Определение входных барьеров отрасли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «барьеров рынка» было введено Дж. Бейном в 1956 году[7]. В своей работе он обратил внимание на наличие факторов, препятствующих фирме производителю войти на рынок, либо выйти с него. Барьеры входа принято классифицировать на нестратегические – сформировавшиеся в соответствии с воздействием макросреды, и стратегические - формируемые поведением участников на самом рынке.

Рассмотрим основные показатели оценки барьеров входа.

1. Показатель минимально эффективного выпуска является показателем характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба (МЭВ, MES).

Минимально эффективный выпуск - это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. Количество фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек к минимальному эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична). 

                                 (4)

где n - число фирм в отрасли; Qd - рыночный спрос по цене; min LRAC - издержки на единицу продукции; q - минимально эффективный выпуск. 

Если в отрасли окажется число фирм, большее n, по крайней мере, часть из них будет производить товар с издержками, большими минимального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня минимальных средних издержек, так что ряд фирм будут терпеть убытки и будут вынуждены прекратить производство. 

Дополнительной информацией, необходимой для вывода о высоте барьеров входа в отрасль, служит показатель преимущества в издержках - отношение средней величины добавленной стоимости на одного работающего крупных предприятий к соответствующему показателю для мелких предприятий отрасли. Исследования западных ученых показали, что высокий минимально эффективный объем выпуска лишь тогда создает существенные барьеры входа в отрасль, когда показатель преимущества крупных предприятий в издержках

выше 1,25.

2. Норма входа фирм на отраслевой рынок:

         (5)

где Мв - число фирм на начало года; ∂ - число вошедших на рынок фирм за год. 

1. Наряду с нормой входа на рынок рассчитывают показатель нормы проникновения новых фирм на действующий рынок:

     (6)

 

где Qв - выпуск (объем продаж) новых фирм; Q∂ - выпуск (объем продаж) действующих фирм.

Величина показателя характеризует степень влияния продукции вошедших фирм на общее состояние отраслевого рынка. Немаловажным является изучение процессов, которые связаны со временем достижения входящими фирмами размеров действующих на отраслевом рынке. Эта величина показывает в течение какого времени входящая фирма достигает размеров действующих на отраслевом рынке субъектов.

2. Показатель абсолютных преимуществ. Абсолютные преимущества означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функций издержек потенциальных конкурентов. Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и/или более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций. Высота этого барьера определяется отношением средних издержек фирм, желающих войти в отрасль, к средним действующим в отрасли. Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей «отдачи от масштаба».

Барьер относительных преимуществ в уровне затрат иногда оценивают путем сопоставления объема выпуска продукции на одного занятого в фирме. Данное соотношение получило наименование «индекс барьера» (Iв):

Iв = q / ч, (7)

где q – объем выпуска продукции фирмы; ч – численность персонала фирмы.

Чем выше значение данного показателя, тем более высокими являются барьеры относительных издержек для какого-либо отраслевого рынка.

3. Показатель выживания фирм на отраслевом рынке в виде доли тех оставшихся на нем фирм, которые вошли на него один, два, три года назад. Соответствующую оценку дают на основании анализа банкротств, слияний и поглощений фирм, относительно недавно вошедших на рынок, т.е.

(8)

 

Помимо показателей входа оцениваются и показатели выхода:

Распространенным показателем выхода фирм с отраслевого рынка является норма выхода:

  (9)

где Му - число фирм, ушедших с рынка в течение года; М∂ - число действующих фирм на конец года.

 Барьеры входа и выхода в краткосрочном периоде играют стимулирующую роль, развиваюn конкуренцию на рынке, но в долгосрочном периоде они могут нанести урон экономике, выполняя стагнирующую роль. Экономические потери зависят от уровня барьеров и от развития рынка.

Наличие барьеров входа увеличивает монопольную власть старых фирм и, следовательно, прибыль. Но на практике стратегические барьеры встречаются довольно редко. Это связано с тем, что инвестиции в создание стратегических барьеров, сделанные одной фирмой отрасли, порождают существенный положительный эффект для прочих фирм рынка. Если вход успешно предотвращен, то все фирмы рынка выигрывают, независимо от того, вкладывали ли они средства в создание барьера. Наличие положительного внешнего эффекта порождает проблему «безбилетника» со стороны старых

фирм отрасли. Каждая фирма полагается на то, что другая фирма отрасли произведет необходимые стратегические инвестиции, а сама она воспользуется их положительными результатами.

Д. Бейн преложил следующую классификацию отраслей в зависимости от высоты барьеров входа:

1) отрасли со свободным входом. Здесь наблюдается полная мобильность ресурсов. Капитал и труд свободно и беспрепятственно перетекают между отраслями. Цена равновесия устанавливается на уровне предельных издержек. Характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной. Отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат, т.е. рынок работающей конкуренции.

2) отрасли с неэффективными барьерами. Барьеры существуют, но носят преимущественно краткосрочный характер. С точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести затраты по возведению входных барьеров. В этом случае  мы говорим о рынке монополистической конкуренции.

3) отрасли с эффективными барьерами. В данном случае наблюдается замедленный вход фирм. Барьеры существуют, но в долгосрочном периоде какая-то часть фирм все-таки может просочиться в отрасль. Здесь налицо рынок доминирующей фирмы, олигополии.

4) отрасли с блокированным входом. Налицо существенные барьеры как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Новые фирмы не могут войти на рынок. На каждом из них обычно функционирует фирма – естественный монополист. Число фирм остается стабильным все время.

Таким образом, уровень барьеров входа (выхода) является базовыми условиями характеризующими структуру отраслевого рынка.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 744.