По степени отвлеченности от отдельных качеств объекта и выделения его общих свойств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
                                  Художественный     Логический   Смешанный   Конкретно-чувственный   Конкретно-образный   Конкретно-умозрительный   Абстрактный   Предвидящий

 

Рис. 7.4. Общая классификация типов мышления.

 

Конкретно-образное мышление необходимо иметь работникам, занимающим низшие руководящие должности, например мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода. Конкретно-образное мышление дает возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Для развития такого мышления необходимо профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет.

Конкретно-умозрительное мышление необходимо руководителям небольших предприятий, ведущим специалистам – крупных организаций, которым требуется планировать свою работу не менее, чем на год вперед. Конкретно-умозрительное мышление дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнообразных взаимосвязях друг с другом. Такой уровень мышления обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.

Абстрактное мышление характеризуется тем, что человеку для выполнения работы не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной после вузовской подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них долгосрочного планирования (например, на пятилетку).

Предвидящее мышление характеризуется тем, что личности, имеющие такой тип мышления, получившие второе образование в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейшими объединениями и государственными учреждениями.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание в деловом общении, а также естественность руководства и подчинения.

 

Тест

«Определение направленности личности»[1]

Инструкция

«Опросный» лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

3. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать только один из них, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

4. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

5. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа, нет «хороших» и «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».

Ответ «НАИБОЛЕЕ» получает 2 балла, «НАИМЕНЕЕ» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Набранные баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно (направленность на себя – Я; направленность на общение – О; направленность на дело – Д).            

 

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделано хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол)то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше всех.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценя;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку .

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего, выполнить свою задачу;

в)  его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

 

Подведите итоги

 

Подсчитайте баллы, воспользовавшись ключом в таблице 7.1.

Таблица 7.1.

 

Ключ к тесту

№ п/п Я О Д № п/п Я О Д
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 А Б А В Б В В А В А Б Б В А В В В Б А А Б Б А В В А А В Б А Б А В Б А В Б Б А В Б Б 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Б А А А А В Б Б В Б А В Б   В В В Б Б Б А А А В В А А А Б Б В В А В В Б А Б Б В

 

2. Темперамент и характер личности в деловом общении.

 

Личность человека определяется, как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и делового общения.

Личность определяется совокупностью различных компонентов человека, которые образуют структуру личности.

Выделяют три основные компоненты личности:

1. Биологическая, к которой относится:

· темперамент;

· половые свойства;

· возрастные свойства.

2. Психологическая, которая выражается в характере личности.

3. Социальная,  к которой относятся:

· социальный опыт;

· направленность;

· интеллект.

Основные составляющие личности представлены на рисунке 7.5.

 

Внешне личность человека проявляется в типах его поведения, который может быть:

· эмоционально нестабильным;

· эмоционально стабильным.

Эмоциональная нестабильность характеризует постоянное эмоциональное напряжение, переживание личной угрозы, повышенную чувствительность к неудачам и ошибкам, склонность к самообвинению, стремлению к самосовершенствованию.

Эмоциональная стабильность характеризуется противоположными свойствами – уравновешенностью, помехоустойчивостью, холодностью, негибкостью, неспособностью сочувствовать другим людям.

 

 

 


Биологическая компонента

 

Психологическая компонента

 

Социальная компонента

           

Темперамент

Характер

Социальный опыт

Половые свойства

 

Направленность

Возрастные свойства

 

Интеллект

               

 

Рис. 7.5. Основные компоненты личности.

 

Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости личности, динамике его эмоций и чувств, характеризующих отношение к окружающему миру. В начале 70-х гг. ХХ века швейцарский психиатр К.-Г. Юнг предложил характеризовать психологические особенности личности, через понятия «экстраверсия» – «интроверсия».

 

 

 


Экстраверсия указывает на такие психологические особенности личности, когда он сосредотачивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектов, иногда за счет своих собственных интересов принижения личной значимости.

Экстраверт свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, своем внутреннем мире.

 

 

Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.

Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент, который определяется сочетанием экстраверсии, интроверсии и эмоциональных характеристик личности.

 

 

В известной мере темперамент влияет на характер и стиль работы, на отношения с окружающими и т.д.

Свойства темперамента (индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости, напряженность волевых усилий и т.д.) являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях необходимо учитывать свойства темперамента.

В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа.

Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические особенности):

1. Сангвиник: живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

2. Холерик: быстрый, порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

3. Флегматик: медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями. Для флегматика характерны внешне слабо выраженные душевные состояния.

4. Меланхолик: легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружение.

Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которого он зависит, может немного меняться в зависимости от условий жизни (например, в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания и т.д.).

 

Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека. Ни один элемент личности (ее направленности, способности и т.д.) не предопределен темпераментом, но динамические особенности проявления всех свойств личности в определенной степени зависят от него. В определенных ситуациях человек может нейтрализовать отрицательные проявления темперамента благодаря ряду черт характера.

 

 

 


Характер человека проявляется в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе.

Характер формируется за счет:

s личности;

s среды;

s воспитания;

s психологических состояний;

s поступков;

s привычек

Формирование характера можно представить в виде схемы, которая приведена на рисунке 7.6.

 

Среда, личность
Воспитание
Ситуативные психологические состояния
Поступки
Привычки
Характер

 

Рис. 7.6. Формирования характера.

 

 Основными элементами структуры характера являются:




Симптомокоплексы .

 

 

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 298.