Тема 5. Ценовая политика предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:

Учетная функция - отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции.

Распределительная функция – состоит в том, что государство с помощью цены осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями, регионами и т.д. (через включение в себестоимость системы налогов, НДС и акцизов, которые затем являются источником создания соответствующих фондов).

Функция сбалансирования спроса и предложения.

Функция цены как средства рационального размещения производства.

Стимулирующая функция.

Классификация цен осуществляется по различным признакам.

По характеру обслуживания оборота - оптовые цены на продукцию промышленности, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, строительства и потребительские товары, тарифы транспорта и на услуги, внешнеторговые цены.

По степени участия государства в ценообразовании - цены рыночные, свободные, монопольные, демпинговые, регулируемые, фиксированные, предельные.

По стадиям ценообразования – оптовые отпускные цены предприятия, оптовые цены закупки, розничные цены.

По транспортной составляющей в цене – цены франко-склад поставщика, цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станция отправления, цены франко-вагон станция назначения, цены франко-склад потребителя.

По характеру ценовой информации – цены фактических скидок, аукционные цены, биржевые цены, справочные цены, ценовые индексы.

В зависимости от территории действия – единые или поясные цены, региональные (зональные) цены.

По времени действия – твердые (постоянные), текущие (меняются в зависимости от ситуации на рынке), сезонные, скользящие (учитывают изменения в издержках производства на период, необходимый для их изготовления).

По видам использования в статистике – цены текущие, средние, сопоставимые, неизменные.

На уровень цен могут влиять следующие факторы:

спрос на продукцию;

государственное регулирование;

конкуренция;

другие факторы.

Задачи ценообразования:

сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка;

обеспечение выживаемости и предотвращение банкротства;

внедрение на рынке новой продукции;

завоевание лидерства по показателям качества и др.

Этапы ценообразования у предприятий:

постановка цели (задачи) ценообразования;

определение уровня спроса на данный продукт;

оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

анализ цен и товаров конкурентов;

выбор методов ценообразования;

расчет исходной цены изделия;

учет влияния на цену дополнительных факторов;

установление окончательной цены.

 

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различаются следующие виды цен:

Оптовая цена предприятия - это цена, которая предусматривает возмещение текущих затрат и получение прибыли. По этой цене определяется выручка от реализации продукции.

где С – себестоимость продукции;

П - прибыль.

Отпускная цена предприятия:

где МЗ – стоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек (З) и прибыли, полученной сбытовыми организациями (П).

Розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия труда и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет собой оптовую цену промышленности плюс издержки торговых организаций и размер прибыли, получаемой ими в результате торговой деятельности.

При установлении цен на промышленную продукцию товаропроизводитель должен соблюдать законодательство и не прибегать к сговору с конкурентами.

Цена, установленная производителем, должна находиться где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. При назначении цены, как правило, также учитывается себестоимость продукции, цены конкурентов и цены товаров-заменителей, а также уникальные достоинства изготавливаемой продукции.

 

Тема 6. Планирование деятельности организации (предприятия)

Важнейшей функцией управления на предприятии является планирование (точное обоснование хода и результатов производственно-хозяйственной деятельности).

Принципы планирования: а) непрерывность - планирование должно осуществляться постоянно, без перерывов, а разрабатываемые планы должны приходить на смену друг другу; б) научность - планирование должно осуществляться на достоверной информации, научно проверенных методах, с учетом передового опыта ведущих предприятий; в) гибкость - планирование должно адекватно отражать изменения во внутренней и внешней среде предприятий; г) нацеленность на достижение конечных результатов и др.

Основные методы планирования: а) балансовый (с его помощью разрабатываются материальные, трудовые и финансовые балансы), б) нормативный (основан на использовании системы норм и нормативов расхода ресурсов), в) программно-целевой (используется при планировании решения многосложных задач с включением многовариантных расчетов на базе экономико-математических методов), по технико-экономическим факторам (техническая база, уровень организации производства и труда, объем производства и ассортимент выпускаемой продукции и др.).

На предприятиях разрабатывается и реализуется несколько видов планов: а) стратегические - носят вероятностный характер и основываются на прогнозах будущей деятельности; б) долгосрочные (10 – 15 лет) – основываются в основном на прогнозах и частично на заказах потребителей продукции; в) среднесрочные (5 лет) – строятся на заказах потребителей и прогнозах; г) текущие – основой их являются преимущественно заказы потребителей и д) оперативно-календарные – используются для внутрипроизводственных подразделений.

При составлении планов экономического и социального развития предприятия разрабатывают следующие разделы (перечень их определяют сами предприятия):

план производства и реализации продукции (производственная программа);

план по инвестициям и новой технике (технологии);

план материально-технического обеспечения;

план по труду и кадрам;

план по издержкам производства, прибыли и рентабельности;

финансовый план;

план социального развития коллектива;

план мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В производственной программе дается обоснование планового задания по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе имеющихся договоров или государственных заказов. Производственная программа состоит из трех разделов: 1) плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции; 2) плановое задание по качеству выпускаемой продукции и 3) план по специализации и кооперированию.

Производственную программу характеризуют количественные и качественные, натуральные и стоимостные показатели.

Количественные показатели: объем товарной продукции (продукция, предназначенная для реализации на сторону), объем реализованной продукции (объем товарной продукции плюс/минус разница остатков готовой продукции на складе на начало и конец планового периода), объем валовой продукции (объем товарной продукции плюс/минус разница незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода – рассчитывается только в сопоставимых ценах) и объем чистой продукции (объем товарной продукции минус материальные затраты и амортизация).

Для экономического обоснования выпуска новой продукции и иных инноваций предприятия или по их поручению специализированные фирмы разрабатывают бизнес-планы.

Бизнес-план – это документ, содержащий в себе:

титульный лист – в нем указываются название и адрес фирмы, авторы проекта, наименование и суть проекта, время и место его разработки;

резюме - дается разъяснение назначению товара, источников финансирования, отличие будущего товара от продукции конкурентов, чем товар может привлекать потенциальных покупателей;

меморандум конфиденциальности -  содержит информацию о конфиденциальности имеющихся в документе сведений;

описание товара (первый раздел);

оценку рынков сбыта товаров (второй раздел);

анализ информации о возможных конкурентах (третий раздел);

план маркетинга (четвертый раздел);

план производства (пятый раздел);

организационный план (шестой раздел);

характеристику организационно-правовой формы хозяйствования (седьмой раздел);

оценку рисков и страхование (восьмой раздел);

финансовый план и график безубыточности (девятый раздел);

источники финансирования и сроки окупаемости затрат (десятый раздел).

Заканчивается бизнес план выводами о возможности реализации всего проекта, а также приложениями.

Объемы выпуска продукции должны увязываться с производственными возможностями предприятия. Производственная мощность предприятия () – это максимальное количество продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Обычно в расчетах используется показатель среднегодовой мощности (Nm.ср):

где Nm.н, Nm1 и Nm2 - соответственно мощность на начало года, мощность введенных и выбывших объектов; n1и n2 – соответственно количество полных месяцев эксплуатации до конца года вновь введенных фондов и количество полных месяцев, оставшихся после выбытия объектов до конца года.

Производственная мощность в течение года может изменяться в связи с установкой нового и ликвидацией действующего оборудования, проведением мероприятий по механизации и автоматизации производства, совершенствованию технологии, переходом на новые графики (режимы) работы и др. Она измеряется, как правило, в тех же показателях, что и план производства продукции. При выпуске нескольких видов продукции мощность определяется по каждому из видов изделий.

 

 

Тема 7. Издержки производства (себестоимость)

 

В общем виде издержки представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов. Сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Для учета фактических затрат на производство и для обоснования плана по себестоимости необходима классификация этих затрат.

В зависимости от цели расчета, вида расходов себестоимости различают две основные системы классификации:

по экономическим элементам затрат на производство;

по калькуляционным статьям расходов.

Затраты на производство по экономическим элементам составляют смету затрат. Группировка затрат приводится ниже:

материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

начисления на заработную плату;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Себестоимость, рассчитанная по экономическим элементам затрат, позволяет определить общий объем потребляемых ресурсов при выпуске продукции, независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы.

Структура себестоимости определяется процентным соотношением затрат различного экономического содержания в общих затратах по производству продукции.

Для определения стоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на конкретные виды изделий. Классификация затрат по статьям калькуляции характеризует место возникновения и назначение расходов.

В качестве типовой группировки может быть применена следующая номенклатура статей калькуляции:

Сырье и материалы

Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, услуги кооперированных предприятий

Возвратные отходы (вычитаются)

Топливо и энергия на технологические цели

Основная заработная плата производственных рабочих

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

Начисления на заработную плату

Расходы на подготовку и освоение производства

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Цеховые расходы

Общезаводские расходы

Потери от брака

Прочие производственные расходы

Внепроизводственные расходы

Группировка затрат по статьям калькуляции носит рекомендательный характер.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции, совокупность которых составляет ее производственную себестоимость. Производственная себестоимость и коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.) составляют полную или коммерческую себестоимость продукции.

Расходы делятся на:

а) простые и комплексные (смешанные). Простые статьи калькуляции состоят из одного экономического элемента, комплексные – из нескольких различных экономических элементов затрат;

б) прямые и косвенные в зависимости от способа включения затрат в себестоимость отдельных видов продукции;

в) условно-переменные (пропорциональные) и условно-постоянные. Сумма условно-переменных расходов изменяется пропорционально изменению объемов производства. Сумма условно-постоянных расходов не изменяется (или почти не изменяется) с изменением объема производства;

г) основные и накладные. Основные расходы связаны с основным производством, накладные – возникают в связи с необходимостью обслуживания и управления производством.

Резервы снижения себестоимости:

механизация и автоматизация процессов производства;

улучшение использования производственной мощности и производственных площадей;

совершенствование технологии;

совершенствование нормирования и оплаты труда;

улучшение использования рабочего времени;

повышение квалификации;

экономия сырья, топлива, энергии и др. ресурсов;

специализация производства;

предупреждение и устранение брака;

замена сырья;

совершенствование ассортимента и структуры продукции;

совершенствование управления;

совершенствование материально-технического обеспечения предприятия;

его рациональное размещение;

прочие резервы.

 

При расчете себестоимости используется классификация затрат по двум признакам: по назначению в процессе производства и по способу отнесения затрат на себестоимость. Поэтому себестоимость ис­числяется по статьям затрат с делением их на прямые и косвенные.

Вначале определяются затраты, непосредственно связанные с про­изводством и реализацией конкретной продукции, которые фикси­руются в статьях: сырье и материалы; покупные изделия; полуфабри­каты; услуги сторонних предприятий и организаций производствен­ного характера; топливо и энергия на технологические цели; зара­ботная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды. При этом используется метод прямого счета.

Затраты, связанные с обслуживанием производства и управлени­ем, не могут быть прямо учтены в себестоимости и включаются в нее косвенно. В промышленности такие затраты учитываются по статьям "Обще­производственные расходы "и "Общехозяйственные расходы".

 В первом случае учитываются следующие расходы по содержанию и эксплуа­тации машин и оборудования: амортизационные отчисления на пол­ное восстановление и затраты на ремонт основных средств производ­ственного назначения; расходы по страхованию производственного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание произ­водственных помещений; арендная плата за производственные поме­щения, машины и оборудование, другие арендуемые средства, ис­пользуемые в производстве; оплата труда производственного персо­нала, занятого обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.

В статью "Общехозяйственные расходы" включаются следующие расходы: административно-управленческие; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного на­значения; расходы по оплате информационных, аудиторских и кон­сультационных услуг; другие аналогичные по назначению расходы.

Все перечисленные расходы относятся на себестоимость, как было указано, косвенно, т.е. пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

В некоторых отраслях, например в строительстве, сельском хозяйстве, нет понятий общепроизводственных или общехозяйственных расходов. Там используется термин "накладные расходы". В строи­тельстве к накладным расходам относят: административно-хозяйствен­ные расходы; расходы на обслуживание работников строительства; организацию работ на строительных площадках (например, затраты на возведение временных сооружений и приспособлений, необходи­мых для осуществления строительного процесса).

Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционального прямым основным затратам (основная заработная плата рабочих, расход материалов и затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов).

Амортизация оборудования, жестко закрепленного за конкретной продукцией, включается в себестоимость этой продукции прямым расчетом. В остальных случаях она распределяется пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Себестоимость рассчитывается на предприятии в несколько этапов. На первом этапе определяются затраты, связанные только с производством определенного объема продукции. На втором этапе определяется себестоимость валовой продукции путем корректировки себестоимости произведенной продукции на изменение остатков расходов будущих периодов. К расходам будущих периодов относятся: расходы, связанные с освоением новых производств, установок, агрегатов; взносы арендной платы за последующие периоды и прочие расходы, произведенные в отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции в последующие месяцы или годы. Увеличение остатков этих расходов вычитается из величины затрат на производство, а уменьшение — прибавляется.

Предположим, что остаток уменьшился на 100 тыс. руб. Это говорит о том, что наступило время включения этих затрат в себестоимость производимой продукции. Если принять себестоимость произведенной продукции в объеме  124 893 тыс. руб., то себестоимость валовой продукции составит 124 993 тыс. руб.

На третьем этапе определяется себестоимость товарной продукции. При этом себестоимость валовой продукции корректируется на изменение остатков незавершенного производства. Прирост остатков незавершенного производства снижает себестоимость. Условно примем, что остатки на конец года будут выше остатков на начало года на 200 тыс. руб. Следовательно, производственная себестоимость, товарной продукции будет равна   124 793 тыс. руб. (124 993-200).

Кроме производственных расходов в полную себестоимость товарной продукции включаются внепроизводственные расходы — расходы, связанные с реализацией продукции, например, расходы на рекламу, доставку продукции на станцию (пристань) отправления, оплата услуг дилеров, содержание баз и складов, находящихся вне места расположения предприятия.

Если принять внепроизводственные затраты в объеме 207 тыс. руб., то полная себестоимость товарной продукции будет равна        125 000 тыс. руб. Зная объем производства продукции (условно 1 тыс. единиц), определяем полную себестоимость единицы товарной продукции, которая является базой для формирования оптовой цены предприятия.

Четвертый этап связан с определение себестоимости реализован­ной продукции. На этом этапе учитываются остатки готовой продук­ции на складе на начало и конец года.

Пример. Фактические остатки на начало года составят 87,5 тыс. руб., а на конец года — 68,5 тыс. руб. Полная себестои­мость реализованной продукции равна 125 019 тыс. руб. (87,5 + 125 000 - 68,5).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 411.