Обычно выделяют ряд основных способов финансирования бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может финансироваться правительством через заем денег у Центрального банка. Это денежное или эмиссионное финансирование может повлечь за собой ускорение инфляционных процессов за счет увеличения денежной массы в экономике. В РФ до 1995 г. главным источником финансирования бюджетного дефицита были кредиты ЦБ, т.е. денежная эмиссия, сопровождавшаяся сверхвысокими темпами инфляции. Поэтому такой способ финансирования называется еще инфляционным. Его позитивным моментом является то, что он не приводит к сокращению экономической активности частного сектора и его применение может быть очень эффективным в рамках экономического цикла на горизонтальном участке кривой совокупного предложения.
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться и урезаются иные статьи расходов.
Другим способом является долговое финансирование. Правительство, обычно через посредство ЦБ, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Иногда долговое финансирование осуществляется посредством внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Полученные при этом средства расходуются так же, как налоговые поступления. Этот способ не требует дополнительной эмиссии денег и поэтому является неинфляционным. Однако долговое финансирование дефицита государственного бюджета имеет негативным следствием сокращение деловой активности частного сектора, поскольку правительство занимает средства из того же источника, что и фирмы, — из сбережений домашних хозяйств. В результате все дополнительные сбережения, возникшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возникающего при этом бюджетного дефицита, вместо того, чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активности частного сектора. Долговое финансирование дефицита бюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Поэтому его применение может быть эффективным лишь на краткосрочном временнбм отрезке и на промежуточном и/или вертикальном отрезке кривой совокупного предложения.
Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; по соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств, а также по видам держателей.
В России государственный долг может существовать в следующих формах:
• кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
· государственные ценные бумаги;
· договоры о предоставлении государственных гарантий, до
говоры поручительства по обеспечению исполнения обяза
тельств третьими лицами;
· переоформление долговых обязательств третьих лиц в государ
ственный долг на основе принятых законов;
· соглашения и договоры (в том числе международные) о пролон
гации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта Федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.
В 1993 г. впервые для покрытия дефицита государственного бюджета начал использоваться механизм внутренних займов у населения и коммерческих банков путем продажи государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций и казначейских обязательств, а также облигаций внутреннего валютного займа. Были начаты операции и по продаже золотых слитков с выдачей соответствующих сертификатов с целью мобилизации денежных ресурсов у физических и юридических лиц для покрытия бюджетного дефицита.
Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (процесс приватизации) и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае, в конце концов, будут проданы все имеющиеся активы. Происходившие в России с 1992 г. приватизация государственной собственности и продажа части золотого запаса могут служить примерами такого рода финансирования бюджетного дефицита.
При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10,15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных муниципальных займов или использования кредитных ресурсов. В отдельных случаях правительство может объявить дефолт.
Дефолт означает отказ правительства от своих долговых обязательств или нарушение графика по ним в одностороннем порядке, без согласия с держателями этих обязательств. Целью его является снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащейся на бюджет. Это явление схоже с банкротством фирм, но отличается от него отсутствием формализованных правил и процедур наложения взысканий, в том числе через судебную систему.
Дефолт имеет множество отрицательных последствий, в первую очередь социальных и политических.
Чтобы предотвратить дефолт, правительство может использовать более мягкие решения проблемы задолженности — реструктуризацию долга.
На основании всего отмеченного выше можно сделать вывод, что во время спада экономики правительство должно осуществлять антициклическую политику, направленную на снижение налогов и увеличение расходов, т.е. сознательно вызывая дефицит бюджета, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повышать налоги и сокращать правительственные расходы. При этом долг, образовавшийся в период спада, будет покрываться положительным сальдо бюджета, возникающим в период подъема.
Вопросы для самопроверки
1.Уточните основные принципы построения бюджетной системы.
2.Охарактеризуйте основные виды доходов бюджетной системы.
3.Опишите основные направления бюджетных расходов.
4.Раскройте особенности формирования государственных внебюджетных фондов обязательного социального страхования.
5.Дайте оценку причин возникновения бюджетного дефицита.
6.Опишите основные методы покрытия бюджетного дефицита.
7.Каковы особенности управления государственным долгом?
Раздел 5 НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ
ТЕМА 10 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 262.