Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важным звеном в механизмах реализации социальной функции государства являются внебюджетные социальные фонды — со­вокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и управления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламен­тируется финансовым правом.

Порядок формирования доходов для государственной системы социального страхования в России осуществляется за счет при­менения целевых социальных платежей от фонда оплаты труда и фонда заработной платы, т.е. средств работодателей и работников. За счет социальных платежей производится аккумуляция средств на счетах соответствующих внебюджетных фондов. Социальный налог (как и социальные взносы до 2003 г.) взимается регулярно и имеет принудительный характер, что закреплено в законодательстве. Внебюджетные фонды должны являться трастовыми структура­ми, осуществляющими владение, распоряжение и использование средств в строгом соответствии со своими уставными целями и задачами. Во многих странах (в том числе в последнее время и в России) на эти фонды возложена обязанность аккумулировать финансовые ресурсы и капитализировать их через депозиты банков и рынок ценных бумаг.

Теперь подробнее остановимся на экономической природе внебюджетных социальных фондов, через которые осуществляется более одной трети социальных расходов государства. Внебюджет­ные социальные фонды — один из каналов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования осуществляемых им социальных расходов. Внебюджетные социальные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами социальной сферы и, соответственно, расширение социальных услуг, предоставляемых населению.

Государственные внебюджетные социальные фонды облада­ют правом самостоятельного юридического лица и независимы от бюджетов соответствующих органов власти, созданы на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регла­ментируется их деятельность, указываются источники формиро­вания, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные социальные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

· формируются в основном за счет обязательных отчислений
юридических и физических лиц;

· страховые взносы в фонды (социальный налог) и взаимоотношения, возникающие при его уплате, имеют налоговую природу, размеры налога устанавливаются государством и являются обязательными;

· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств из фондов осуществляется в соответствии с утвержденным Государственной Думой Федеральным законом о бюджете на текущий финансовый год, а также по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда), исполнительной дирекции и т.д.

Внебюджетные социальные фонды — форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государ­ством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Связи между внебюджетными социальными фондами. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенча­тые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторон­ние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном на­правлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой сис­темы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет уплаты социального налога, но и за счет средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредиторами бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одно­временно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

На начальном этапе реформ, когда сформировалась действую­щая и по настоящее время система социального страхования, общий объем доходов по основным внебюджетным фондам за последнее десятилетие составил 5—7% от ВВП. Эти показатели, безусловно, ниже, чем аналогичные показатели в экономически развитых странах, которые имеют сопоставимый с Россией уровень социальных обязательств государства перед гражданами, но так же безусловно, что они выше, чем в странах с равным с Россией уровнем ВВП надушу населения (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Поступление единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств в счет погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды*

 

 

2001

2002

2003

2004

  в млрд руб. в%от ВВП в млрд руб. в% от ВВП в млрд руб. в%от ВВП в млрд руб. в%от ВВП
Поступило, всего 603,2 6,74 819,5 7,57 961 7,26 1167,1 6,97
В том числе:   0,00   0,00   0,00   0,00
Единый соци­альный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 0 0,00 339,1 3,13 364,5 2,75 442,1 2,64
Пенсионный фонд Россий­ской Федера­ции 470 5,25 313,1 2,89 400,7 3,03 488,5 2,92
Фонд социаль­ного страхова­ния Россий­ской Федера­ции 73,8 0,83 83,2 0,77 100,5 0,76 123,6 0,74

 

Окончание табл. 9.1

 

 

2001

2002

2003

2004

  в млрд руб. в%от ВВП в млрд руб. в%от ВВП в млрд руб. в%от ВВП в млрд руб. в%от ВВП
Федеральный фонд обяза­тельного ме­дицинского страхования 3,8 0,04 5,1 0,05 5,6 0,04 6,5 0,04
Территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования 55,6 0,62 79 0,73 89,7 0,68 106,4 0,64

* Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 2005. Росстат. М., 2005. С. 33, 612.

В то же время проведение дальнейшей реформы страховых платежей и взносов в системе государственного социального страхования, как известно, предполагает определение основных источников финансовых поступлений в фонды страхования. Для решения данной задачи представляется необходимым введение трехканальной схемы поступления средств, которая предполагает разработку модели распределения финансовой нагрузки между работодателями, работополучателями и государством путем дости­жения «социального консенсуса» относительно доли вклада каждой из сторон. При этом большая часть останется за работодателем, а меньшая соответственно перейдет к работополучателям и государ­ству. Соотношение между размерами уплачиваемых взносов в рам­ках трехканальной системы может устанавливаться в зависимости от вида страхования, при этом страхование, связанное с вредом, наносимым здоровью работополучателям, должно осуществляться полностью за счет средств работодателей, а страхование неработа­ющих граждан в рамках минимальных социальных гарантий может осуществляться за счет средств бюджета или может быть передано полностью на бюджетное финансирование.

Еще одним направлением деятельности должно стать определе­ние состава и структуры органов страхования, их функций, прав и полномочий, а также ответственности и условий правопреемственности и гарантий финансовой и правовой стабильности системы социального страхования в целом.

Особо следует подчеркнуть, что важным направлением реформи­рования внебюджетных фондов социального страхования является то, что по мере становления представительных органов наемных работников и работодателей путем формирования (в отраслевом и региональном разрезах) их самоуправляемых объединений может начаться процесс либерализации в деятельности этих фондов, но, безусловно, при сохранении за государством законодательных и контрольных функций.

В заключение надо отметить, что только дальнейшее улучшение общеэкономической ситуации в РФ, рост занятости и повышение доли оплаты труда в структуре доходов населения дадут основание для поэтапного реформирования внебюджетных фондов обязательгого социального страхования.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 267.