Прямые и косвенные налоги (характеристика, эволюция, противоречия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все налоги могут быть сгруппированы в два вида – прямее и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются на доход и собственность, к косвенным — налоги, объектом которых служат хозяйственный оборот или отдельные товары, т.е. налоги на обращение и потребление. Если прямые налоги налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, то косвенные налоги перекладываются на потребителей[30]. Соотношение прямых налогов (без учета социальных платежей) и косвенных в экономически развитых странах мира составляет примерно 1,5 : 1. Так, в 1990 г. это соотношение в США составляло 1,7 : 1, в Швеции — 1,4 : 1, в Швейцарии — 2,0 : 1, в Канаде — 1,3 : 1.

В настоящее время подоходные налоги и в целом прямые налоги в странах с развитой рыночной экономикой занимают ведущее место в общих налоговых поступлениях.

Историческая эволюция налоговой системы свидетельствует об определенных закономерностях в развитии прямых и косвен­ных налогов, а следовательно, об изменениях соотношения между ними.

На развитие налоговой системы сильное влияние оказывают экономические процессы и прежде всего уровень развития эко­номики. При сильном развитии натурального, квазинатурального хозяйства и замкнутости рынка получают широкое развитие тра­диционные прямые налоги (натуральные налоги на землю, скот и т.д.) и преобладает использование косвенных налогов, например таможенных пошлин.

Справедливость косвенного налогообложения вступает в проти­воречие со справедливостью прямого налогообложения. При кос­венных налогах платежеспособность различных групп населения не учитывается, необлагаемый минимум отсутствует. Косвенное налогообложение регрессивно по отношению к доходам и соци­ально несправедливо по отношению к бедным слоям населения.

Косвенное налогообложение создает более благоприятные условия для сбережений, оно в большей степени (особенно на промежуточном и вертикальном участках кривой совокупного предложения), чем прямое налогообложение, реализует принцип экономической эффективности. Косвенные налоги, в частности НДС, активно выполняют роль встроенных автоматических ста­билизаторов в рыночном хозяйстве, быстро реагирующих на из­менение экономической ситуации и направленных на подавление инфляции. В то же время применение косвенного налогообложения на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения мо­жет существенно ограничить темпы экономического роста.

Косвенное налогообложение нейтрализует вмешательство го­сударства через налоговую политику в экономические процессы, обеспечивая анонимность, поскольку является скрытой формой налогов. В результате этого сопротивление косвенным налогам меньше, чем прямым, и нередко протест населения направлен против повышения цен, а не против увеличения налогов.

Косвенные налоги в большей степени, чем прямые, выполняют фискальные функции налоговой системы. Их легко взимать, так как время реализации товара и уплаты налогов совпадает. Покупатель не может уклоняться от уплаты налога с продажи, иначе ему просто не продадут товар.

Косвенное налогообложение отвечает требованиям традици­онного технократического подхода к установлению налогов как обязательным платежам государству, которые не требуют от пос­ледних никаких ответных обязательств и общественного контроля за расходованием собранных налогов.

Косвенные налоги в меньшей степени, чем прямые, находятся под воздействием социально-политических процессов и в меньшей степени представляют собой демократический институт. Динамика косвенного налогообложения отражает процессы усиления или ослабления демократизации общества. Она нередко символизирует скрытые процессы бюрократизации общественного строя, отчуж­дения государства от граждан-налогоплательщиков.

Прямые подоходные и имущественные налоги в условиях су­ществования монопольных структур могут быть включены в цену и превратиться в косвенные налоги, а косвенные налоги при их дифференциации в пользу бедных слоев населения могут стать прямыми.

В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности действия принципа эффективности и справедливости в сфере косвенного налогообложения, например акцизного налога. Это требует прежде всего раскрытия понятия налогового бремени и механизма его переложения. Сфера переложения индивидуального, корпоративного и поимущественного налогов отличается от сферы переложения налога с продаж и акцизного налога. В условиях свободной кон­куренции возможность переложения налогового бремени при взимании налогов с доходов граждан ограничена и мала. Однако имеются исключения. Так, налоги с доходов работников на моно­польных рынках медицинских, правовых, научно-образовательных услуг и налоги с заработной платы наемных работников на моно­польном рынке могут быть включены в монопольно высокие цены и переложены на население, на основную массу потребителей. При массовом распространении личного подоходного налога в конечном счете налоговое бремя падает на тех лиц, у которых были первоначально изъяты налоги.

Аналогичная ситуация складывается по отношению к корпора­тивной прибыли. В условиях свободно-конкурентного рыночного хозяйства вся тяжесть налогов ложится на корпорации. Однако в условиях их монопольного положения на рынке налоговое бремя через установление более высоких цен перекладывается на потре­бителей, целиком или частично распределяясь между акционерами и предприятиями-смежниками. Что касается имущественного налога, то большая часть его бремени падает на собственника это­го имущества, так как он лишен возможности переложить его на кого-либо другого. В первую очередь, речь идет о налоге на землю, на дом и личное имущество. Однако при налогообложении арен­дуемого имущества налоговое бремя может быть переложено на арендатора путем установления повышенной арендной платы. Если арендатор — хозяйствующий субъект является монополистом на рынке, то он через повышенную цену переложит налоговое бремя на конечного потребителя.

Сферой переложения косвенных налогов, а именно налогов с продажи и акцизных налоговых платежей, как правило, являются потребители, покупающие налогооблагаемые товары и услуги[31]. Как отмечают Р. Макконнелл и С. Брю, существуют некоторые различия в характере перенесения налогов с продаж и акцизных налогов. У потребителей пространство для переориентации с на­логооблагаемых на неналогооблагаемые товары-заменители при применении налога на продажу меньше, чем при введении акцизных налогов, поскольку охват налогообложением в первом случае обширнее, чем во втором. При акцизных налогах, которыми облага­ются некоторые товары, не имеющие заменителей (например, налог на бензин, сигареты, винно-водочные изделия), приходится иметь дело с ситуацией, аналогичной ситуации с налогами на продажу. Здесь продавцы могут повышать цены, не опасаясь того, что это повлечет использование потребителями других альтернативных видов товаров и услуг. В результате этого налоговое бремя пере­кладывается на потребителя.

В сфере косвенного налогообложения оценка справедливости и эффективности налогов производится с позиции равнонапряженности налогового бремени между потребителем и продавцом, а также минимизации излишнего налогового бремени.

С развитием рыночных отношений усиливается роль акцизных налогов и налога на продажу. XX в. характеризуется резким возрас­танием роли прямых, подоходных налогов. Возникшие в начале века корпоративные формы организации производства породили такую разновидность подоходного налога, как налог на прибыль корпорации.

Например, в США до 40-х годов XX в. налоги на прибыль кор­пораций превышали поступления от индивидуальных подоходных налогов. Вплоть до 1968 г. здесь в общих доходах федерального бюджета поступления налогов на прибыль корпораций занимали второе место, только в 70-е и 80-е годы в связи с ростом социаль­ных платежей корпорационный налог оказался отодвинутым на третье место.

Система подоходных налогов включает механизм автоматичес­ких стабилизаторов, быстро реагирующих на изменение экономи­ческой ситуации и позволяющих сглаживать циклический характер развития современного производства.

XX в. и особенно его вторая половина отмечены развитием индивидуального подоходного налога. Становление и развитие этого вида налога обусловлено не только экономическими факторами, но прежде всего социально-экономическими процессами. Преобла­дали тенденции к более равномерному распределению налогового бремени между разными слоями населения в соответствии с их пла­тежеспособностью, а также к компромиссам и социальному миру. Индивидуальный подоходный налог как демократический институт наиболее полно реализует себя при развитой демократии и всеоб­щей избирательной системе, в условиях правового государства, когда уважаются права человека, соблюдается принцип равенства и социальной справедливости и когда велика роль гражданской ответственности членов общества.

Индивидуальное подоходное налогообложение как демократи­ческий институт требует общественного контроля осуществления налоговой и бюджетной политики государственным аппаратом, государственной властью, их подотчетности гражданам-налогопла­тельщикам. Для индивидуальных подоходных налогов характерна высокая социальная чувствительность, т.е. высокая степень реакции граждан-налогоплательщиков на изменение их уровня. Реформа индивидуального подоходного налогообложения непосредственно сказывается на политической и социальной стабильности общества. Нередко политические лидеры и партии теряют свою репутацию в связи с недооценкой оппозиции населения к устанавливаемым новым подоходным налогам, т.е. в связи с игнорированием так называемой налогофобии у народа.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.