Обычные подготовительные практики

 

Обычные подготовительные практики относятся к методам духовных упражнений, общим для Сутраяны [Праджняпарамитаяна] и для Ваджраяны [Гухьямантраяна]. Наследует выполнить до того, как приступить к Ваджраяне.

Процитируем “Тантру двух форм”:

 

Сначала заверши очистительные практики...

 

И так далее до:

 

А затем изучай Срединное Воззрение о пустоте.

 

Речь идет о подготовительных практиках, общих для обеих колесниц Махаяны: Праджняпарамитаяны и Ваджраяны.

Тот же совет дается в “Ваджрных строфах”:

 

 

Те, кто созрел благодаря четырем посвящениям,

Кто обладает уверенностью и усердием в практике,

Умом, подготовленным предварительными практиками

Медитации непостоянства и смерти,

Жертв и лишений круговорота бытия, —

С помощью этого высшего пути Тантры

Они обретут полное состояние Будды всего лишь

За шесть месяцев, за один год или, по крайней мере, за одну свою жизнь.

 

 

Как утверждалось выше, в качестве подготовки к этому глубокому пути следует приобрести опыт в практике трех уровней намерения: (1) начальный уровень, включающий такие практики, как медитация о неизбежности смерти и неизвестности времени кончины; (2) средний уровень, который включает такие практики, как медитация о том, что природа круговорота бытия сопряжена с неудовлетворенностью и мучениями, и такие методы, которые порождают чувство отречения, разочарование в соблазнах сансары, порождают желание от нее освободиться; (3) высший уровень намерения, который, опираясь на две предыдущие подготовки, ведет к высшему просветлению как к средству принести благо всем живым существам и для достижения этого выводит на пути Бодхисаттвы, такие как шесть парамит. Чтобы заняться Ваджраяной, сначала следует завершить эти практики Хинаяны и общие практики Махаяны.[38]

Этапы подготовительных практик для развития ума были подробно описаны Джово Атишей и его учениками в сочинениях по традиции практики трех уровней методов, благодаря которым все аспекты учения Будды могут быть собраны воедино в одном занятии медитацией. О них можно узнать из главных трактатов Ламы Цонкапы по традиции Ламрим, которые называются “Расширенное и сжатое изложение ступеней духовного пути”.

 

Особые предварительные практики Ваджраяны

 

Особые подготовительные практики Ваджраяны будут даны под двумя заголовками: необходимость получения посвящений и необходимость соблюдения обязательств и обетов тантрической традиции.

Необходимость получения посвящений  

Возьмем цитату из “Ваджрных строф”:

 

Доведи ум до зрелости с помощью посвящений.

 

Как здесь утверждается, для того, чтобы заняться практиками Ваджраяны, сначала следует, получив посвящения, довести свой поток бытия до созревания. Это ясно выражено в “Знаке Махамудры”:

 

 

Всякий, кто желает практиковать эту традицию,

Сначала должен получить соответствующие посвящения.

Тогда, несомненно, он станет Благим сосудом для тайных учений.

Без посвящений нет никаких достижений:

Как ни выжимай песок, не получишь масла.

Когда тантрические наставления и учения дают

Из гордости и без всякого посвящения —

И учитель, и ученик после смерти,

Без сомнения, попадут в ад,

Даже если и были получены обычные сиддхи.

Поэтому примите все предосторожности,

Чтобы убедиться в том, что посвящения получены.

 

 

Этот же момент подчеркивается во всех тантрах. Поэтому, если вы желаете заниматься практикой двух ступеней Ваджраяны, следует приложить все силы, чтобы получить четыре полных посвящения в соответствующую мандалу.

Особые посвящения, требуемые для практики этих особых традиций, приводятся в “Тантре мистических уз”:

 

 

Вот правильное объяснение:

Практика тела — это Хеваджра,

Речь — Махамайя,

Ум — Херука Чакрасамвара,

Деяния — Ваджрабхайрава [Ямантака],

А коренная природа есть Гухьясамаджа.

Все это — методы, даваемые

Ради будущих поколений.

 

Эти стадии йогических практик

Принадлежат исключительно Тантре.

Посвящения объединяют

Эти пять коренных мандал.

 

Йогин, почитающий эту систему,

Должен быть обучен этим пяти тантрическим методам.

Их следует скрывать от людей грубых и невежественных:

Ведь это самые тайные учения Будды,

Тантрические методы, содержащие сердце сущностных наставлений,

А вовсе не рядовые аскетические практики.

 

 

В традиции Шангпа-Кагью считается, что по возможности следует получить посвящения во все пять систем Тантры. Это объясняется тем, что Шесть йог Наропы, а также Шесть йог сестры Нигумы содержат практики стадии завершения, опирающиеся не только на какую-либо отдельную тантрическую систему, но обе эти традиции объединяют в себе многочисленные элементы как мужских, так и женских тантрических систем.

В том случае, если нет возможности или желания получить все пять вышеупомянутых посвящений, следует, по меньшей мере, получить посвящение в систему Херуки или в систему Хеваджры. Кроме того, нужно получить передачи на каждую из шести йог, дабы заложить мистические семена для достижения быстрого интуитивного проникновения в отдельные йоги. Эти шесть передач не включают в себя четыре уровня посвящения, которые входят в общее посвящение Ануттарайога-тантры. Однако здесь я не буду вдаваться в подробности. Этот вопрос можно выяснить по другим сочинениям.

Необходимость соблюдения обязательств и обетов  

В основополагающем тексте, называемом “Коренная тантра Чакрасамвары”, утверждается:

 

 

Йогин, желающий практиковать эту систему,

Всегда должен соблюдать тантрические заповеди.

 

 

А также в “Полном соединении”:

 

 

Если ты не вошел в мандалу,

Пренебрегаешь тантрическими обетами

И не понимаешь тайных учений,

То сколько ни практикуй —

Никаких достижений не будет.

 

 

Как учат, в Тантре ничего не будет достигнуто с помощью одного лишь усердия, если не получены предварительные посвящения в мандалу, не соблюдаются тантрические заповеди и неизвестны тайные наставления двух стадий практики Ваджраяны. Поэтому следует слушать тантрические учения и соблюдать общие тантрические заповеди. В особенности же следует предпринять все усилия, чтобы избежать коренных падений даже ценой собственной жизни.

 

КАК ПРАКТИКОВАТЬ ШЕСТЬ ЙОГ (ОСНОВНАЯ ПРАКТИКА)

 

Методы медитации собственно практики Шести йог включают в себя два раздела: как практиковать методы стадии зарождения и как практиковать методы стадии завершения.

 

Методы стадии зарождения

 

Учитель Нагарджуна писал:

 

 

Хорошо осваивать йоги стадии зарождения,

Имея желание осуществить стадию завершения —

Такова должная последовательность практики Ваджраяны,

Как сказано Буддой.

 

 

В данном случае следует посвятить себя [одной из упомянутых выше тантрических систем, как например,] мандала Херуки с пятью божествами, и мысленно очистить три основы: смерть, бардо и перерождение, преобразив их в три совершенных Тела Будды [Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая]. Благодаря этому достигается созревание вашего потока бытия для практики методов стадии завершения, осуществляющих подлинное очищение и преображение. Короче, следует реализовать как грубый, так и тонкий аспекты йог стадии зарождения для преображения этих трех состояний в три Тела. Кроме того, как утверждают, для этого следует созерцать как можно более сложную мандалу. Степень сложности мандалы, созерцаемой в йогах стадии зарождения, оказывает влияние на степень очищения этих трех основ [смерти, бардо и перерождения]; и чем более сложна созерцаемая мандала, тем выше будет потенциальная возможность достичь зрелости потока своего сознания с помощью йог стадии завершения.

 

Методы стадии завершения

 

Здесь две темы: подготовительная практика освобождения от омрачающих факторов и собственно йоги стадии завершения.

Подготовительная практика освобождения от омрачающих факторов  

В “Ваджрных строфах” говорится:

 

 

Три круга освобождения посредством очищения

С помощью сжатой сути...

 

 

В другом месте в том же тексте есть слова:

 

 

Освобождение с помощью очищающего слога А,

Освобождение очищением болезней и препятствий

И три признака очищения...

 

 

Относительно первого из них в “Трактате о ступенях практики” утверждается:

 

 

Освобождение методом очищающего слога А

Включает в себя три медитации и три молитвы.

 

 

Выражение “сжатая суть” в первой из приведенных цитат объясняют следующим образом: суть всех учений Будды содержится в сутрах Праджняпарамиты. Самый подробный вариант этих сутр — это “Праджняпарамита-сутра в ста тысячах строф”. Ее сжатый вариант — “Сутра в двадцати тысячах строф”, а еще более сжатый — “Сутра в восьми тысячах строф”. Последняя сокращена до “Сжатой сутры”. И наконец, сущностный смысл этой сутры сконцентрирован в единственном слоге А.

В тексте “Хвала священному имени Манджушри” сказано:

 

 

Так обретают совершенные Будды

Состояние Будды из слога А;

Поэтому А есть высший звук мантры.

 

 

Применение мантры А в качестве практики включает в себя: (I) подготовительную практику гуру-йоги; (II) сам основной метод и (III) три признака очищения.

I. Над вашей головой находится украшенный драгоценными камнями трон, поддерживаемый восемью львами. Там, на сидении из лотоса и луны, пребывает ваш гуру в образе белого Будды Ваджрадхары. У него одно лицо и две руки; в правой руке — ваджра, а в левой — колокольчик, которые он держит у сердца. Убранный драгоценными украшениями и облаченный в шелковые одеяния Бодхисаттвы, он наделен всеми признаками и приметами совершенства и обнимает свою супругу Ваджраишваридхату. На его макушке — белый слог ОМ, на горле — А, на сердце — ХУМ.

От слога в его сердце исходят лучи света, приглашая Учителей линии передачи и божеств мандалы, окруженных Буддами и Бодхисаттвами, а также Даками и Дакиням трех миров, Охранителями Дхармы и Стражами Мудрости. Все они растворяются в Коренном Гуру.

ДЖА ХУМ БАМ ХО: Все они объединяются и становятся нераздельны.

Затем вы сосредоточиваетесь на Гуру как на воплощении объектов Прибежища и читаете следующую молитву:

 

Воплощающему в своем образе всех Будд,

По своей природе держателю алмазного знания,

Корню Трех Драгоценностей Прибежища,

Поклоняюсь святому коренному гуру.

 

Повторив эти стихи три раза, совершите поклон Коренному Гуру и представляйте, что делаете ему подношение, сохраняя при этом осознавание того, что гуру — это высшее поле заслуг, о чем свидетельствуют как авторитет писания, так и наши собственные рассуждения. Совершите символическое подношение вселенной и мысленно сделайте внешнее, внутреннее, тайное и таковое подношения. Затем прочтите следующую молитву:

“О драгоценный гуру! Ниспошли свои благословения, дабы помочь мне очиститься от семян всех неблагих деяний, падений и нарушений обетов, накопленных с безначальных времен. Ниспошли благословения, дабы помочь мне усмирить и устранить все болезни и препятствия. Ниспошли свои благословения, дабы помочь мне породить быстрое постижение стадий и путей практики.” Когда вы повторите ее три раза, из трех мантрических слогов, пребывающих в трех местах Гуру, исходят лучи света: белые лучи — из макушки, красные — из горла и синие — из сердца. Они входят в вашу макушку, в горло и в сердце и растворяются в этих трех местах, принося благословения тела, речи и ума Гуру. Затем лучи трех цветов исходят (от Гуру) одновременно, принося все три благословения. Так вы получаете поочередно четыре посвящения, и ваше тело, речь и ум очищаются от омрачений, а также от тонких склонностей. Вы обретаете сиддхи трех ваджр. Затем Гуру растворяется, превращаясь в свет, который поднимается над вашей головой и входит в ваше тело через отверстие Брахмы. Представляйте, что затем он вновь появляется в виде обладающей природой света белой буквы А, которая пребывает у вашего отверстия Брахмы, а самого себя представляйте тантрическим божеством.

Чтобы более подробно узнать этот метод гуру-йоги, обращайтесь к комментарию Ламы Цонкапы к Шести йогам Наропы.

II. Представьте себя в форме Херуки. На уровне бровей у вас появляется треугольник дхармодайо , причем две его вершины обращены к ушам, а третья — к корню языка. Этот треугольник напоминает пузырь, наполненный воздухом. Он проявляется как наделенный природой мудрости блаженства и порождает восторженную радость.

Медитируя так, произносите слоги А А. Из слога на вашей макушке вниз стекает белая жидкость; по природе — это мудрость блаженства-пустоты всех Будд, а по виду — белый нектар. Он наполняет все тело, вбирая в себя омрачения, падения и прегрешения тела, речи и ума. Все это выходит из вашего тела через все поры в виде жидкой грязи, сточных вод, гноя, крови и тому подобного. Так ваш поток сознания очищается от всего темного. Медитируйте, что ваш ум обретает природу мудрости блаженства, неотделимую от пустоты.

Треугольник дхармодайо на уровне ваших бровей имеет форму места рождения мудры я тем самым символизирует мудрость вместерожденного великого блаженства, или высшего тантрического сознания, а буква А, символизирующая нерожденность и отсутствие собственной природы всех дхарм, олицетворяет пустоту как объект сознания. Кроме того, дхармодайо имеет очертания вагины юма и тем самым символизирует вместерожденную мудрость, а три его стороны — трое врат освобождения, обозначая этим пустоту как объект мудрости. Поэтому такая медитация обладает свойством очищать ваш поток бытия от омрачений и изъянов, что является следствием созерцания пустоты.

В других комментариях к этой системе такое очищение осуществляется благодаря созерцанию Ваджрасаттвы и чтению мантры. Однако, как говорили многие гуру прошлого, нет метода более глубокого, чем описанная выше медитация с использованием А.

Что касается созерцания пустоты для очищения себя от болезней и препятствий, то оно выполняется следующим образом: при болезнях, вызванных нарушением жизненной энергии, представляйте, что из буквы А оранжевого цвета и из дхармодайо истекает поток нектара цвета топленого масла. При болезнях жара из белого А и из дхармодайо истекает поток нектара, похожего на камфару. При болезнях холода из красного А и из дхармодайо истекает нектар цвета меди.

Чтобы устранить препятствия и злых духов, медитируйте о том, что из черной буквы А и дхармодайо истекает нектар в форме бесчисленных, очень маленького размера гневных божеств.

В каждой из упомянутых выше медитаций для устранения болезней изгоняемая болезнь принимает вид гноя, крови, лимфы и тому подобного и выходит наружу. Если речь идет о препятствиях и злых духах, то они выходят из тела в виде червей, личинок мух, скорпионов и тому подобного. Тело становится чистым и прозрачным, как хрусталь.

III. Признаком очищения от омрачений и препятствий бывает сновидение с полетами в небе. Признак устранения болезней — сновидение о кровотечении и рвоте. Признак очищения от злых духов и демонов — видеть во сне множество изгоняемых из своего тела насекомых.

Собственно йоги стадии завершения  

Собственно путь медитации будет изложен под тремя заголовками: (I) природа основы; (II) достигаемые ступени пути и (III) способ реализации цели.

I. Природа основы

Здесь вводятся в действие грубый и тонкий уровни личности и общая природа тела и ума. Это необходимо потому, что в йогах стадии завершения следует получать переживание посредством возбуждения определенных точек ваджрного тела. Для достижения этого нужно знать точки воздействия, а также знать, как это делать. В основе этой практики лежит понимание сущностной природы тела и ума.

В Шести йогах Нигумы эти особые точки и способ применения их стимуляции — точно такие же, как в Шести йогах Наропы. Все это можно подробно изучить по комментариям Ламы Цонкапы к Шести йогам Наропы.

II. Ступени пути

Здесь имеется две темы: (А) собственно путь, который предстоит осуществить, и (Б) методы увеличения силы практики.

(А) Собственно путь, который предстоит осуществить

Йоги стадии завершения — это сами Шесть йог: (1) метод самопроизвольного воспламенения огня мистического жара (туммо), (2) йога иллюзорного тела , которая дает освобождение от привязанности и неприятия, (3) йога сновидения , которая самопроизвольно очищает ошибочное восприятие, (4) йога ясного света , которая самопроизвольно рассеивает умственный мрак, (5) йога переноса сознания, который порождает просветление без предварительного созревания, и (6) йога бардо , которая порождает Самбхогакайю.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 120.