Возрастной состав населения Украины тыловой для Европы. Так, оно в целом несколько старше, чем в таких ее соседей, как Молдова, Беларусь и Польша, но моложе, чем в Швеции или Великобритании. Средний возраст украинского народа уже достиг 37 лет и продолжает расти. По этому показателю наше государство входит в 15 самых старых стран мира. Растет доля пожилых людей, то есть идет процесс старения нации.
По средней продолжительности жизни-68, 2 года - Украина стоит позади многих стран Европы. Женщины же живут в среднем 74,1 года, а мужчины - только 62,6 года.
Мальчиков рождается всегда больше. Но уже с возрастной группы 25-29 лет количество женщин начинает преобладать над количеством мужчин. И это не только в Украине. Такая ситуация характерна для большинства стран мира.
Для развития отдельных отраслей хозяйства важное значение имеет половая структура населения.
В Украине на протяжении многих лет соотношение между мужчинами и женщинами, то есть половая структура населения, является постоянным и составляет соответственно 46,2% и 53,8%. Это связано с меньшей приспособленностью мужского организма к окружающей среде, а также с вредными для здоровья привычками, характерными больше для мужчин (курение, употребление алкоголя), и опасными условиями труда мужчин во многих отраслях хозяйства.
Возрастная и половая структура населения Украины имеет определенные региональные отмены. Так, несколько выше удельный вес молодых в западных и южных областях страны, наиболее старения нации характерно для центральных областей, наибольшая доля пенсионеров в Черниговской области.
Повышенная доля мужчин наблюдается в регионах, где доминируют угольная промышленность, горнодобывающая, черная металлургия, размещены крупные военные объекты.
Есть разница в возрастной и половой структуре населения между сельским и городским населением.
88. Понятие и виды международных организаций
Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов.
Из этого определения можно выделить следующие признаки любой международной организации:
- Членство трех и более государств.
При наличии меньшего количества государств возникает их союз, но не международная организация, создаваемая с целью коллективного решения определенных задач;
- Уважение суверенитета государств-членов организации и
невмешательства во внутренние дела.
Этот признак является основной функциональному признаку международной организации, так как в процессе ее деятельности все государства, которые являются членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов международного права независимо от размера своей территории, численности населения, уровня экономического развития и других признаков, характеризующих государство. Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации никоим образом не допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставными положениями;
- Создание в соответствии с международным правом.
Этот признак имеет конституирующих значение, потому что любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. А это означает, прежде всего, что учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан несущественным и действие его прекращено в кратчайший срок;
- Основания на основе международного договора.
Обычно международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение как субъектов договора, так и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций также и межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций;
- Осуществление сотрудничества в конкретных отрас
лях деятельности.
Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной профильной области, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд), а (Международная организация труда), в сфере медицины (Всемирная организация здравоохранения) и во многих других отраслях. Одновременно на международной арене являются организации, уполномоченные координировать деятельность государств практически во всех отраслях, например ООН и др.. Таким образом, международные организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений;
- Наличие соответствующей организационной структуры
(Постоянные органы и штаб-квартира).
Этот признак, характеризующий институциональную строение международной организации, является одной из важнейших. Она как бы демонстрирует и подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том, что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), которая созывается один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают совета.Административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным директором) организации. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией;
- Наличие прав и обязанностей организаций Особенностью компетенции международной организации является то, что его права и обязанности производные от прав и обязанностей государств-чле-нов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может начать действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов и их волю относительно границ и сфер деятельности международной организации, далее должны быть ней реализованы.Государства также вправе запретить организации начать те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия;
- Самостоятельные международные права и обязанности организации.
Несмотря на то, что международная организация наделяется государствами-членами правами и обязанностями, в процессе ее деятельности она начинает приобретать свои, отличные от исходных, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении в международной организации автономной воли, отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно выбирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами;
- Установление порядка принятия решений и их неи юридической силы.
Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятие решений в специально разработанной процедуре. Каждая из международных межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены международной организации.
Уже отмечалось, что в международном праве существует два вида международных организаций:
- Международные межправительственные организации (ММУО) - организации, созданные на основе международного соглашения. Именно им государства делегируют определенную часть своих суверенных прав. Однако международная правосубъектность этих организаций остается ограниченной, так как они действуют в рамках только тех полномочий, передали им государства;
- Международные неправительственные организации (МНПО) - организации, создаваемые международной общественностью с целью установления международного сотрудничества по актуальным вопросам международной жизни.
В свою очередь, ММУО можно классифицировать на нескольких основаниях:
1. По предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, военно-политические, по вопросам здравоохранения, культуры, торговли и др..
2. По кругу участников:
- Универсальные - их членами являются практически все государства мира (например, Организация Объединенных Наций);
- Региональные - их членами являются государства определенного географического региона мира (например, Организация Американских государств);
- Субрегиональные - их членами являются группы государств внутри географического региона (например, Организация Черноморского экономического сотрудничества);
- Межрегиональные - в их работе принимают участие государства различных географических регионов мира (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, членами которой являются как европейские государства, так и государства Средней Азии).
3. За порядком приема новых членов:
- Открытые - согласно уставным документам их членом может быть любое государство;
- Закрытые - конкретные участники этих организаций и их количество заранее оговариваются в уставных документах таких международных организаций.
4. По сферам деятельности:
- Организации с общей компетенцией - они вправе рассматривать любой вопрос международной жизни (например, ООН, ОБСЕ);
- Организации со специальной компетенцией - круг рассматриваемых ими вопросов заранее оговорено в их уставных документах и касается определенной сферы международной жизни (например, ВОЗ, МОТ).
5. По целям и принципам деятельности:
- Правомерные - они создаются в соответствии с международным правом;
- Противоправные - они создаются с нарушением общепризнанных норм международного права с целями, противоречащими интересам международного мира и международной безопасности.
В МНПО можно выделить определенные признаки международных организаций (создание в соответствии с международным правом, наличие определенной организационной структуры, наличие прав и обязанностей и др.)., А также применить к ним некоторые простирающиеся видовые признаки ММУО прежде градацию по предмету деятельности. По этому признаку МНПО делятся на следующие группы:
- Политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные организации;
- Женские организации, а также организации по охране семьи и детства;
- Молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительные организации;
- Организации в области прессы, кино, радио, телевидение;
- Организации местных (региональных) властей. Следует, однако, иметь в виду, что субъектами международного права являются только ММУО. Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладает автономной волей, отличной от воль ее членов.
Особая значимость деятельности международных организаций, их роль в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли - права международных организаций. Нормы права международных организаций - является преимущественно нормами договорного характера, а именно право организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли является учредительные документы международных организаций.Сюда входят Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др..
Однако, несмотря на то, что международные организации, являющиеся производными субъектами международного права, имеют самостоятельную волю, отличную от простой совокупности воль государств, участвующих в организации, их воля, в отличие от воли государств, не является суверенной.Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.
Международные межправительственные организации ( англ. International Intergovernmental Organization ( IIGO ' s )), чаще всего ассоциируются с термином Международные организации - объединение трех или более независимых государств , их правительств , других межправительственных организаций, направленное на решение определенных общих вопросов или организации проектов. Правительства действуют от имени своейстраны и представляют ее интересы, соблюдая уважения ее суверенитета .
Международные межправительственные организации часто называют международными организациями, хотя в последние могут называться также и международные неправительственные организации (INGOs), такие как международные некоммерческие организации, или мультинациональные корпорации . Международные межправительственные организации является важным субъектом в публичном международном праве , начинают действовать после подписания определенного взаимного договора, ратифицированного государствами-участниками.
Признаки
1. членство 3 и более стран;
2. наличие учредительного международного договора ;
3. постоянные органы и штаб-квартира ;
4. уважение суверенитета членов-государств;
5. невмешательства во внутренние дела;
6. установление порядка, принятия решений и их юридической силы;
Классификация
· По предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения, культуры и др..
· По кругу участников - универсальные, региональные.
· За порядком приема новых членов - открытые, закрытые.
· По целям и принципам деятельности - с общей компетенцией, со специальной компетенцией.
· По количеству членов - всемирные, групповые.
Международные организации
Общеполитические организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Азиатско-Тихоокеанская Рада (АЗПАК).
Военно-политические организации: Организация Североатлантического договора (НАТО), Западноевропейский союз ЗЕС), АНЗЮС т.п..
Международные экономические объединения: Большая восьмерка , Всемирная торговая организация (ВТО), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организация черноморского экономического сотрудничества(ОЧЭС),.
Региональные организации: Европейский Союз (ЕС), Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ (ГУАМ), Центрально-европейская инициатива (ЦЕИ).
Валютно-финансовые организации: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ).
· ВОЗ
· Европейский банк реконструкции и развития
· МАГАТЭ
· МОТ
· ОБСЕ
· СЕ
· ЮНЕСКО
· Мировая организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization)
· EURACOAL
89. Формы государственного правления и государственного (территориального) устройства
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - совокупность наиболее общих признаков государства, обусловленных институциональными, территориальными и функциональными способами организации власти.
Существуют три основных категории, которые раскрывают форму государства:
- "Форма государственного правления" (институциональные характеристики организации власти);
- "Форма государственного устройства" (территориальные характеристики организации власти);
- "Политический режим" (функциональные характеристики организации власти).
Анализ форм государства имеет особо важное значение, поскольку дает ключ к пониманию конкретных форм организации государственной власти и осуществления политики.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ - способ организации государственной власти, обусловленный принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.
В зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования этого высшего органа государственной власти различаются две основные формы государственного правления - монархия и республика (рис. 5.4).
Р и с. 7. 3. М о н а р х и я т а й й р а с н о в и д и
Монархия (греч. monarchia - единовластие, от monos - один, единственный и arche - власть) - форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору и т.п.) и передается в порядке престолонаследия.
Власть монарха не является производной от любой другой власти, органа или избирателей. Монарх формально выступает источником государственной власти, всех государственно-властных полномочий. Одна из основных причин сохранения монархии и, что во многих странах институт монархии, лицо монарха является символом единства и верховным арбитром нации, залогом незыблемости политической системы, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил. При отсутствии в парламенте четко определенной большинства монарх может сыграть решающую роль в ее образовании и формировании правительства.
В современном мире сохраняются два исторических типа монархии - абсолютная и конституционная с разновидностями - дуалистическая и парламентарная.
Республика (лат. respublica, от res - дело, publicus - общественный) - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением (парламентом).
Существуют три основных вида республиканской формы правления:
- Президентская республика;
- Парламентская республика;
- Республика смешанного типа.
Особенности каждого из этих разновидностей республиканской формы правления отражены на рис. 7.4.
Р и с. 8. 4 В и д и р е с п у б л и к а н с к о й ф о р м и п р а в л и н и
Государственное устройство - способ организации административно-территориальной, национально-территориального единства государства, особенности отношений между ее составляющими.
Различают простые (унитарные) и сложные (федеративные, конфедеративные) государства.
Унитарное государство (лат. unitas - единство, однородный, составляет целое) - единственное государство, разделена на административно-территориальные или национально-территориальные единицы, которые не имеют политической самостоятельности, статуса государственного образования.
В таком государстве сформирована единая система высших органов власти и управления, действует единая конституция и единое гражданство. Во многих унитарных государствах существуют автономии, которые отличаются от обычных административно-территориальных единиц разделения широкими полномочиями. В них одновременно с обще-государственными законами по отдельным вопросам действуют региональные законы, конституции и т.д., если они не противоречат законам государства в целом. В автономиях независимо от центральных органов действуют автономный парламент, правительство (однако автономия не является государственным образованием). Большинство западных развитых государств - унитарные (Франция, Швеция, Польша, Финляндия и др.).. Унитарным есть и государство Украина.
Федерация - союзное государство, в состав которой входят государственные образования - субъекты федерации.
Субъекты федерации имеют суверенитет, сохраняют относительную самостоятельность. Основные признаки федерации: единая территория и вооруженные силы, общие таможня, денежная и налоговая системы, общая конституция при наличии конституций субъектов федерации, общее правительство, единое законодательство и гражданство (двойное - для субъектов федерации). Однако субъекты федерации правомочны принимать законодательные акты в пределах своей компетенции, создавать собственную правовую и судебную систему. Однако субъекты добровольно делегируют центральным органам федерации часть своих полномочий. В случае нарушения федеральной конституции центральная власть вправе принять по ним меры принуждения. Субъекты федерации не обладают правомсецессии (выхода из федерального союза). В мире 20 федеративных государств (штаты - в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и др..; Земли - в Германии, Австрии; кантоны и напивкан-тона - в Швейцарии; провинции - в Аргентине, Канаде).
Конфедерация (лат. confederatio - союз, объединение) - союз суверенных государств, сохраняющих независимость и объединены для достижения определенных общих целей (преимущественно внешнеполитических, военных), для координации своих действий.
По конфедерации существует центральный руководящий орган, которому предоставлены точно определены полномочия. Его решения принимаются и осуществляются только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации. При этом, конечно, не существует единой территории и гражданства, общей налоговой и правовой системы и т.д.. Правовой основой конфедерации является союзный договор, тогда как для федерации - конституция. Средства конфедерации состоят из взносов ее субъектов.
Сейчас конфедераций в мире не существует. В прошлом конфедеративным был устройство в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848), Германский союз (1815-1867). Правда, термин "конфедерация" употребляется в названиях швейцарской и канадской государств, но это не меняет природы их федеративного устройства.
90. Общество, объединенное в государство, функционирует в рамках определенных политической и экономической систем. От того, в каком правовом и экономическом поле развивается государство в значительной степени зависят условия жизни населения, уровень социально-экономического развития, ее авторитет на международной арене.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Политической системы общества называют совокупность отношений политических субъектов, связанных с характером власти и управления обществом, организованные на единой нормативно-ценностной основе. Наработанный на протяжении тысячелетий опыт политического взаимодействия в рамках государства сформировался в несколько основных систем В мировом масштабе доминирующей политической системой является демократия.
Демократия - это форма правления в государстве, основанная на признании народа источником власти.Демократическая форма правления сформировалась еще в Древней Греции. Но в то время рабов и чужестранцев не включали в граждан, т.е. к народу страны. То же самое касается и некоторых средневековых государств, которые назывались демократиями, но при этом достаточно большую часть общества не относящих к народу, представители которого имели право голоса. Поэтому часто употребляются такие понятия, как "рабовладельческая демократия", "феодальная демократия", "буржуазная демократия", "социалистическая демократия" и т.п..
В современном мире довольно часто смешиваются понятия "демократии" (народовластие) с ее конкретным проявлением - формой государственной власти, ныне наиболее распространенной в странах с рыночной и смешанной экономикой, в частности, в США и странах Западной Европы. Главными признаками демократического всевластия является выборность органов власти, разделение государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, подчинение меньшинства большинству, защита прав меньшинства, наличие политических прав и свобод.
Теократия - форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Этот срок может выглядеть новым, впрочем ему уже более девяти веков. Его использовал еще в I в. нашей эры историк из Иерусалима Иосиф Флавий. Классическими примерами теократического формы правления является Ватикан и Бруней. Элементы теократии присутствуют в государственном правлении Ирана.
Тоталитаризм - форма государственного правления, которая характеризуется отсутствием демократических свобод и полным контролем государства над всеми сферами жизни общества - экономикой, религией, семьей и т.д.. Тоталитаризм особенно характерно для таких диктаторских режимов XX в., Как гитлеровская Германия, сталинский Советский Союз, франкская Испания. Тоталитарные режимы стремились к полному подчинению общества государству за помощью монополии на информацию, пропаганды, официальной государственной идеологии, обязательной для граждан, террора тайных служб, однопартийной системы, обязательного членства граждан в подконтрольных правящей партии массовых организациях.
В наше время тоталитарная, точнее неототалитарных форма правления характерна для Корейской Народно-Демократической Республики.
Авторитаризм - такая форма правления в государстве, когда вся власть или большая часть власти сосредоточена в руках одного лица или группы лиц. При авторитаризме роль представительных органов власти сведена на нет или занижены. Авторитарное правление характерно для абсолютных монархий (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), военных диктатур (в разные времена: Аргентина, Уругвай, Чили, Камбоджа), персональных тираний (в разные времена: Гаити, Никарагуа, Сомали), вождистским режимов (Ливия, Куба).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 665.