Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса «Основы экологии и экономика природопользования»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В переходный период социально-экономического развития возникает серьезная опасность ухудшения экологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей, использования низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовых трудностей, ограничивающих возможности природоохранной деятельности субъектов хозяйствования, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы и т.п. Многие специалисты считают, что «чисто рыночная» экономика является наиболее опасным для природы способом хозяйствования, поскольку частный собственник в условиях слабо регулируемого рынка в погоне за максимальной прибылью стремится к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым в первую очередь и относят затраты на экологию. А это, конечно же, ведет к ухудшению экологической обстановки.

В связи с этим эколого-экономические исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции:

· направляющую — обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации;

· координирующую — обеспечение баланса важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества;

· стимулирующую — активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом.

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед эколого-экономическим научным направлением задачи, ключевыми из которых являются:

· разработка стратегий ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;

· формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;

· исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений;

· совершенствование организационных основ управления природопользванием;

· разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;

· теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду;

· установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

Главной задачей курса «Основы экологии и экономика природопользования» является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучение в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:

· системы программирования и прогнозирования природопользования;

· управления природопользованием и его регулирования, правовой защиты природной среды;

· системы наблюдения, учета и контроля в области охраны окружающей среды;

· финансирования и кредитования природоохранных мероприятий;

· экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности.

В задачи курса «Основы экологии и экономика природопользования» составной частью входит изучение эколого-экономических проблем и путей их решения. Имеются в виду охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рациональное использование водных ресурсов, улучшение использования и сохранение плодородия земельных ресурсов, повышение эффективности использования и охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Сложность экологической ситуации обусловлена совмещением в ряде регионов производственного и радиационного загрязнения. Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования в условиях радиационного загрязнения территории страны.

Знания в области экологии и экономики природопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимые расчеты по экономической оценке природных ресурсов, определению размеров экологических платежей и экологических издержек производства, экономической эффективности проводимых природоохранных мероприятий и т.п.

Одна из главных целей эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, следовательно, важно комплексно решать производственные вопросы, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.

Для устойчивого развития страны необходимо, чтобы каждый гражданин был сознательным и активным участником процесса сбережения, умножения и рационального использования природных ресурсов, тем самым обеспечивая нормальные условия проживания и деятельности настоящего и будущих поколений.

Контрольные вопросы

1. Как определить понятие «природопользование» в широком и узком смысле слова?

2. Что понимают под экологической сферой?

3. Назовите объект и предмет изучения курса «Основы экологии и экономика природопользования».

4. Что такое эколого-экономическая система?

5. Каковы основные методы эколого-экономических исследований?

6. Определите основные функции и задачи дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования».


38. Ресурсосбережение и оздоровление окружающей среды

В результате нерациональной воспроизводственной структуры капитальных вложений и деформации размещения производительных сил в России сложилась неэффективная структура народного хозяйства, в которой преобладают базовые отрасли промышленности: энергетика, металлургия, горнодобывающая промышленность и другие, являющиеся основными загрязнителями природной среды. Так, ликвидация дефицита энергии и конструкционных материалов на протяжении многих лет велась наращиванием их производства, а не путем внедрения технологий энерго- и ресурсосбережения, сокращения производственного потребления энергии и материалов. Избыточная материало- и энергоемкость производства обусловливала, в свою очередь, огромные масштабы добычи полезных ископаемых и их переработки. Это порождало по технологической цепочке образование дополнительных объемов отвалов пустой породы, золы и шлаков, вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. Одновременно в народном хозяйстве сложился форсированный режим эксплуатации основных видов природных ресурсов.

Результатом такого положения стало снижение эффективности отраслей народного хозяйства, связанных с добычей и переработкой первичного природного сырья, необходимость увеличения доли ресурсов, направляемых в эти отрасли. В конечном итоге это привело к стагнации отраслевой структуры экономики и сдерживанию ее роста. В этих условиях необходима структурная трансформация сложившихся хозяйственных связей и пропорций в соответствии с экологическими требованиями.

Потребительский подход к использованию ресурсов окружающей среды и развития экономики в предыдущие годы не позволил России вместе с другими странами мира перейти к активному ресурсосбережению и сделать НТП основным фактором поддержания экономического роста и рационального природопользования. Это позволило бы отойти от экстенсивного пути развития, поддерживать объемы производства не столько за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов, сколько за счет комплексного и более эффективного их использования. Не осуществив своевременную переориентацию на интенсивный путь развития, Россия испытывает в настоящее время значительные трудности в экономике: усилилось отставание от мирового уровня производства, качества продукции, что, в свою очередь, проявляется в наращивании все обостряющихся экономических, социальных и экологических проблем.

Начиная с 70-х годов стали усиливаться негативные тенденции в народном хозяйстве, заметно снизились темпы экономического роста, слабо осуществлялась интенсификация производства и перестройка структуры хозяйства. Тесная связь экологических и экономических проблем здесь объясняется тем, что экологические проблемы во многом были порождены существованием до последнего времени и доминированием в экономике устаревшей воспроизводственной структуры. Она вступила в такую стадию развития, когда при близком к нулю приросте конечных результатов ее функционирования все больше ресурсов требуется на поддержание и сохранение этой структуры. Постоянный приток ресурсов и эксплуатация изношенного производственного оборудования оказывает разрушающее воздействие на природу. Так, например, такие города как Кемерово в России и Запорожье в Украине имеют предприятия металлургической промышленности со степенью износа основных фондов, достигающей 70%. На предприятиях черной металлургии, расположенных здесь, выпускается продукция, не отвечающая современным требованиям. Одновременно вклад этих предприятий в общую массу выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на территории данных городов, по оценкам, составляет не менее 60%. В этом случае коренная реконструкция и модернизация металлургической промышленности за счет уменьшения доли загрязняющих и энергоемких производств представляется предпочтительной как с экономической, так и с экологической точек зрения. В настоящее время износ основных производственных фондов в России превышает 40%, фактические сроки службы промышленного оборудования вдвое превышают нормативные.

Магистральным направлением улучшения экологической обстановки в стране является прогрессивное изменение отраслевой и территориальной структуры экономики в направлении снижения удельного веса добывающих отраслей и преобразования технологической и технической базы в отраслях-загрязнителях путем перехода на экологически чистые технологические процессы.

Ориентация социально-экономической политики на сохранение экологического равновесия, обеспечение экологически устойчивого развития требуют наряду со структурной перестройкой экономики также совершенствования хозяйственного механизма, обеспечивающего ее функционирование. Структурные сдвиги в экономике должны быть связаны и с проведением организационно-технологических мероприятий по экономии сырья и энергии. В ходе такой перестройки следует обеспечить снижение удельной энерго- и материалоемкости ВНП, внедрение ресурсосберегающих технологий и современных конструкционных материалов, применение новых видов топлива и энергии.

Улучшение экологической ситуации, к примеру, в металлургическом комплексе и структурная перестройка в целом возможны за счет мероприятий по техническому перевооружению, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий, дооснащению металлургических агрегатов эффективным природоохранным оборудованием. Так, в сталеплавильном производстве конверторный способ выплавки стали снижает удельные выбросы в атмосферу по сравнению с мартеновским в 3 раза. Важным ресурсосберегающим мероприятием является непрерывная разливка стали, в процессе которой до 15% снижается расход металла и достигается снижение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2,5 раза.

Одним из направлений совершенствования структуры топливно-энергетического комплекса и связанного с этим улучшения экологической обстановки является развитие нетрадиционной энергетики и использование теплового потенциала, содержащегося в отходах. Нетрадиционная энергетика, базирующаяся на использовании возобновимых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов, может служить альтернативой традиционной энергетики. Известно, что в Западной Европе нетрадиционные источники энергии покрывают до 20% общего потребления энергии. Нетрадиционные источники энергии могут внести существенный вклад в решение проблемы устойчивого энергообеспечения многих регионов России, повышая его надежность и обеспечивая экономию топлива. По оценкам, их использование для замещения органического топлива может возрасти к 2000 г. более чем в 4 раза главным образом за счет увеличения добычи термальных вод для энергетических целей, производства и внедрения гелиоколлекторов и преобразователей, ветро- и биоэнергетических установок, котлов-утилизаторов для сжигания ТБО, использования брикетированных древесных отходов и др. Технический потенциал возобновимых источников энергии в России значителен и составляет величину порядка 10 млрд т. у. т. Экономический потенциал оценивается величиной, эквивалентной 270 млн т. у. т в год и распределяется по отдельным видам следующим образом: малые и микроГЭС — 65, геотермальная энергия — 115, биомасса — 35, ветровая энергия — 10, низкопотенциальное тепло — 32, солнечная энергия — 12,5 млн т. у. т в год.

С учетом потенциала возобновляемых источников энергии, экологического состояния и дефицита энергоснабжения перспективными регионами России в этом отношении являются Мурманская, Архангельская, Вологодская, Псковская, Владимирская, Нижегородская, Кировская, Ростовская области, а также Республики Карелия и Бурятия. К примеру, неблагополучная в экологическом отношении Карелия является перспективным регионом по развитию малой гидроэнергетики, энергетических биоустановок в сельском хозяйстве, ветровой энергетики. Опытные агрегаты и демонстрационные проекты по использованию нетрадиционных источников энергии в целях энергоснабжения имеются под Москвой и в Алтайском крае. Сооружаются Ставропольская геотеплоэлектрическая станция мощностью 1 МВт, геотермальные электрические станции теплоснабжения на Дальнем Востоке, энерго-биологический комплекс по утилизации сбросного тепла Курской АЭС, биологическая система по переработке отходов крупной птицефабрики во Владимирской области и другие.

Однако развитие нетрадиционной энергетики связано с определенными трудностями, главными причинами которых являются опытно-промышленный характер большинства технических решений по использованию нетрадиционных источников энергии, что обусловливает их высокую капиталоемкость, а также отсутствие действенных организационно-экономических условий и стимулов для их внедрения. Кроме того, до настоящего времени не развит отечественный рынок экологических товаров и услуг, экологическая инфраструктура, маркетинг для обеспечения внедрения высокоэффективных технологий и производств.

Отметим, для сравнения, что в настоящее время в Германии доля возобновимых источников энергии в общем объеме ее производства составляет 2,2%. К 2010 году ее удельный вес возрастет до 5%, а к 2050 году — доля производство энергии на основе возобновимых источников (энергия солнца, ветра, воды, получение энергии из биомассы) составит здесь, по оценкам экспертов ООН по изменению климата, 50% от общего объема производства энергии. К примеру, в 1998 г. по сравнению с 1997 г. рост производства энергии, получаемой на солнечных батареях, в Германии составил 32,1%, получение энергии из биомассы за этот же период возросло на 21,3%.

В последнее время в России усилились дискуссии о перспективах развития атомной энергетики, которая дает около 12% производимой электроэнергии. Так, за 30 лет эксплуатации Нововоронежской АЭС было произведено 275 млрд кВтч электроэнергии. При традиционном способе получения электроэнергии путем сжигания каменного угля пришлось бы сжечь 120 млн т твердого топлива и попутно с ним — более 200 млн т кислорода. В атмосферу было бы выброшено 280 млн т СО2, 5 млн т SО2 и 1,6 млн т NOx. С другой стороны, сложной проблемой остается экологически безопасное хранение ядерных отходов и их переработка, а также переход на безопасные типы реакторов.

Очевидно, что обострение эколого-экономической обстановки — это результат накопленных за многие десятилетия структурных деформаций народного хозяйства, приведших к доминированию природоемких отраслей промышленности, ресурсо- и энергоемких технологий, а также сырьевой ориентации экспорта. Указанные тенденции нашли свое отражение во внешнеэкономической деятельности, в частности, в процессе формирования и развития совместных предприятий, что проявляется в неблагоприятной структуре экспорта. В последние годы по сравнению с предыдущим периодом сильно возрос экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, газа, угля, железной руды, аммиака, чугуна и алюминия, т. е. невозобновимых природных ресурсов при низкой степени их обработки и, соответственно, невысокому уровню доходов от экспорта. В 1998 г. в стране действовало более 10 ООО совместных предприятий, организованных с фирмами 112 зарубежных стран, а объем экспорта составил в общем его объеме более 8%. Вместе с тем, подавляющая часть экспорта совместных предприятий (около 60%) составляли сырье и продукты первичной переработки.

Поддержание активного торгового баланса должно осуществляться, прежде всего, за счет повышения конкурентноспособности отечественных товаров, повышения их степени переработки и улучшения экологических параметров в соответствии с международными требованиями, а также за счет повышения удельного веса в экспорте готовых изделий. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая без должного учета экологических издержек производства, может и в дальнейшем оказывать неблагоприятное воздействие на структурную политику.

Как показывает анализ, зарубежные страны идут на компенсационные соглашения и создание совместных предприятий в России преимущественно в добывающей, химической и нефтехимической промышленности. Наряду с близостью к дешевым источникам сырья и энергии, важным стимулом участия в этих проектах для западных инвесторов является более либеральный по сравнению с западными странами экологический контроль, возможность сокращения издержек, связанных с использованием «грязных» технологий.

Одним из направлений структурной перестройки экономики с учетом экологических факторов является приватизация государственных и муниципальных предприятий. Как показывает мировой опыт, приватизация неэффективных и неконкурентоспособных предприятий позволяет существенно смягчить проблему дефицита государственного бюджета и способствует оздоровлению окружающей среды. Одним из условий приватизации, к примеру, в Аргентине и Мексике, было дооснащение предприятий природоохранным оборудованием и выделение инвестиций экологического характера. При этом новые собственники предприятий должны были обеспечить соблюдение требований в области охраны окружающей среды. В результате произошло улучшение состояния окружающей среды за счет сокращения вредных выбросов, экологического санирования территории. В Польше в процессе приватизации предприятий также учитывались требования экологической санации приватизируемых предприятий. В ходе приватизации государственных предприятий в новых федеральных землях Германии в Опекунском Совете — аналоге Госкомимущества России были созданы специальные подразделения, отвечающие за разработку мероприятий по оздоровлению окружающей среды на приватизируемых предприятиях. При этом одним из условий приватизации явилось обеспечение конкурентоспособности нового предприятия за счет ориентации на мировой рынок и ответственности нового владельца по экологическим обязательствам. Одновременно решался также вопрос об ответственности за причиненный ущерб и санации окружающей среды на загрязненных территориях.

В условиях развития частного предпринимательства и приватизации государственных предприятий важное значение имеет разработка и внедрение системы организационно-экономических и правовых мер, обеспечивающих экологическую санацию предприятий и оздоровление окружающей среды.

В процессе приватизации в России также предпринимались попытки учета экологического фактора. С этой целью территориальными природоохранными органами совместно с Госкомимуществом России были разработаны перечни экологически опасных предприятий, в основу чего закладывались результаты проведения экспресс-оценки (аудирования) и экологической экспертизы приватизируемых предприятий.

В целях обеспечения экологического оздоровления приватизируемых предприятий включались следующие мероприятия:

· строительство и реконструкция очистных сооружений и природоохранных объектов;

· ликвидация неорганизованных источников выбросов;

· изменение и совершенствование основной технологии производства, снижающее экологическую опасность предприятия;

· обустройство отвалов и хвостохранилищ, обваловывание животноводческих и птицеводческих ферм, благоустройство территории, включая санацию загрязненных участков территории;

· перенос экологически опасных объектов из водоохранных и селитебных зон и др.

Одновременно целесообразно выделять те предприятия, дальнейшее функционирование которых в силу их повышенной экологической опасности нецелесообразно. Данные предприятия могут быть ликвидированы с продажей имущества на аукционе. В зависимости от степени экологической опасности приватизируемых предприятий, а также с учетом их экономической и социальной значимости может быть принято решение об их консервации, перепрофилировании или реконструкции. Примером тому является решение о перепрофилировании деятельности Байкальского ЦБК.

Основанием для отнесения предприятий к тем или иным группам по степени их экологической опасности, в том числе: а) ликвидируемым по экологическим причинам; б) подлежащим приватизации при условии принятия новым владельцем экологических обязательств, являются:

· решения органов управления о закрытии (консервации), перепрофилировании и реконструкции предприятий по технико- экономическим, социальным и экологическим условиям;

· материалы природоохранных органов, санитарно-эпидемиологического надзора и экологической прокуратуры о состоянии природоохранных объектов и данные о нарушении предприятиями природоохранных норм и правил;

· нарушение предприятиями установленных для региона лимитов природопользования и др.

Действующие до последнего времени правовые и нормативные акты, регламентирующие процессы приватизации, практически не затрагивали вопросы охраны окружающей среды. С целью усиления роли экологических факторов в процессе приватизации предприятий, в том числе предприятий, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние окружающей среды, необходимо применение процедуры экологического аудирования.

Следует отметить, что существуют объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Сюда, в частности, относятся:

 

· недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;

· охраняемые природные территории;

· предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов;

· объекты научно-исследовательской сферы, осуществляющие исследования по охране природы и ведению экологического мониторинга и др.

Таким образом, реализация стратегии экологически устойчивого развития России тесно связано с проведением структурной, инвестиционной, экологической и внешнеэкономической политикой. Так, к примеру, в случае сохранения ресурсно-сырьевой специализации страны на мировом рынке и замедленного энерго- и ресурсосбережения можно ожидать усиления неблагоприятных изменений окружающей среды и истощения отдельных видов природных ресурсов, прежде всего — минерально-сырьевых. В этом случае структурные изменения, отвечая воспроизводственному подходу, призваны обеспечить преодоление экологических осложнений и переход к гармонизации отношений экономики и окружающей среды. Реализация на практике политики экологически устойчивого развития экономики, как отмечалось выше, связана со структурной перестройкой экономики и предполагает снижение природоемкости ВНП и уменьшение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Речь идет главным образом о воспроизводстве качества окружающей среды за счет перехода к безотходным и ресурсосберегающим технологиям, внедрения «чистых» производств.

Экологизация процесса социально-экономического развития России, направленная на достижение нормативного состояния окружающей среды, предполагает такой принцип функционирования народного хозяйства, региона, отрасли, конкретного производства, при котором рационально используются все компоненты сырья и энергии в цикле «первичное сырье — производство — потребление — вторичные ресурсы», и не нарушается экологическое равновесие. Данная проблема является, таким образом, обобщением более частных проблем использования вторичных ресурсов, отходов и рационального природопользования в целом. В научной литературе отмечается взаимосвязь проблем использования вторичных ресурсов, охраны окружающей среды и создания малоотходных технологий. Однако развернутый анализ соподчиненности и взаимосвязи этих проблем в научной литературе отсутствует.

 

Проблема экологизации экономики и рационального природопользования заключается в обеспечении социальных и экономических целей, которые ставит перед собой общество на конкретных этапах развития на основе наиболее эффективного использования природных ресурсов, их сохранения для будущих поколений и улучшения условий окружающей среды. Содержание понятия экологически устойчивого развития в широком понимании включает задачи ресурсосбережения, предупреждение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Возрастающие масштабы потребления природных ресурсов все более четче обнаруживают несоответствие традиционных технологий современным требованиям по использованию природных ресурсов и вторичного сырья.

Указанное противоречие может быть преодолено путем развития мало- и безотходных технологий и производств. Именно ресурсосбережение и структурная перестройка экономики могут стать тем базисом, стержнем новой экологической политики, направленной на обеспечение стратегии устойчивого развития. В пользу стратегии ресурсосбережения говорит и такой факт, что восстановление нарушенного экологического равновесия в освоенных районах производства требует значительных затрат на рекультивацию земли, восстановление леса, водоемов. На многих предприятиях страны стоимость очистных сооружений достигает 1/3 стоимости основных производственных фондов (являясь при этом их пассивной частью), а в ряде случаев доходит до 40—50%.

Принципы мало- и безотходной технологии можно объяснить на основе факторов, выражающих разные потребности. Согласно этому использование мало- и безотходных технологий требуется в целях постоянного уменьшения потребления важнейших ресурсов — сырья, энергии и окружающей среды. Ресурсосбережение предусматривает повторное использование ресурсов, вторичного сырья и отходов и поэтому в экономическом и экологическом смысле является более выгодным. Например, рециркуляция металлолома и его использование в качестве вторичного сырья позволяют сократить расход первичного сырья, уменьшить расход энергии и снизить выбросы в окружающую среду. Переплавка 1 т алюминия экономит 4 т бокситов и 700 кг кокса. Использование металлолома при производстве основных металлов одновременно снижает расход энергии примерно на 80—90% по сравнению с производством на основе руды. 1 т металлолома позволяет экономить 2 т руды и 2 т кокса. Для получения 1 т металла из недр извлекается свыше 100 т руды, а вместе с каждой тонной угля «производится» 5 т пустой породы и откачивается 3 м3 подземных вод. С учетом того, что ежегодное извлечение горной массы при добыче полезных ископаемых оценивается в 120 млрд т, то более 90% этой массы минеральных веществ в конечном счете превращается после переработки в отходы.

Вовлечение в хозяйственный оборот все возрастающих объемов природных ресурсов при одновременном росте удельных капитальных вложений и текущих затрат на их получение оказывает сдерживающее воздействие на темпы экономического развития. Ресурсосбережение позволяет перейти к использованию интенсивных факторов поддержания экономического роста. При этом объективной необходимостью становится переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, так как на первый план выдвигается задача не увеличения добычи природных ресурсов, а получение все большего объема конечной продукции из единицы перерабатываемого сырья. Таким образом, мало- и безотходные технологии предусматривают повышение степени использования массы исходного продукта как за счет внедрения ресурсосбережения, так и за счет максимального использования отходов.

Оценка эффективности ресурсосбережения должна включать его оценку как метода предупреждения и борьбы с отходами. Так, для устранения 1 т отходов за рубежом расходуется в среднем около 60 долл. Уничтожение 1 т отходов на мусоросжигательных заводах обходится в среднем 8 долл., а их переработка во вторичное сырье на современном мусороперерабатывающем заводе — 9 долл. При этом половина данных затрат компенсируется стоимостью восстановленных вторичных материалов. В условиях России для захоронения 1 т ТБО требуется площадь 3 м2. С учетом массы производимых ТБО очевидна роль ресурсосбережения в предупреждении дальнейшего загрязнения окружающей среды и экономии первичных природных ресурсов.

С конца 60-х — начала 70-х годов наблюдается ускорение роста объемов использования отходов во всем мире. Этот процесс обусловлен комплексом факторов, которые можно объединить в три взаимосвязанные группы:

· а) отрицательное влияние отходов на экологическую обстановку;

· б) повышение экономической заинтересованности в переработке вторичного сырья, что обусловлено исчерпанием отдельных месторождений полезных ископаемых и удорожанием первичного природного сырья;

· в) факторы политического характера, связанные со стремлением государств и отдельных регионов повысить свою независимость от импорта сырья.

Среди факторов, оказывающих заметное влияние на использование ресурсосберегающих технологий, следует выделить также имеющиеся в отдельных регионах резервы сырья, возможности экономии энергоресурсов, ограниченность территории для складирования отходов. Так, температура плавки бытового стеклобоя на 200—300 °С ниже, чем при производстве нового стекла, что связано со значительной экономией энергии. Кроме того, внедрение ресурсосберегающих технологий связано с уменьшением затрат на охрану окружающей среды и повышением их эффективности в связи с сокращением добычи первичного сырья, уменьшением объема отходов, а также затрат на возмещение ущерба от загрязнения.

По оценкам немецких экономистов, каждая марка, вложенная в чистые технологии и ресурсосбережение окупается в 2—3 раза. По мнению французских исследователей, экологически чистые технологии обеспечивают в 49% случаев экономию сырья, в 24% случаев — экономию воды, вторичное использование отходов в 26% случаев, экономию энергии — в 22% случаев, а также уменьшение шумового воздействия и вредных запахов — в 3% случаев.

Современные концепции экологической политики основываются на принципе предупреждения, что предполагает принятие технически необходимых, а не технически возможных решений. В докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» подчеркивается, что движущей силой экономического роста является новая технология, которая открывает потенциальные возможности замедления опасности быстрых темпов эксплуатации ограниченных ресурсов. К примеру, политика энергосбережения позволяет выиграть время, необходимое для выработки «энергоэкономных» направлений развития, основанных на использовании возобновляемых источников энергии. В данном случае энерго- и ресурсосбережение, использование вторичного сырья и отходов является одним из основных путей сбережения ресурсов окружающей среды и служит целям устойчивого развития экономики.

В странах Западной Европы отрасль по переработке отходов и вторичному использованию сырья получила опережающее развитие под влиянием энергетического кризиса 1973—1974 гг. Значительных успехов в решении данной проблемы достигли такие государства, как Швейцария, Италия, ФРГ, Бельгия, Франция, Великобритания, Дания и др. В настоящее время в странах Европейского Союза переработка отходов дает 1,5% ВНП, ими занято более 2 млн человек. Следует отметить, что ФРГ явилась одной из первых стран ЕС, где начиная с 1975 г. действует программа по утилизации отходов. Ее главная задача заключается в извлечении из отходов максимального количества полезных веществ и устранении неутилизируемых остатков, в улучшении условий жизнедеятельности человека и окружающей среды. Программа охватывала такие направления, как сокращение общего объема образования отходов, применение безотходной технологии, повышение коэффициента полезного использования сырья, увеличение срока службы продукции и величины повторно используемых отходов, а также энергетическое использование отходов и их включение в биологический кругооборот веществ. Важнейшим элементом программы явилось требование экологически чистого производства и «чистого» уничтожения отходов. Одновременно был сформулирован вопрос о создании специальной отрасли, которая бы комплексно решала эти задачи, что позволило стране встать на путь экологически ориентированной экономики.

Стратегия Японии в области охраны окружающей среды на различных этапах также имела свои особенности. В 1950—1965 гг. осуществлялись преимущественно меры по борьбе с загрязнением, период 1965—1975 гг. характеризовался осуществлением мероприятий собственно по охране окружающей среды. В 1975—1985 гг. осуществлялся переход к альтернативным источникам сырья и благоустройству среды. В качестве приоритетного направления экологической политики на перспективу здесь рассматривается создание экологически чистых производств на основе ресурсосбережения.

В России в указанный период доминировал подход, основанный на мерах по борьбе с загрязнением «на конце трубы», строительстве высоких труб для рассеивания вредных выбросов в атмосфере, до- оснащении предприятий очистным оборудованием, что не отвечаю прогрессивным мировым тенденциям.

Представляет интерес изменение представлений о приоритетах экологической политики в странах ЕС на примере принимаемых здесь программ в области охраны окружающей среды. Так, первая экологическая программа Сообщества (1974—1977) была посвящена вопросам охраны водных ресурсов от загрязнения. Вторая экологическая программа (1978—1983) также была направлена на борьбу с загрязнением (уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу). Начиная с 1984 г. происходит переориентация экологической политики с мер по борьбе с загрязнением на предотвращение загрязнения (третья экологическая программа 1984—1986 гг.). В дальнейшем (четвертая экологическая программа 1987—1992 гг.) упор делается на интеграцию природоохранной политики в экономику, технологию, образование и т. п. И уже после конференции ООН в Рио-де-Жанейро принята пятая экологическая программа ЕС (1993—1997), цель которой состоит в переходе на принципы устойчивого развития экономики.

Обобщая опыт Германии и других стран в этой области, ЕС разработал направления развития чистых технологий, которые предусматривают:

1. снижение загрязнения окружающей среды;

2. сокращение объема отходов;

3. сокращение потребления природных ресурсов.

Анализ мировой хозяйственной практики показывает, что позитивные результаты в оздоровлении окружающей среды в последние годы получены не столько за счет ограничения производства или потребления и лучшей очистки выбросов, сколько вследствие применения новых природосберегающих технологий. Таким образом, в основу стратегии природоохранной деятельности положена стратегия выгодности предотвращения загрязнения, а не борьбы с ним. Речь идет о снижении доли природо-, энергоемких и загрязняющих производств и увеличении доли ресурсосберегающих и безотходных технологий в общем объеме производства.

Выявившиеся в последние годы тенденции к истощению традиционной ресурсной базы, повышению фондоемкости добычи сырья, ограничению единичных мощностей производств экологическими факторами показали необходимость перехода к принципам ресурсосбережения и разработки механизма его реализации в условиях становления рыночных отношений. При этом главный резерв ресурсосбережения заключается не только в экономии ресурсов, а и в удовлетворении реальных общественных потребностей их меньшим количеством. Тем самым обеспечивается снижение нагрузки на окружающую среду путем сокращения объема ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Следует учитывать, что современные отечественные технологии и оборудование по ряду показателей уступает аналогам, действующим в зарубежных странах, в частности, по площади территории на единицу выпускаемой продукции в 2 раза, по металлоемкости в 1,5—2 раза, по эксплуатационной энергоемкости — в 1,25 раза. В то же время за счет повышения качества и технического уровня производства в промышленности ресурсосбережение может обеспечить экономию 15—20% потребления энергии и металла.

Экономное расходование ресурсов является тем самым важнейшим условием устойчивого развития, что достигается, с одной стороны, сокращением потерь природных ресурсов на всех этапах (добыча, транспортировка, хранение и использование полученных продуктов), а с другой — максимальным вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства и потребления. Экономию энергоресурсов, к примеру, могут обеспечить две основные составляющие: экономия за счет совершенствования структуры производства и прямая экономия, полученная непосредственно на предприятиях за счет внедрения прогрессивных технологий. Структурная перестройка экономики в ряде стран, в том числе — и в России, уже оказывает воздействие на экономию первичного сырья, а также на улучшение связанного с этими процессами состояния окружающей среды. Например, в США при общем росте объема промышленного производства практически не растут объемы производства в таких энергоемких отраслях, как металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная промышленность и промышленность строительных материалов. Снижение объемов производства ряда энергоемких продуктов позволило отказаться от неэффективных производственных мощностей. В результате удельное потребление энергии в черной металлургии снизилось на 20%, в производстве алюминия — на 22, меди — на 30, цемента — на 15, целлюлозно-бумажной промышленности — на 16%.

За счет совершенствования структуры производства, внедрения энергосберегающей техники и технологии предполагается получить значительную экономию энергоресурсов в народном хозяйстве. В нефтехимической промышленности России за счет реконструкции и технического перевооружения — увеличить глубину переработки нефти до 74% против 63,5% в 1990 г. Предусмотрено также опережающее развитие мощностей по сбору и утилизации различных видов вторичного сырья, а также внедрение прогрессивных технологий их переработки. На этой основе уровень использования по отдельным видам отходов может быть доведен до 95—100% от их ресурса. В частности, предполагается довести к 2005 г. объем использования стеклобоя, изношенных шин, вторичного полимерного сырья до 90%, а макулатуры — до 98% годовых ресурсов.

В целях устойчивого развития и с учетом обострившихся в последние годы проблем обеспечения производства сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, практический интерес представляют исследования и разработки в области биотехнологии. Это охватывает такие направления как использование биотехнологий для: улучшения состояния окружающей среды путем развития экологически чистых ресурсо- и энергосберегающих технологий, разработки методов переработки и нейтрализации отходов и вредных выбросов, очистки загрязненных стоков, а также технологий по использованию биологических процессов в промышленности для получения новых сырьевых и энергоресурсов, повышения использования вторичных ресурсов, переработки отходов и их обезвреживания.

По имеющимся оценкам, рынок продуктов, изготовленных в развитых странах при помощи биотехнологий, составил к 2000 г. 142,5 млрд долл. и возрос по сравнению с 1985 г. в 38 раз. При этом более половины всей продукции (52,5%), произведенной с помощью биотехнологий, получено к 2000 г. для производства энергии, восстановления потребительских свойств сырья и улучшения состояния окружающей среды.

Поскольку многие биотехнологические процессы осуществляются в естественных условиях, это обеспечивает значительную экономию энергии и других затрат. В результате их применения образуется меньше побочных продуктов и отходов, что делает производство более эффективным и благоприятным для окружающей среды. В США, к примеру, осуществляется реализация программы «Предотвращение загрязнения выгодно», суть которой сводится к использованию чистых технологических процессов. В Японии внедрение безотходных процессов усилило конкурентоспособность национальной промышленной продукции на мировом рынке.

Внедрение безотходных производств, «чистых» технологий, дальнейшее совершенствование оборудования для предупреждения загрязнения окружающей среды позволяют одновременно существенно снизить природоохранные издержки. Стремление ряда государств, в том числе и России, обеспечить оздоровление окружающей среды на основе сокращения уровня отходов и их рециркуляции — это не просто технические и технологические вопросы, а основополагающие элементы стратегии устойчивого развития.

В некоторых секторах экономики общепринятой практикой является использование отходов не только с целью их применения в качестве источника сырья или энергии в процессе, где эти отходы были получены первоначально. Во многих странах крупные промышленные комплексы создавались по каскадному принципу, в соответствии с которым отходы, образующиеся на одном промышленном предприятии, превращались в сырье для другого предприятия. Обмен отходами на национальном и международном уровнях с целью их передачи из одного промышленного сектора в другой также является эффективным вариантом решения проблемы, особенно в тех случаях, когда ощущается нехватка сырья. Перспективы дальнейшего расширения использования и рециркуляции отходов представляются вполне реальными, если такие проекты экономически и экологически обоснованы.

В настоящее время ресурсосберегающий принцип природопользования является основой дальнейшего развития народного хозяйства страны. Он нашел свое отражение в ходе реализации государственной программы «Отходы», которая направлена на использование технологий, оборудования и инженерных решений, сводящих к минимуму или исключающих вредное воздействие результатов хозяйственной деятельности на природу. Ее цель — создание благоприятных условий окружающей среды за счет перехода к мало- и безотходным технологиям, комплексному использованию природного сырья.

Отсутствие до последнего времени действенных экономических оценок природного фактора на практике приводит к тому, что при выборе технологической схемы переработки сырья и отходов преимущество получают более дешевые, но природоемкие структуры производства. Объясняется это тем, что затраты на формирование производственных структур, функционирование которых предусматривается на основе мало- и безотходной технологии, как правило выше, чем при традиционной технологии, связанной с возрастанием нагрузки на окружающую среду. Ведь экологический фактор, являясь внешним по отношению к производству, экономической оценки не получает. Речь идет о разработке критериев и уровней экологичности производства в виде системы соответствующих показателей.

Применение показателей ресурсо-, водоемкости, использование территории на единицу выпускаемой продукции и других аналогичных характеристик экологизации производства хотя и позволяет в определенной мере оценить степень интенсификации вовлечения природных и сырьевых ресурсов на основе соответствующих технологий, все же не дает ответа об уровне экологической чистоты производства. Использование этих групп показателей наряду с показателями ущерба от загрязнения окружающей среды и нерационального природопользования приводит на практике к противоречивым выводам из-за многокритериальности экологических и экономических оценок технологий. В этих условиях определение единого сопоставимого критерия экологизации производства представляется необходимой предпосылкой совершенствования процесса управления охраной окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

В качестве такого критерия может быть принят уровень безотходности производства, находящийся в тесной взаимосвязи и зависимости от масштабов потребления ресурсов окружающей среды и массой размещаемых в ней отходов. Таким образом, оценка уровня безотходности может основываться на показателях, характеризующих степень замкнутости материально-сырьевых потоков на «входе» и «выходе» производства по отношению к окружающей среде. Определение данных показателей в натурально-вещественном исчислении позволяет дать более достоверную, не подверженную влиянию цен и структурных сдвигов, оценку уровня безотходности производства.

Степень замкнутости производства по отношению к окружающей среде может определяться как отношение массы произведенной продукции к израсходованной на ее получение массе материально-сырьевых ресурсов. При этом в произведенную продукцию целесообразно включать не только основной и побочный продукт, но и продукцию, изготовленную на данном предприятии из утилизируемых отходов, а также массу отходов, реализуемых на сторону.

Уровень безотходности может оцениваться на основе показателя замкнутости, скорректированного на коэффициент экологичности, что дает возможность определить степень сбалансированности материально-сырьевых потоков на «входе» и «выходе» производства с учетом уровня его экологической безопасности.

В зависимости от специфики технологического процесса по переработке вторичного сырья и использованию отходов уровень безотходности производства целесообразно оценивать с учетом показателей водо-, энергоемкости технологических процессов и др.

В целях устойчивого развития важно повышение уровня безотходности не отдельно взятого предприятия, а комплекса производств или региона в целом. Поэтому необходимо их ранжировать в порядке занимаемого среди однотипных производств места по уровню безотходности и экологичности по сравнению с прогрессивным отечественным или зарубежным аналогом. Методически это достигается путем фиксации уровня безотходности с помощью системы натуральных показателей по отношению к объекту-аналогу. Это позволяет ранжировать технологии по уровням их экологической предпочтительности и экологической опасности:

· технологии, соответствующие прогрессивным техническим решениям;

· технологии, не полностью отвечающие прогрессивным техническим решениям, однако в результате их модернизации может быть достигнут требуемый уровень безотходности и экологичности;

· технологии, не отвечающие предъявляемым требованиям, подлежащие выводу из производства и ликвидации.

Данный подход к ранжированию предприятий и производств по степени их экологичности и безотходности может быть использован для целей структурных преобразований в экономике.

Для стимулирования ресурсосбережения необходимо:

· установить стандарты (нормативы) на потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции по предприятиям на уровне лучших мировых достижений;

· ввести плату за сверхнормативное потребление указанных ресурсов;

· образовать федеральные и региональные фонды ресурсосбережения.

Источником средств указанных фондов являются плата за сверхнормативное потребление материальных ресурсов и иные поступления. Средства фондов следует целенаправленно использовать для осуществления мероприятий по ресурсосбережению, а также частичного погашения процента за кредит по предприятиям, внедряющим ресурсосберегающую технологию. Предлагаемая плата за сверхнормативное потребление материальных ресурсов с экономической точки зрения оправдана. Уменьшая потребление сырья на единицу продукции, мы тем самым сокращаем количество вводимых в эксплуатацию природных ресурсов, вытесняя из народнохозяйственного баланса худшие из них. В результате этого добытая среднеотраслевая единица сырья становится дешевле, что обосновывает данную экономическую меру.

Количество вовлекаемых в эксплуатацию природных ресурсов для удовлетворения национальной потребности в них в упрошенном виде определяется исходя из выражений:

Из приведенных выражений следует, что чем меньше отходов производства и потребления, тем в меньшем количестве мы вовлекаем в эксплуатацию природные ресурсы. Кроме того, при уменьшении потребления материальных ресурсов, сокращается ущерб от загрязнения окружающей среды, что усиливает необходимость осуществления такой платы.

Кроме рассмотренных выше инструментов экологического регулирования могут применяться и другие, такие как:

· государственные субсидии на осуществление крупных и особо значимых и ресурсосберегающих мероприятий;

· налоговые льготы на определенный срок при внедрении новых ресурсосберегающих технологий;

· включение в конкурсные и лицензионные условия на освоение природных ресурсов экономически обоснованные мероприятия по ресурсосбережению и использованию отходов;

· оказание поддержки малому предпринимательству, специализирующемуся на разработке и внедрении новых ресурсосберегающих технологий.

В Экологической доктрине Российской Федерации (2002) сформулированы основные направления по снижению загрязнения окружающей среды и ресурсосбережению.

Основными задачами являются снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также опережающее снижение энерго- и материалоемкости продукции и услуг по сравнению с ростом их производства. Для этого необходимо:

· введение ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла его существования от получения сырья и производства до утилизации;

· стимулирование ресурсосберегающих и безотходных технологий, использование вторичных ресурсов, в том числе переработки накопившихся отходов;

· поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование;

· рациональное использование водных ресурсов, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;

· технологическое перевооружение или постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;

· поддержка экологически безопасного производства энергии, включая использование возобновимых источников и вторичного сырья;

· снижение потерь энергии при транспортировке, в том числе за счет децентрализации производства энергии и энергоснабжения мелких потребителей;

· модернизация и развитие технологий, обеспечивающих снижение негативного влияния транспортно-коммуникационных комплексов на состояние среды проживания населения;

· развитие экологически ориентированных и энергоэффективных технологий и др.


Вопросы для обсуждения

1. Расскажите о развитии ресурсосбережения как одном из главных направлений обеспечения экологически устойчивого развития.

2. Покажите основные направления ресурсосбережения и его связь с оздоровлением окружающей среды.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 681.