По своей сути экономические интересы объективны. Они отражают место и роль субъектов в системе общественного разделения труда и экономических отношений. Одновременно экономические интересы являются субъективными и всегда имеют своих носителей.
Субъекты экономических интересов - отдельные индивиды, домохозяйства, коллективы (группы) людей, общество в целом.
Объекты экономических интересов - экономические блага (товары, услуги, информация и т.д.).
Плюрализм экономических потребностей порождает многообразие экономических интересов, которые образуют сложную и динамичную систему, многомерную в фазах воспроизводства, в пространстве и времени, в статике и динамике. Экономические интересы общества могут быть классифицированы по различным критериям, а именно:
По субъектам:
- Личные;
- Коллективные, групповые;
- Общественные.
По быстротой, важности:
- Главные, первоочередные;
- Второстепенные.
По временному признаку:
- Текущие;
- Перспективные. По объектам:
- Имущественные;
- Финансовые;
- Интеллектуальные и т.д..
По степени осознания:
- Действительные;
- Мнимые.
По возможностям реализации:
- Реальные;
- Утопичны.
Субъекты экономических отношений являются выразителями специфических экономических интересов. В рыночной экономике:
- Экономические интересы домашних хозяйств направлены на максимизацию общей полезности с учетом существующих цене доходов;
- Экономические интересы предпринимателей направлены на максимизацию прибыли, снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции;
- Экономические интересы государства направлены на реализацию потребностей общества в целом.
По территориальному признаку выделяют такие экономические интересы:
- Муниципальные;
- Региональные;
- Национальные;
- Объединение государств;
- Общечеловеческие (глобальные).
Пути сочетания экономических интересов:
- Субординированное подчинения одних экономических интересов другим;
- Координированное согласования разносторонних интересов всех экономических субъектов.
Проблема соотношения и приоритетности интересов экономических субъектов остается до сих пор дискуссионной. Механизм их согласования определяется сущностью экономической системы.
Командно-административная экономика характеризуется жесткой субординацией экономических интересов (рис. 2.5) на основе приоритетности и абсолютизации государственного интереса, который отождествляется с общественным и противопоставляется коллективным и личным интересам. При этом субординация и подчинение интересов обеспечивается централизованным директивным планированием и идеологической пропагандой.
По мере развития общества и усложнения экономических интересов жесткое администрирование и отсутствие обратного
Рис. 2.5. Иерархия интересов экономических субъектов в командно-административной системе
связи начинают противоречить принципам функционирования сложных самоорганизующихся. Игнорирование роли и значения личного интереса как мощного фактора социально-экономического прогресса, подчинение его государственному в условиях командно-административной экономики влечет несогласованность системы экономических интересов, в том числе:
- Искажение мотивационного поведения экономических субъектов;
- Угнетение стимулирующей роли потребностей;
- Ослабление ответственности и стимулов к высокоэффективному труду;
- Потерю трудовых ценностей и социальных установок населения;
- Развитие психологии иждивенчества и экономической зависимости от государства.
В отличие от командно-административной системы в рыночной экономике доминирует личный интерес потребителя. Практика успешного развития передовых западных стран показывает, не субординация, а координация интересов является эффективным средством их согласования и реализации (рис. 2.6).
В условиях экономической свободы и конкуренции субъектов хозяйствования создаются предпосылки для формирования целостной, органической системы взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических интересов. их противоречивое взаимодействие основана на принципах обратной связи и самоорганизации, имеет творческий характер и способствует прогрессивному развитию общества.
Процесс эволюции современных развитых стран на основе социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики создает
Рис. 2.6. Координация интересов экономических субъектов в рыночной экономике
предпосылки для координации и гармоничного развития системы экономических интересов гражданского общества. Вместе корпоратизация экономической жизни порождает проблему согласования экономических интересов собственников, менеджеров и наемных работников с целью недопущения их оппортунистического поведения. Важную роль в согласовании индивидуальных и корпоративных интересов в современных смешанных экономиках играет государство.
Отстаивание и содействие реализации интересов отдельных групп в современном обществе приобрело форму лоббизма. Лоббизм (от англ. Lobby - кулуары) - воздействие на законодателей и чиновников, направленный на поддержку отдельных предприятий, отраслей, социальных групп, слоев, путем личной заинтересованности чиновников.
По мнению известного западного исследователя М. Олсона, лоббистская деятельность есвогороду коллективным благом, которое требует определенного уровня организованности группы. При этом меньшие по численности и лучше организованные группы часто оказываются эффективными в отстаивании собственных интересов. Ярким примером такой деятельности является предоставление налоговых льгот отдельным фирмам или отраслям, следствием чего является рост налогового давления на другие группы предпринимателей, на общество в целом. Как отмечает М. Олсон: "Организованные и активные интересы малых групп склонны побеждать неорганизованные и незащищенные интересы больших групп. Часто сравнению малая группа или отрасль добивается таможенного тарифа или налоговых скидок за счет миллионов потребителей или налогоплательщиков, несмотря на якобы доминирующее правило большинства.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 509.