Функции экономической теории

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы и ее основные функции (рис. 1.13): познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Рис. 1.13. Функции экономической теории

Познавательная (эвристическая) функция. Реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономические категории и законы, экономическая теория тем самым обогащает знания людей, умножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, способствует научному предвидению экономического развития общества.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает теоретико-методологической базой для всей системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, реализуются во всех отраслях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработки рекомендаций по применению принципов и методов рационального хозяйствования.

Экономическая политика - это целостная система мер государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества.Она должна определять оптимальные варианты решения экономических проблем.

Между экономической теорией и практикой существует тесная-взаимосвязь (рис. 1.14). Любая теория без обратной связи с практикой теряет ценность и смысл. Практика формирует заказ на теоретические исследования, дает материал для научного анализа и выносит окончательную оценку жизненности любой теории. Практика - критерий истинности экономических знаний. Она ведет к знанию, знание - к предвидению, предвидение - к рациональным действиям, действие - к совершенствованию практики. Такой цикл связей постоянно повторяется, каждый раз поднимаясь на более высокий уровень.

Прогностическая функция экономической теории проявляется в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития страны в будущем. По сути, она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов, затрат и возможных конечных результатов.

Рис. 1.14. Взаимосвязь экономической теории и хозяйственной практики

Воспитательная функция - заключается в формировании у граждан экономической культуры, логики современного рыночного экономического мышления, аналитических способностей, обеспечивающих целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотную хозяйственное поведение в условиях рыночной системы.Она воспитывает в них осознание того, что достичь профессиональных успехов и высшего жизненного уровня можно только овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, проявления предприимчивости и инициативы, принятия и обоснования решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия в условиях конкуренции.

Однако нужно знать, что готовых, раз и навсегда пригодных рецептов экономического поведения теоретическая экономика не дает. По этому поводу Дж. Кейнс подчеркивал, что экономическая теория "не является набором уже готовых рекомендаций для применения непосредственно в хозяйственной практике, она является скорее методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто ею владеет, приходить к правильным заключениям".

 

5.

 

Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования. Как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемых экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, которые касаются рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факты и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействие.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Во индукцией понимаем вывода принципов, законов э анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории, от частного к общему. Обратный процесс, т.е. когда экономисты изучают те или иные проблемы, уходя от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположны, а взаимодополняющие методы исследования.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагирование - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она реалистична. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные, применение их часто приводит искажения в экономической политике.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сути, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщению.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логичны изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причины этого.

Завершающим звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика.

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, с которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основе таблиц делаются определенные обобщения. Графики являются инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие простые двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и другие.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, управления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий.Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и услуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроэкономических процессов разрабатывается государственном прогнозировании и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на микро-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможно.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся политэкономия, макро-и микроэкономика.Прикладные - науки, которые изучают, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных отраслях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, экономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли.

6.

Структуру экономики рассматривают в узком и широком понятии В узком смысле - это комплекс отраслей по производству товаров и услуг с соответствующими технологическими и межотраслевыми связями В широком в понятии она охватывает не только предложения производства, но и формы его организации и управления, механизм государственного рыночного регулированияня.

Структура экономики - это соотношение между сферами производства, которое выражает хозяйственные пропорции, состояние общественного разделения труда В ней выражена совокупность устойчивых связей между элементами системы, в обеспечивающих ее целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при резких внутренних и внешних изменениях Структура общественного производства измеряется как натуральными, так и стоимостными показателями (валовой внутренний продукт, численность работающих, стоимость основных фондов, ассортимент продукцииї).

Структура производства характеризуется следующими пропорциями:

воспроизводственными - между производством средств производства и производством предметов потребления, использования валового внутреннего продукта на замещение потребленных средств производствами, личным употребил ванием и накоплением

отраслевыми - соотношение между различными отраслями экономики в регионах и стране;

территориальными - в размещении отраслей производства в отдельных региональных экономических районах;

внешнеэкономическим - экспорт и импорт продукции различных отраслей и регионов в зарубежные страны

В условиях рыночной экономики проблемы ее структуры является важным фактором внешнеэкономических отношений, это достаточно сложное и многоплановое понятие Оно включает в себя, прежде всего, социально-экономическую стр руктуры экономики, которая характеризуется формами собственности на средства производства, и организационно-экономическую структуру, определяемая соотношением различных форм организации производства Существует еще водоворот обничо-технологическая структура, которая является формой внутренней организации производительных сил, то есть соотношением материального производства и сферы услуг, промышленности и сельского хозяйства, производ тва средств производства и производства предметов потребления, добывающих и обрабатывающих отраслей экономики Она характеризуется удельным весом наукоемких и высокоэкономичных отраслей производства - отраслей с медленным оборотом капитала (судостроение, самолетостроение, ракетно-космическая техника и т.п.) и отраслей с быстрым оборотом капитала (производство товаров широкого потребления, приоритетные отрасли агропрома Слове комплекса, сферы быта, торговли, общественного питаниявання).

Для утверждения своей собственной структуры система рыночной экономики требует обеспечения многообразия форм собственности и демонополизации экономики, перестройки ее организации - экономической структуры и, создание большого количества самостоятельных товаропроизводителей, т.е. организации рыночно-конкурентной среды Это будет способствовать превращению производственно-технологической структуры экономики путем внедрения я наукоемких и высокотехнологичных производств, приоритетного развития потребительского сектора экономики, то есть сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, социальной сферы Однако это не выкл ючае развитие тяжелой промышленности Она остается базой для развития всей экономики, в том числе ее потребительского сектора (автомобильная промышленность, производство сложной бытовой техники) Научные исследования показывают, что соотношение между тяжелой промышленностью и производством потребительских товаров в пределах 45-50% должна составлять тяжелая промышленность, 55-50% - предметы и товары потребленияання..

Категория \"структура экономики\" является динамичной, постоянно развивается, совершенствуется Новый этап научно-технической революции, приходится на вторую половину XX в, обусловил глубокий структурный кризис в бел льшости стран мира и в первую очередь в развитых Этот кризис связан с переходом экономики к новой фазе социально-экономического развития Сущность нынешней структурного кризиса состоит в переходе экономик и от периода индустриализации к эпохе постиндустриализацидустріалізації.

Парадигма в изменениях структурной перестройки на постиндустриальной основе предполагает преобразование элементов сферы услуг на компонент продукта материальной сферы (информация, программное обеспечение), гал отраслевых структуры экономики в межотраслевые комплексы (агропромышленный, инвестиционный, территориальный производственный комплекс и т.д.) с характерной функциональной ролью перенесения центра тяжести структурных сми н на качественный уровень (индустриализация сельского хозяйства, сферы услуг, информационные технологии.

Сегодня происходят структурные изменения в самом материальном производстве частности есть существенное изменение соотношения между добывающими, сырьевыми и обрабатывающими отраслями путем решительного перехода к ресурсозб беригаючих технологий, существенного роста интеллектуальных, наукоемких отраслей, где высоким является удельный вес высококвалифицированного труда, новейших технологий, использования науки и техники.

время сказывается ускоренный рост удельного веса сферы услуг в структуре общественного производства И это закономерный процесс для всех высокоразвитых стран Он является показателем высокого уровня развития п производительных сил, производительности общественного труда Это способствует сокращению количества работающих в сфере материального производства, одновременно обеспечивает создание такого объема материальных благ, не ли е удовлетворяет потребности населения своей страны, но и обеспечивает значительный их экспорт в другие страны Сокращение количества работающих в сфере производства позволяет их увеличение в сфере нематериального произ водства Исследования показывают, что в США 75% всех работающих заняты в непроизводственной инфраструктуры, в Европе - до 65-68% Такое соотношение между сферой материального производства и сферой услуг вы определяет качественно новую структуру и критерии эффективностивності.

Экономика Украины в конце XX в характеризуется структурным кризисом, которая сочетает в себе длительную стагнацию в традиционно важных отраслях и секторах производства, тогда как Новые отрасли могут развиваться ся ускоренными темпами Соотношение занятых в производственной сфере в непроизводственной составляет до 65% Это говорит о большие резервы по возможному использованию трудовых ресурсов создавая новые сферы в иробництва Бурное развитие производительных сил в эпоху научно-технической революции и высокая степень монополизации экономики выдвинули необходимость активного вмешательства государства в процессы структуроутворе ния На государственных и межгосударственных уровнях разрабатываются целевые программы поддержки развития и модернизации традиционных отраслей и регионов специализации с применением кредитных, налоговых рычагов регу формулировкойвання.

Для преодоления структурных кризисов концентрация ресурсов считается наиболее перспективной на тех предприятиях, пораженные кризисом отраслей, за счет экономии на издержках повышения рентабельности производств ва, его реструктуризации и технологического обновления.

течение последнего периода в Украине наблюдается трансформация структуры экономики через структурный кризис, а именно стадия структурного спада со всеми характерными признаками, продолжающееся падение Эффективно ности производства, в частности производительности труда и нормы прибыли в материальном производстве В сфере услуг эти тенденции проявляются меньше, а норма прибыли растет, что означает перераспределение ресурсов производства в пользу, возрастание роли домашних хозяйств (индивидуального производства).

Однако результаты роста экономики подтверждают, шоу структурной кризисе стадия спада постепенно меняется подъемом Базой для такого перехода должна быть стратегия государственного структурного регулирования я Опыт развитых стран утверждает, что целью структурной трансформации должен быть непрерывное развитие производительных сил общества и, особенно, развитие на базе роста, а также эконом ичного обоснование и социального справедливого распределения доходовку.

7.

Конечной целью общественного производства является удовлетворение всего многообразия потребностей людей.

Потребности носят объективный характер и выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения условий жизнедеятельности отдельной личности, социальной группы, класса, общества в целом. Стремление удовлетворить свои потребности мотивирует поведение человека, формирует совокупность ее интересов. Вследствие наличия ряда причин потребности людей очень разнообразны, удовлетворить их нелегко и все сложнее, учитывая их количественный рост и качественное совершенствование.

Побудительным мотивом к производственной деятельности и отдельной личности, и общества в целом выступают потребности.Пытаясь их удовлетворить, общество каждый раз наталкивается на относительную ограниченность производственных ресурсов. Основное противоречие экономического развития как раз и заключается в противоречии между потребностями, которые постоянно растут, и ограниченностью производственных ресурсов.

Потребность - это естественный и постоянный влечение человека к определенным условиям жизни, отсутствие которых вызывает негативные ощущения и стремление изменить такое положение вещей. Они объективной основой "идеальных побуждений" - интересов, желаний, целей человека.

Эконом.потребности – это часть человеческих потребностей, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Общая классификация потребностей зависит от выбранного критерия. В зависимости от этого потребности делятся:

1. По уровню необходимости (первоочередности):

а) потребности в предметах первой необходимости (пища, жилье, одежда);

б) потребности в предметах роскоши (яхты, норковые шубы и т. п.).

2. По объектам:

а) материальные потребности;

б) духовные потребности.

3. По субъектам:

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) общественные ;

г) коллективные потребности.

4. По формам доволен:

а) потребности, которые удовлетворяются индивидуально;

б) потребности, которые удовлетворяются коллективно (водоснабжение, газоснабжение и др.)..

5. По роли в общественном производстве:

а) потребности в предметах потребления;

б) потребности в средствах производства.

Существует классификация потребностей в соответствии с другими критериями.

В западной экономической литературе наибольшее распространение при классификации потребностей человека получила так называемая "пирамида потребностей" известного социолога США А. Маслоу, которая отражает уровне их приоритетности. В основе такой пирамиды находятся основные материальные (физиологические) потребности в продуктах питания, одежде, жилье, воспроизводстве рода. Следующий уровень - потребности "в безопасности", то есть защита лица от негативных внешних факторов (посягательство на свободу и жизнь), так и от социальных проблем (от безработицы, нищеты и т.д.). Третий уровень потребностей предусматривает потребности в отношениях между людьми, основанные на доброжелательности, любви. Четвертый - характеризует уважение к человеку со стороны других людей и самоуважении. Вершину пирамиды составляет потребность, воспроизводит человека как личность в обществе, то есть такая, которая реализуется через развитие и приумножение способностей, интеллекта и др.. и характеризуется как самореализации.

Материальные и духовные потребности практически безграничны, а это означает, что полностью удовлетворить их с помощью товаров и услуг невозможно. Этот признак свойственна именно совокупности потребностей. Что же касается потребности в конкретном товаре или услуге, то ее, конечно, можно удовлетворить. Скажем, в течение короткого периода можно купить необходимую одежду, пойти в театр или полечить зубы. Некоторые потребности могут быть удовлетворены в течение жизни человека только раз (например, операция аппендицита).

Другое дело, когда речь идет о совокупных общественные потребности. Развитие всегда порождает новые потребности, которые сразу удовлетворить невозможно. Например, еще не так давно у нас не было желания купить персональный компьютер, видеомагнитофон, электронные часы и т.п.. Более того, довольна одна потребность порождает другую: это всеобщий экономический закон, действующий как на уровне конкретного лица, так и на уровне групп людей или институтов, которые образуют общество. Сущность все общего экономического закона роста потребностей отражает внутренне необходимые существенные и стали связки между производством и потреблением, потребностями и имеющимися возможностями их удовлетворения. Его действие распространяется как на общие материальные потребности человека (пища, одежда, жилье), так и на специфические потребности, которые предопределяются социальной и культурной средой, в котором находится человек. Со временем потребности меняются, приумножаются с появлением новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта. Конечная цель, или задача экономической деятельности заключается в стремлении действовать в соответствии с этим законом и удовлетворить многогранные и разнообразные потребности и отдельной личности, и общества.

Удовлетворение потребностей связано с использованием ограниченных производственных ресурсов. Ресурсы (факторы) производства - это те материальные и нематериальные об объекты, используемые для продуцирования материальных благ и услуг. Содержание этого понятия предусматривает введение в его состав природных ресурсов человека, а также созданных им и используемых в общественном производстве.Различные ресурсы подразделяются на следующие виды: материальные ресурсы (земля и сырьевые материалы, полезные ископаемые, реки, леса и т. д.) и капитал; человеческие ресурсы - труд и предпринимательская деятельность.

Вся производственно-экономическая деятельность человека всегда и повсеместно направлялась на преодоление ограниченности ресурсов.Некоторые из них нам предоставляет природа, но эти запасы ограничены (залежи угля, руды, наличие запасов нефти, газа, других полезных ископаемых). Человеческие ресурсы ограничиваются полученным образованием, знаниями, умениями, квалификацией, то есть является следствием нашего собственного развития. Хорошо известно, что предпринимательскую деятельность не могут осуществлять абсолютно все члены общества, а только их незначительная часть. Некоторые из видов ресурсов могут воспроизводиться, и поэтому их наличие регулируется человеком.

Ограниченность ресурсов порождает потребность в их рациональном использовании и бережном отношении к ним, является одной из глобальных проблем современной цивилизации.

8. Так, "пирамида потребностей» А. Маслоу иллюстрирует устойчивую иерархию преимуществ, согласно которой каждая следующая группа потребностей оказывается и удовлетворяется после удовлетворения потребностей предыдущего уровня (рис. 2.1).

"Человек - это пирамида потребностей с биологическими в основании и духовными на вершине, - писал А. Маслоу. - Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвеличивает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребностей, к актуализации их ... то очень скоро мы сможем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствоваться ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окружающему ее миру ... что означает приближение к обществу, построенному на духовных ценностях "1 .

Вместе критики "иерархической" классификации потребностей обращают внимание на следующие черты:

- Указанный подход не учитывает индивидуальные интересы и потребности людей;

- Концепция последовательного удовлетворения потребностей не находит подтверждения на практике;

- Авторы не определяют тот минимальный уровень потребностей, который можно считать достаточным для перехода к удовлетворению потребностей следующего, более высокого уровня.

Потребности удовлетворяются в процессе потребления. Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 34.