Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.
Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиск путей применения полученных знаний | практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди них особое место в исследовании процессов природопользования занимает экология.
Экология как наука возникла в недрах биологии в середине XIX в., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле и созрело понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, заслуживающим специального изучения.
Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем (1834—1919), который в трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866) и «Естественная история миротворения» (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: oikos — дом, жилище, и logos — наука. В буквальном смысле экология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». По Э. Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». За полтора века эта наука развилась в биологическое учение, исследующее живые организмы и их совокупности, которые взаимодействуют друг с другом и образуют с окружающей средой обитания некое единство.
В структурном отношении современная экология представляет сложную систему знаний, прежде всего она разделяется на общую и частную науку. В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. В ней выделяются научные направления, которые изучают действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов и их различных совокупностей (демэко- логия, синэкология). Частная экология — это экология растений и экология животных.
В последние десятилетия содержание понятия экологии расширилось, поскольку в сфере объектов ее изучения оказался человек как биологический вид, ведущий «природопокорительную» деятельность, и стала реальной угроза глобального экологического кризиса. В этих условиях под экологией понимают весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды послужило толчком к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е. привело к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. В результате появились прикладные отрасли экологии: промышленная экология, агроэкология, социальная экология (экология человека), экология города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.
Известный американский эколог Ю. Одум еще в начале 1960-х гг. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в труде «Экология» охарактеризовал ее как «междисциплинарную область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Следует отметить, что это определение более других отвечает современному пониманию экологии. Например, в «Кратком экономическом словаре» экология толкуется как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов».
Таким образом, взгляд на экологию только как область естествознания изменился, хотя никто не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов экономического профиля гораздо больший интерес представляет экология в ее современном толковании: как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она служит теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.
Общественные науки (философия, история, социология, экономика) начиная с XIX в. также со своих методологических позиций интенсивно исследовали проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление — экономика природопользования. В СССР этот термин впервые был озвучен в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 1970-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и приклад, ном значении новой отрасли знаний.
«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Предмет и методология курса
Экономика природопользования формируется как отраслевое направление экономической науки, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.
Исследование единого объекта — природопользования — привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических знаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений. Так, в различных странах мира читаются курсы экологической экономики, эконологии, биоэкономики и др. С начала 1990-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете — «Экономические основы экологии».
В экономических вузах преподавание новой интегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» ведется с 1995 г. Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, складывающиеся в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, т.е. эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования, в задачи которого входят удовлетворение потребностей общества в естественных ресурсах; создание условий для их расширенного воспроизводства; повышение продуктивности природной среды; эффективное, комплексное использование невозобновимых богатств природы и предотвращение их потерь; максимально возможное сохранение экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведение к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей категорией учебной дисциплины «Основы экологий и экономика природопользования» выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня.
Под эколого-экономической системой понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории. В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности — географические границы национальной экономики, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами — Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская пуща и др.
Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг ее специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.
Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания. Изучение курса «Основы экологии и экономика природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.
Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории их взаимодействий позволяет лучше понять современное состояние эколого-экономических систем и помогает в разработке научно обоснованных прогнозов их развития.
Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный метод. В его задачу входит определение составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установление структуры системы, т.е. совокупности внутренних связей и отношений. Это необходимо для исследования сложных взаимосвязей отдельных процессов, сопровождающих эксплуатацию и воспроизводство природных ресурсов, охрану либо восстановление качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их решению.
Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный метод. С помощью таких экологических нормативов, как предельно допустимая концентрация (ПДК), допустимые выбросы (сбросы), нормы зеленых зон и других, устанавливаются объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Существуют и другие нормативы: отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без должной нормативной базы невозможно организовать регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.
Особо следует отметить роль экономико-математического моделирования в экологии и экономике природопользования. Первоначально в эколого-экономических исследованиях преимущественно разрабатывался аппарат линейного программирования для решения задач распределения ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее стал осуществляться учет экологических факторов (объемы загрязнения, отходы производства) в балансовых моделях, позволивший определять направления и количественные параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Болee совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и других эколого-экономических параметров.
Поскольку эколого-экономические процессы протекают на определенной территории, для анализа их распространения и выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека ученые используют картографические методы. Они позволяют оценивать природные ресурсы с точки зрения их размещения, объема запасов, продуктивности и других характеристик, прогнозировать природные явления в недоступных непосредственному наблюдению регионах, планировать природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Картографические методы исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных регионах страны, прогнозирования этих процессов. К ним прибегают также для разъяснения населению возможной радиационной опасности.
Среди новейших направлений наиболее перспективны космические методы исследования. Космическая съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещенной на искусственных спутниках, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет информацию о Земле, облегчает наблюдение за глобальными природными процессами, позволяет изучать структуру и отслеживать изменения атмосферы, гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, контролировать последствия хозяйственной деятельности человека через анализ следов антропогенного воздействия на окружающую среду (содержание и распространение аэрозолей в атмосфере, Уровень загрязнения водоемов, размещение отходов и т.п.). Научная и практическая значимость космических методов исследования обусловлена главным образом высокой обзорностью космических снимков и наглядностью отраженных на них связей между компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности. Большая скорость получения и передачи информации, возможность многократного проведения съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно и в динамике исследовать из космоса многие экологические процессы, осуществлять уверенный прогноз и разрабатывать природоохранные мероприятия.
Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие и преемственность в преподавании учебных дисциплин. Курс «Основы экологии и экономика природопользования» наиболее тесно связан с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.
Результаты теоретических изысканий и практической деятельности ряда других экономических дисциплин используются при изучении «Основ экологии и экономики природопользования»: это государственное регулирование, прогнозирование и планирование экономики, финансы и кредит, бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности, экономика отраслей хозяйства, статистика, размещение производительных сил, региональная экономика и др.
В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета его проявлений при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее совершенствование общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе: статистика окружающей среды, экология промышленности, экология сельскохозяйственного производства, экология туризма и др.
В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, реализацией принципов самоуправления регионов, дифференциацией форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые «рыночные» экономические науки — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и др. Из них она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.
Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования предполагает использование многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др., — которые служат источником сведений о специфике природных компонентов, вовлеченных в эколого-экономические отношения.
Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.
Отношения взаимной обусловленности сложились у экологии и экономики природопользования с техническими науками, поскольку экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 416.