Определение границ отраслевого рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбор показателя оценки размера фирм в отрасли

Выбор показателя размера фирм является определяющим моментом при проведении анализа структуры отраслевого рынка. Основными показателями размера фирм являются:

- доля продаж фирмы в рыночном объёме реализации;

- доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм на рассматриваемом рынке;

- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Выбор осуществляется в зависимости от целей исследования.

Используя имеющиеся базы данных чаще всего анализ строится, используя открытые данные предприятий и в качестве показателя размера фирм могут быть использованы выручка от реализации продукции и прибыль фирмы.

Выручка от реализации и прибыль являются достоверными показателями отражающим долю рынка, учитывающие не только производственные возможности промышленного предприятия, но и эффективность управления.

Определение границ отраслевого рынка

В теории выделяют три вида границ отраслевого рынка: продуктовые, географические и временные.

Наиболее сложные в определении являются продуктовые границы. Согласно[6], процесс определения продуктовых границ рынка предполагает: составление перечня товаров-заменителей, оценка уровня перекрестной эластичности спроса на них, степень их заменимости, как с точки зрения потребителей, так и производителей.

Рассматривая отрасли промышленности, определение продуктовых границ должно строится исходя из следующих особенностей.

 Виды деятельности промышленных предприятий четко определены, в соответствии с кодом ОКВЭД, что существенно упрощает процесс сбора и обработки статистической информации. При этом ассортимент может быть достаточно широкий и предполагает выпуск сопутствующей продукции, тогда есть смысл рассматривать продуктовые границы рынка в рамках кода ОКВЭД на уровень выше.

Ещё одной особенностью определения границ рынка промышленной продукции в рамках кода ОКВЭД, является выпуск достаточно широкого ассортимента продукции в рамках одного кода. При этом, ассортимент может не совпадать и не иметь заменителей. Например, производство аккумуляторов, предполагает большой ассортимент, но ассортимент конкретного предприятия не полностью повторяется у конкурента. Соответственно, такая ситуация существенно сужает продуктовые границы рынка, сводя его к отдельному продукту или группе продуктов.

Поскольку, объектом изучения структуры рынка является отрасль, то в этом случае следует ориентироваться на предприятия, работающие в рамках определённого кода ОКВЭД, но в качестве корректирующего показателя использовать показатель специализации. Который рассчитывается по следующей формуле:

 (1)

Где Кс- коэффициент специализации предприятия отрасли, Капп – количество ассортиментных позиций предприятия, ОКапо – общее количество ассортиментных позиций, входящих в соответствующий код ОКВЭД.

Анализируя отраслевое значение коэффициента специализации необходимо рассчитать среднеарифметическое по 5 крупнейшим фирмам в отрасли. Данная информация доступна только на сайте производителей. При этом среднеарифметическое значение будет достаточно репрезентативно для понимания сложившейся специфики.

Значение этого показателя менее 20%- соответствует высокому уровню специализации предприятия, от 20%-до 60% среднему уровню специализации и от 60% до 100%- низкому уровню специализации. Таким образом, высокое значение уровня специализации должно предполагать сужение границ отраслевого рынка, и как следствие повышение уровня концентрации рынка в рамках рассматриваемого кода ОКВЭД.

Географические границы рынка определяются особенностями потребления продукции, ее предназначения, уровнем развития инфраструктуры рынка и стратегической ориентацией предприятия. Если промышленное предприятие производит продукцию, потребляемую на территории конкретного региона, наличие длинных логистических цепочек существенно сказывается в цене, то и границы рынка вероятнее будут соответствовать региону.

Если основные потребители продукции промышленного предприятия находятся в пределах страны, то рынок следует рассматривать как страновой.

И третий вариант, когда предприятие имеет потребителей в других странах, основные маркетинговые усилия направленны на внешний мировой рынок, то границы ранка определяются в соответствии с региональным разделением мирового рынка.

Временные границы рынка определяются целями и задачами самого исследования. Констатация ситуации предполагает период от 1 года до 3 лет, если анализ делается с целью выявления динамических и институциональных особенностей развития отраслевого рынка, то временные границы должны быть существенно раздвинуты – от 10 лет и более.

В странах Европейского союза кроме указанных  критериев определения границ рынка также используются следующие:

 1. Показатель изменения выручки при изменении цены. Данный показатель основан на концепции прямой ценовой эластичности. Под рынком исследуемой продукции понимается рынок таких товаров, которые чутко реагируют на изменение цены. Если при росте цены исследуемого товара выручка от реализации сокращается, значит, у данного товара существует близкий заменитель, который необходимо учитывать при определении рынка, если выручка от реализации не сокращается, значит близкие заменители отсутствуют, и границы рынка определены достаточно полно.

2. Корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми заменителями, то есть составляют один рынок. Данный критерий основывается на концепции перекрестной ценовой эластичности. Если товары А и В служат близкими заменителями, рост цены товара А приведет к увеличению спроса на товар В и, как следствие, рост цены товара В.

3. Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному локальному рынку выделяют 28 одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие барьеров входа, различия в ценах, транспортные издержки и др.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 448.