В данном разделе будет проанализирована проблема дефицита государственного бюджета и методов его финансирования. Практика показывает, что государство может применять различные инструменты для решения этой проблемы. Выбор конкретного инструмента зависит от краткосрочных и долгосрочных целей государственной политики.
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
Бюджетный дефицит — это сумма превышения расходов органов государственной власти и местного самоуправления над его доходами.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
· рост общественных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
· циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
· дефицит может быть связан с необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
· дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений;
· сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
· усиление влияния политического бизнес-цикла, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;
· повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения общественных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); увеличения общественных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Из рис. 9.1 и 9.2 ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит является одним из факторов экономического роста. При этом количество, конечно, не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных органами государственной власти и местного самоуправления в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.
Расчет бюджетного дефицита
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между общественными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами. Первичный дефицит бюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат подолгу.
При долговом финансировании первичного дефицита увеличиваются и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике.
Поэтому одним из факторов, характеризующим бюджетный дефицит, является соотношение долг/ВНП. Динамика этого соотношения зависит от:
1) величины реальной ставки процента, которая определяет
размер процентных выплат по долгу;
2) темпов роста реального ВНП;
3) величины первичного дефицита бюджета.
Бюджетный кодекс РФ не только регулирует способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):
1. Фактический бюджетный дефицит (профицит) — фактическое, зафиксированное статистикой сальдо бюджета.
2. Структурный бюджетный дефицит, или бюджетный дефицит полной занятости. Дефицит при полной занятости — это дефицит, рассчитанный при предложении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня).
Структурный дефицит представляет собой разницу между бюджетными расходами и теми доходами, которые поступили бы в бюджет при полной занятости ресурсов.
3. Циклический бюджетный дефицит (профицит) — автоматически возникающие благодаря действию встроенных стабилизаторов в процессе циклического спада дефицит, а в процессе циклического подъема — профицит бюджета. Его величина равна разнице между величиной фактического и структурного дефицитов (излишков).
При постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение — к их уменьшению. Общественные расходы возрастают во время спадов из-за роста выплат пособий по безработице.
Во время экономического спада комбинированная фискальная политика (одновременное изменение государственных закупок и автономных налогов) будет давать тем больший эффект, чем большим фактическим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться. Наоборот, во время экономического подъема комбинированная политика будет давать тем больший эффект, чем большим бюджетным профицитом она будет сопровождаться. Несбалансированность государственного бюджета является принципом кейнсианской фискальной политики.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 283.