Лекция № 1 - « Зарубежный этап развития анатомии ЦНС. Отечественный этап развития анатомии ЦНС »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура лекции:

1. Общие положения анатомии как науки.

2. Основная анатомическая терминология.

3. Краткий очерк истории анатомии.

Методы обучения – лекция, метод демонстраций.

Средства обучения – аудиовизуальные, символические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

 

Литература: Воронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Н. В. Воронова, Н. М. Климова, А. М. Менджерицкий. -, 2005; М.: Аспект Пресс, 2005. – 127 с.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАТОМИИ КАК НАУКИ

Анатомия человека (греч. аnatomё - рассечение, расчленение)- наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

Старая описательная анатомия ставила перед собой только один вопрос - как устроен организм, изучала статические взаимосвязи и отношения, и не стремилась вскрывать законы развития организма. То есть, для старого подхода в анатомии характерен был метафизический подход. (Метафизикой в философии называется подход к явлениям природы и общества как к неизменным и изолированным друг от друга, т. е. метод, прямо противоположный диалектике, рассматривающей все явления в их развитии, изменении и взаимной связи).

Напротив, современная анатомия стремится выяснить не только - как устроен организм, но и почему он так устроен. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма. Поэтому современная анатомия придерживается диалектического подхода, рассматривая организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, независимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования. Диалектика в противоположность метафизике учит, что в природе все изменяется и развивается. Организм человека тоже не представляет собой нечто застывшее, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует - как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных - филогенез (фило - род, генезис - развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сравнивает строение различных животных и человека.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез (антропос - человек). Для этого используются преимущественно данные антропологии - науки о человеке. Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида - онтогенез (онтос - особь) в течение всей его жизни:

- утробной, эмбриональной (эмбриогенез);

- внеутробной, постэмбриональной или постнатальной (пост - после, натус - рожденный), от момента рождения до момента смерти.

Утробный процесс развития изучает наука эмбриологии (эмбрион - зародыш). Постнатальный период - сфера интересов возрастной анатомии. Последний период онтогенеза - старение - составляет предмет геронтологии - науки о старости (герон - с греч. - старик).

В результате указанных подходов современная анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.

Диалектика учит, что форма и функция находятся в единстве и взаимно обусловливают друг друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, так же как нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в неразрывной связи с их функцией, что составляет функциональную черту анатомии.

Наконец, изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта анатомии).

Следовательно, анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний - сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической (системной). Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи формы с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. В конце прохождения курса анатомии все системы изучаются вместе, как они существуют в живом организме. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и, особенно, с нервной системой, объединяющей организм в единое целое.

Существующие в целом организме связи могут быть изучены только при сопоставлении данных анатомии с данными других сопредельных дисциплин.

Так как человек является высшим продуктом развития живой материи, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы.

Анатомия, изучая эволюцию развития систем и органов у животных - от низших до высших - использует данные палеонтологии и зоологии.

Используя методы вариационной статистики, анатомия изучает индивидуальную изменчивость форм и строения тела человека и всех составляющих его частей и органов. При этом устанавливаются крайние формы индивидуальных различий и наиболее часто встречающиеся индивидуальные анатомические особенности, выявляются корреляции, закономерности взаимоотношений индивидуальной изменчивости отдельных органов или частей тела и телосложения человека в целом. Следовательно, анатомия использует достижения математики и статистики.

Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии. Однако «человек - это животное, делающее орудия». В этом классическом определении философа В.Франклина, отражены 2 стороны: биологическая («человек - это животное...»), указывающая на родство человека с животным миром, и социальная («...делающее орудия», то есть видоизменяющий окружающий мир), подчеркивающая его социальную природу. Следовательно, необходимо учитывать ведущее значение общественных условий в развитии человека. Поэтому анатомия человека выходит за пределы биологии и соприкасается с социальными науками, в том числе, психологией.

Исходя из вышеизложенного, трудно переоценить значение анатомических знаний в процессе овладения многими биологическими науками. Достаточно привести слова выдающегося московский врача А.П. Губарева, который утверждал, что «...без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки».

Анатомия имеет огромное значение для формирования мировоззрения не только врача, но и профессионального психолога. Она вооружает его фактами для диалектико-материалистического познания статики и динамики целого организма и отдельных органов в причинной зависимости от функциональных факторов, факторов окружающей среды, профессиональных факторов, воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности.

В анатомии принято различать макроскопическую анатомию, сфера которой - изучение строения тела и органов, производимое либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов, дающих малое увеличение (лупы), и микроскопическую анатомию, которая изучает форму и строение органов и тканей на микроскопическом уровне с помощью светового микроскопа.

Еще более тонкое строение тела, клеточную организацию тканей изучает наука о тканях - гистология и наука о клетке – цитология.

Исходным и исторически первоначальным методом изучения строения тела человека и животных является расчленение, анализ, сопровождаемые тщательным описанием наблюдаемых картин. Преобладание описательного направления в практике исследований привело к выделению описательной анатомии.

Накопленный ею фактический материал явился фундаментом для разграничения нескольких форм описательной анатомии. В зависимости от плана изложения этого материала различают:

-систематическую;

-топографическую;

-патологическую;

-пластическую.

Систематическая анатомия описывает форму, строение и расположение органов по системам. Сначала излагается остеология (наука о костях), составляющих твердую основу тела; затем синдесмология, (наука о суставах и связках); потом миология (учение о мышцах).

Строение органов пищеварения, дыхания, мочеотделения и половых органов входит в спланхнологию (учение о внутренностях). Особым разделом анатомии являются ангиология посвященная изучению сосудистой системы (кровеносные сосуды и лимфатические узлы); Наконец, крайне важная для нас: неврология -изучающая спинной и головной мозг и периферические нервы; эстезиология - наука изучающая органы чувств, наконец эндокринология (наука об органах внутренней секреции).

Топографическая анатомия описывает форму и строение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение органов, их отношение к кровеносным сосудам и нервам.

Патологическая анатомия, в отличие от изучения нормального здорового организма (нормальной анатомией) имеет дело с больным организмом и болезненными изменениями его органов.

Пластическая анатомия обращает главное внимание на статику и динамику внешних форм тела, а внутреннее строение рассматривает преимущественно, чтоб понять выразительность внешних форм тела человека. Изучая их, врач может судить об изменениях физического и психического состояния больного.

Пластическая анатомия имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, искусства кино (театра). Так, и Леонардо да Винчи и Микеланджело изучали анатомию, чтобы использовать полученные знания при создании своих бессмертных произведений.

Родоначальник советского кино Сергей Эйзенштейн также уделял очень большое значение пластической анатомии. Посредством знаний основных законов пластической анатомии он добивался в своих картинах большой выразительности и правдоподобия. Знания пластической анатомии используются в криминальной психологии, в медицинской психологии для оценки психофизиологического состояния человека.

Существуют также ответвления анатомии:

-динамическая;

-возрастная;

-типовая;

-рентгеноанатомия.

Динамическая анатомия (кинезиология), изучает всевозможные движения человеческого тела и те морфологические изменения в организме, которые при этом происходят. Полученные результаты используются в спортивной медицине, военной и авиационной медицине (например, при катапультировании летчика, при исследовании минно-взрывных ранений и др.).

Возрастная анатомия ставит целью изучить анатомические особенности организма в возрастном аспекте.

Типовая анатомия изучает соотношение между внешними формами и его внутренним строением.

Рентгеноанатомия - особый раздел анатомии, выделившийся в связи с применением открытых К.Рентгеном лучей для изучения организма человека и животных. Она опирается на данные, полученные как при посмертных исследованиях областей тела и органов, так и при диагностической рентгеноскопии (рентгенографии). Одним из первых (1896) применил рентгеновские лучи в практике анатомических исследований - выдающийся отечественный анатом В.Н.Тонков. В настоящее время достижения рентгеноанатомии широко применяются в практической медицине. Помимо традиционной рентгеноскопии и рентгенографии используются более совершенные техники, например, томография.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 316.