Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном разделе будет проанализирована проблема дефицита государственного бюджета и методов его финансирования. Прак­тика показывает, что государство может применять различные инструменты для решения этой проблемы. Выбор конкретного инструмента зависит от краткосрочных и долгосрочных целей государственной политики.

Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

Бюджетный дефицит — это сумма превышения расходов органов государственной власти и местного самоуправления над его доходами.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

· рост общественных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

· циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

· дефицит может быть связан с необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

· дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений;

· сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

· усиление влияния политического бизнес-цикла, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

· повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-нало­говой сфере в результате: увеличения общественных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущест­венно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); увеличения общественных расходов на образование и созда­ние новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Из рис. 9.1 и 9.2 ясно, что в условиях динамично развивающей­ся экономики бюджетный дефицит является одним из факторов экономического роста. При этом количество, конечно, не долж­но переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных органами государственной власти и местного самоуправления в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Расчет бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между обще­ственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджет­ного дефицита объективно усложняется следующими факторами. Первичный дефицит бюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат подолгу.

При долговом финансировании первичного дефицита увеличива­ются и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике.

 

 

Поэтому одним из факторов, характеризующим бюджетный дефицит, является соотношение долг/ВНП. Динамика этого со­отношения зависит от:

1) величины реальной ставки процента, которая определяет
размер процентных выплат по долгу;

2) темпов роста реального ВНП;

3) величины первичного дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс РФ не только регулирует способы покры­тия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):

1. Фактический бюджетный дефицит (профицит) — фактическое, зафиксированное статистикой сальдо бюджета.

2. Структурный бюджетный дефицит, или бюджетный дефицит полной занятости. Дефицит при полной занятости — это дефицит, рассчитанный при предложении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня).

Структурный дефицит представляет собой разницу между бюджетными расходами и теми доходами, которые поступили бы в бюджет при полной занятости ресурсов.

3. Циклический бюджетный дефицит (профицит) — автоматически возникающие благодаря действию встроенных стабилизаторов в процессе циклического спада дефицит, а в процессе циклического подъема — профицит бюджета. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицитов (излишков).

При постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение — к их уменьшению. Общественные расходы возрастают во время спадов из-за роста выплат пособий по безработице.

Во время экономического спада комбинированная фискальная политика (одновременное изменение государственных закупок и автономных налогов) будет давать тем больший эффект, чем большим фактическим бюджетным дефицитом она будет сопро­вождаться. Наоборот, во время экономического подъема ком­бинированная политика будет давать тем больший эффект, чем большим бюджетным профицитом она будет сопровождаться. Несбалансированность государственного бюджета является прин­ципом кейнсианской фискальной политики.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 283.