памяти является:
· запоминание – процесс закрепления в памяти нового путем связывания его с приобретенными ранее знаниями.
Воображение в деловом общении позволяет представлять отсутствующий или реально не существующий предмет или проблему и манипулировать им для прогнозирования дальнейшей практической деятельности.
Одной из характеристик воображения является творческое воображение, которое позволяет создавать новые образы без опоры на готовое описание или условное изображение (схему, чертежи и т.д.)
Эмоции, чувства, настроения в деловом общении играют, как позитивную, так и негативную роль. Для продуктивного делового общения необходимо контролировать психологические переживания, учиться управлять ими, что является весьма важным в процессе саморазвития личности.
Основными характеристиками эмоций, чувств и настроения являются:
· фазность – нарастание напряжения и сменяющее его разрешение;
· полярность – противоположность переживаемых чувств;
· выражение отношения к объекту – положительного отрицательного или неопределенного переживания.
Воля в деловых отношениях позволяет действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом препятствия. Развитие воли важная составляющая развития личности для самоутверждения человека в коллективе и решения поставленных задач.
Основными характеристиками воли являются:
· решительность – быстрый и обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения;
· целеустремленность – подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать силы и способности для ее достижения;
· смелость – способность преодолевать чувство страха и растерянности;
· настойчивость – способность доводить до конца принятое решение, достигать цели, преодолевая препятствия на пути к ней;
· выдержка, самообладание – способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели;
· мужество – способность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения;
· инициативность – волевое качество, благодаря которому человек действует творчески;
· самостоятельность – способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения;
· дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам.
2. Развитие мышления предполагает:
· качественное и избирательное восприятие как основу формирования правильных представлений, суждений, понятий;
· формирование понятий, суждений и представлений на уровне современных научно-практических требований и с учетом собственной личной ориентации;
· формирование прочных системных связей между понятиями, суждениями и представлениями, отклонение случайных связей с помощью совершенного овладения мыслительными операциями.
Основными характеристиками мышления являются:
· широта – способность охватить весь вопрос, не упуская необходимых частностей. Основывается на всесторонних и глубоких знаниях, проявляется в кругозоре;
· глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему;
· самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
· гибкость – выражается в свободе мысли от влияния стереотипных способов решения проблем, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;
· быстрота – способность быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение;
· критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Общая схема элементов личности, которые необходимо развивать для повышения самоорганизации личности, представлена на рисунке 7.10.
Для развития мышления необходимо развивать такие операции мыслительного процесса, как анализ и синтез.
Различают два вида анализа:
1. Анализ, как мысленное разложение целого на части.
2. Анализ, как мысленное выделение в целом отдельных признаков, свойств или сторон.
Различают два вида синтеза:
1. Синтез, как мысленное объединение частей целого.
2. Синтез, как мысленное объединение отдельных признаков, свойств или сторон целого.
Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой.
Производными от анализа и синтеза являются такие операции, как:
· сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-то признаку и по ряду признаков и свойств. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т.е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос.
· обобщение – мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимая предпосылка обобщения – сравнение предметов и явлений друг с другом.
Саморазвитие личности |
| Развитие сознания |
|
Речь |
| Информативность |
Понятливость | ||||||
Выразительность | ||||||
Внимание | Концентрация | |||||
Направленность | ||||||
Устойчивость | ||||||
Восприятие | Осмысленность, избирательность | |||||
Память | Запоминание | |||||
Воображение | Творческое воображение | |||||
Эмоции, чувства, настроения | Фазность | |||||
Полярность | ||||||
Выражение отношения к объекту | ||||||
Воля
| Решительность | |||||
Целеустремленность | ||||||
Смелость | ||||||
Настойчивость | ||||||
Выдержка | ||||||
Мужество | ||||||
Инициативность | ||||||
Самостоятельность | ||||||
Дисциплинированность | ||||||
Развитие мышления |
Мышление | Широта | ||||
Глубина | ||||||
Самостоятельность | ||||||
Гибкость | ||||||
Быстрота | ||||||
Критичность |
Рис. 7.10. Схема саморазвития личности.
Выделяя общее в предметах или явлениях, а вместе с тем вскрывая различия между ними, человек получает возможность систематизировать их.
· систематизация или классификация предметов или явлений – мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.
· абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
· конкретизация – мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю. Для этого снова необходим анализ этого частного случая, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону.
Операции мышления обычно не выступают «в чистом виде». В решении поставленной задачи человек использует тот или иной набор операций.
В ходе трудовой деятельности саморазвитие личности играет важную роль. Этот процесс основан на совершенствовании сознания и развитии мышления. Комплексный подход к этим вопросам позволяет выработать у личности инициативность, ответственность, коммуникабельность, что оказывает непосредственное влияние на функционирование организации и построения деловых отношений в трудовом коллективе.
Тест
«Определение силы воли»[4]
Воля – одно из важнейших качеств лидера, условие эффективного руководства. Она представляет собой сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление препятствий при достижении цели. Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется, прежде всего, посредством преобразования спонтанных, непроизвольных психических процессов в произвольные, контролируемые, с помощью обретения человеком контроля над своими действиями и поведением и выработки эмоционально-волевых качеств. Развитая волевая саморегуляция позволяет индивиду ставить и решать более трудные и перспективные задачи, требующих длительных усилий. Это позитивно сказывается на результатах деятельности и деловой карьеры.
Инструкция
Вам предлагается 20 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите наиболее подходящие для вас ответы и запишите их в бланк для ответов ( или на отдельном листке).
Опросник
Подведите итоги
Подсчитайте баллы, используя ключ. Найдите сумму и оцените свой результат по таблице 7.4.
Таблица 7.4.
Ключ к тесту
Варианты ответов
Оценка ответов, баллы
Номер суждения
Если сумма набранных баллов 14 и менее, то данный человек считается человеком со слабой волей.
При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считается достаточно твердым, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.
При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев – достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.
При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к максимальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.
Резюме
· Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.
· На эффективность делового общения существенное влияние оказывают такие элементы личности, как направленность, способности и типы мышления.
· Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Темперамент характеризуется экстраверсией и интроверсией. По классификации Гиппократа выделяют следующие типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
· Характер – устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Основными элементами структуры характера являются симптомокомплексы (черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к своему делу, к себе, к вещам) и свойства, присущие характеру как целому (степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, степень активности, сила).
· Поведение – это форма взаимодействия личности с окружающей средой. На поведение влияют различные факторы: природные свойства личности, мотивы (внутренние факторы), а также круг общения, роль и статус личности (внешние факторы).
· Организовать конструктивное деловое общение возможно только с учетом характеров сотрудников. К основным типам характера относятся: гиперактивный, аутистический, лабильно-циклоидный, демонстративный, «застревающий», психастенический, конформный, неустойчивый.
· Важное значение в организации эффективного делового общения играет саморазвитие личности, которое состоит из двух компонентов: совершенствование сознания (развитие речи, внимания, восприятия, памяти, воображения, эмоций, воли) и развития мышления.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте определение понятия «личность». Дайте краткую характеристику качеств личности.
2. Охарактеризуйте основные типы направленности личности.
3. Назовите группы, в которые можно объединить способности.
4. Установите взаимосвязь между способностями, задатками и навыками.
5. Сформулируйте определение понятия «мышления». Дайте характеристику типов мышления. Какое влияние оказывает тип мышления на деловые отношения?
6. Дайте определение понятия «темперамент». Охарактеризуйте типы темперамента (по классификации Гиппократа). Назовите психологические особенности экстравертов и интровертов.
7. Назовите основные элементы структуры характера.
8. Перечислите внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение личности.
9. Назовите основные типы характера личности, дайте их краткую характеристику, проанализируйте их влияние на деловое общение.
10. Перечислите, какие компоненты входят в понятие «развитие личности». Развитием каких психических процессов характеризуется совершенствование сознания? Назовите основные мыслительные операции.
[1] Atkinson J/ et all/ A theory of achievement motivation/ N-Y., 1966.
[2] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А Литвинцева. С. 127 и др. Энциклопедия практического самопознания / Сост. И автор коммент. А.И. Красило. М., 1994. С.41-42; Батаршев А.В. Указ. Соч. С. 121-128.
[3] Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. С. 100-101
[4] См.: Немов Р.С. Психология. Учеб.: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1998. С. 473-477.
Способности
Общие
Элементарные частные
Сложные частные
Способности по направленности
Специальные
Профессиональные
Технические
Интерсоциальные
Конструктивные
Организационные
Теоретические
Практические
Теоретические
Практические
Теоретические
Практические
Педагогические и др.
Рис. 7.3. Классификация способностей личности.
Наряду с навыками можно выделить привычки.
Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления.
Наиболее существенной для управления и делового общения является классификация типов мышления по следующим классификационным признакам:
По форме представления и отражения существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 280.