Главные признаки международной экономики:

1. Развитые сферы международной торговли и международного движения факторов производства. Темпы увеличения объёмов международной торговли и капитализации мирового финансового рынка превышают темпы увеличения мирового ВВП.

2. Быстрое развитие международного производства,в первую очередь в пределах ТНК.

3. Росширение самостоятельной международной валютно-финансовой сферы, которая не связана с обслуживанием международного движения товаров и факторов производства.

4. Розветвленная система межнациональных и наднациональных, межгосударственных и надгосударственных,а также гражданских образований и механизмов регулирования экономики.

5. Доминирование принципов открытой экономики в экономической политике государст.

 

Для определения предмета международной экономики необходимо из системы мирового хозяйства выделить его экономическую подсистему. Международная экономика хотя и является одной из подсистем мирового хозяйства, одновременно имеет собственную логику развития и собственные подсистемы. Иными словами, выделяя международную экономику из системы мирового хозяйства, следует определить:

системные признаки (концепт) международной экономики;

материальное содержание (субстрат) международной экономики;

структуру;

субъекты.

СИСТЕМНЫЕ Проблема МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Концепт системы - это системообразующее (интегральное) отношение, выражающее единство, целостность системы: общую цель системы в целом и ее подсистем всех уровней, механизм функционирования системы в целом и ее подсистемы, а также нормы поведения ее субъектов - мотивация деятельности, принятия решений, определения критерия эффективности и т.д..

Иначе говоря, наличие специфических интегральных свойств делает многочисленность взаимосвязанных элементов системы.

С позиций современных реалий, тех сдвигов, которые происходили в развитии мирового сообщества как системообразующего связи, обеспечивающей единство-целостность международной экономики, выступают два свойства (признаки):

разновидность рыночного типа экономики, получивший название «социально-ориентированная рыночная экономика», а также переходные к ней состояния;

интернационализация национальных экономик перерастает в интеграцию и транснационализации, т.е. процесс формирования единого наднационального экономического (торгового, производственно-инвестиционного, валютно-кредитного и финансового) пространства.

Именно эти свойства определяют специфику содержания и структуры международной экономики.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА - СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЯЕМАЯ ЭКОНОМИКА РЫНОЧНОГО ТИПА

Определение международной экономики как социально управляемой рыночной системы достаточно рельефно отражает ее современное состояние:

рыночность;

достаточно ощутимое действие нерыночных, институциональных регуляторов как на региональном, так и на межрегиональном и глобальном уровнях (специализированные институты ООН, ЕС и др..)

стремление к контролю конъюнктуры мирового рынка и активного влияния па внутренние национальные рынки со стороны международных институтов, транснациональных корпораций с помощью различных инструментов, в том числе и рыночных.

Таким образом, международная экономика способна к рыночного саморегулирования по корректирующей роли ТНК, межгосударственных и надгосударственных институтов. Это является важной особенностью международной экономики.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Международная экономика является информационной экономикой в ​​информационном обществе. Это одна из граней его социального типа, определяет ее функционирование и развитие, поскольку:

информация и информационная технология является одним из решающих факторов роста производительности труда, конкурентоспособности фирмы, национального хозяйства, региональных группировок, ТНК.Конкурентоспособность на базе информационных технологий достигается вследствие резкого роста скорости экономических процессов путем снижения энергоемкости, материалоемкости, перехода к безотходного производства;

использование информационных технологий является главным фактором принятия правильных управленческих решений;

информационные технологии делают эффективными мелкосерийное производство, ориентированное на конкретного человека;

информация и информационные технологии меняют характер накопления богатства, а в конечном итоге - само понятие

«Богатство». Происходит трансформация от овеществленного богатства к знаниям и другой полезной информации. Информация, как правило, воплощается в вещественных факторах, но они не способны к самовыражению. Поэтому накопление человеческого капитала становится приоритетным.

Характерной особенностью международной экономики является то, что она с самого начала благодаря своей рыночной природе и информативности является открытой системой достаточно высокой степени открытости.

Общий уровень открытости международной экономики определяется степенью открытости ее подсистем и субъектов: прежде всего национальных экономик, интеграционных региональных группировок, транснациональных корпораций, международных экономических организаций.

Обычно под «открытостью» понимают развитие 4-х ключевых каналов, связывающих национальные экономические системы: торговлю товарами и услугами, движение капиталов, взаимообмен национальных валют, миграцию рабочей силы.

В современной мировой экономике разрешаются выделить два критерия и соответственно - два уровня открытости ее подсистем:

обусловленные международным разделением труда степень и формы по-лучености стран в международный торговый оборот;

обусловлен всемирным разделением труда степень интегрированности национальных экономик в наднациональный (региональный и глобальный) торговый и производственно-инвестиционное пространство.

На первом уровне показателем открытости может быть доля экспорта (экспортная квота) и импорта (импортная квота) в валовом внутреннем продукте (ВВП):

Ек = (Е / ВВП) х 100 \%,

где Ек - экспортная квота; Э - объем экспорта.

Ик = (И / ВВП) х 100 \%,

где Ик - импортная квота, И-объем импорта.

Комбинация экспортной и импортной квоты дает представление о масштабах связи отдельных национальных экономик с мировым рынком.

На втором уровне показателями открытости являются: степень открытости границ для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, динамика объема средств, одолженных на международных финансовых рынках, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), доля зарубежного производства ТНК в общемировом производстве товаров и услуг.

Открытость системы международной экономики объективно определяется состоянием международного и всемирного разделения труда и обусловленных этим процессом интеграции и интернационализации производства и обращения. Таким образом, международная экономика - это экономическая подсистема мирового хозяйства, специфика, цели и механизм функционирования которой определяется ее социальным типом (социально-регулируемая рыночная экономика) и процессами экономической интеграции и транснационализации. Концепт системы международной экономики определяет также специфику материального содержания этой системы и норм поведения ее субъектов.

84.Субъекты международной экономики

Для того чтобы дать системное определение предмета международной экономики, нам осталось определить основные ее субъекты.

К субъектам международной экономики относятся организации, деятельность которых (торговля, производственно-инвестиционная, валютно-финансовая) выходит за национальные границы. Это различные предприятия, фирмы, государство (как хозяйственный субъект), транснациональные корпорации и транснациональные банки. Регулирование отношений, которые складываются между этими субъектами, осуществляется на различных уровнях различными институтами:

на внутринациональных - государством;

на региональном - органами регионального сотрудничества;

• на глобальном - всемирными экономическими организациями

Международная экономика – мирохозяйственная система, охватывающая отношения между субъектами различной государственной принадлежности и государствами по поводу трансграничного перемещения товаров, услуг и факторов производства.
Субъекты международной экономики:
1) Национальные государства.
Государства как общественные институты определяют национальную стратегию, разрабатывают правовые основы развития общества, регулируют денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Это предопределяет самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе.
2) Субъекты хозяйствования.

В качестве субъектов миждународной экономики выступают организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Ключевые позиции занимают транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ).
Транснациональные корпорации – международные компании, которые владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне границ страны базирования, располагая в разных странах мира свои предприятия, объединенные единой собственностью на средства производства, и действующие согласно глобальной стратегии, разработанной главной компанией. Примеры крупнейших ТНК:Nestle, Microsoft, General Motors, British Petroleum.

Транснациональные банки контролируют сотни миллиардов долларов. Крупнейшими ТНБ являются банки США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.
3) Региональные интеграционные группировки.
Региональные интеграционные группировки представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение национальных экономик путем сближения и изменения хозяйственных механизмов, прежде всего во внешнеэкономической сфере.
4) Международные экономические организации.
В качестве носителей международной экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк.

85. Географическая структура международной экономикипретерпела за последнее столетие существенные изменения.

До конца ХIХ в. ключевые позиции занимал один экономический центр — Европа, к концу ХХ в. сформировался второй центр — США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые мировые экономические центры – Япония и СССР. После Второй мировой войны стали формироваться такие центры, как Китай, Индия, Канада, Австралия, Бразилия. В 1980-1990-е гг. еще одним центром мирового хозяйства стали новые индустриальные страны (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань).

В настоящее время (2010 г.) ведущая роль в структуре мирового валового продукта принадлежит трем центрам: Европе — 19,8%, США — 19,7%, Китаю — 13,5%.
Секторальная структура международной экономикиохватывает:
- первичный сектор – сельское, лесное и рыбное хозяйство, а также добывающая промышленность. Этот сектор непосредственно связан с природными условиями и ресурсами;
- вторичный сектор – обрабатывающая промышленность (металлургия, энергетика, химия и др.);
- третичный сектор – сфера услуг.
Иногда определяют еще и четвертый блок – информационный сектор, выделяя информационные услуги из третьего сектора.
В развитых странах общая закономерность секторальных сдвигов заключается в снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром расширении сферы услуг.

Соответственно преобладанию любого из секторов выделяются стадии экономического развития страны (группы стран):

- аграрная;

- индустриальная;

- постиндустриальная.
Отраслевая структура международной экономики: промышленность; сельское хозяйство; строительство; транспорт и связь; торговля и общественное питание; жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение; образование, наука, культура; финансы, кредит, страхование; аппарат управления и др.
В настоящее время основой экономического могущества страны являются новейшие отрасли промышленности, такие как электроника, авиакосмическая техника, энергетика, нефтехимия. В последние годы на волне научно-технического прогресса передовые позиции завоевывают биоинженерия, фармацевтика, лазерная техника и информатика.

Отраслевая структура экономики представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного производства. Традиционно отраслевая структура мировой экономики представляется следующим образом:

1. Промышленность.

2. Сельское хозяйство.

3. Строительство.

4. Производственная инфраструктура.

5. Непроизводственная инфраструктура (сфера услуг).

Такая классификация основана на международных стандартах формирования структурных элементов мировой экономики: она исходит из Международной стандартной отраслевой класиификации всех видов экономической деятельности и Международной стандартной классификации занятий, которые в свою очередь, являются составными частями системы национальных счетов.

Каждая из этих базовых отраслей может далее подразделяться на укрупненные отрасли, подотрасли и виды производства. Отраслевые пропорции или, отраслевая структура представляют собой соотношения удельных весов отдельных отраслей.

Первичные отрасли – сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Вторичные отрасли – обрабатывающая промышленность, электроэнергетика и строительство, использующие сырье первичных отраслей.

Третичный сектор – сфера услуг (финансы, страхование, образование, культура, наука, здравоохранение, деловые и иные услуги), транспорт, торговля и связь.

Международная экономическая система(МЭС) –совокупность элементов мировой экономики со свойственными каждому из них характреристиками; в процессе действия элементов мировой экономики возникают интегративные качества,хар-ки,закономерности функционирования этой системы.

Основные элементы МЭС – отдельные страны,Югруппы стран.

МЭС:

1. Высокоразвитые сраны( страны большой семёрки,ЕС,Организиции экономического сотрудничества и развития)

2. Среднеразвитые страны

3. Развивающиеся страны

4. Страны с переходой экономикой

Критерии структуризации международной экономики:

· Уровень развития национальных экономик

· Формы международных экономческих отношений и их регулирование

· Региональные интеграционные группировки

· Объекты мирового рынка

1.Уровень развития нац. экономик определяется:

-объемом ВВП на душу населения;

-эффективностью факторов производства;

-состоянием научных исследований и научных достижений;

-демографической ситуацией,наличием квалифицированых кадров;

-уровнем доходов и уровнем потебления населения;

-частью и хар-ром взаимодействия экономических укладов,механизмов риночного саморегулирования,гос-го и гражданского регулирования экономики;

-степенью интегрированности национальных экономик в международную экономику.

По уровню развития нац.экономик страны:

1. Развитие страны(промышленно развитые страны)

2. Страны с переходной экономикой

3. Развивающиеся страны

2.Формы международных экономических отношений:

1. Международная торговля

2. Международное движение факторов производства

3. Международные финансово-валютные отношения

3.Принадлежность стран к региональным интеграционным группировкам:

1. Европейское – ЕС

2. Евразийское – СНД

3. Северо-американское – НАФТА

4. Северо-восточно-азиатское – АСЕАН

4.По хар-ру экономических объектов рыночных отношений составные мирового рынка:

1. Рынок товаров и услуг

2. Рынок рабочей силы

3. Рынок капиталов

4. Валютный рынок

5. Рынок ценных бумаг

86. Основными направлениями стимулирования занятости путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы, требующие создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне, являются следующие:

1. Стимулирование спроса на рабочую силу. Оно подчинено потребностям и

интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом - обеспечить

конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

Первое и основное направление стимулирования спроса на рабочую силу -

сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация

излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих

предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти,

содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере

производства потребительских товаров и услуг.

Второе направление - создание рабочих мест на основе развития

предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в

практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест

(хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля

кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий

положительное влияние на стимулирование спроса на рабочую силу может

оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных

предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных

подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их

экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы

своей деятельности за счет внешних заказов.

Третье направление - организация оплачиваемых общественных работ. Это

пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление

безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом,

уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов

управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются

ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких

работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и

привлекательным для человека при наличии действительного, а не

искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной

деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы

занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей

общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения

рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее

распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт

ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его

прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с

привлечением безработных и оплатой труда из средств предприятия и фонда

занятости.

Четвертое направление - создание рабочих мест для лиц с ограниченной

возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно

выраженную социальную направленность, и в этом случае сохраняется первичное

значение спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и

характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или

услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических

возможностей человека, в то же время способствуя его трудовой реабилитации.

С этой целью должна осуществляться политика поддержки предприятий,

создающих указанные рабочие места как по собственной инициативе, так и в

порядке квотирования путем освобождения их от налогов на прибыль от

реализации соответствующей части продукции.

2. Стимулирование предложения рабочей силы. Оно отражает потребности и

интересы работника, руководствующегося главным мотивом - получить работу,

устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате.

Первое и основное направление политики стимулирования предложения рабочей

силы - содействие профессиональной подготовке и переподготовке,

ориентированной на занятость с учетом персональных интересов, а также

содействие трудоустройству (включая профориентацию и профконсультирование).

Второе направление - информационные компании и другие меры стимулирования

активных поисков работы и содействия занятости, включая самозанятость. Меры

по содействию самозанятости - льготное налогообложение и предоставление

кредита на выгодных условиях для приобретения необходимых средств

производства. К этому направлению следует отнести и скоординированную и

взвешенную миграционную политику, включающую субсидирование территориальной

подвижности и построенную с учетом ситуации на рынке труда и с задачей его

максимальной мобилизации.

 

Зарубежные исследователя выделяют в настоящее время три модели политики

стимулирования занятости в промышленно развитых странах, исходя из

признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и

производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в

большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей

производительности труда в стране.

 

Первая модель, которую иногда называют американской, предполагает создание

рабочих мест с низкой производительностью для значительной части

трудоспособных граждан, которые имеют, соответственно, и низкие доходы.

Формально безработица уменьшается, но появляется обширный класс "новых

бедных" - работающей бедноты.

 

Вторая модель, присущая в основном Скандинавским странам, ориентируется на

обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания

рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными

условиями труда и оплаты. Недостаток такой политики - расчет только на

государственные финансовые средства, ограничение и истощение которых

(подстегиваемое еще инфляцией) неминуемо ведет к спаду производства и

резкому сокращению рабочих мест.

 

Наконец, третья модель политики занятости, которую называют европейской,

основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности

труда и, соответственно, росте доходов работающей части населения. Такая

политика требует создания дорогостоящей системы пособий для

увеличивающегося количества безработных. Самые неприятные последствия такой

политики - длительная, устойчивая безработица и непомерная ноша социальных,

экономических и финансовых издержек, связанных с ней.

 

Новые процессы и тенденции в экономике и сфере занятости повлияли на

изменение политики регулирования рынка труда, причем как на макроуровне,

так и на микроуровне.

 

На макроуровне новые подходы в политике занятости промышленно развитых

стран проявляются в повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на

рабочую силу, которое, в частности, выражается и в свертывании социальных

программ на уровне государства. При этом сохраняется стимулирование

активной политики занятости путем финансирования дополнительных рабочих

мест, расширения систем обучения и переобучения. Появились проекты

реформирования систем страхования по безработице, предусматривающие

ужесточение условий выплаты пособий.

 

Новыми можно считать попытки усилить роль бизнеса в решении социальных

проблем и, в частности, проблем занятости. Правительства многих европейских

стран ориентируют частный сектор на более активное участие в совместном

регулировании социальных проблем, не ограничиваясь выделением средств на

социальные нужды.

 

Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со

стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад

существенно усилил этот процесс. Конкретно политика предпринимателей и их

объединений проявляется в форме традиционного сдерживания роста заработной

платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широкого

использования неполной занятости, временной работы и т.д. Как реакция на

обострение кризисных явлений появились и некие новации со стороны

предпринимателей, а именно - сокращение программ социального страхования в

фирмах, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Но при

этом повышение требований к качеству рабочей силы заставляет их расширять

программы профессионального обучения, переобучения и повышения

квалификации. Своего рода компенсацию предприниматели получают, проявляя

гибкость в вопросах найма, увольнения и перемещения работников в фирмах,

применения различных режимов труда в интересах фирмы.

87. Естественное движение населения - это изменение численности и состава населения в результате рождаемости и смертности без учета механического перемещения (миграции). Население увеличивается за счет естественного прироста населения, то есть превышение числа родившихся над числом умерших за год. Может она и уменьшаться вследствие депопуляции, то есть преобладание числа умерших над числом родившихся. Для Украины характерен последний процесс. В 2004 г. общий показатель рождаемости составил 9,0 на 1000 человек, а смертности - 16,0 на 1000 человек, то есть произошло уменьшение населения на 7 человек на каждую тысячу населения.Особенно интенсивно уменьшается население Черниговской, Винницкой, Житомирской и других центральных областей нашего государства.

Причинами него явления является экологический кризис, вызванный неправильной эксплуатации большого количества "грязных" предприятий, а также радиационное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы. На естественный прирост населения влияет также экономический кризис - следствие социалистического способа производства.

Главная же причина превышения смертности над рождаемостью, а рост смертности и уменьшение рождаемости в Украине началось еще с 1965 года, кроется в подрыве жизненной силы украинского народа в результате истребления самой здоровой, жизнеспособных части нации при голодоморов, войн и репрессий во времена пребывания нашего государства в составе Советского Союза.

Негативно сказывается на естественном приросте населения и распад традиционной украинской семьи, сопровождающееся ростом количества разводов. В 2004 г. она достигла 3,6 на 1000 человек населения, что составляет 58% от зарегистрированных браков.


















Дата: 2018-11-18, просмотров: 45.